Рейтинг Москвы отражает положение этого города, являющегося экономическим, административным и финансовым центром России (Российская Федерация: рейтинг по обязательствам в иностранной валюте: ВВВ/Негативный/А-3; рейтинг по обязательствам в национальной валюте: ВВВ+/Негативный/А-2; рейтинг по национальной шкале: ruAAА), а также его диверсифицированную экономику с хорошо развитым сектором услуг и высокий уровень благосостояния, намного превышающий средний по России. Другими положительными факторами являются низкий в настоящее время уровень расходов на обслуживание долга (до 2015 г. они не превысят 7% общих расходов бюджета), взвешенный подход к управлению долгом и высокие, хотя и снизившиеся в последнее время, показатели текущего баланса бюджета.

Сдерживающее влияние на уровень рейтинга оказывают ослабление очень хороших в прошлом финансовых показателей и показателей долговой нагрузки вследствие экономического спада, низкая предсказуемость и гибкость бюджетной политики, начальный уровень практики долгосрочного планирования и повышение уровня условных обязательств.

Москва занимает уникальное положение как столица России и ее коммерческий центр. Она производит более 20% валового регионального продукта (ВРП) страны. В Московском регионе проживает более 12% всего населения России.

Кроме того, Москва имеет высокие показатели благосостояния: ВРП на душу населения превышал среднероссийский показатель в 3 раза, а уровень безработицы по-прежнему находится на беспрецедентно низком уровне 3,7% в период экономического спада. Негативным обстоятельством является то, что ожидаемое сокращение деловой активности в финансовом секторе, розничной торговле и строительстве, а также снижение мировых цен на сырьевые товары вследствие мирового финансового кризиса могут привести к более значительному, чем средний показатель, экономическому спаду — около 10% в 2009 г. В дальнейшем рост ВРП возобновится и будет умеренным — в 2010-2011 гг. он составит 2-3%.

Бюджетная политика Москвы недостаточно предсказуема ввиду все еще слабой институциональной среды, начального уровня практики долгосрочного планирования и зависимости города от нестабильных, регулируемых федеральным законодательством налоговых поступлений. Мы ожидаем, что в 2009 г. эти налоговые поступления составят около 80% текущих доходов Москвы. Кроме того, город подвергается рискам, связанным с изменениями в системе регулирования энергетического сектора и колебаниями мировых цен на энергоносители. Финансовая политика города остается краткосрочной и недостаточно предсказуемой, особенно в отношении инвестиций.

Сокращение налоговых поступлений, особенно от налога на прибыль предприятий, может привести к значительному — на 20% — сокращению текущих доходов в 2009 г. Несмотря на это, мы ожидаем, что уровень текущего профицита останется высоким: около 15% текущих доходов благодаря очень высоким показателям исполнения бюджета, которые город демонстрировал в предыдущие годы.

Гибкость расходов сдерживается высокими потребностями в финансировании инфраструктуры, особенно транспортной и энергетической. Несмотря на экономические трудности последнего времени, город планирует сохранить капиталовложения на максимально высоком уровне — в среднем около 25% совокупных расходов в 2009-2010 гг., что, однако, заметно ниже, чем в 2008 г. (40%). Поэтому мы ожидаем, что город увеличит дефицит бюджета после капитальных расходов примерно до 15% совокупных доходов — это самые слабые показатели за последние 10 лет. Мы полагаем, что дефицит будет наполовину финансироваться за счет аккумулированных городом денежных средств, а остальная часть — за счет новых заимствований.

Несмотря на повышение уровня долга, долговая нагрузка Москвы, вероятнее всего, останется умеренной в среднесрочной перспективе: расходы на обслуживание и погашение долга на уровне 7% текущих доходов прогнозируются как минимум до 2015 г. благодаря политике и практике взвешенного управления долгом. В 2009 г. город планирует вдвое увеличить долю прямого долга в текущих доходах, но она по-прежнему останется умеренной — 20%. Мы полагаем, что в 2010-2011 гг. объем долговых обязательств города останется в пределах установленного внутренними документами предельного значения около 25% текущих доходов.

В 2009 г. Москва в первый раз после 2006 г. станет нетто-должником, поскольку чистые финансовые обязательства города достигнут положительной величины, но останутся на низком уровне 10% консолидированных текущих доходов. Однако, по нашему мнению, несмотря на это прогнозирование наращивания долга, данный показатель останется ниже 20% до 2012 г.

В период экономического спада город также подвержен более высокому риску того, что вероятность реализации его условных обязательств увеличится, что будет обусловлено ухудшением финансовых показателей многочисленных компаний, принадлежащих городу, и Банка Москвы, мажоритарным акционером котором является Правительство Москвы. По нашим оценкам, объем потенциальной поддержки, которую Москва может предоставить принадлежащим городу компаниям, составляет около 350 млрд руб., или 35% всего доходов города.

Ликвидность

Аналитики агентства оценивают показатели ликвидности Москвы как высокие. Город по-прежнему имеет хороший доступ к финансовым рынкам и поддерживает остатки денежных средств на уровне, значительно превышающем годовые расходы на обслуживание и погашение долга. Ожидается, что город будет поддерживать остатки денежных средств в размере не менее 80 млрд руб. в 2009-2011 гг., и эти средства с запасом покроют расходы на обслуживание и погашение долга в ближайшие 12 месяцев. Несмотря на то, что обязательства в иностранной валюте составили почти 26% прямого долга города в 2008 г., соответствующие валютные риски минимальны благодаря ровному графику долговых выплат.

Прогноз

Прогноз по рейтингам Москвы — «Негативный». Он отражает аналогичный прогноз по рейтингам Российской Федерации и определяется нашим предположением о том, что долговая нагрузка города увеличится, а показатели исполнения бюджета ухудшатся, хотя и останутся на высоком уровне в 2009-2011 гг. Аналитики также полагают, что реализация важных капитальных инвестиционных проектов может быть отложена. Благодаря взвешенному управлению долгом город, скорее всего, сумеет снизить остроту проблем, связанных с сохраняющимися негативными настроениями рынка.

В случае понижения нами рейтингов Российской Федерации рейтинги Москвы также могут быть понижены. Однако даже если суверенные рейтинги останутся на текущем уровне, рейтинги Москвы могут оказаться под давлением в случае существенного и неоднократного сокращения налоговых доходов или серьезного изменения взвешенной в настоящее время долговой политики города. Существенное истощение резервов города до уровня ниже прогнозируемого или реализация рисков условных обязательств могут отрицательно повлиять на ликвидную позицию города и привести к негативному рейтинговому действию.

Позитивное рейтинговое действие в отношении суверенного правительства не приведет к автоматическому позитивному рейтинговому действию в отношении Москвы; такое позитивное действие будет обусловлено восстановлением денежных резервов города и поддержанием низкого уровня дефицита после капитальных расходов.

Источник: Standard & Poor's