1. Ужесточить антикоррупционную и антирейдерскую составляющую в государственном управлении. Исключить возможности использования затруднительной для бизнеса ситуации для перехвата или отъема собственности.

2. Использовать ресурсы и активы, которые поступали в бюджетную систему последние годы благодаря усилению роли государства в экономике, для стимулирования развития частного бизнеса и поддержания предпринимательской активности, параллельно создавая необходимые условия для повышения его роли в экономической и социальной политике.

3. Ввести и сделать публичными прозрачные принципы предоставления государственной поддержки компаниям. Обеспечить при принятии решений об оказании государственной поддержки баланс интересов всех секторов экономики. При этом целесообразнее идти не по пути поддержки отдельных компаний, а стимулирования спроса через госпроекты /инфраструктура, строительство и т.д./. Это более прозрачная, эффективная, и при этом менее инфляционная мера, чем простая "раздача" денег из бюджета.

4. Пересмотреть ряд "политических" решений, оказавших крайне негативное воздействие на бизнес-климат в стране.

5. Принять конкретные решения по роли компаний с госучастием/госкорпораций в экономике /определение жестких сроков существования для каждой из госкорпораций; фиксация порядка приватизации госкорпорации и поддержки за счет полученных от приватизации средств институциональных реформ, например, пенсионной реформы/.

6. Уже сейчас принять решения по стимулирующим мерам, которые будут реализованы для обеспечения выхода на устойчивые темпы роста экономики в среднесрочной перспективе. Важно не принимать решений, ухудшающих деловой климат и условия ведения бизнеса. Кризис – не время для усиления налогового бремени и ужесточения контроля.

7. Использовать ситуацию на финансовых рынках для завершения давно назревших реформ /центральный депозитарий, объединение торговых площадок и т.д./, которые позволят обеспечить и развитие финансовой инфраструктуры, и оперативную реакцию на любые проявления кризиса. Отдельный вопрос – повышение защищенности инвесторов, работающих через финансовые институты. Целесообразно обсудить возможность либо создания единого мегарегулятора для банковской и финансовой сферы, либо распространения на финансовые институты, нуждающиеся в господдержке, требований банковской системы.

"Эти предложения – не окончательная позиция РСПП, а идеи по борьбе с кризисом для обсуждения с руководством страны. Сейчас такой диалог ведется лишь с ограниченным количеством компаний. Мы считаем, что перечень участников обсуждения должен быть расширен и создана площадка для оперативного взаимодействия государства и бизнеса в кризисных ситуациях", - говорится в пресс-релизе РСПП.

По мнению РСПП, "подушка безопасности", благодаря которой граждане страны пока не почувствовали глубину кризиса, имеет ограниченный ресурс – порядка двух лет. В этой связи РСПП считает своей главной задачей сохранение устойчивых темпов роста экономики России и достигнутого уровня жизни граждан. В условиях мирового кризиса чрезвычайное значение приобретают государственные решения, которые должны быть хирургически точны и взвешены и основываться на известном принципе "не навреди". Необходимо отказаться от принятия радикальных мер, противоречащих логике модернизационной политики. Необходимо избежать кризиса доверия, который может серьезно удлинить сроки выхода из кризиса и привести к социальной нестабильности.

Источник: АЭИ "ПРАЙМ-ТАСС"