Рейтинг отражает способность ГИБ обслуживать жилищные ипотечные кредиты и управлять просрочками платежей на ранних стадиях, как правило, менее 60 дней. Рейтинг также учитывает прогнозы существенного роста банка в течение следующих пяти лет и основан на детальном и документальном анализе необходимых ресурсов для управления таким ростом, таких как платежеспособность и кадры банка. Дополнительным преимуществом ГИБ является развитая технологическая платформа, а также обеспечение достаточной безопасности и процедур контроля и наличие тщательно разработанной программы аварийного восстановления работоспособности системы. Помимо указанных факторов ГИБ имеет высокое качество управления рисками и хорошо разработанные процедуры внутреннего контроля, о чем свидетельствуют надежные процедуры внутреннего аудита в дополнение к срокам работы менеджмента и сотрудников, которые соответствуют длительности работы банка на рынке.

ГИБ проводит активное управление неплатежами на ранних стадиях, предусматривающее, в частности, устное и письменное общение с заемщиками в течение нескольких дней после даты неплатежа, и такой подход соответствует процедурам других сервисеров, работающих на российском рынке. В то же время банк имеет очень ограниченный опыт по управлению задолженностью и процедурам взыскания задолженности по просроченным кредитам. На данном этапе банку не присвоен рейтинг специального сервисера ввиду недостаточного опыта в особых случаях обслуживания кредитов. Fitch также отмечает, что ввиду низкого уровня неплатежей на российском ипотечном рынке лишь у небольшого числа сервисеров есть значительных опыт по специальному обслуживанию кредитов. В документации по сделке с ипотечными ценными бумагами ГИБ имеет статус специального сервисера, и агентство отмечает такой благоприятный фактор, как наличие в банке юридического департамента, который хорошо осведомлен об изменениях в российском законодательстве в отношении взыскания задолженности по ипотечным кредитам.

ГИБ был основан в марте 2004 г. и в 2006 г. приобретен компанией Morgan Stanley (рейтинг «AA-» (AA минус)/ «F1+», прогноз «Негативный»). Деятельность ГИБ сосредоточена в Москве и Санкт-Петербурге. Также банк имеет еще 12 региональных офисов. На фоне роста активности на рынке кредитования в России, до конца 2007 г. ожидается открытие еще 10 офисов или филиалов. Несмотря на некоторую децентрализацию обслуживающих операций, связанную, прежде всего, с поддержанием связи с заемщиком и обслуживанием клиентов, общее управление и принятие решений по кредитам централизованы в Москве.

По состоянию на 31 июля 2007 г. портфель ГИБ по обслуживанию кредитов состоял из пяти несекьюритизированных сделок и одной сделке с ипотечными бумагами, CityMortgage MBS Finance B.V., включающей свыше 5 400 кредитов с объемом непогашенной части основного долга 422 млн. долл. (10,7 млрд. руб.).

Fitch присваивает сделки первичным и специальным сервисерам, обслуживающим сделки с жилищной и коммерческой ипотекой, в Великобритании, Италии, Нидерландах, Германии, Испании и России по шкале от 1 до 5, где 1 – наивысший уровень рейтинга. Более подробная информация по анализу и критериям присвоения рейтингов в отношении сервисеров в Германии содержится в отчете Fitch «Критерии присвоения рейтингов европейским компаниям по обслуживанию жилищных и коммерческих ипотечных кредитов» (Rating Criteria for European Residential and Commercial Mortgage Loan Servicers) от 20 августа 2007 г. Также смотрите дополнительный отчет «Критерии присвоения рейтингов европейским компаниям по обслуживанию ипотечных кредитов – приложение по российскому сектору» (Rating Criteria for European Mortgage Loan Servicers – Russian Market Addendum) от 7 сентября 2007 г. Эти отчеты опубликованы на интернет-сайте агентства www.fitchratings.com.

 

Источник: Fitch Ratings