Появление на рынке таких услуг следствие бурного роста потребительского кредитования и, соответственно, увеличение числа невозвратов или просрочек по кредитам. По статистике, представленной Центром экономического анализа Интерфакса, в первом полугодии 2007 года объем просроченной задолженности вырос до 3,3% (в начале года было 2,7%). Эксперты-коллекторы, в свою очередь, называют цифры в 6-7%. В этих процентах, скажем так, и находятся потенциальные клиенты антиколлекторских агентств.

Однако, по мнению, адвоката, партнера Юридической фирмы «ЛИД Консалтинг» Александра Линникова, есть и еще одна причина возникновения услуг антиколлекторов – «это политика банков в отношении должников. В целом она понятна – банку необходимо вернуть свои деньги и проценты. Вместе с тем мы знаем, что есть два вида должников. Первые это кредитные мошенники, пользующиеся подложными документами и уклоняющиеся от возврата долгов. Вторые - так называемые, «добросовестные» должники, которые в силу объективных обстоятельств не смогли вовремя погасить кредит. И если первые хорошо ориентируются в законодательстве и четко понимают свои права и обязанности, то вторые могут быть не так сильны в юридических тонкостях потребкредитования, и поэтому, зачастую просто не знают, как решить проблемный вопрос. И в тоже время не обращаются в банк, боясь начисления штрафных санкций. Вот и складывается такая ситуация, что добросовестные заемщики, задолжавшие кредитной организации – все чаще будут обращаться не в свой банк для урегулирования проблемного вопроса, а к антиколлекторам».

Современное законодательство предоставляет антиколлекторам немного возможностей для своей деятельности. Специального регулирующего закона нет. Главным образом, антиколлекторы используют в своей деятельности статью 333 Гражданского кодекса РФ «Уменьшение неустойки». Эта статья не позволяет начислять чрезмерно большие проценты по штрафным санкциям за просрочку платежей.

«Однако идеализировать антиколлекторов нельзя, – продолжает Александр Линников, – опасность заключается в том, что пробелы в законодательстве, позволяют им защищать интересы на только «добросовестных» должников, но и «кредитных мошенников». Тенденция возникновения антиколлекторских агентств не способна восстановить баланс на кредитном рынке. Необходимо совершенствование законодательства в сфере потребительского кредитования. Да и заемщик сам должен адекватно оценивать свои возможности при получении кредита и не доводить дело начисления штрафов и обращения к антиколлекторам. Более того, возникновение услуг антиколлекторов на рынке это сигнал банкам. Если они верно поймут этот сигнал – им придется пересмотреть свою позицию в отношении заемщиков. Нужно научиться строить отношения с клиентами на основе компромисса. В конце концов, интересы заемщиков (за исключением кредитных мошенников) и банков вовсе не антагонистичны. И те, и другие заинтересованы в своевременном погашении кредита, чтобы банкам не приходилось бегать за своими должниками, а должникам не нужно было скрываться».

Источник: Юридическая фирма «ЛИД Консалтинг»