Рейтинги отражают продолжающийся рост экономики Москвы, которая демонстрирует высокие показатели и динамично развивается на фоне дальнейших позитивных изменений в российской экономике. Рейтинги также учитывают высокий профицит текущего баланса и значительные возможности привлечения долгового финансирования. В то же время рейтинги принимают во внимание риски, связанные с отсутствием хеджирования задолженности в иностранной валюте, и потенциальное давление на операционные расходы в связи с увеличением социальных расходов и зарплат госслужащих. Прогноз «Стабильный» отражает ожидания Fitch относительно того, что показатели исполнения бюджета останутся на высоких уровнях на фоне сильной национальной экономики.

Экономические показатели Москвы стабильно превышают средние показатели по стране. В 2006 г. валовой продукт города увеличился на 9% при оценочном значении среднего роста ВВП в стране на уровне 4,5%, и такая тенденция продолжилась в 2007 г. С учетом большой доли в бюджете Москвы налогов, демонстрирующих динамичный рост, таких как налог на доходы физических лиц и на прибыль организаций, благополучие местной экономики оказывает прямое влияние на бюджетные доходы города. Москва по-прежнему обладает значительной гибкостью в плане расходов. В 2006 г. капитальные расходы составили около 40,5% совокупных расходов, обеспечивая достаточно возможностей для маневров в случае экономического спада.

Консервативная политика города в сфере заимствований обеспечила высокие показатели обеспеченности задолженности и хорошую историю обслуживания долга. Отношение задолженности к текущим доходам снижается с 2003 г. и составило 12,3% в 2005 г. Основную часть долга города составляют эмиссии облигаций, а удельный вес заимствований в иностранной валюте уменьшается. Кроме того, учитывая прогнозируемое городом увеличение доходов, отношение долга к операционным доходам и текущему балансу останется управляемым и умеренным, как по российским, так и по международным стандартам.

В то же время Москва по-прежнему подвержена рискам, связанным с отсутствием хеджирования задолженности в иностранной валюте (36% общего долга в 2006 г.). Однако доля такой задолженности будет снижаться, так как возможности города по привлечению долга в иностранной валюте ограничены федеральным правительством на уровне, необходимом для рефинансирования обязательств, а новый долг будет привлекаться в национальной валюте.

Фактором дополнительного давления на бюджет является решение Москвы о продолжении финансирования денежных пособий и социальных льгот, несмотря на реформу системы социального обеспечения, что требует от города уплаты денежных компенсаций. Другим таким фактором является повышение зарплат госслужащим. В настоящее время такая нагрузка является посильной (расходы на оплату труда составили 24,1% операционных расходов в 2006 г.), однако индексация зарплат и социальных выплат может усилить давление на операционные расходы. Москва – столица Российской Федерации, а также экономический и финансовый центр страны. Доля города в ВВП России составила 21% в 2005 г., что гораздо выше, чем доля населения города в населении России – 7,2%.

Источник: Fitch Ratings