В исследовании отмечается, что «большая часть средств, направляемых на реализацию указанных программ, оседает в карманах граждан, не относящихся к категории бедных, в том числе тех, которые относятся к обеспеченным слоям населения». В частности, 10% всей адресной помощи для бедных получают 20% наиболее обеспеченных граждан страны. По состоянию на начало четвертого квартала 2005 года лишь 47% получателей пособий на детей и 35% имеющих право на получение жилищных субсидий относились к категории бедных. А программа детских пособий охватывает в России до 60% детей из семей, не относящихся к категории бедных.

В качестве эксперимента Всемирный банк предлагает федеральному правительству провести в 4–8 регионах реформу распределения адресной помощи, увеличив пропорции средств, направляемых в адрес наиболее нуждающихся слоев. При этом предлагается строже подходить и к определению критериев бедности, что предусматривает более серьезную проверку уровня доходов и имущества, и к определению состава семейной единицы, получающей помощь.

Опрошенные «НГ» эксперты скептически отнеслись к предложениям ВБ относительно борьбы с бедностью в России. Это уже не первый раз, когда российское научное сообщество критикует ВБ. По мнению заведующего Центром социальной политики Института экономики РАН Евгения Гонтмахера, основная проблема ВБ состоит в том, что он дает рекомендации, которые из-за специфичности нашей страны не могут быть реализованы. В частности, в 2004 году, когда было представлено аналогичное двухлетнее исследование по оценке бедности в России, российские социологи и экономисты раскритиковали предложение банка по увеличению адресной помощи слаборазвитым регионам с большим уровнем бедного населения (Северный Кавказ, Южная Сибирь, часть Центральной России).

По мнению научного руководителя ГУ–ВШЭ Евгения Ясина, с момента того самого доклада о бедности в России не делалось ничего, кроме монетизации льгот, в результате чего были потрачены большие деньги на увеличение выплат. Эксперт напоминает о росте разрыва между самыми богатыми и самыми бедными до 43 раз, о чем в марте сообщил глава МЭРТа Герман Греф. По мнению Ясина, в России невозможны радикальные реформы по изменению адресного финансирования из-за возможных политических рисков. «Проводить специальную политику для ликвидации бедности нельзя, и тому есть много мировых примеров, когда повышались пособия на детей и по безработице, и люди переставали работать и начали активно рожать», – объясняет Евгений Ясин.

С ним согласен и Евгений Гонтмахер, который отмечает уникальность российской ситуации: «Мы единственная из развитых стран, где бедные – это в основном работающие люди. И это абсурд выплачивать деньги людям, которые имеют работу». Подобные предложения, по мнению Гонтмахера, становятся антистимулами для социума. Например, когда пособие дается государством на ребенка, а живут на него родители. Вместо этого можно давать не деньги, а услуги, говорит Гонтмахер. Однако до появления «материнского капитала» в России додумались и без рекомендаций Всемирного банка. «Сейчас действительность такова, что отнимать какие-либо льготы или пособия нельзя. Иначе мы получим социальный взрыв, как в случае с монетизацией», – объясняет Гонтмахер.

Источник: Независимая газета