По словам Олега Вьюгина, в России действует около 15 крупнейших финансовых групп, куда входят банки, брокерские, управляющие, страховые и лизинговые компании, а также негосударственные пенсионные фонды, и каждую из этих групп контролирует один владелец. «Соответственно, и риски распределяются между финансовыми институтами в рамках каждой из групп, — добавил г-н Вьюгин. — В связи с этим возникла необходимость рассмотреть плюсы и минусы создания единого регулятора в России».

Глава ФСФР рассказал, что только в Боливии и Китае мегарегулятор создан в виде госструктуры исполнительной власти. В остальных странах, на которые ссылается в своем докладе ФСФР (более 40 стран), мегарегулятор является юридическим лицом публичного права — с точки зрения российского законодатель­ства, учреждением, которое не является органом исполнительной власти, но при этом наделено властными полномочиями, как, например, Банк России, Счетная палата и Генеральная прокуратура. По словам Олега Вьюгина, большинство мегарегуляторов, созданных в форме юрлиц публичного права, финансируются за счет специальных сборов, которые выплачивают участники финансового рынка, при этом такие мегарегуляторы подотчетны либо парламенту, либо Минфину или казначейству. «Мы пытались и в России предложить схожую юридическую конструкцию, но не нашли поддерж­ки», — добавил Олег Вьюгин.

Доклад ФСФР, по словам г-на Вьюгина, не содержит никаких рекомендаций правительству по созданию мегарегулятора в России, однако он не исключает, что этот документ станет основой для принятия правитель­ством конкретных поручений, связанных с реализацией этого проекта. При этом Олег Вьюгин напомнил, что на согласование в правительство уже внесен законопроект о создании мегарегулятора, разработанный депутатом Госдумы Валерием Зубовым.

Источник РБК daily в МЭРТ сообщил, что есть несколько вариантов создания мегарегулятора. В первом случае предполагается его создание на базе либо ФСФР, либо ЦБ, а может, даже и Минфина. Во втором случае предлагается передача МЭРТ функций по регулированию деятельности участников финансового рынка, включая банки, при этом надзорные функции сохранятся за ФСФР и ЦБ. «Сейчас сложно сказать, какой вариант найдет поддержку в правитель­стве, — отметил источник РБК daily в МЭРТ. — Возможно, правительство предложит наиболее простой способ: создание регулятора на базе либо специально созданного агентства, либо ЦБ, либо ФСФР».

На вопрос корреспондента РБК daily о целесообразности создания мегарегулятора на базе ЦБ Олег Вьюгин ответил: «Возможно и такое. В качестве примера можно назвать Казахстан, где агентство по финансовым рынкам изначально было создано в виде подразделения ЦБ и получило право регулировать все институты финансового рынка. Впоследствии агентство было выведено из ЦБ, но при этом банк продолжал финансировать его деятельность. А год назад было решено финансировать деятельность агент­ства из госбюджета Казахстана».

Сама же ФСФР, по словам г-на Вьюгина, не может взять на себя функции мегарегулятора, поскольку тот обладает гораздо большими функциями, чем служба. «Вдобавок сделать это не позволяет и наш нынешний бюджет, и специализация наших сотрудников», — заметил вчера Олег Вьюгин.

Источник: РБК Daily