Специалисты Celent отмечают, что на пластик сейчас приходится 28% потребительских расходов, что в два раза превышает этот показатель десятилетней давности. Если учитывать текущие платежи (например, коммунальные платежи или налог на автомобиль), эта цифра приближается к 50%, считают сотрудники бостонской компании.

Несмотря на то, что кредитные карты остаются предпочтительным способом оплаты для многих потребителей – по данным Visa ,почти треть (32%) платежей в торговых точках в 2005 году были совершены с помощью кредиток – исследователи, включая экспертов Celent, прогнозируют, что дебетовые карты предоставят больше возможностей для роста для банков-эмитентов карт, ищущих новые источники дохода. Visa сообщает, что на дебетовые платежи пришлось 15% платежей в торговых точках в 2005 году, что на 10% больше, чем в 2002 году.

По данным исследования Celent «Будущее потребительских карточных платежей», эмитенты больше не рассматривают дебетовые карты как средство уменьшения количества чеков и экономии средств на снижении расходов на клиринг. Сегодня дебетовые карты стали источником дохода для тех эмитентов, кто эффективно продвигает использование дебетовых карт с подписью вместо карт с PIN-кодом, сообщают эксперты, так как транзакции с подписью могут принести большие межбанковские комиссии, чем транзакции на базе PIN-кода.

MasterCard признает возможности, предоставляемые дебетовыми картами как для самой системы, так и для ее банков-участников. В последние несколько месяцев компания занималась активным продвижением дебетовых карт, сообщил Рик Лайонз (Rick Lyons), глава группы дебетовых и предоплаченных продуктов компании. «Целый год мы предпринимали попытки заинтересовать как можно большее количество людей в применении дебетовых карт MasterCard, - отмечает он. - С ними проще обращаться, чем с наличными, и легче вести учет».

Едва человек начинает пользоваться дебетовыми картами, утверждает Лайонз, он вряд ли вернется к наличным или чекам для совершения хотя бы некоторых платежей. Для банков это изменение в поведении означает, что они смогут заработать больше на межбанковских комиссиях и больше сэкономить на процессинге чеков».

Слияние кредитной и дебетовой карт

Эмитентам следует ожидать, что в ближайшие годы пограничная черта между кредитными и дебетовыми картами начнет стираться, так как дебетовая карта перенимает многие успешные практики от своей родственницы, полагают эксперты Celent. К примеру, эмитенты поощряют применение дебетовых карт с помощью программ вознаграждений. Но в то время как эти инициативы приобрели определенный успех в кредитно-карточной сфере, в сфере дебетовых карт они не являются столь многочисленными или зрелыми, отмечает Дэн Шатт (Dan Schatt), старший аналитик Celent. По данным Шатта, 73% кредитных карт и всего лишь 35% дебетовых карт включают программы вознаграждений.

В связи с тем, что слияние кредита и дебета все ближе, по мнению специалистов, у банков появятся дополнительные возможности - к примеру, обмен клиентскими базами и методологиями CRM, технологиями аналитики и сегментации.

И Шатт, и Лайонз полагают, что кредитные и дебетовые карты в равной степени будут чаще использоваться для приобретения карт предоплаты в качестве подарка. Некоторые эмитенты тоже получают комиссии с предоплаченных карт, либо продавая предоплаченные карты Visa или MasterCard, которыми можно воспользоваться в любой точке, принимающей карты, либо предлагая широкий ряд собственных карт в банковском фойе. «Некоторые [банки] пользуются этим для удержания клиента, - поясняет он. – Если клиент хочет провести банковские операции и покупает эти карты, пока он находится в банке, это экономит его время».

Источник: Bankir.ru