На вчерашней встрече с президентом РЖД Владимиром Якуниным в Лондоне глава ЕБРР Жан Лемьер заявил об интересе банка «в потенциальном участии в долевых капиталах ДЗО (дочерних зависимых обществ) ОАО РЖД». ЕБРР и РЖД не уточняют, какими именно дочерними предприятиями заинтересовался банк.  

В этом году в ходе реформы из РЖД уже выделены две перевозочные компании — ОАО «Рефсервис» (рефрижераторные перевозки) и ОАО «Трансконтейнер» (контейнерные перевозки). В прессрелизе РЖД подчеркивается, что Лемьер поддерживает концепцию развития РЖД, «включая выделение грузовой компании».  

Именно по поводу этой «дочки» в последнее время спорят РЖД и Минтранс в лице Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор), имеющие разные представления о том, как должен развиваться грузовой сектор железнодорожных перевозок. РЖД настаивает на создании уже в 2007 году дочерней грузовой компании с капитализацией $6 млрд и годовым оборотом в $3 млрд. По подсчетам РЖД, публичное размещение 49% акций такой компании позволило бы привлечь около $4млрд, которые можно потратить на развитие инфраструктуры железных дорог. Росжелдор, в свою очередь, предлагает передать грузовой подвижной состав РЖД независимой от монополии государственной компании к 2010 году, а пока выпустить на рынок услуг локомотивной тяги частных операторов. Правда, для этого нужно внести много изменений в существующие нормативную базу и технические регламенты. Примирить эти две концепции и представить правительству согласованную целевую модель рынка поручили Минэкономразвития.  

Вполне вероятно, что появление такого стратегического инвестора, как ЕБРР, поддерживающего создание грузовой компании по концепции РЖД, могло бы стать дополнительнымкозырем монополии в отстаивании ее модели.  

Впрочем, в РЖД говорят, что private placement акций «дочек» компании — не единственный вариант участия банка в бизнесе РЖД. «Возможно, ЕБРР захочет поучаствовать и в IPO»,— говорит собеседник «Бизнеса» в компании.  

Представители ЕБРР были недоступны для комментариев. Между тем ЕБРР относит реформу российской железнодорожной отрасли к сфере своих инвестиционных интересов, сообщается в «Стратегии для Российской Федерации», утвержденной советом директоров банка 25июля этого года. Но в этом документе речь идет только об участии в таких проектах, как развитие и модернизация инфраструктуры, лизинг подвижного состава— грузового и пассажирского.  

По мнению аналитика Rye, Man & Gor Securities Олега Судакова, вложения в любые активы РЖД могут быть потенциально интересны как портфельным инвесторам, так и стратегическим. По прогнозам президента РЖД Владимира Якунина, совокупная выручка создаваемых дочерних обществ составит около $3 млрд, прибыль до налогов, процентов и амортизационных отчислений (EBITDA)— около $1млрд.  

«Дочерние компании РЖД получат достаточно большую долю рынка, сразу при создании став серьезными перевозчиками. К тому же РЖД, вероятно, по мере сил будет помогать им»,— отмечает эксперт.  

Источник: Московская деловая газета Бизнес