Эксперты считают, что ставший достоянием гласности обзор поможет участникам ВЭД.

Как уже писал "Бизнес", в первом полугодии 2006 года суды удовлетворили 57% исков к таможне. В 2005 году этот показатель был выше - около 70% от общего числа дел.

Самой распространенной причиной возникновения споров между таможенниками и участниками ВЭД является корректировка таможенной стоимости. Согласно статистике ФТС, за девять месяцев 2006 года арбитражами было рассмотрено 1827 таких дел, из них участники ВЭД выиграли 1256 дел. Незаконными были признаны 7082 решения таможенных органов на общую сумму 1209,9 млн руб. В прошлом году таможенники проиграли 1510 судебных споров из 1755.

Основная доля проигранных дел приходится на СЗТУ: незаконными были признаны 5958 решений региональных таможенников на сумму 852,7 млн руб. В первом полугодии из 1648 исков к СЗТУ были удовлетворены 1216, то есть 73,7%.

В самом таможенном управлении многочисленные фиаско объясняют концентрацией грузопотока на подведомственном участке границы. "Пункты пропуска здесь загружены. Ситуации бывают очень сложные, имеет место и некомпетентность отдельных сотрудников таможни",- сказали "Бизнесу" в СЗТУ. Кроме того, в этом регионе наиболее высок процент грузов, таможенную очистку которых производят профессиональные брокеры: у них больше возможностей для судебного отстаивания нарушенных прав.

В обзоре ФТС приводит аргументацию судей при принятии решений. Чаще всего таможенные органы терпят поражение, если не соглашаются с использованием участником ВЭД основного метода определения стоимости товаров - по цене сделки, но при этом не могут четко обосновать свою позицию. Сотрудники таможни зачастую самостоятельно определяют стоимость декларируемых товаров, чем вызывают недовольство предпринимателей. Таможенники используют ценовую информацию, полученную из товарных каталогов, интернета, информационных писем, и при этом не учитывают конкретных условий сделки. Суды напоминают, что ориентиром для таможни может являться только ценовая информация от вышестоящих органов, которая доводится до сотрудников постов, как правило, в форме профилей риска.

Суды отмечают, что не всегда соблюдается процедура последовательного перехода от одного метода определения стоимости к другому ( законодательство устанавливает, что каждый последующий метод применяется, если стоимость не может быть определена путем предыдущего метода). Также таможенники не всегда обоснованно запрашивают у предпринимателей дополнительные документы, подтверждающие стоимость ввозимого товара.

В таможенной службе считают, что один из способов снизить количество судебных обращений участников ВЭД- досудебное урегулирование споров. С этой целью на Балтийской таможне была создана специальная рабочая группа, которая с июля 2006 года проверяет обоснованность принимаемых решений по вопросу определения таможенной стоимости.

Впрочем, эксперты считают, что поток исков не прекратится до тех пор, пока не будут внесены коррективы в действующее законодательство, а также решен кадровый вопрос. "Основная проблема кроется в применении формулировки "на усмотрение инспектора", которая и приводит к неправомерным решениям. Вразвитых странах таможенное оформление происходит с помощью автоматизированных компьютерных систем, позволяющих принять решение без участия человека",- говорит директор логистической компании ООО "Авиасервисес" Наталья Савельева. По словам старшего юриста группы "Тарго" Андрея Цагая, таможня не располагает в достаточном количестве профессиональными кадрами и системой мотивации этих кадров на действия в строгом соответствии с законом. "У руководства ФТС нет объективной системы оценки результатов работы таможенников, которым легче чтонибудь сделать "для галочки" и получить взятку, чем законно и принципиально отстаивать интересы государства",- говорит он.

ФТС впервые обнародовала обобщенную негативную судебную практику. По мнению экспертов, это окажет огромную пользу участникам ВЭД.

"Удивительно, что такое письмо вышло! - изумляется Андрей Цагай.- Теперь, по крайней мере, участникам ВЭД и их адвокатам будет легче находить аргументы для обжалования решений таможни в арбитражах".

Источник: газета "Бизнес"