«Повышение рейтингов отражает усиление финансовой мощи правительства как результат недавнего необычайно высокого увеличения цен на нефть и успешной управленческой стратегии по выплате долга, — отметила кредитный аналитик Standard & Poor's Хелена Хессел. — Значительный политический и институциональный риски, которые по-прежнему являются ключевыми ограничителями уровня рейтингов, вероятно, увеличатся в преддверии президентских выборов 2008 г., но не будут существенно влиять на способность правительства выплачивать его небольшой и продолжающий уменьшаться долг в среднесрочной перспективе».

Показатели баланса бюджета и торгового баланса усилились в 2005 г. сверх ожиданий. Несмотря на политическое давление, взвешенное управление Стабилизационным фондом привело к аккумулированию средств в значительно большей степени, чем предполагалось, создавая достаточно серьезную финансовую защиту для будущего периода.

Более того, позиция правительства как чистого внешнего кредитора в этом году кардинально улучшилась, отражая досрочную выплату долга Парижскому клубу, продолжающуюся аккумуляцию золотовалютных резервов и постоянный рост поступлений по счету текущих операций. Отношение активов расширенного правительства (нетто) к поступлениям по счету текущих операций увеличилось с 9% на конец 2004 г. до 31% на конец 2005 г.; эта позитивная тенденция будет продолжена и в 2006-2008 гг.

Макроэкономическая стабильность была ослаблена, так как массивные потоки денежных средств благодаря высоким ценам на нефть привели к тому, что контролировать инфляцию стало достаточно сложно. Более того, непредсказуемое политическое давление и действия регулятивных органов негативно влияют на приток внутренних и внешних прямых инвестиций, которые необходимы для того, чтобы поддержать рост экономики и ее эффективность.

«Нынешние высокие налогово-бюджетные показатели, а также сильная позиция внешней ликвидности сочетаются с неопределенностью политической ситуации в контексте грядущего электорального цикла. Тем не менее продолжающийся бюджетный профицит и очень быстрое увеличение ресурсов Стабилизационного фонда должны поддержать улучшившуюся кредитоспособность в среднесрочной перспективе», — подчеркнула г-жа Хессел.

Российская кредитоспособность в долгосрочном периоде зависит от перехода к более плюралистичному, децентрализованному и подотчетному управлению, которое могло бы через определенный промежуток времени вызвать большую уверенность в государственных институтах и привести к более последовательной политике. Увеличение прозрачности в принятии решений и более независимая судебная система могли бы усилить нынешнюю политическую среду и улучшить способность администрации проводить структурные реформы.

«Такой прогресс значительно улучшил бы как собственно фундамент российской политико-экономической системы, так и ситуацию с ведением бизнеса в России — страновым риском, хотя Standard & Poor's не ожидает такого развития в кратко- и среднесрочной перспективе», — заключила Хелена Хессел.

Источник: Standard & Poor's