Как стало известно Ъ, Росбанк принял решение прекратить сотрудничество с Western Union и Travelex. Вчера директор департамента розничного бизнеса Росбанка Вадим Юрьев подтвердил Ъ эту информацию: "Очевидно, что банку нужно иметь как можно меньше конкурирующих между собой продуктов". После слияния банков группы ОВК и Росбанка получилось, что Росбанк сотрудничает сразу с тремя международными системами денежных переводов – Western Union, MoneyGram и Travelex. При этом банк развивал еще и собственную систему переводов " STB Экспресс".

Компания MoneyGram насчитывает около 1 тыс. точек обслуживания в России и порядка 84 тыс. пунктов обслуживания более чем в 170 странах. Компания Western Union располагает более 240 тыс. пунктов обслуживания более чем в 200 странах, из которых в России находится свыше 4 тыс. пунктов.

Первой от Росбанка пострадала Travelex: в апреле она была отрезана от офисов бывших банков группы ОВК. После этого количество точек переводов этой системы в сети Росбанка уменьшилось в четыре раза и в три раза по России в целом (см. Ъ от 25 мая). Вчера стало известно, что банк намерен в ближайшее время завершить этот процесс, прекратив сотрудничать с Travelex и в отделениях самого Росбанка, а заодно и с Western Union по всей сети.

Впрочем, решение банка фактически было предопределено. Дело в том, что основу филиальной сети составляют бывшие банки группы ОВК, которые исторически работали с MoneyGram. "Сети Western Union и MoneyGram сопоставимы, однако технология MoneyGram была интегрирована с банковской информационной системой, соответственно, работает она быстрее, и в итоге это экономически выгоднее. Кроме того, мы получили от MoneyGram достаточно хорошие условия,– объяснил Ъ выбор Росбанка Вадим Юрьев.– По мере подключения к банковской информационной системе все подразделения банка перейдут на MoneyGram и 'STB Экспресс'. Этот процесс мы планируем завершить в середине следующего года".

Однако в Western Union Ъ заявили, что не знают о прекращении сотрудничества с Росбанком: "В Western Union пока не получили извещения об отключении отделений Росбанка от системы и планируют тщательно рассмотреть этот вопрос". В Travelex ответили, что также не получали официального уведомления от Росбанка о прекращении работы с системой. Но директор по маркетингу в странах Восточной Европы и Скандинавии компании Travelex Наталья Катина прокомментировала Ъ ситуацию более подробно: "Тенденция последних лет подписания банками агентских договоров с несколькими системами оправданна и экономически, и с точки зрения привлечения и удержания клиентов. Отказ Росбанка от работы с платежными системами идет вразрез с объявленной политикой банка на развитие розничных услуг. Не понятен также критерий оценки. Банк отказался от работы с самой крупной системой и отказался от сотрудничества с самой технологичной и современной системой". В тоже время по словам директора по развитию бизнеса компании MoneyGram Int. в России и странах СНГ Виталия Рубанова, "это решение явилось результатом долгих переговоров". "Одним из наших пожеланий было отсутствие конкурентов международного масштаба в сети Росбанка",– заявил он Ъ. Напомним, что ранее Western Union запрещала своим банкам-агентам сотрудничать с другими системами денежных переводов. Однако два года назад ФАС посчитала действия Western Union незаконными и заставила ее отказаться от своих требований об эксклюзивности (см. Ъ от 10 сентября 2003 года). Фактически теперь с Western Union поступили точно так же, как она поступала долгие годы со своими конкурентами в других банках.

Тем не менее, несмотря на решение антимонопольщиков, взаимное неприятие платежных систем осталось. "Я не думаю, что и Western Union согласилась бы с тем, чтобы в их отделениях был MoneyGram",– считает зампредправления Русславбанка (система переводов Contact.–Ъ) Сергей Блудов. А по мнению зампредправления ВИП-банка (система переводов VMT.–Ъ) Ольги Вилкул, "Western Union должна как-то пересмотреть свою достаточно твердую позицию в отношении других банков-партнеров".

Источник: Коммерсантъ