Как стало известно RBC daily, Международная финансовая корпорация (IFC) намерена запустить в России пилотный проект по предоставлению частичных кредитных гарантий российским регионам. Это позволит субъектам федерации увеличить сроки заимствований и снизить их стоимость. IFC получит плату за данную услугу. Предполагается, что гарантии будут предоставляться на заимствования, производимые для финансирования инфраструктурных проектов. Какие именно регионы получат доступ к средствам корпорации, IFC не говорит, ограничиваясь заявлением, что они намерены сотрудничать с теми субъектами федерации, с которыми уже работает Всемирный банк.

IFC является крупнейшим в мире многосторонним инвестором в развивающиеся рынки и входит в группу Всемирного банка. С 1956 г. IFC вложила свыше 44 млрд долл. собственных средств и организовала синдицированные кредиты на 23 млрд долл. для более чем 3 тыс. компаний в 140 развивающихся странах. Акционерный капитал IFC обеспечивается за счет 176 стран, являющихся членами корпорации. Россия стала акционером IFC в 1993 г. С тех пор IFC профинансировала более 100 проектов в России в различных секторах экономики. В настоящее время портфель компании в нашей стране составляет 1,7 млрд долл. и является самым большим в IFC. Корпорация инвестирует в России в такие секторы экономики, как банки, ипотека, лизинг, инфраструктура, добывающая промышленность, агробизнес, целлюлозная промышленность, строительные материалы, нефтегазовая отрасль, телекоммуникации, информационные технологии, розничная торговля, здравоохранение.

Предоставление гарантий по региональным займам и кредитам будет осуществляться из Муниципального фонда корпорации, который был создан совместно с Всемирным банком два года назад специально для финансирования программ на субфедеральном уровне. «Всемирный банк занимается финансированием госсектора, мы – частного, – сказала RBC daily главный специалист по инвестициям IFC Елена Бурганская. – Муниципальный уровень оставался непокрытым. Для того чтобы иметь возможность финансировать и его, и был создан Муниципальный фонд. С его использованием уже реализуются проекты в нескольких странах». В частности, IFC участвовала в финансировании строительства транзитных дорог в обход Бангкока, а также контейнерного перевала в заливе Сепетиба в Бразилии. В России проект корпорации будет ориентирован также на инфраструктурные проекты. То есть, по словам г-жи Бурганской, гарантии будут предоставляться под займы, средства от которых должны быть использованы для реализации инвестиционных программ, заложенных в бюджете. «Мы предоставляем либо прямые кредиты, либо кредитные гарантии, – поясняет Елена Бурганская. – Законодательство РФ не позволяет большинству субъектов федерации брать кредиты в иностранной валюте, поэтому в России мы ведем речь о рублевых кредитах или гарантиях».

По словам г-жи Бурганской, предоставление гарантий субъектам федерации со стороны IFC позволит им увеличить сроки заимствований и снизить их стоимость за счет разделения риска с корпорацией. «Наше участие должно привлечь инвесторов в те регионы, где мы будем реализовывать проект», – считает она. Впрочем, о каких регионах идет речь, в IFC не уточняют. «Пока мы рассматриваем возможность работы с Чувашией, остальные регионы я назвать не могу», – говорит Елена Бурганская. По имеющейся у RBC daily информации, некие переговоры ведутся также с Ростовом-на-Дону. Аналитик по региональным финансам компании Standard & Poor`s Феликс Эйгель полагает, что данная программа будет наиболее выгодна регионам с низким кредитным рейтингом. «Наибольшую выгоду могут получить регионы с низкой кредитоспособностью, – сказал он RBC daily. – Однако пока не ясно, по какому принципу IFC намерена их выбирать. Очевидно, что для них также будет выгоднее работать с регионами с низким кредитным рейтингом. Однако в этом случае будет и более высокий риск».

Начальник отдела региональных программ и проектов компании «РОЭЛ Консалтинг» Вячеслав Марача считает, что регионы необходимо отбирать по иному принципу, а именно – по наличию или отсутствию у них стратегии и программы социально-экономического развития. Эти документы должны давать обоснование, какие проекты, в том числе инфраструктурные, должны финансироваться в приоритетном порядке и какие внебюджетные источники средств могут быть привлечены. «Большинство бюджетов муниципальных образований являются дотационными, причем даже в регионах-донорах, – сказал он RBC daily. – В этом плане муниципалитеты находятся в зависимости от региональных властей. Причем, если относительно утвержденных социальных программ и текущих расходов они могут быть уверены, что в итоге субъектом федерации все же будут выделены средства, то в отношении различных долгосрочных проектов, в том числе инфраструктурных, о такой уверенности говорить не приходится. Даже у богатых городов нет собственных средств на крупные инфраструктурные проекты. В этом свете наличие независимого и стабильного источника финансирования выглядит крайне привлекательно».

По мнению г-на Марачи, для успеха проектов на местах стратегические цели развития муниципального образования должны соответствовать целям субъекта федерации и федерального центра, а также учитывать формирующиеся национальные проекты. Однако тот факт, что IFC будет отбирать регионы в соответствии с наличием или отсутствием у них стратегии развития, вызывает сомнения. Критерий отбора, скорее всего, будет несколько иным. «Мы планируем работать в первую очередь с теми регионами, с которыми уже работает Всемирный банк», – говорит Елена Бурганская.

Источник: RBCdaily