Один из крупнейших банков Европы Societe Generale начал решительное завоевание российского банковского рынка. В середине текущего месяца он купил один из крупнейших в РФ ипотечных банков «ДельтаКредит». А в конце прошлой недели объявил о планах по значительному расширению филиальной сети на территории России своего универсального дочернего банка «Сосьете Женераль Восток». Если эти планы будут воплощены в жизнь, то «Сосьете Женераль» станет обладателем второй среди «дочек» иностранных кредитных организаций сети по географическому охвату, чем сможет отличаться от конкурентов, которые в основной своей массе работают в Москве и Санкт-Петербурге. Объяснений столь слабому проникновению «иностранцев» в регионы несколько. Во-первых, по мнению экспертов, им сложно контролировать качество своих услуг в регионах. Во-вторых, освоение регионов – довольно затратный процесс. Намного дешевле и «статусней» построить разветвленную сеть на территории одного крупного города, чем в пяти-семи помельче. Что касается планов «Сосьете Женераль Восток» идти на Восток России, то, как предполагают эксперты, не исключено, что это делается с целью повышения популярности московского универсального банка.

Банк Societe Generale является одним из лидирующих банков в Европе по размерам капитализации и кредитному рейтингу. Его «дочка», «Сосьете Женераль Восток», является универсальной кредитной организацией и, по данным РБК.Рейтинг, на 1 июля 2005 г. занимает 50-е место по размеру чистых активов (17,9 млрд руб.). Кроме того, она входит в десятку крупнейших банков России, основными владельцами которых являются иностранцы.

Французский банк уже много лет работает в России. Однако бурную деятельность здесь развернул сравнительно недавно. В прошлом году Societe Generale специально для работы на рынке потребительского кредитования основал в Москве компанию «Русфинанс». Амбиции у владельцев компании оказались большими. Согласно прошлогодним заявлениям представителей Societe, через два-три года компания «Русфинанс» должна выбиться в лидеры в области кредитования, увеличив при этом объем потребительских займов в России к ВВП в несколько раз. В середине августа текущего года французы объявили о завершении сделки по приобретению у фонда Delta Private Equity Partners одного из самых успешных в области ипотеки российских банков «ДельтаКредит» (по данным РБК.Рейтинг, в первом полугодии он занял 4-е место по объему выданных ипотечных кредитов, уступая Сбербанку, Внешторгбанку и «Райффайзенбанку»).

А на прошлой неделе стало известно, что Societe Generale начал развивать филиальную сеть своего универсального банка – «Сосьете Женераль Восток» (BSGV). По сообщению пресс-службы, BSGV открыл представительства в Екатеринбурге и Новосибирске и к началу 2006 г. запланировал открыть в этих городах филиалы. Помимо Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Новосибирска, BSGV будет представлен в таких городах, как Нижний Новгород, Самара, Ростов-на-Дону, Тольятти и др. Как пояснил генеральный директор BSGV Мишель Брику: «Выбор этих городов связан прежде всего с тем, что они обладают высоким экономическим потенциалом и относятся к наиболее перспективным и динамично развивающимся городам России». Таким образом, через несколько месяцев региональная сеть московской «дочки» Societe Generale будет включать 8 городов вместо двух, имевшихся ранее. Также французская «дочка» станет обладательницей второй по географическому охвату филиальной сети среди банков, принадлежащих иностранцам, уступая лишь Международному московскому банку, сеть которого находится на территории 20 российских городов.

Объяснений столь слабому проникновению «иностранцев» в регионы несколько. Во-первых, им сложно контролировать качество своих услуг в регионах. Как пояснил RBC daily директор консалтинговой компании «ФИНИСТ» Михаил Смирнов, спецификой регионов является то, что в них существуют завышенные требования к качеству московских и иностранных банков со стороны населения. «Первые месяцы такие банки привлекают большое количество клиентов за счет громкого бренда, а затем выясняется, что качество услуг не соответствует ожиданиям потребителя», – говорит он. По словам аналитиков, с подобными проблемами, в частности, столкнулся в одном из регионов один из банков с известным иностранным брендом. В банк потянулись клиенты. Однако очень скоро в отделениях стали выстраиваться длинные очереди, а потребителей, пытавшихся получить справки вне очереди, грубо осекала охрана. Кроме того, как выяснилось, известный банк набрал на службу некомпетентных операционистов, в результате чего недовольные граждане стали покидать его и переходить обратно, в местные кредитные организации с хорошим уровнем сервиса. Во-вторых, по мнению Михаила Смирнова, освоение регионов – довольно затратный процесс. «Иногда банку лучше развивать сеть на территории одного города, чем открывать по одному филиалу во всех городах-миллионерах. Такая сеть намного «статуснее» и удобнее для потребителя», – уверен он.

Что касается планов «Сосьете Женераль Восток» идти на Восток России, то, по мнению г-на Смирнова, расширение географии говорит о том, что акционер всерьез решил взяться за активное развитие своего универсального банка. Пока что банк имеет репутацию консервативной организации. Его продукты, несмотря на конкурентные условия по ним, по мнению экспертов, не являются народными, как в некоторых других более агрессивных с точки зрения маркетинга «дочках» иностранных банков. Стало быть, банку нужен толчок в развитии. Этим толчком, с точки зрения экспертов, могут стать другие бренды Societe Generale – «ДельтаКредита» и «Русфинанс». Например, Михаил Смирнов не исключает того, что акционеры BSGV могут начать через его филиалы продавать в регионах услуги «ДельтаКредита» и «Русфинанаса». Продавая популярные кредитные продукты, «Сосьете Женераль Восток» сможет существенно поднять свой авторитет, полагает он.

Источник: RBC Daily