В деле поддержки малого предпринимательства Правительству надо переходить от слов к практическим делам, подчеркнул Александр Мурычев. Серьезной подвижкой здесь могла бы стать разработанная совместно с банковским сообществом программа рефинансирования банков страны для развития малого предпринимательства в регионах.

У банков нет «длинных» и дешевых ресурсов, которые необходимы для развития малого предпринимательства, а у государства они есть, отметил А. Мурычев. Оно сегодня имеет возможность выделения части бюджетных ресурсов и резервного фонда для реализации этой программы. Вопрос состоит в том, кому давать эти деньги и как сделать так, чтобы их не потерять.

Предложение Ассоциации заключается в следующем:

1) Правительство на конкурсной основе определяет круг банков федерального уровня и через их сеть и под их гарантии предоставляет необходимые ресурсы с определенной маржой (скажем 5%).

2) Банки федерального уровня определяют сеть региональных банков и под их программы и гарантии перераспределяют эти ресурсы по системе с фиксированной маржой. Залогом здесь могли бы выступить «кредитные активы» таких банков.

3) Конкретный объект кредитования определяется региональным банком. Но при этом основным условием выдачи кредита является его целевое назначение – «на развитие производства и создание дополнительных рабочих мест на предприятии», а не «на покупку ширпотреба». При этом объем выдаваемой ссуды распределяется в пропорции: 70:30, где 70% направляется на приобретение и модернизацию оборудования и совершенствование технологии производства, а 30% - на пополнение оборотных средств.

Реализация предлагаемой схемы, по мнению А. Мурычева устроит все стороны и позволит: государству гарантированно вернуть выделенные средства, а регионам – развить местную промышленность и решать социальную задачу по обеспечению занятости населения.

Александр Мурычев отметил, что в России нет достаточных инструментов рефинансирования на открытом рынке, а действующий механизм рефинансирования (Положение Банка России от 3.10.2000г. №122-П) неэффективен, поскольку не обладает достаточной гибкостью, позволяющей получить кредит в короткий срок и   предусматривает чрезвычайно жесткие условия обеспечения.

Ассоциация «Россия» месяц назад предложила Банку России изменить существующий механизм рефинансирования и создать условия, при которых будут расширены возможности предоставления кредита Банком России за расширения перечня активов, принимаемых в обеспечение за счет кредитных требований к унитарным предприятиям и акционерным обществам, доля государства в которых составляет не менее 50%, а также их векселей; кредитов и векселей компаний, международный рейтинг которых равен или превышает «В-» по версии Standart & Poor s ; кредитов, выданных для финансированию контрактов, заключенных по межправительственным соглашениям, расходы по которым включены в бюджет; кредиты физическим лицам, обеспеченным ипотекой либо залогом транспортных средств, отвечающих критериям однородных портфельных ссуд, имеющие высокий коэффициент диверсификации; кредиты компаниям, обеспеченные ипотекой и оформленные типовыми кредитными договорами и типовыми договорами ипотеки.

Ускорению процедуры предоставления Банком России мог бы способствовать принятый в практике способ предоставления кредита на условиях «кредитной линии» или «сделки под условием», когда банк заранее предоставляет Банку России надлежащее обеспечение под определенный лимит кредитования и при возникновении у банка необходимости в реальном финансировании Банк России оперативно выделяет средства на ранее согласованных условиях.

Реализация вышеуказанных мер, по мнению А. Мурычева, позволит Банку России более эффективно поддерживать стабильность и ликвидность банковской системы страны, даст возможность банкам получить недостающую ликвидность на разумных условиях, что в свою очередь приведет к росту кредитов реальному сектору экономики.

Источник: Ассоциация "Россия"