Когда именно могут начаться выплаты вкладчикам обанкротившихся банков, сотрудники Минфина уточнять не стали, заявив, что «этот вопрос чисто технический и будет решаться Центробанком». Так что на самый главный вопрос -- "где занимать очередь за деньгами" -- чиновники не ответили. Но в любом случае, по словам директора департамента финансовой политики Минфина Алексея Саватюгина, закон будет распространяться на все банки, которые обанкротились до вступления его в силу, -- и на «Кредиттраст», и на Содбизнесбанк.

На расчеты с вкладчиками по системе гарантирования, по словам г-на Саватюгина, государство уже зарезервировало 25 миллиардов рублей. Денег этих в любом случае хватит, уверяет чиновник, так как в рамках принудительного банкротства, как правило, выясняется, что у кредитного учреждения деньги все же есть.

В следующем году, заявил г-н Саватюгин, Минфин готов внести в правительство два законопроекта, повышающих прозрачность банковской системы. По словам заместителя директора департамента финансовой политики Минфина Владимира Лукова, один документ будет предусматривать открытие персон собственников банков, другой введет квалификационные требования для членов совета директоров и наблюдательных советов банков.

«Кредитные организации не только финансовый и экономический, но и общественный институт, -- говорит г-н Луков. -- Они работают с личными деньгами граждан, и поэтому вполне нормально, чтобы информация о владельцах банков была открытой».

К осени, по словам г-на Саватюгина, «чтобы на рынке появились хорошие новости», Минфин готов будет сообщить о первой порции банков, принятых в систему страхования вкладов. По прогнозам чиновника, процесс утряски системы страхования будет длиться не менее года. Дело в том, что кредитные учреждения, которым было отказано во вступлении в систему страхования вкладов, имеют право подавать повторные заявки на участие.

Со следующего года в России по сути должна сложиться система двойной подстраховки вкладчиков. Клиентам банков, вошедших в систему страхования, будут гарантироваться выплаты в 100 тыс. руб. А клиентам кредитных организаций, в систему страхования не попавших, эта сумма также будет обеспечена -- в случае банкротства банка. Разница между банками той и другой категории лишь в том, что не вошедшие в систему страхования банки лишатся лицензии на работу с частными вкладчиками, то есть иметь там ранее открытый вклад можно, а завести новый -- нельзя.

«По большому счету вкладчикам должно быть без разницы, вошел ли банк, где они хранят деньги, в систему страхования или нет, -- говорит г-н Саватюгин. -- Мы стремимся к тому, чтобы вкладчик оценивал банк по иным критериям и хранил деньги там, где ему это удобно делать».

По оценочным данным заместителя генерального директора Агентства по страхованию вкладов Андрея Мельникова, новая система госгарантий охватит большинство частных вкладчиков в стране, поскольку среди всех вкладов физических лиц доля мелких (до 100 тыс. руб., которые будут выплачиваться гарантированно) составляет примерно 80--85%.

Лишение Сбербанка 100-процентной госгарантии вкладов, т.е. уравнивание вкладчиков «Сбера» и других банков с госучастием( это касается депозитов, открытых после 1 октября 2004 года) с клиентами всех прочих банков, чиновники Минфина объяснили не столь соображениями справедливости, сколько ориентацией на мировой опыт. Задачи бороться с монополизмом какого-то банка у Минфина нет, -- заявил г-н Луков. «Маловероятно, что клиентов Сбербанка держали в нем только госгарантии, -- добавил г-н Андрей Мельников. -- Если частные банки не будут развивать розничный бизнес, доля Сбербанка на рынке не уменьшится, мелкие вклады по-прежнему будут открываться там, а крупные утекут за границу».

Источник: Время новостей