Обмануть государство может каждый

Принятие закона о СРО предварительно намечено Думой на конец июля. Теперь глава думского комитета по собственности Виктор Плескачевский считает, что принятие может отодвинуться на осень.

Передача части функций государства саморегуляторам - одна из составляющих административной реформы. Еще полгода назад один из высокопоставленных кремлевских чиновников говорил: очень важно, чтобы функции типа лицензирования во множестве сфер были переданы саморегуляторам. Это и повысит роль и ответственность общественного сектора, и дисциплинирует самих предпринимателей, которые начнут заботиться о репутации и чистоте своих рядов, и уменьшит коррупцию в самом госаппарате.

Среди первых кандидатов на членство в отраслевых СРО назывались врачи, юристы, страховщики и вообще структуры, работающие в сфере капитала. Закон о СРО был принят в первом чтении год назад, но основная работа велась последние месяцы. Как сказал Плескачевский, предварительно проект одобрили Минюст, Минфин, МЭРТ, Служба по финансовым рынкам.

В среду в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) проходило последнее публичное обсуждение, как выразился руководитель рабочей группы по административной реформе РСПП Александр Шохин, очевидно, имея в виду скорое принятие закона. Публичное обсуждение вылилось в публичный спор.

Сторонники принятия закона о СРО говорили, что саморегуляторы существуют во всем мире и подчас контролируют ситуацию в отрасли гораздо лучше государства.

- СРО - не панацея, это создание условий для институтов, которые начинают задумываться о своей репутации, профессиональной этике, - говорил Плескачевский. - Но складывается ощущение, что у нас есть презумпция: чиновник по определению умнее бухгалтера, финансиста. Это наследие 1990-х годов, когда в отсутствие правовой базы многое отдавалось на откуп чиновнику. Вот, скажем, металлурги - что, они не могут выработать и утвердить стандарты металла? Почему этим обязательно должен заниматься Госстандарт (или как он там сейчас называется)?.. А утвердить стандарты бухгалтерской отчетности сами кредитные организации не в состоянии? Больше того, мы можем создать двухуровневую систему гарантирования вкладов - государство и саморегуляторы.

- Мы все научились обманывать государство, - резюмировал депутат. - А вот обманывать друг друга гораздо сложнее.

Первый пункт в паспорте

Почему так актуален закон сейчас?

- Сейчас каждому ведомству утверждается своего рода паспорт, состоящий из 5 пунктов, - говорил автор. - По этим пунктам разделяют функции ведомств. Пункт первый - исключить, второй - отнести к компетенции федерального закона, третий - к компетенции правительства (там, где требуется более гибкое реагирование), четвертый - отнести к компетенции отраслевой СРО и пятый - временно оставить у органа исполнительной власти. Надеюсь, до осени правительство пройдет эту часть пути.

Погруженный в тонкости административной кухни Шохин поправил: предложения о ликвидируемых и избыточных функциях ведомства теперь должны сдать в правительство только к ноябрю. Тем не менее если государство все же решит доводить реформу до конца, ему уже осенью придется вносить изменения в законы о регулировании разных сфер и полномочиях ведомств. И вот на этой стадии должны появиться и рамки для функционирования СРО. Понимая, что во всем мире саморегулируемые организации создавались веками, разработчики закона - учитывая российскую действительность - даже прописали частичную материальную ответственность СРО, как в случае с "автогражданкой", хотя в мире практикуется в основном репутационная ответственность.

Негативная информация воспринимается плохо

И тут выступил Козлов.

- Во всем мире, - начал банкир, - банковский сектор самый зарегулированный, с самым пристальным вниманием государства. Поэтому нужно 100 раз отмерить, прежде чем отрезать.

Под "отрезать" оратор явно имел в виду полномочия ЦБ по контролю за кредитными организациями. У нас СРО называют всех подряд - и клуб по интересам, и лоббистскую структуру, продолжал Козлов. Настоящих саморегулируемых организаций на банковском небосклоне пока нет. И дискуссия о том, где границы функций государственного регулирования, не должна переплетаться с дискуссией о СРО.

В общем, заключение ЦБ: закон принять, но рекомендовать не распространять его на кредитные организации. А когда-нибудь потом принять отдельный закон по банковской сфере.

Что тут началось... Депутаты, финансисты, представители СРО, даже чиновники стали спрашивать Козлова: неужели Центробанк вообще не готов поступиться ни одной своей функцией?

Не готов, отвечал банкир, поскольку все они находятся в компетенции госрегулирования. Ну а еще что-то? - спрашивали его. А "еще что-то" вообще можно не делать, бесстрастно парировал чиновник. Правда, он терялся, когда на это его спрашивали: тогда зачем же ЦБ это делает, если можно вообще никому не делать? Может, это и будут делать СРО в кредитной сфере? Например, заниматься правилами платежно-расчетных отношений, гарантией банковских вкладов, аккредитивами.

- Вменять банкирам делать что-то за пределами обязательного госрегулирования я бы пока не стал, - ответил Козлов. - В ЦБ идет очень много конфиденциальной отчетности, информация о проверках, которая, как правило, содержит в себе ошибки, совершенные банками. Если мы будем передавать ее саморегуляторам, информация может стать публичной. А на фоне последних событий любая негативная информация воспринимается очень плохо.

- А может, наоборот, лучше, если общество будет об этом знать? - ввернул вопрос Шохин.

Но Козлов на него не ответил, продолжая говорить о том, что функции, которые сегодня выполняет ЦБ, только им и могут выполняться.

Хотя последняя ситуация с банками заставляет в этом усомниться...

- И этого даже мало, - продолжил Козлов. - Почему нас лишили права повторных проверок? Верните! Государство наделило нас этими функциями, законодатель.

- Как наделили, так и снимем, - хмуро буркнул Плескачевский.

Характер дальнейшей дискуссии определила представительница одной из немногочисленных уже существующих в России саморегулируемых организаций - НАУФОР, воскликнув: - Может быть, нужно прекратить исходить все время из презумпции невменяемости!

***

Очевидно, точку в споре может поставить лишь политическая воля свыше. Кто-то должен решить: способен ли Банк России в одиночку следить за кредитными организациями так, чтобы не допускать впредь ситуаций, подобных недавней, и способны ли сами кредитные организации отвечать за ошибки, умысел или нездоровые амбиции друг друга. Но рано или поздно власти все же придется заняться проблемой саморегулируемых организаций, если она действительно хочет "разбюрократить" экономику, повысить ответственность бизнеса, а госаппарат сделать более эффективным и менее "взяткоемким". Потому что - и это, пожалуй, единственное, с чем были согласны все участники обсуждения в РСПП, - у СРО точно есть один козырь по сравнению с госорганами: они имеют "обратную связь". С отраслью, с компаниями, наконец, с гражданами, которые являются потребителями этих услуг.

Источник: Финансовые известия