В 2003 г. "Транснефть" транспортировала около 400 млн т нефти. Государству принадлежит 75% в уставном капитале компании (100% голосующих акций). Консолидированная выручка компании за 2003 г. по РСБУ составила 120,7 млрд руб. , чистая прибыль - 35,4 млрд руб.

БТС - главный проект "Транснефти" по расширению экспортных мощностей - предназначена для поставок нефти с месторождений Западной Сибири и Тимано-Печорской провинции. Первая очередь БТС мощностью 12 млн т нефти в год была введена в конце 2001 г. Сейчас мощность трубы - 42 млн т, в 2005 г. ее планируется увеличить до 50 млн т, а в дальнейшем - до 62 млн т.

"Транснефть" строит БТС за счет собственных средств и за счет кредитов. В июне прошлого года монополия подписала соглашение со Сбербанком о предоставлении займов на общую сумму до $900 млн. В прошлом году банк выделил "Транснефти" два кредита на общую сумму 20 млрд руб. Первый из них - на 10 млрд руб. и сроком на пять лет - был привлечен в июне. Половину этих денег "Транснефть" взяла в рублях по ставке 10,5% годовых, а половину - в долларах США по ставке Libor + 3,5%. А в октябре Сбербанк открыл монополии трехлетнюю кредитную линию на 10 млрд руб. под 10% годовых в рублях.

Но уже в этом году "Транснефти" удалось с выгодой для себя изменить условия этих займов. Компания решила вернуть рублевую часть обоих кредитов досрочно - в феврале 2006 г. - и договорилась о снижении ставки по обоим кредитам до 8% годовых в рублях с 21 февраля 2004 г. Объяснялось это лишь снижением с 15 января ставки рефинансирования Центробанка с 16% до 14%.

Теперь же, как рассказал "Ведомостям" близкий к совету директоров "Транснефти" источник, монополия договорилась со Сбербанком о привлечении нового кредита на сумму 6,5 млрд руб. всего под 7,5% годовых для строительства БТС. Чиновник Минэкономразвития полагает, что сделка будет одобрена на совете директоров "Транснефти" в конце мая. По его мнению, Сбербанк "кредитует "Транснефть" на столь выгодных условиях, так как имеет 100% -ную гарантию возврата средств".

Вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев не стал комментировать "Ведомостям" условия нового кредита, но объяснил, что компании удается привлекать средства на более выгодных условиях благодаря высокому кредитному рейтингу. По шкале рейтингового агентства Standars & Poor's рейтинг "Транснефти" составляет BB+ с прогнозом "стабильный". Получить комментарии в Сбербанке в пятницу вечером не удалось.

А эксперты уверены, что "Транснефти" удается получать выгодные кредиты благодаря политическим связям. "В этой сделке нет речи о рыночных принципах, - говорит Борис Гинзбург из "НИКойла". - Просто одна госкомпания помогает делать бизнес другой госкомпании". "Для кредита в российском банке это довольно дешево. Впрочем, столь же недорого Сбербанк кредитует и другие госкомпании, в частности "Газпром" или "Связьинвест", - отмечает аналитик ИК "Ренессанс Капитал" Павел Мамай. А зампред правления банка "Абсолют" Алексей Крюков говорит, что ставка в 7,5% для Сбербанка "близка к себестоимости". Сейчас Сбербанк привлекает деньги населения (вклады на 13 месяцев) по ставке в 9 - 10%. А средневзвешенная ставка по рублевым кредитам, выданным российскими банками сроком на один год, составляла, по данным Центробанка на февраль 2004 г. , 15% годовых.

Эксперты утверждают, что монополия какое-то время еще сможет пользоваться "льготными" условиями Сбербанка. По словам Гинзбурга, "Транснефть" еще не выбрала своего лимита для заимствований и проблемы могут возникнуть лишь в случае, если Сбербанк "выберет лимит на одного заемщика". Однако один из ведущих банковских аналитиков утверждает, что банк "еще даже не близок к нормативному ограничению по кредитам "Транснефти". Банк не может выдать кредит одному заемщику на сумму более 25% своего собственного капитала. Собственный капитал "Сбербанка", по данным ЦЭА "Интерфакса", на 1 января 2004 г. составлял 149 млрд руб. , т. е. лимит банка на одного заемщика составляет 37,3 млрд руб.

 

Источник: Ведомости