Кадровые перестановки, произошедшие в Альфа-банке летом этого года, не повлияли на планы менеджеров предложить россиянам новый банковский продукт - классический ритейловый бизнес. Как сообщил вчера новый председатель правления банка Рушан Хвесюк на пресс-конференции в медиа-центре "Известий", проект "Меркурий", разрабатываемый с 2001 года и рассчитанный на физических лиц и мелких предпринимателей, будет запущен текущей осенью. Руководители банка рассчитывают, что к 2005-2006 годам доля Альфа-банка на рынке банковской розницы достигнет 8%.

Новый проект, по словам Хвесюка, касается не только депозитных операций. Он включает в себя весь спектр розничного обслуживания - кредитование, оплату коммунальных услуг, карточные операции и прочее. Полигоном для испытаний выбрана Москва. Сначала розницей в рамках проекта займутся 15 столичных офисов. Через год их количество увеличится вдвое. "Посещать офисы клиентам придется всего один раз, при открытии счета, - говорит председатель правления банка. - Все остальные услуги они смогут получать через Интернет или по телефону". Хвесюк надеется, что за два-три года банк увеличит присутствие на рынке обслуживания физических лиц до 8%, по работе с мелким бизнесом - до 7-8%.

Более подробно о проекте менеджмент обещает рассказать на отдельной презентации, но, как заявил "Известиям" президент банка Петр Авен, новый продукт ориентирован прежде всего на средний класс, "верхнюю нишу". "Любая розница всегда начинается с более обеспеченных слоев населения, - пояснил он. - Безусловно, нашими первыми клиентами будут не пенсионеры".

Свои амбициозные планы руководители Альфа-банка объясняют прежде всего эксклюзивностью нового продукта. "Это огромная услуга для народа, - дополняет преемника экс-председатель правления Альфа-банка Леонард Вид. - Она, конечно, не бескорыстна, банк будет брать за свои услуги небольшие деньги". Под "небольшими деньгами" менеджеры понимают "рыночные ставки". "Сбербанк может позволить себе демпинговать, - сокрушается Рушан Хвесюк.- Но по качеству он не сможет с нами конкурировать". Впрочем, по словам президента банка Петра Авена, дело не в Сбербанке. "Современного ритейла в России не существует, - резюмирует он. - Наш проект ведут иностранцы, и аналогов ему в России нет".

Бессменным лидером на рынке частных вкладов по-прежнему остается Сбербанк. Правда, его доля постоянно снижается. Если сразу после кризиса на Сбербанк приходилось более 90% депозитов граждан, то сейчас этот показатель уменьшился до 70%. Доля Альфа-банка, несмотря на второе место в рейтинге по объему привлеченных вкладов, намного скромнее - примерно 3%.

По мнению экспертов, предпосылки для существенного увеличения доли на рынке у Альфа-банка есть. "Сейчас это единственный развитый розничный бренд, - сказал "Известиям" руководитель банковского направления РА "Интерфакс" Михаил Матовников. - Но подобная стратегия - вещь новаторская, и прогнозировать последствия довольно трудно. Тем более что конкуренты не будут дремать".

Дремать они, действительно, не собираются. О планах расширения присутствия на розничном рынке не раз заявлял новый глава Внешторгбанка (ВТБ) Андрей Костин. Результаты налицо: по итогам первого полугодия ВТБ занял первое место по темпам прироста частных депозитов. "Мы продолжим программу создания дополнительных офисов в Москве и регионах, - сообщил "Известиям" вице-президент банка Василий Титов. - Время работы подразделений будет оптимизировано. Создаваемая система услуг достаточно гибкая, впрочем, как и система их оплаты". Узнать о планах Банка Москвы "Известиям" вчера не удалось, но в одном из его отделений сказали, что изменений условий по вкладам пока не предвидится. В таком случае у банка есть шансы переманить часть клиентов Сбербанка, на днях заметно понизившего процентные ставки.

Петр АВЕН, президент Альфа-банка: Проблема вкладов - проблема доверия

- Жаркая дискуссия о необходимости срочного реформирования российской банковской системы, развернувшаяся летом прошлого года, сейчас несколько поутихла. Изменились ли ваши взгляды?

- Нет, я по-прежнему считаю, что российские банки недокапитализированы, много маленьких банков, которые банками не являются, большие преимущества у государственных банков, по-прежнему непонятная отчетность и слабый банковский контроль.

- Эксперты обращают внимание также на высокие риски российского банковского бизнеса, связанные с опережающими темпами прироста выданных кредитов над приростом вкладов.

- Проблема вкладов - проблема доверия, у нас привлечение идет достаточно быстро.

- Но в пресс-релизе Альфа-банка написано, что кредитный портфель за первое полугодие вырос на 61,4%, а вклады выросли всего на 39%.

- У всех российских банков всегда были короткие деньги, поэтому эта проблема, безусловно, есть и у нас. Но мы очень консервативны и не даем "длинных" кредитов, ограничивая себя, в том числе и по доходности.

Источник: http://www.izvestia.ru