На днях на совещании в Белом доме под председательством премьер-министра Михаила Касьянова было принято решение "о прекращении участия государственных унитарных и казенных предприятий в капиталах коммерческих банков". Ожидается, что соответствующее постановление будет подписано Касьяновым в самое ближайшее время. Подготовленные Минимуществом предложения подразумевают передачу принадлежащих госпредприятиям долей в уставных капиталах банков в распоряжение данному ведомству, которое (с подключением также Минфина) и займется их распродажей.

Сюрприз в том, что указанное правительственное решение относится ко всем комбанкам с участием государственных предприятий, в том числе к тем, в которых госпредприятия владеют контрольным либо блокирующим пакетом акций. Между тем первоначально предполагалось избавиться только от пакетов размером менее 25%, обладание коими ровным счетом ничего в сущности не дает. В то же время многие министерства и ведомства обзавелись собственными "карманными" банками, обслуживающими отраслевые "околобюджетные" (а частично и бюджетные) финансовые потоки. Прежде всего следует назвать такие банки, как Конверсбанк и Комнейвабанк (Минатом); Транскредитбанк, банки "Балтийский" и "Дзержинский" (МПС); Морбанк (Минтранс); МСКБ и ВБРР (Минэнерго). Отчаянная борьба министерств за право сохранить "свои" банки, выведя их из общей схемы распродажи, успеха не принесла.

Предстоящая распродажа государственных активов ознаменует значительный передел собственности и всего рынка в банковском секторе, стимулируя, в частности, процессы консолидации в данной сфере. Так, многие мелкие банки в регионах, кормившиеся при госпредприятиях, ожидает, по всей видимости, либо поглощение более крупными кредитными организациями, либо умирание. Кроме того, пакеты акций ряда крупных банков, принадлежащие ныне госпредприятиям, вызывают у частных коммерческих структур живейший интерес, что обещает захватывающую конкурентную грызню.

Однако главная интрига, скорее всего, будет заключаться в перераспределении не столько самих банковских активов, сколько непосредственно ведомственных финансовых потоков, за право обслуживать которые и ведется, в общем-то, вся борьба. Речь идет о суммах, исчисляемых в общей сложности десятками миллиардов долларов в год. Есть за что повоевать! (И не надо обладать особой проницательностью, чтобы представить, какие могут быть "комиссионные" за получение к себе счетов предприятий того же Минатома или МПС).

Исходя из общих соображений (сиречь из логики либеральных экономических реформ), решение о выходе госпредприятий из капиталов коммерческих банков - абсолютно закономерно. Не секрет, что после августа 1998 года произошло по существу огосударствление банковского сектора (где, впрочем, и до того времени государство прямо или косвенно занимало доминирующее положение). Скажем, доля Сбербанка в банковских вкладах физических лиц подскочила с 60% до порядка 85%. Безусловно, в конкретных условиях фактическая монополизация государством рынка банковских услуг была не только оправданной, но и неизбежной. Однако не менее неизбежным - если, конечно, ставится задача создания эффективных финансово-экономических механизмов - является минимизация непосредственного участия государства в банковской коммерции, а также постепенное дерегулирование данной сферы. Именно на это нацелена Концепция развития банковского сектора, принятая в конце декабря прошлого года правительством и Центробанком. Кстати, одним из мотивов "выдавливания" Геращенко с поста могло послужить упорное сопротивление (несмотря на формальное одобрение) практической реализации заложенных в Концепции идей со стороны руководства ЦБ.

В этом контексте предстоящий выход госпредприятий из капиталов комбанков может сыграть роль "первой ласточки". Если госпредприятия владеют акциями порядка 400 банков, то всего банков с тем или иным государственным участием насчитывается около 600, в том числе свыше 70 - с блокирующим либо контрольным пакетом акций. (Оговоримся, что в это число входят и обанкротившиеся банки, взятые на баланс государства, такие, как "СБС-Агро".) Держателями акций выступают, в частности, как непосредственно правительство (в лице Минимущества), так и региональные власти. Кроме того, с советских времен сохранилась система госбанков, принадлежащих ЦБ. Рассматриваемые в настоящее время Госдумой поправки к закону о Центробанке предусматривают передачу (видимо, в форме выкупа) активов ЦБ в коммерческих банках (кроме Сбербанка) правительству. Следующим этапом станет, очевидно, по крайней мере частичная приватизация этих и прочих государственных банковских активов. Именно на этом этапе будут распределяться самые лакомые кусочки. Банкиры ждут не дождутся, например, предполагаемого разгосударствления Внешторгбанка. Вот когда такие банки станут предлагаться покупателям, тогда-то и начнется самая большая банковская распродажа.

Источник: http://www.ytro.ru