24 февраля, понедельник 08:05
Bankir.Ru

Реклама

Онлайн-конференции

Он-лайн-конференция проводится совместно с порталом TatCenter.ru.

Институт исламского банкинга по-прежнему рассматривается в России как одна из возможных альтернатив западной финансовой модели. Некоторые эксперты полагают, что его развитие обогатит инструментарий банковского рынка. Но готов ли рынок принимать новые формулы финансового мироустройства…

Что дает исламский банкинг? Чем интересны модели «молодых драконов» Востока? Что необходимо для появления альтернативных форматов банкинга?

Надеемся, что по этим вопросам выскажутся не только участники конференции, но и посетители Bankir.Ru

Участники

Анатолий Аксаков
Президент Ассоциации региональных банков России, депутат Государственной Думы России, к.э.н. (Москва)
Олег Иванов
Вице-президент Ассоциации региональных банков России (Москва)
Диана Маштакеева
Президент Национальной ассоциации кредитных брокеров и финансовых консультантов, директор Института краткосрочных программ Финансового университета при Правительстве РФ (Москва)
Ян Арт
Главный редактор агентства Bankir.Ru и холдинга 123Service.ru, вице-президент Ассоциации региональных банков России, к.э.н. (Москва)
Максим Осадчий
Начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования (Москва)
Юрий Амвросиев
Директор департамента международного бизнеса и финансовых институтов Бинбанка (Москва)
Дмитрий Жданухин
Генеральный директор Центра развития коллекторства, к.ю.н. (Москва)
Максим Осовский
Генеральный директор Агентства по надзору за ростом долговых обязательств (Москва)

 
Рыбалкин Р.С.
В феврале 2011 г. ЦБ Катара объявил о запрете на исламский бэнкинг для коммерческих банков. Предположительно, в течение ближайших лет этому примеру последуют другие страны Совета сотрудничества Залива. Насколько оправдан в условиях этой тенденции разговор об исламском банкинге в РФ? Ведь вводить отдельную лицензию для исламских банков никто, судя по всему, не будет.
Юрий Амвросиев
Директор департамента международного бизнеса и финансовых институтов Бинбанка (Москва)

Косвенно отвечал на данный вопрос выше. Полностью согласен. Для этого недостаточно ввести лицензию. Необходимо менять законодательство полностью и подумать об отказе от светскости государства. Кстати,  по канонам христианства - ростовщичество тоже грех.

Максим Осадчий
Начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования (Москва)

В Катаре речь идет о более строгом следовании принципам шариата и о дополнительных ограничениях, а не о запрете исламского банкинга для коммерческих банков. См., например, http://www.businessweek.com/news/2011-05-26/qatari-banks-profit-from-lending-may-decline-on-tighter-rules.html.

Олег Иванов
Вице-президент Ассоциации региональных банков России (Москва)

Важно понимать следующее. Речь не идет о запрете на совершение исламских финансовых операций. Задача в другом – разделении чисто финансовой и торговой деятельности. В Российском законодательстве банки также не вправе совершать торговые, закупочные, страховые сделки. Было бы не верным считать, что классические исламские продукты в России будут предлагать коммерческие банки. В рамках банковских групп и холдингов возможно создание специализированных юридических лиц, проводящих такие операции. Это позволит сделать баланс понятым и тем самым контролировать риски.

 
Рыбалкин Р.С.
В странах Ближнего Востока исламские банки, как правило, вынуждены существовать в условиях колоссального разрыва ликвидности (до 90% обязательств привлекается до востребования). Смогут ли они существовать и эффективно финансировать реальный сектор экономики в условиях жестких нормативов ликвидности?
Юрий Амвросиев
Директор департамента международного бизнеса и финансовых институтов Бинбанка (Москва)

Если взять Российскую Федерацию, то у нас тоже все вклады физических лиц по своей сути являются вкладами до востребования, поскольку Вы имеете право прервать депозитный договор в любое время его действия. В этом случае вы лишаетесь только начисленных процентов. То что касается вопроса, то вопросом: если смогли там, то почему не смогут здесь?

 
ПСГ, Москва
Как вы видете взаимодействие исламской модели банковского дела и международных платёжных систем VISA & MC? Существуют ли фундаментальные противоречия в исламском банкинге связанные с удержанием комиссии МПС за проведение транзакций?
Юрий Амвросиев
Директор департамента международного бизнеса и финансовых институтов Бинбанка (Москва)

По канонам Шариата нельзя платить и получать проценты. Однако здесь налицо оплата услуг, поэтому проблем, как мне кажется, нет.

Максим Осадчий
Начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования (Москва)

Исламские банки выпускают дебетовые и кредитные карты Visa и Mastercard. Комиссии за услугу не противоречат нормам шариата, это у Онищенко они вызывают какие-то непонятные эмоции...

 
Юлия Уханова, Москва
Если убрать идеологическую составляющую, какие бизнес-преимущества имеет модель исламского банкинга в сравнении с классическим банкингом?
Юрий Амвросиев
Директор департамента международного бизнеса и финансовых институтов Бинбанка (Москва)

Никаких, кроме большого количества денег, по сравнению с другими «потенциальными инвесторами» готовыми вкладывать деньги исключительно по канонам Шариата.

Дмитрий Жданухин
Генеральный директор Центра развития коллекторства, к.ю.н. (Москва)

Я считаю, что модель исламского банкинга дает большую защиту по сравнению с классическим от тех злоупотреблений, вызванных стремлением к максимизации прибыли любой ценой, которые привели к глобальному экономическому кризису конца первого десятилетия XXI века. Более тесная связь кредитора и заемщика (через участие в капитале и т.д.) способствует созданию и поддержанию доверия. Также исламский банкинг просто дает возможность заработать на финансовом обслуживании тех, кто иначе не стал бы пользоваться банковскими услугами по мировоззренческим причинам. Получается, что идеологическую составляющую при оценке преимуществ убрать вряд ли возможно.

Как специалист в области коллекторской деятельности, замечу, что исламская модель имеет дополнительные возможности при взыскании задолженности, т.к. нарушив обязательства, должник дискредитирует себя не только в юридическом плане. Одновременно, в такой ситуации проще организовать помощь проблемному заемщику со стороны общины. Вполне возможно появление модификаций коллекторских технологий, учитывающих нормы ислама. В нашей практике уже были примеры взысканий корпоративных и частных долгов через обращение и возможность обращения к религиозным авторитетам.

Максим Осадчий
Начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования (Москва)

Консервативность в выборе инструментов и вовлеченность в бизнес клиента - эти два фактора позволили исламским банкам пройти кризис без тех потрясений, которые выпали на долю традиционных банков.

Диана Маштакеева
Президент Национальной ассоциации кредитных брокеров и финансовых консультантов, директор Института краткосрочных программ Финансового университета при Правительстве РФ (Москва)

Полагаю, модель исламского банкинга – интересный альтернативный вариант инвестирования. Для малого и среднего бизнеса такой вариант особенно может быть интересен, поскольку снимает с предприятия или нового проекта процентную нагрузку. Думаю, институты исламского банкинга могли бы составить интересную и серьезную конкуренцию таким институтам как венчурные фонды и бизнес-ангелы.

Однако сегодня в России плохо понимают суть и механизмы исламского банкинга. Мы, Национальной ассоциация кредитных брокеров и финансовых консультантов, со своей стороны готовы включиться в работу по консультированию потенциальных клиентов по данной теме.

Ян Арт
Главный редактор агентства Bankir.Ru и холдинга 123Service.ru, вице-президент Ассоциации региональных банков России, к.э.н. (Москва)

По большому счету, это самый главный вопрос в потенциальном применении механизмов исламского банкинга на российском рынке. Его плюсы сегодня неявны и неочевидны, полагаю, разработчикам этого направления необходимо четче сформулировать «месседж» финансовому сообществу, в котором преимущества исламского банкинга были бы четко обозначены. Возможно, на исламского финансовом саммите в Казани 20 июня мы услышим ответ на этот вопрос.

Максим Осовский
Генеральный директор Агентства по надзору за ростом долговых обязательств (Москва)

Исламская экономическая модель, как научная и финансовая теория, была сформулирована совсем недавно. Экономика, а затем первые исламские банки появились всего лишь около 50 лет назад. Даже в Саудовской Аравии они существуют только с 1990-х годов. Исламская модель выглядит на сегодняшний день, как альтернатива традиционной западной капиталистической экономике. О преимуществах исламского банкинга говорить пока рано, но весь мир, не обращая внимания на, как вы говорите, идеологическую составляющую, давно пользуется не римскими, а арабскими цифрами и лечится по «Канону врачебной науки», который написал Ибн Сина.

Мусульманское право, система налогообложения, банкинг и исламская экономическая модель дает некий другой взгляд на гражданско-правовые отношения между людьми, между предприятиями и организациями с другой нравственной точки зрения.

 
Егоров Александр, Москва
Предполагается ли формировать для исламского банкинга в России особое правовое поле?
Юрий Амвросиев
Директор департамента международного бизнеса и финансовых институтов Бинбанка (Москва)

Его придется формировать, поскольку инвесторы готовые вкладываться только в соответствии с канонами Шариата, не готовы принимать существующее правовое поле светских государств.

Дмитрий Жданухин
Генеральный директор Центра развития коллекторства, к.ю.н. (Москва)

Мне кажется, что многие конструкции вполне реализуются в рамках действующего российского законодательства. А если в дополнение к проводимой политике внедрения английского права добавиться еще принятие элементов шариата, то это, скорее всего, негативно отразится на правовом регулировании. Также надо понимать, что многие аспекты исламского банкинга урегулированы больше нормами этики, нежели права.

Максим Осадчий
Начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования (Москва)

Без формирования правового поля исламских финансов они развиваются в России вне правового поля - нелегально. Несмотря на большое количество мусульман в России (официальной статистики нет, неофициальные данные – 15-20 млн чел.), каких-либо подвижек в сторону формирования правовых основ исламских финансов в России нет.

Анатолий Аксаков
Президент Ассоциации региональных банков России, депутат Государственной Думы России, к.э.н. (Москва)

Механизмы исламского банкинга вполне вписываются в существующее поле. В частности, они вполне адаптивны к рынкам. венчурного финансирования, небанковского кредитования, микрофинансирования. Необходимости в отдельном правовом оформлении нет. Очевидно. Что принципы надзора, регулирования, оформления сделок и т.п. должны быть едиными для всего правового пространства страны.

Олег Иванов
Вице-президент Ассоциации региональных банков России (Москва)

Вопрос интересный. Ни Банка России, ни федеральное Правительство пока не предполагаю ничего делать в этом направлении. Поэтому точный ответ – пока ответственными органами не предполагается. Другое дело, а надо ли формировать такое правовое поле? Опыт Великобритании, Люксембурга и других европейских стран показывает, что отдельные уточнения, прежде всего, налогового законодательства нужны. Исламские финансовые продукты с налоговой точки зрения слабо отличимы от нефинансовых сделок (купли-продажи), ведь в них нет процентов: например, вместо кредита - мурабаха (купля-продажу в рассрочку). Следовательно, немедленно возникает НДС и база по налогу на прибыль (доход). Получается налоговая дискриминация финансовых инструментов, что делает их экономическими не эффективными.

Максим Осовский
Генеральный директор Агентства по надзору за ростом долговых обязательств (Москва)

У исламских банков нет больших отличий от классических банков в традиционных операциях, таких как перечисление платежей, допускается лизинг (иджара), доверительное финансирование (мудараба). При этом, например, некоторые из видов «мушараки» - имущественного товарищества, на мой взгляд, очень похож на новеллу в гражданском праве о хозяйственных партнерствах.

 
Виталий Рыков, Екатеринбург
Какова религиозная составляющая в исламском банкинге?
Юрий Амвросиев
Директор департамента международного бизнеса и финансовых институтов Бинбанка (Москва)

99%

Ян Арт
Главный редактор агентства Bankir.Ru и холдинга 123Service.ru, вице-президент Ассоциации региональных банков России, к.э.н. (Москва)

«Исламский банкинг» - это финансовый термин. С точки зрения самой философии этого финансового механизма он, понятно, имеет в качестве основы мусульманские принципы и нормы социума. Однако сам инструмент не носит какой-либо религиозной или национальной окраски.

Хотя, к сожалению, «подозрение» в конфессиональной избранности мешает многим воспринимать исламский банкинг объективно.

Максим Осовский
Генеральный директор Агентства по надзору за ростом долговых обязательств (Москва)

Когда говорят о религиозной составляющей исламского банкинга, в первую очередь, конечно, имеют в виду «рибу» - запрет ссудного процента. При этом впервые отрицательное отношение к ростовщичеству было сформулировано еще в Торе. В Ветхом Завете сказано, что настоящий праведник «в рост не отдает и процент не берет». В XI веке христианские богословы приравнивали взимание процента к грабежу, запрет на «ростовщический процент» был сформулирован и в русском «Соборном уложении».

По поводу ипотеки сказано «Строящий дом свой на чужие деньги – то же, что собирающий камни для своей могилы» (Книга премудростей Иисуса, сына Сирахова, 21:9).

 
Светлана Илюхина, Москва
Уважаемые эксперты, насколько я помню, в России один-два банка пытались работать в формате исламского банкинга? И чем дело кончилось?
Юрий Амвросиев
Директор департамента международного бизнеса и финансовых институтов Бинбанка (Москва)

Они не очень успешны, т.к. у нас светское государство и радикально религиозных потенциальных клиентов не так много, однако свою нишу они нашли.

Максим Осадчий
Начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования (Москва)

Слышал только про крошечный «Бадр-Форте Банк», который каким-то чудом выживал, пока не прихлопнули в декабре 2006 года, преимущественно за отмыв. В Дагестане банк «Экспресс» выпускает пластиковые карты, соответствующие нормам шариата – по ним не начисляются и не выплачиваются проценты. Из 39 офисов банка один офис – в Махачкале – исламский.

Олег Иванов
Вице-президент Ассоциации региональных банков России (Москва)

Здесь важно отделять рекламные заявления от фактического положения дел. Приведу конкретный пример, один из крупных российских банков заявил от открытии «исламских» окон. Думаете, речь шла о исламских финансовых продуктов? Ничуть не бывало. При ближайшем рассмотрении оказалось, что речь шла о том, чтобы повесить над окошками операционистов надписи на национальных языках (речь шла нескольких национальных республиках). Для настоящего исламского банкинга экономические условия только созревают. Необходим отвечающий канонам шариата получатель ресурсов - халяльная индустрия. Она только создается, правда, быстрыми темпами. Необходим шариатский аудит. Эта работа начата Советом муфтиев России год назад. Нужна, наконец, информация и общение с потенциальными клиентам. До определенного момента начать его на федеральном уровне было не возможно.

Но не менее важны оказался другой фактор. Давление ресурсов с развитых западных рынков капитала. Зачем открывать новое, если можно быстро найти деньги в Европе и Америке. Кризис западных рынков в 2008-2009 гг., полное их закрытие для российских заемщиков на какой-той период послужило мощным драйвером для движения в восточном направлении. Кризис кончился.. как будто … но это движение уже не остановить.

 
Юлия Уханова, Москва
С учетом, что в России практически никак не защищены права миноритариев, не станет ли на практике исламский банкинг с его вхождением в капитал инвестируемого предприятия инструментом элементарного рейдерского захвата бизнеса?
Юрий Амвросиев
Директор департамента международного бизнеса и финансовых институтов Бинбанка (Москва)

Правила Шариата не предполагают участие в капитале, они предполагают участие в прибыли от предприятия. Необходимо уловить разницу.

Дмитрий Жданухин
Генеральный директор Центра развития коллекторства, к.ю.н. (Москва)

Как мне представляется, в России вполне возможен такой сценарий развития событий, то в очень ограниченных масштабах. С одной стороны, действительно практически все новые юридические инструменты (банкротство, факторинг и т.д.) в России часто используются формально законно, но вразрез с целях их внедрения законодателем. С другой стороны, зависимость использования экономических инструментов, связанных с исламом, от этических ограничений и особой репутации субъектов препятствует таким злоупотреблениям.

Максим Осадчий
Начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования (Москва)

А причем здесь права миноритариев? Отбирают-то бизнес у мажоритариев. А по сути вопроса – некоторые российские банки рейдерствуют вполне безбожно.

Анатолий Аксаков
Президент Ассоциации региональных банков России, депутат Государственной Думы России, к.э.н. (Москва)

Совершенно верно, здесь есть «узкое место». Однако это говорит не о том, что исламский банкинг не стоит даже рассматривать в качестве потенциально интересного инструмента. Необходимо законодательно защитить права миноритариев, тем более что эта проблема носит ля российского бизнеса системный характер и мешает развитию.

Максим Осовский
Генеральный директор Агентства по надзору за ростом долговых обязательств (Москва)

Я с большим интересом прочитал целых ряд работ, связанных с исламскими экономическими теориями. Шариат очень жестко защищает права собственности – «вору и воровке рубите руку». Так что рейдерские захваты, как и другие преступления, не имеют прямого отношения к экономическим моделям, в исламе даже риба обосновывается, как незаконное присвоение процентов, в смысле чужой собственности. Другое дело, что в СССР уважительное отношение к любой собственности уничтожалось семьдесят лет, поэтому защищать права миноритариев не готово пока ни общество, ни правоохранительные органы, ни сами миноритарии.

 
Валерий Быков, Москва
Если эта модель называется «исламским» банкингом, то как назвать ту, которая доминирует в мире? Еврейской? Американской? Христианской?
Юрий Амвросиев
Директор департамента международного бизнеса и финансовых институтов Бинбанка (Москва)

В мире доминирует англо-саксонская финансовая система.

Дмитрий Жданухин
Генеральный директор Центра развития коллекторства, к.ю.н. (Москва)

Скорее всего, господствующая модель основана на европейском рационализме, истоки которого в иудаизме, христианстве, античной традиции. Сложные проценты, по мнению некоторых специалистов, стали порождением европейской культуры и дали возможность рывка соответствующих государств.

Максим Осадчий
Начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования (Москва)

Традиционной.

Ян Арт
Главный редактор агентства Bankir.Ru и холдинга 123Service.ru, вице-президент Ассоциации региональных банков России, к.э.н. (Москва)

Хороший вопрос, хотя по соображениям так называемой «толерантности» на него многие не захотят отвечать. Разговоры об «американской» финансовой модели – миф. В Америке лишь предельно развили доминирующую в мире европейскую финансовую модель. Но, полагаю, ее можно назвать не только «христианской» или» еврейской», но и «пролетарской» или «марксистской». В конце концов, принцип прибавочной стоимости никто не опровергал, именно на этом строится вся система извлечения пользы из бизнеса – любым человеком, во все времена. В сфере денег прибавочная стоимость – это проценты или комиссии. Другое дело, что этот подход не имеет никаких отличий от того, что называется «ростовщичеством». Никто не взялся бы конкретно обозначить, до какого предела – нормальный бизнес, а после какого – начинается ростовщичество. Ислам решил эту проблему радикально: любой процент – ростовщичество. Но такое решение очень спорно с точки зрения эффективности. К тому же некоторые скпптики полагают, что механизм исламского банкинга не искореняют, а лишь «маскируют», придают иную «упаковку» тому же «процентному» принципу извлечения прибыли из денег.

Думаю, что западному финансовому рынку предстоит искать свое решение.

Максим Осовский
Генеральный директор Агентства по надзору за ростом долговых обязательств (Москва)

Традиционно выделяют капиталистическую модель и социалистическую. У исламской экономической модели есть черты, схожие и с той и другой.

 
Сергей Шитов, Москва
Есть ли потенциальный рынок (клиентура) у исламского банкинга в России?
Юрий Амвросиев
Директор департамента международного бизнеса и финансовых институтов Бинбанка (Москва)

Не очень большая.

Максим Осадчий
Начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования (Москва)

Активно практикуют ислам 5 - 10% от общего числа мусульман. Если в России живут 15-20 млн. мусульман, то активно практикующих ислам 0,75 - 2 млн. Даже 750 тыс чел. - вполне интересная аудитория для развития исламского банкинга.

Анатолий Аксаков
Президент Ассоциации региональных банков России, депутат Государственной Думы России, к.э.н. (Москва)

Полагаю, что на рынках финансирования малого и среднего бизнеса, венчурного финансирования, микрофинансирования как предпринимателей, так и физических лиц у исламского банкинга в России точно есть потенциальная целевая аудитория.

Олег Иванов
Вице-президент Ассоциации региональных банков России (Москва)

Действительно. Рынок не так велик, как может показаться даже реалистам. Важно отметить, что Коран запрещает дачу денег в рост (получение процентов), но не уплату процентов. Это означает, что перспективы традиционного потребительского кредитования среди мусульманского населения выглядят не хуже, чем в других социальных группах. Другое дело, если ставится задача привлечения инвесторов с Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Приход крупных игроков способно создать предложения, которое выступит драйвером спроса в рознице.

 
Михаил Курчатов, Москва
Если представить, что формат исламского банкинга получил законную «прописку» в России, то, на ваш взгляд, в каких отраслях, бизнесах и территориях он может быть востребован?
Юрий Амвросиев
Директор департамента международного бизнеса и финансовых институтов Бинбанка (Москва)

Я так понимаю, что под словосочетанием «исламский банкинг» Вы имеете ввиду предоставление или привлечение финансирования в соответствии с законами Шариата. Россия – светское государство. Широкого применения честно говоря не вижу.

Максим Осадчий
Начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования (Москва)

Исламский банкинг может быть востребован в столицах и в «мусульманских анклавах» (кавказские республики, Татарстан и Башкортостан). Проще сказать, в каких бизнесах исламский банкинг не будет востребован: азартные игры (включая лотерею), производство и продажа алкоголя, табака, свинины, а также эротической и порнографической продукции.

Диана Маштакеева
Президент Национальной ассоциации кредитных брокеров и финансовых консультантов, директор Института краткосрочных программ Финансового университета при Правительстве РФ (Москва)

Соглашусь с мнение президента АРБР Анатолий Аксакова, это малый бизнес и сфера сервиса, инновационные проекты. Что касается территорий, то не будем забывать, что в России живет более 20 миллионов мусульман. На Средней и Южной Волге, на Северном Кавказе очевидны потенциальные ареалы исламского банкинга. Впрочем, у этого инструмента нет территориальных ограничений.

 
Загидулин Ильнар, Казань
20 июня в Казани пройдет исламский финансовый саммит. Чья это инициатива и каковы цели этого форума?
Ян Арт
Главный редактор агентства Bankir.Ru и холдинга 123Service.ru, вице-президент Ассоциации региональных банков России, к.э.н. (Москва)

Исламский финансовый саммит в Казани стал традицией и проводится уже в 3-й раз. Постоянно действует оргкомитет саммита. Подробную информацию о саммите вы можете прочитать на сайте www.kazansummit.ru.

 
Юлия Уханова, Москва
Есть ли примеры функционирования исламского банкинга на европейских и американских рынках и если да, то на какой правовой основе?
Юрий Амвросиев
Директор департамента международного бизнеса и финансовых институтов Бинбанка (Москва)

Великобритания. Самая старая монархия и демократия в мире даже подправила свои собственные законы.

 
Евгений, Москва
Как сочетаются идеи строительства в России мирового финансового центра и развития исламского банкинга? Возможно ли, на ваш взгляд, создание в России еще одного – исламского финансового центра, например, в той же Казани?
Юрий Амвросиев
Директор департамента международного бизнеса и финансовых институтов Бинбанка (Москва)

Как центр привлечения инвестиций из определенных регионов мира – идея хорошая. Но если принимать во внимание, что Республика Татарстан является субъектом Российской Федерации, то придется менять законодательство. Невозможно ввести официально каноны Шариата на отдельно взятой территории в стране. Поэтому маловероятно.

Максим Осадчий
Начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования (Москва)

Развитие исламского банкинга не противоречит идее создания МФЦ. А думать о создании еще и исламского МФЦ в России – совсем уж Нью-Васюки…

Анатолий Аксаков
Президент Ассоциации региональных банков России, депутат Государственной Думы России, к.э.н. (Москва)

Не думаю, что обязательно продвигать это направление в формате «еще одного финансового центра». Но то, что самая идея исламского банкинга является драйвером для развития финансового рынка, дает пищу для дискуссии, выбора альтернатив, – несомненно.

Олег Иванов
Вице-президент Ассоциации региональных банков России (Москва)

Не хочу много рассуждать. Приведу здесь цитату из предложений нашей Ассоциации – Ассоциации региональных банков России, которые мы направляли в Правительство и Банк России при обсуждении Стратегии развития банковского системы России до 2015 года. «Многонациональному населению России должен быть доступен весь спектр финансовых инструментов, включая альтернативные (исламские) финансовые продукты. Действующее гражданское законодательство позволяет отдельным видам финансовых посредников, включая микрофинансовые организации, лизинговые компании и инвестиционные фонды, предлагать клиентам соответствующие финансовые продукты. В рамках работы по созданию в России международного финансового центра необходимо уточнить отдельные положения налогового и банковского законодательства, для того чтобы расширить потенциал данного рынка и устранить правовые неопределенности. Это позволит повысить инвестиционную привлекательность банковского рынка для инвесторов из стран Центральной и Юго-Восточной Азии».

Аналогичные положения закреплены в Основных направлениях деятельности Ассоциации «Россия» на 2011-2013 гг. См Основные направления деятельности Ассоциации на 2011-2013 годы

Максим Осовский
Генеральный директор Агентства по надзору за ростом долговых обязательств (Москва)

Сейчас лидером исламского банкинга в Европе является Великобритания. 22 английских банка сейчас предлагают финансовые продукты, соответствующие законам шариата. Совокупные активы исламских фондов, управляемых в Великобритании составляют $300 млн. На LSE даже торгуются специальные облигации (сукук). Сейчас рынок исламских финансов оценивается в $1 трлн, отмечается, что растет он примерно на 10% в год, и, по-моему, очевидно, что, занимаясь строительством в России финансового центра, обязательно необходимо развивать исламские финансовые институты.