29 ноября, понедельник 02:27
Bankir.Ru

Реклама

Онлайн-конференции

Он-лайн-конференция проводится совместно с Ассоциацией региональных банков России, журналом «Банковское обозрение», порталами Finarty.ru и TatCenter.ru.

Идея нового финансового будущего для России становится все более популярной у властей. Оптимисты полагают, что Москва может выиграть в новой архитектуре мирового финансового устройства. Необходимо лишь пройти некий путь…

Какая дорога ведет к мировому финансовому центру? Сколько шагов должна сделать Россия? Возможна ли жизнь «кроме нефти»?

По итогам он-лайн конференции вышли следующие публикации:
Как чувствуют себя иностранные банки в России
, Bankir.Ru, 1 июня 2011 года
10 ступеней на пути к мировому финансовому центру в Москве
, Bankir.Ru, 1 июня 2011 года
Мечты и реальность
, Bankir.Ru, 2 июня 2011 года

Участники

Анатолий Аксаков
Президент Ассоциации региональных банков России, депутат Государственной Думы России, к.э.н. (Москва)
Ян Арт
Главный редактор агентства Bankir.Ru и холдинга 123Service.ru, вице-президент Ассоциации региональных банков России, к.э.н. (Москва)
Александр Мурычев
Исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей, председатель совета Ассоциации региональных банков России, д.э.н. (Москва)
Дмитрий Равкин
Директор журнала "Банковское обозрение" (Москва)
Максим Осадчий
Начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования (Москва)
Михаил Смирнов
Генеральный директор консалтинговой компании Финист (Москва)
Дмитрий Афонин
Генеральный директор PR-агентства «Камертон» (Москва)
Максим Осовский
Генеральный директор Агентства по надзору за ростом долговых обязательств (Москва)
Александр Федоров
Председатель совета директоров коллекторского агентства "Центр ЮСБ", Председатель комитета коллекторских агентств общественной организации «Деловая Россия» (Москва)
Дмитрий Жданухин
Генеральный директор Центра развития коллекторства, к.ю.н. (Москва)
Алина Ветрова
Вице-президент Инвестторгбанка (Москва)

 
Юлия Уханова, Москва
Как может отразиться на финансовой индустрии вступление России в ВТО? Какие последствия можно просчитать?
Анатолий Аксаков
Президент Ассоциации региональных банков России, депутат Государственной Думы России, к.э.н. (Москва)

Принципиально вступление России в ВТО на финансовом рынке никак не отразится. Ограничения по открытию филиалов иностранных банков в России остаются. А «дочерние» банки уже присутствуют в полной мере.

На страховом рынке, несомненно, вступление в ВТО усилит приток иностранного капитала, усилит конкуренция. Потребителю этой пойдет только на пользу. Драматического ничего не ожидаю.

Катаклизмов не будет

Алина Ветрова
Вице-президент Инвестторгбанка (Москва)

Не стану говорить за всю финансовую индустрию, но что касается банковского бизнеса, то позволю себе выразить оптимистичную оценку. Правительству и Банку России, насколько мне известно, удалось отстоять банковский сектор и, как это написано в стратегии развития банковского сектора до 2015 г. «…сохранить сложившиеся условия инвестирования иностранного капитала, предполагающие равный с резидентами порядок участия в уставных капиталах кредитных организаций - резидентов без предоставления возможности открывать филиалы иностранных банков». А либерализация доступа иностранного капитала в банковскую систему России по факту и так уже осуществлена, и мы наблюдаем как приход иностранного банковского капитала в российский банковский сектор, так и его уход в связи с изменением их оценок условий и привлекательности бизнеса.

Что касается других секторов экономики, то вступление их в конкурентную борьбу на мировом уровне, приток иностранного капитала в эти сектора в целом скажутся скорее положительно на общем состоянии российской экономики и темпах ее роста, а значит и на показателях банковской системы, являющейся по сути ее «зеркалом». Для российских банков основные драйверы развития – стабильность и инвестиционная привлекательность предприятий и организаций, работающих в стране, как следствие - кредитоспособность и сберегательная активность населения, а также доступ к мировым рынкам капитала. Полагаю, что именно это должно стать следствием вступления России в ВТО, а иначе в этом действии нет никакого смысла.

Максим Осадчий
Начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования (Москва)

Известно, что России удалось выторговать право не пускать филиалы иностранных банков после вступления в ВТО. Иностранные банки вынуждены присутствовать в нашей стране в формате дочерних банков или представительств, что существенно ослабляет их позиции.

Наиболее очевидное просчитываемое последствие – активизация бесконечного перехода на МСФО.

Причин для усиления давления со стороны иностранцев на российские банки пока не видно; более того, в последнее время многие иностранные банки достаточно активно сворачивают свой бизнес и покидают Россию.

Впрочем, разговоры о вступлении России в ВТО идут с 1995 года, а воз и ныне там. Так как вступление в ВТО вряд ли можно расценивать как сильный предвыборный ход, то и ожидать его в предвыборный период не приходится.

Максим Осовский
Генеральный директор Агентства по надзору за ростом долговых обязательств (Москва)

Я вас понял так, что речь идет о финансовой индустрии России. Есть разные мнения на этот счет. Думаю, сначала никак не отразится. А потом, есть гораздо больше других важных факторов, которые влияют. ВТО будет одним из самых малозначительных.

Ян Арт
Главный редактор агентства Bankir.Ru и холдинга 123Service.ru, вице-президент Ассоциации региональных банков России, к.э.н. (Москва)

Последствия будут глобальными. Вступление в ВТО – серьезная проверка на прочность российского бизнеса, резкое усиление конкуренции, но и одновременно – значительное сокращение расстояния, разделяющего российский бизнес и западное инвестирование. Можно ожидать, что в целом вступление России в ВТО снизит стоимость заемных денег на российском рынке.

Александр Мурычев
Исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей, председатель совета Ассоциации региональных банков России, д.э.н. (Москва)

Принципиальные договоренности на этот счет в плане финансового рынка уже достигнуты, неожиданностей не предвидится. Главный «финансовый вопрос», связанный с вступлением в ВТО, - риск подавления национальной банковской системы. Решено, что прямые филиалы иностранных банков в России пока открываться не будут. Так что у российских властей остается инструмент квотирования присутствия иностранных банков в России. Впрочем, до сих пор такой необходимости не было и вряд ли этот инструмент понадобится. Сегодня доля иностранного капитала в российской банковской системе составляет около 30% и нет никаких предпосылок, что эта доля будет зашкаливать, как это было в Восточной Европе. Все. Кому было надо, на российском финансовом рынке уже присутствуют.

Так что для банковского сектора и страхового рынка высоких рисков в процессе вступления России в ВТО нет.

А вот для промышленности, в первую очередь – машиностроения, это серьезный вызов.

 
Александр Лыков
Если бы вам была дана возможность назвать только 10 шагов, необходимых для создания в России международного финансового центра, какие бы шаги вы назвали?
Алина Ветрова
Вице-президент Инвестторгбанка (Москва)

Все шаги в этом направлении, с моей точки зрения, должны быть направлены на формирование благоприятного инвестиционного климата в стране и повышение конкурентоспособности российской экономики. Без этого и создание объединенной высоко капитализированной биржи, и усилия Банка России по укреплению и стабильности курса рубля, и развитие платежной системы и приведение ее на мировой уровень, и меры по совершенствованию корпоративного управления, и все остальные меры, предусмотренные правительственным «Планом мероприятий по созданию международного финансового центра в Российской Федерации», будут оказывать лишь только косвенный, слабый эффект.

Александр Федоров
Председатель совета директоров коллекторского агентства "Центр ЮСБ", Председатель комитета коллекторских агентств общественной организации «Деловая Россия» (Москва)

Первый шаг – это развитие инфраструктуры города. Иностранные инвестбанкиры не будут воспринимать наш город как финансовый центр, пока у нас не будет нормальных гостиниц, нормальных дорог, нормального делопроизводства – я имею ввиду, в частности, процесс регистрации иностранных граждан. Кто-то, может, скажет, что это «мелочи». Но я вот не представляю западного инвестбанкира, экспата, который приехал к нам и пошел лично регистрироваться по месту проживания в отделение Федеральной миграционной службы. Побывав там, он, боюсь, скажет начальству: «Купите мне билет до Лондона на ближайший рейс, я не могу здесь работать».

Вторая необходимость – это создание финансовой инфраструктуры. Это, как ни странно, сделать легче. Было бы желание. Сейчас чтобы торговать бумагами иностранной организации у нас на бирже надо получить массу разрешений, пройти сложные административные процедуры. Да просто открыть счет «иностранцу» в российском банке сложно. Плюс, у нас нет всех тех финансовых инструментов (на рынке деривативов, к примеру), к которым привыкли иностранцы. И, конечно, огромной проблемой является отсутствие единого депозитария, единого клирингового центра бирж.

Третий комплекс проблем, который необходимо решить – это снятие административного давления со стороны чиновничьего аппарата. Легко представляю себе ситуацию, как в офис представительства западного инвестфонда приходит какой-нибудь инспектор пожарной охраны. Находит там стул, который сделан якобы из горючего и ядовитого материала и выписывает штраф. А потом начинает вымогать взятку. К сожалению, это для нас это реальность. А для иностранцев – нонсенс.

Максим Осадчий
Начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования (Москва)

Шаги эти преимущественно институционального характера. Но к ним Россия, увы, не готова. Ибо какой МФЦ можно создать в стране, по индексу восприятия коррупции ютящейся на 154 месте, в одной компании с Лаосом, Камбоджей, Папуа Новой Гвинеей и Таджикистаном? О каком МФЦ может идти речь в стране, из которой иностранный капитал бежит, как ошпаренный? Смысл создавать МФЦ в Москве не больше, чем в Абудже – что из того, что Нигерия является одним из ведущих экспортеров нефти?

С учетом наших реалий идея МФЦ по уровню эпической наивности затмевает даже идею экономической модернизации без модернизации институциональной. Причем идея создания МФЦ в Москве, городе пробок, вызывает оторопь, ведь транспортная инфраструктура столицы и без того крайне перегружена.

В настоящее время в рейтинге МФЦ Москва занимает 68 место.

Впрочем, все это прекрасно сознают и «на верху», поэтому идея МФЦ недавно была девальвирована до регионального финансового центра. Но для этого надо наладить хотя бы стабильно нейтральные отношения с бывшими республиками СССР. Что, согласитесь, практически невозможно в нынешней институциональной среде.

По этой же причине идея превращения рубля в региональную резервную валюту пока не реалистична.

Прежде чем мечтать о МФЦ, следует разобраться, например, с судебной системой. Также необходимо усовершенствовать визовую систему. Пока нанимать на работу иностранца – сущее мучение.

Максим Осовский
Генеральный директор Агентства по надзору за ростом долговых обязательств (Москва)

У России всего две беды. Если первая беда займется второй, то остальные девять шагов могут не понадобиться. Пока финансовый центр видится, в первую очередь, городом, в котором можно быстро и комфортно добраться до офиса, не опасаясь пробок и дыма от лесных пожаров.

Дмитрий Афонин
Генеральный директор PR-агентства «Камертон» (Москва)

Примечательно, что все шаги уже известны и обсуждаются в течение нескольких лет подряд еще до кризиса 2008 года. Помимо вышеперечисленных стоит добавить высокую инфляцию, низкие дивиденды российских компаний по сравнению с западным уровнем, непринятие закона о центральном депозитарии, слабая судебная система и т.д. и т.п.

При этом по сравнению с другими развивающимися странами, в том числе с Бразилией, Россия держится относительно солидно, то вырываясь вперед, то уступая по притоку инвестиций. Но России нужны не любые инвесторы. Спекулятивно настроенные инвесторы с краткосрочным горизонтом инвестирования только дестабилизируют российский фондовый рынок. И как бы это не показалось неожиданным, необходимо также уважение иностранными компаниями российских законов и поддержание такого же высокого уровня ведения деятельности как на западе, особенно касательно экологических норм у сырьевых компаний.

Ян Арт
Главный редактор агентства Bankir.Ru и холдинга 123Service.ru, вице-президент Ассоциации региональных банков России, к.э.н. (Москва)

Как говорили китайские мудрецы, путь в пропасть начинается с одного маленького шага.

Александр Мурычев
Исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей, председатель совета Ассоциации региональных банков России, д.э.н. (Москва)

Я бы выделил следующие 10 позиций:

  1. обеспечить прогнозируемость политических процессов
  2. обеспечить макрофинансовую устойчивость
  3. снижение инфляция
  4. комплекс налогового и иного стимулирования (мировые финансовые центры всегда возникали там, где ВЫГОДНЕЕ работать)
  5. модификация законодательной и нормативной базы: все процессы должны быть прозрачны, требования регуляторов – понятны и предсказуемы, работа финансовых инструментов – легитимна и встроена в общее правовое поле
  6. унификация отчетность, без сомнения – переход на МСФО
  7. ликвидация административных барьеров бизнесу
  8. принципиальное снижение уровня коррупции
  9. развитие адекватного сервиса и инфраструктуры – транспорт, отельный сектор
  10. повышения уровня информационных коммуникаций
Анатолий Аксаков
Президент Ассоциации региональных банков России, депутат Государственной Думы России, к.э.н. (Москва)

Я выделю пять шагов.

Шаг первый создание адекватного правового пространства, обеспечивающего более эффективную работы всех финансовых инструментов и более заметные льготы, нежели сегодня в Британии.

Шаг второй – строгое соблюдение законодательства.

Шаг третий – введение ответственности за нарушения этого законодательства и за нарушение финансовых обязательств.

Шаг четвертый - поголовное финансовое переобучение и серьезные работы по повышению финансовой грамотности населения.

Шаг пятый – инфраструктура.

Если это будет – остальное рынок сделает сам.

 
Науменко Сергей, Санкт-Петербург
Насколько, на ваш взгляд, в идее мирового финансового центра от политики и насколько – от реальной оценки возможностей?
Дмитрий Равкин
Директор журнала "Банковское обозрение" (Москва)

Я бы оценил «политическую составляющую» процентов на 70-80%. Такой подход характерен для российской общественной жизни и, как следствие, для государственной политики. Можно описать его так: желание за счет создания «формы», в данном случае - финансового центра как такового, получить какое-то «содержание», которое может даже не формулироваться и не до конца пониматься. Примеров таких решений в современной России много: строительство Сити в Москве или планы по проведению масштабных спортивных мероприятий. Раньше – это БАМ, полеты в космос или освобождение Царьграда. Что-то получается, что-то нет, что-то оказывается нужным, что-то нет. Реальные возможности при этом могут не браться в расчет.

Алина Ветрова
Вице-президент Инвестторгбанка (Москва)

Не совсем понятно, что такое «реальная оценка возможностей». Как сказал Л.Н.Толстой «В мечте есть сторона, которая лучше действительности; в действительности есть сторона лучше мечты. Полное счастье было бы соединение того и другого». Потенциал у нашей страны есть – это и географическое расположение, и исторические взаимосвязи, и масштаб экономики, и многое другое. Дело за реализацией мечты…

Александр Федоров
Председатель совета директоров коллекторского агентства "Центр ЮСБ", Председатель комитета коллекторских агентств общественной организации «Деловая Россия» (Москва)

Создание мирового финансового центра – это очень хорошая цель. Для его построения требуется решить огромное количество проблем. Если будет решена хотя бы половина из них – жить станет гораздо легче. Причем всем. Так что это, на первый взгляд, чисто политическая цель может принести вполне конкретную экономическую пользу для всех.

Максим Осадчий
Начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования (Москва)

Идея МФЦ является сугубо политическим лозунгом, лишенным экономического содержания, попыткой компенсировать утрату титула столицы сверхдержавы. Что-то типа формулы Филофея «Москва – третий Рим, а четвертому не бывать!». Лучше уж – «Россия – тихая гавань»… Хотя и этот лозунг оказался подмоченным.

Максим Осовский
Генеральный директор Агентства по надзору за ростом долговых обязательств (Москва)

В 1863 г. канцлер Германии Отто фон Бисмарк сказал, что политика не является точной наукой, как склонны полагать профессора, политика - это искусство возможного.

Дмитрий Жданухин
Генеральный директор Центра развития коллекторства, к.ю.н. (Москва)

Разделение политики и реальности применительно к идее мирового финансового центра вряд ли возможно. Политика задает зону ближайшего и стратегического развития, а реальное воплощение проектов не дает слишком быстро сворачивать деятельность из-за изменений в политической сфере. К сожалению, в России огромное количество недоделанных благих начинаний (национальные проекты, Роснано, отдельные институты развития и т.д.), которые просто не оказались в ситуации, когда уже слишком много сделано, чтобы останавливаться.

Дмитрий Афонин
Генеральный директор PR-агентства «Камертон» (Москва)

В долгосрочной перспективе создание из Москвы финансового центра - это вопрос не столько политики, сколько выживаемости, вопрос независимости страны. Как Петр I  прорубал окно в Европу 300 лет назад, так и сейчас российским властям предстоит создать инвестиционное окно уже в весь мир.

Кстати, помимо возможностей привлечь инвестиции, не менее остро стоит вопрос дефицита проектов, в которые можно инвестировать. Чтобы привлекать огромные средства из-за рубежа, нужно понимать, как их потом использовать, чтобы не просто сохранить и преумножить, но направить на улучшение ситуации в экономике, повышение уровня жизни в целом.

Ян Арт
Главный редактор агентства Bankir.Ru и холдинга 123Service.ru, вице-президент Ассоциации региональных банков России, к.э.н. (Москва)

От политики – 100%, от реальной оценки возможностей – 0%. Я слишком хорошо помню, как в СССР решили создать мировой автомобильный рынок.

Александр Мурычев
Исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей, председатель совета Ассоциации региональных банков России, д.э.н. (Москва)

Строительство мирового финансового центра не может и не должно превратиться в самоцель. Это не победа сборной России на спортивных соревнованиях: центр ради центра никому не нужен. Это – лишь инструмент развития экономики, способ обеспечить долгосрочные ресурсы для него. И логичнее начать с более четкой и прагматичной цели – создать региональный финансовый центр.

Анатолий Аксаков
Президент Ассоциации региональных банков России, депутат Государственной Думы России, к.э.н. (Москва)

90% - от политики и пока лишь 10% - от реальной оценки возможностей. Но ничего плохо в политизированности этой идеи нет. Даже если МФЦ в обозримом будущем не появится – самая идея является серьезным драйвером для развития финансового рынка.

 
Геннадий Львович
Уважаемые эксперты, может ли, по вашему быть прорыв в финансовой области, если в большинстве отраслей реального сектора российская экономика находится в упадке?
Михаил Смирнов
Генеральный директор консалтинговой компании Финист (Москва)

Финансовый сектор является обслуживающим. Поэтому сегодня в банкинге мы видим естественный идеологический кризис – нет запросов от клиентов, нет ориентиров для развития, а настойчивой и последовательно пробивать новые направления банки за годы экономического роста разучились. Что говорить, если во многих банках, по-прежнему нет маркетингового отдела – в составе ли продуктового направления, или какой-то централизованной службы.

В общем, даже и при нынешней конъюнктуры у банков есть возможности для роста – например, статистика банка Траст говорит о том, что более 2/3 малых предприятий в России не кредитуются и не собираются этого делать. Конечно, не только банки влияют на эту ситуацию, но конкретные примеры, в т.ч. из регионов, указывают на то, что при желании можно наладить финансирование таких предприятий, найти возможности для новых продуктов.

Алина Ветрова
Вице-президент Инвестторгбанка (Москва)

Вы абсолютно правы, Геннадий Львович. Прорыва быть не может, главное – чтобы не было отставания. Сейчас некоторые предприятия нефинансового сектора на порядок отличаются от банков с точки зрения технологичности, применения наилучших практик, клиентоориентированности, стратегического и оперативного управления. И потенциал, обеспечивающий прорыв в банковском секторе, с моей точки зрения, находится именно в этом направлении.

Александр Федоров
Председатель совета директоров коллекторского агентства "Центр ЮСБ", Председатель комитета коллекторских агентств общественной организации «Деловая Россия» (Москва)

Финансовый сектор – один из самых динамичных и демократичных в российской экономике. Он быстрее всех растет, он быстрее всех реагирует на рынок. У нас не только «может» быть прорыв – он уже произошел. В 2002 году почти никто не слышал о кредитах «на любые нужды». В 2005 году они стали реальностью. Сейчас бурно развивается интерент-банкинг, сектор кредитных карт. Скоро, я слышал, появятся новые интересные инструменты – к примеру, лизинг автомобилей для физических лиц. Или кредитная линия для физлиц.

Максим Осадчий
Начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования (Москва)

Если верить статистике, то это не так. Индекс выпуска товаров и услуг в 1 квартале 2011 года составил 104,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в 2010 году – 105,7% по сравнению с предыдущим годом. Разумеется, основную роль в этом росте играет эффект низкой базы, однако и упадком такую динамику не назовешь. Идет медленное восстановление экономики. Конечно, на фоне столь слабого процесса восстановления каких-то прорывов в финансах ожидать не приходится. Так, корпоративный кредитный портфель за 2010 год вырос всего на 12,1%, а розничный – на 14,3%, что с учетом инфляции (8,8%) – весьма скромный результат. Для сравнения: за предкризисный 2007 год корпоративный кредитный портфель вырос на 56,1%, а розничный – на 57,8%

Максим Осовский
Генеральный директор Агентства по надзору за ростом долговых обязательств (Москва)

Геннадий Львович, мы с вами не договорились, что будем понимать под «финансовым прорывом». Вряд ли только одну идею финансового центра. С одной стороны, действительно, вы правы, есть общее ощущение, что экономика, особенно, в регионах находится в упадке. Хотя бросается в глаза, что там, например, очень много строят. А с другой стороны показатели потребления электроэнергии в России остаются примерно на уровне 2006 г., несмотря на кризис. Структура экономики, в целом, в России, в мире меняется. В ВВП России растет доля Интернет-экономики, услуг, торговли. В мире постепенно происходят процессы, связанные с мировым разделением труда. Основные надежды на прорыв в нашей стране, мне кажется, нужно связывать с образованием, с людьми.

Дмитрий Жданухин
Генеральный директор Центра развития коллекторства, к.ю.н. (Москва)

Как показывает история, российской модернизации свойственны перекосы – по отраслям и приоритетам. Соответственно, прорыв именно в финансовой отрасли возможен, хотя мне лично кажется, что более реален успех Сколково, т.е. проекта в естественнонаучной, технической сфере, т.к. там у России задел больше. Что интересно, успех Сколково вполне может помочь и созданию международного финансового центра.

Ян Арт
Главный редактор агентства Bankir.Ru и холдинга 123Service.ru, вице-президент Ассоциации региональных банков России, к.э.н. (Москва)

Конечно же, такого быть не может. Я на эту тему недавно написал колонку. По гамбургскому счету кредитовать в России некого. Более глубокой анализ этой проблемы – в выступлении вице-президента РСПП, председателя совета АРБР Александра Мурычева.

 
Юлия Уханова, Москва
Возможно ли глобальное развитие в России банкинга вообще и кредитного рынка в частности при нынешнем уровне инфляции?
Дмитрий Равкин
Директор журнала "Банковское обозрение" (Москва)

Да, вполне, это же происходило последние пару лет. Инфляция, которая никуда не делась после кризиса 2008 года не помешала восстановлению кредитования (более-менее какому-то) и не помешала дальнейшему активному развитию госбанков в этот период. В этом смысле, если что-то и будет мешать развитию российского коммерческого банкинга, то, скорее всего, не инфляция в ее существующих границах.

Алина Ветрова
Вице-президент Инвестторгбанка (Москва)

Для развития банкинга и кредитного рынка важен не уровень инфляции как таковой, важна стабильность и предсказуемость как в уровне инфляции, курсе рубля, так, что самое важное, в темпах роста экономики и повышении кредитоспособности предприятий. В ситуации неопределенности даже среднесрочное планирование затруднено, а значит становится сложным прогнозирование, оценка рисков, следовательно, кредитование средне- и долгосрочных проектов, инвестирование в развитие банка, новые технологии, продукты, расширение масштабов бизнеса

Александр Федоров
Председатель совета директоров коллекторского агентства "Центр ЮСБ", Председатель комитета коллекторских агентств общественной организации «Деловая Россия» (Москва)

Конечно, возможно. И это уже доказано. Даже при инфляции более 20% годовых кредитный рынок худо-бедно развивается. При инфляции около 10% нам доступны уже почти все финансовые продукты – от кредитных карт и до ипотеки. Да, при такой инфляции сектор ипотечного кредитования развивается медленно. Но это уже возможно. Уверен, что инфляция постепенно будет снижаться. А все сегменты кредитования – расти.

Максим Осадчий
Начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования (Москва)

Напомню, что в предкризисный период уровень инфляции был еще более высоким (например, инфляция в 2007 году достигла 11,9%), что отнюдь не мешало банковскому буму.

Максим Осовский
Генеральный директор Агентства по надзору за ростом долговых обязательств (Москва)

Сколько стоит мир, столько существует и кредитный рынок. И на фоне падающего доллара с миром и рынком тоже ничего не случится.

Анатолий Аксаков
Президент Ассоциации региональных банков России, депутат Государственной Думы России, к.э.н. (Москва)

Как не покажется парадоксальным, на первый взгляд, сама по себе инфляция не является непреодолимым барьером на пути финансового развития. Уровень инфляции в США в конце 1970-х достигал 20%, при этом Америка оставалась мировым финансовым центром, несмотря на гигантскую ставку рефинансирования. Тогдашняя «волна процентных ставок» только привела к привлечении капитала. Инфляция - не препятствие. более того, в определенном смысле она становится стимулом развития кредитного рынка (кредиты обесцениваются, что делает их выгодными для заемщика), заставляет увеличивать скорость оборота денег.

Инфляция до 15%, если при этом налицо бурный рост экономики, - ничего драматичного в этом не вижу. России нужно массовое обновление основных производственных фондов, нужны инвестиции. А инвестиции всегда так или иначе стимулируют инфляционные процессы. Вот инфляция без инвестиций – это беда.

 
Леонид Тимарев
Среди участников конференции – много коллекторов, консалтеров и финансовых аналитиков. Как идея финансового центра выглядит с их точки зрения? Я имею ввиду степень ее реализма и обременность сегодняшними проблемами.
Михаил Смирнов
Генеральный директор консалтинговой компании Финист (Москва)

Для того, чтобы в стране находился финансовый центр необходимым является наличие заметной (не обязательно преобладающей) доли внутренних инвесторов. К сожалению, в России это пока не так.

Например, стоимость активов российских инвесторов в паевых фондах составляет менее 500 млрд. рублей. При этом, как показывает новое исследование Финист, пайщиками открытых и интервальных фондов в компаниях ТОП-30 являются приблизительно 370-380 тыс. клиентов, еще порядка 30-35 тыс. клиентов может обслуживаться в компаниях второго эшелона. При этом, активная часть этой клиентской базы, имеющая счета с «ненулевым» балансом составляет не более 300-320 тыс. клиентов. Немного.

К тому же, эти деньги короткие, т.е. это не инвестиции, а, скорее, спекулятивный капитал. Финансовый центр с такими настроениями строить тоже сложно. Так, по оценкам опрошенных управляющих компаний, горизонт инвестиций клиентов редко превышает 12-18 месяцев. 38% экспертов отметили, что в их компаниях срок инвестиций превышает 12 месяцев, но явно не достигает 24 месяцев, остальные 62% экспертов указали на то, что сроки инвестиций в их компаниях менее 12 месяцев (в отдельных случаях всего несколько месяцев).

Александр Федоров
Председатель совета директоров коллекторского агентства "Центр ЮСБ", Председатель комитета коллекторских агентств общественной организации «Деловая Россия» (Москва)

Я уже об этом рассказал выше. Для нас создание Мирового финансового центра в Москве – это, конечно, благо. Сюда придут сотни новых компаний, банков. Им понадобится обслуживающая инфраструктура – то есть коллекторы, консалтеры, pr-специалисты и проч. Я считаю, что создание Мирового финансового центра в ближайшие год-три – почти невозможно. Но в периоде 7-10 лет – вполне реально.

Максим Осадчий
Начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования (Москва)

Степень реализма = 0.

Максим Осовский
Генеральный директор Агентства по надзору за ростом долговых обязательств (Москва)

К сожалению, по роду работы, мы только наблюдаем, как периодически с молчаливого согласия банков и профессиональных юристов создаются финансовые центры по получению незаконных кредитов, уходу от налогов, обналичке, регистрации фирм-однодневок и «ликвидации без проблем». По-моему назрело время обсудить это в профессиональном сообществе, в том числе на Bankir.ru, не закрывая глаза, как будто ничего не происходит.

Дмитрий Жданухин
Генеральный директор Центра развития коллекторства, к.ю.н. (Москва)

Идея финансового центра как раз и показывает, что думать о стратегии и будущем необходимо даже в ситуации, когда много текущих проблем. Решение наличных сложностей займет любое количество имеющегося времени, а ситуация не будет меняться без проектирования будущего. Однако стоит помнить о двух различных подходах к эффективности: европейском (постановка цели и ее достижение, несмотря на сопротивление среды) и китайском (максимальное использование имеющихся в данный момент возможностей). Часто к успеху ведет сочетание этих подходов.

Применительно к своей профессиональной области – корпоративному коллекторству, я сейчас вижу возможности развития технологий внесудебного взыскания задолженности организаций, которые будут актуальны и в зарубежных государствах. В России распространенность и дешевизна способов затруднения судебного взыскания долгов способствовала развитию нового типа коллекторских технологий (внесудебных, дешевых и системных). Эти методики могут способствовать достижению стратегической цели – защищенности инвестиций даже в современном меняющемся мире с возможностью выбора юрисдикций для ведения бизнеса и т.д. Активное использование в России этих технологий, которые появились как реакция на текущие проблемы, будет способствовать созданию в будущем безопасного финансового центра.

Дмитрий Афонин
Генеральный директор PR-агентства «Камертон» (Москва)

Показательны в этой связи слова вице-президента США Джо Байдена, находившегося с визитом в Москве в марте этого года.  Особенно остро воспринимаются им проблемы российской судебной системы: «Никакие оптимистичные заявления правительства, работа пиар-компаний не смогут укрыть эти отношения, скрыть их от рынка». Конечно, эти слова можно воспринимать как всего лишь аргумент в спорах с Россией, но тем не менее факт остается фактом.

Россия в целом и Москва в частности нуждается в более сильном пиаре на международной арене, это подчеркивал в недавнем интервью президент ММВБ Рубен Аганбегян. Но пиарщики не волшебники, а  международные инвесторы - не та аудитория, с которой проходят фокусы. Я всегда за то, чтобы пиар отражал реальную картину дел. В данном случае такую благоприятную картину нужно создать сначала в реальности путем реализации множества описанных здесь экспертами, а уже за этим должно следовать усиление пиарактивности.

Ян Арт
Главный редактор агентства Bankir.Ru и холдинга 123Service.ru, вице-президент Ассоциации региональных банков России, к.э.н. (Москва)

Я уже много раз высказывался на эту тему. Реализма в этой идее – ноль. Экивоки в сторону «маленьких драконов» неуместны. Мировой финансовый центр в Сингапуре создавался не год и не пять, а четверть века. Кроме того, пугают подходы наших чиновников и политиков. Как только зашла речь и мировом финансовом центре, они заговорили не о налогах, преференциях, финансовых инструментах, а о парковках, отелях и зданиях. Похоже, некоторые из них настолько далеки от понимания сути термина «мировой финансовый центр», что искренне видят за ним энный набор зданий и городской инфраструктуры.

 
Елена Старенко
Вопрос к г-ну Аксакову. Насколько российское законодательство в сфере финансов сегодня адекватно мировым нормам? Насколько я знаю, значительная часть законопроектов лежит «под сукном», а целый ряд вопросов финансовой деятельности вообще не имеют законодательной базы.
Анатолий Аксаков
Президент Ассоциации региональных банков России, депутат Государственной Думы России, к.э.н. (Москва)

Вынужден согласиться. Российское законодательство мировым нормам не соответствует, о чем я сегодня уже говорил. Необходимо ликвидировать правовые лакуны, убрать правовые риски финансовой работы. Сегодня лежат под сукном законопроект о секьюиритизации, о центральном депозитарии, о потребкредитовании. Отношения заемщиков и кредиторов до конца не урегулированы. Тема залогов и их регистрации – не урегулирована

Масса вопросов, которые на Западе решаются четче, проще и эффективнее. Все это сдерживает развитие банкинга.

 
Загидулин Ильнар, Казань
Какова вероятность формирования в России в ближайшем будущем национальной платежной системы? И каковы перспективы принятия закона об НПС?
Дмитрий Равкин
Директор журнала "Банковское обозрение" (Москва)

Пользуясь случаем, могу порекомендовать почитать об этом в журнале «Банковское обозрение» за апрель этого года в статье «450 миллиардов на карту». Это не совсем про НПС, а про УЭК, но тоже относится к этой теме. На bankir.ru статья выложена здесь http://bankir.ru/technology/article/9673126

Кстати тема создания в России Международного финансового очень подробно рассматривается в июньском номере журнала.

Александр Федоров
Председатель совета директоров коллекторского агентства "Центр ЮСБ", Председатель комитета коллекторских агентств общественной организации «Деловая Россия» (Москва)

Вероятность достаточно высока. Этот вопрос решается с начала 2000-х годов, и сейчас эта идея как никогда близка к реализации. После принятия закона потребуется год-два на реализацию всех технологических моментов – то есть на создание универсальной платежной карты. Мне кажется, что это будет удобный и полезный инструмент. Представьте, что у вас появляется вместо множества документов – один. Который, кстати, не страшно потерять – потому что легко заблокировать и восстановить

Максим Осовский
Генеральный директор Агентства по надзору за ростом долговых обязательств (Москва)

Наверное, вы уже знаете, что вчера проект федерального закона «О национальной платежной системе» был внесен на рассмотрение Государственной думой во втором чтении на 3 июня 2011 г.

Анатолий Аксаков
Президент Ассоциации региональных банков России, депутат Государственной Думы России, к.э.н. (Москва)

Законопроект «О национальной платежной системе» готов ко второму чтению. Завтра, 1 июня, он будет внесен на пленарное заседание Госдумы.

На мой взгляд, в ходе подготовки ко второму чтению законопроект стал концептуально хуже, Например, из-под регулирования Банка России выведен целый сегмент финансовых операций, которые выполняют небанковские платежные агенты. При этом создаются неравные условия конкуренции, поскольку к участникам различных сегментов рынка безналичных платежей применяются разные требования.

Плюсы законопроекта: в законопроекте в текущей редакции наконец дается определение электронных платежных инструментов и вводится полноценное регулирование этого сегмента - операции с такими инструментами должны осуществлять только банки.

В целом я буду настаивать на возвращении законопроекта на доработку.

 
Александр Куприн
Вопрос к Александру Мурычеву. Вы по роду деятельности держите руку на пульсе и банкинга и промышленности. Насколько сегодня различаются их состояние и настроения и в той и в другой сфере? Что можно считать точками пересечения интересов?
Александр Мурычев
Исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей, председатель совета Ассоциации региональных банков России, д.э.н. (Москва)

Экономика более чувствительна к внешней среде, к политическим тенденциям. Нельзя банкинг и экономику рассматривать как два равнозначных института. Банки – это всего лишь финансовые посредники экономики. От ее жизнеспособности целиком зависит развитие финансового рынка как такового. Поэтому настроения банкинга – вторичны по отношению к бизнес среде в целом.

Другое дело, что банки должны иметь все условия для развития кредитной деятельности. Причем тут проблема не только в ресурсах. Парадокс, но далеко не все предприятия могут «потреблять деньги», которые банкинг в долгосрочной и краткосрочной перспективе готов предоставить. Экономика не потребляет ресурсы из-за отсутствия перспектив. Нет инвестиционного всплеска, нет роста потребления. Естественно, это отражается на банках. Структура получения доходов у банков меняется: вместо кредитов основной доход начинают приносить операции с валютой, расчетно-кассовое обслуживание, ценные бумаги.

С точки зрения развития экономики – это плохой признак. Для нормально банкинга, нормальной экономики всегда первично кредитование, причем не только объемы в целом, но и количество самих кредитов. Если выдан гигантский кредит «монстру» – статистика по объему может быть приличной, но на деле бизнес не кредитуется, особенно средний и малый.

 
Юлия Уханова, Москва
Можно ли ожидать, что пенсионные и страховые ресурсы будут адаптированы в активное кредитование и инвестиционные процессы? И что необходимо для этого предпринять, в первую очередь?
Алина Ветрова
Вице-президент Инвестторгбанка (Москва)

Как мне кажется, пенсионные и страховые свободные ресурсы (если они есть конечно, а это-вопрос) так или иначе (через инвестиционные фонды, банки ) уже сейчас вовлечены в инвестиционный процесс. Если же здесь речь идет о развитии за счет этих средств долгосрочного инвестирования, то препятствие здесь опять то же – отсутствие финансовой стабильности, возможности долгосрочного прогнозирования, приемлемый для обеспечения сохранности средств уровень рисков.

Александр Федоров
Председатель совета директоров коллекторского агентства "Центр ЮСБ", Председатель комитета коллекторских агентств общественной организации «Деловая Россия» (Москва)

Юлия, спасибо за вопрос. Это очень злободневная тема. Действительно, много говорят о том, что нашему фондовому и финансовому рынку не хватает ликвидности. Между тем огромные залежи ликвидности находятся в пенсионной системе. Это не значит, что надо разрешить на пенсионные деньги покупать акции всех без исключения компаний. Но можно было бы настроить механизм по более грамотному инвестированию пенсионных и страховых накоплений. Можно хотя бы позволить людям брать ипотечный кредит под залог своих пенсионных накоплений.

Максим Осадчий
Начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования (Москва)

Идея хорошая, но ее неизбежно дурная реализация приведет к тяжелейшим последствиям для этих социально-значимых сфер.

Александр Мурычев
Исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей, председатель совета Ассоциации региональных банков России, д.э.н. (Москва)

Хочется в это верить, но, думаю, что в ближайшие годы этот ресурс не будет в обороте банковского сектора. Вопрос с пенсионными ресурсами в России традиционно сильно политизирован и правительство не готово брать на себя высокие, как оно полагает, риски, связанные с либерализацией возможности оборота пенсионных денег.

Хотя, кстати, все международная практика говорит об обратном: пенсионные деньги успешно питают финансовые рынки, придают им устойчивость.

Однако в России традиция властей: не доверяй рынку, не доверяй банку. Это, конечно, не слишком способствует развитию идеи частно-государственного партнерства

Но для нашего государства фискальный инструментарий развития – привычнее и понятнее, чем стимуляционный. Проще решать вопросы за счет сборов в кану и через казну. Государство идет по этой понятной и привычной схеме. А конъюнктура рынка работает на него: пока нефть дорога, все вопросы среднесрочной перспективы могут быть решены таким способом, пусть даже все понимают, что это экстенсивный путь развития, что он может привести в тупик. Но слишком уж яркий позитив на нефтяном рынке, чтобы отказаться от соблазна управлять именно так.

 
Мыскин Александр
Несколько раз читали и слышала о возможном банкротстве сегодняшней пенсионной системы. Так ли это? В чем проблемы?
Михаил Смирнов
Генеральный директор консалтинговой компании Финист (Москва)

Если не вдаваться в демографическую составляющую проблем, можно говорить о не менее острых проблемах и в инвестиционной составляющей. С одной стороны, государство декларирует, что часть пенсионных доходов граждан будет складываться от результатов управления накопительной частью пенсий. И вроде заявления о создании финансового центра на этом фоне оправданны, даже если это будет очень маленький центр для рынка СНГ. Но, с другой, стороны, нет последовательных действий, направленных на развитие финансового рынка, повышение его устойчивости. Вместо этого, реализуются уже наработанные схемы с укрупнением квазигосударственных структур, аналогичные процессы идут не только на финансовом рынке, но и на товарных (число «независимых» эмитентов не растет, в каких-то секторах снижается, сокращается доял акций в свободном обращении), что не способствует ни стабильности фондового рынка, ни росту доверия населения к фондовым инструментам (например, объем средств во вкладах в 20 раз превышает сумму в ПИФах). Плюс скандальные ситуации с обращением компаний с правами акционеров, с пенсионными средствами и передачей клиентских счетов без ведома клиентов. Все это ставить под вопрос как минимум одну часть пенсионного дохода граждан.

А со страховой частью пенсии математика тоже непростая. Даже если руководство страны пойдет на непопулярные меры по увеличению пенсионного возраста, они не решат этой проблемы полностью.

Алина Ветрова
Вице-президент Инвестторгбанка (Москва)

Насколько я понимаю, ключевая проблема в высоких темпах роста доли пенсионеров в общей численности населения. Несмотря на низкий уровень пенсионного обеспечения, средств, отчисляемых занятыми в пенсионный фонд, по этой причине становится недостаточно даже для сохранения такого уровня, а других источников выплат нет и не предвидится.

Александр Федоров
Председатель совета директоров коллекторского агентства "Центр ЮСБ", Председатель комитета коллекторских агентств общественной организации «Деловая Россия» (Москва)

Действительно, бюджет Пенсионного фонда из года в год формируется с дефицитом. Так что можно сказать, что технически Пенсионный фонд – уже банкрот. Другое дело, что государство, конечно, никогда не допустит, чтобы ПФР перешел на самофинансирование и задержал выплаты пенсий. У нас накоплен огромный запас в Резервном фонде. Из него пока что будут закрываться «дыры» в бюджете Пенсионного фонда.

Максим Осадчий
Начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования (Москва)

Не дождетесь. Стабильность пенсионной системы является политически важным фактором.

Максим Осовский
Генеральный директор Агентства по надзору за ростом долговых обязательств (Москва)

Государственная пенсионная система была изобретена уже упоминавшемся здесь Бисмарком около 100 лет назад. В то время годовая пенсия была примерно равна месячной зарплате. Но в XIX в. и средняя продолжительность жизни находилась в границах от 30 до 50 лет, а в XX в.— уже от 40 до 75 лет. Конечно, в то время никто не мог предполагать, что в XXI в. после достижения пенсионного возраста, человек сможет благодаря возможностям современной медицины прожить еще почти столько же. Надеюсь, что вы – молодой деятельный человек и всерьез не будете рассчитывать получать в будущем от государства мизерную, как сейчас, пенсию, а сами позаботитесь о своей старости.

Дмитрий Афонин
Генеральный директор PR-агентства «Камертон» (Москва)

Ни о каком банкротстве речи, конечно, идти не может. Минздравсоцразития говорит в последнее время о возможной отмене накопительной части пенсии у россиян, так как данная система может быть менее эффективна. Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ), естественно, против. На мой взгляд, данный шаг резко ухудшит восприятие России среди мирового сообщества и откатит построение мирового финансового центра назад. Хотя если пенсия россиян от этого шага станет намного больше, то мнением можно и пожертвовать. Вопрос очень не простой и пока однозначного ответа никто не дал.

Анатолий Аксаков
Президент Ассоциации региональных банков России, депутат Государственной Думы России, к.э.н. (Москва)

Банкротство не самой пенсионной системы, а принципов ее формирования, - да, такие опасения есть. Жизнь показала, что накопительная часть пенсионной системы работает неэффективно. Пенсионные накопления обесцениваются. Добровольных отчислений от россиян почти нет, даже стимулы в виде «добавки» от государства не работают.

Учитывая, что число пенсионеров растет быстрыми темпами и возможности их содержать у работающей части населения все меньше, возникают опасения неэффективность пенсионной системы. Возможно, ее структуру стоит пересмотреть.

Увеличение пенсионного возраста – не решение проблемы. Такой момент должен решаться россиянами добровольно. Человек, который хочет работать сверх пенсионного возраста, должен иметь право на это. Но и в этом случае он должен получать если не всю пенсию, то как минимум определенное пенсионное вознаграждение.

 
Павел Богаткин
Наши власти активно пропагандируют идею мирового финансового центра. А готовы ли иностранцы всерьез работать с финансами в стране, где де-факто устанавливается государственная монополия на банковском рынке и львиная доля пенсионного рынка полностью контролируется государством?
Александр Федоров
Председатель совета директоров коллекторского агентства "Центр ЮСБ", Председатель комитета коллекторских агентств общественной организации «Деловая Россия» (Москва)

Я уже частично выше ответил на этот вопрос – что мешает работе иностранных инвесторов на российском рынке. Хочу добавить, что инвесторам безразлично, с кем работать на финансовом рынке – с госкомпаниями, с госбанками или частными компаниями. Им важно не то, кто является контрагентом, а можно ли вести с ним дело. Соблюдает ли он правила деловой этики? Надежный ли он партнер? Есть ли у него деньги? Вот эти вопросы прежде всего ставят перед собой иностранцы.

Максим Осадчий
Начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования (Москва)

Некоторые готовы, особенно те, кто знает толк во взятках. Банкир, открывавший один из первых иностранных банков в России, как то признался мне в подпитии, что такие взятки, как в нашей стране, ему приходилось давать разве что в Африке.

Дмитрий Жданухин
Генеральный директор Центра развития коллекторства, к.ю.н. (Москва)

Пример того же Сингапура показывает, что большая роль государства вполне может не препятствовать экономическому развитию. Более того, описанная ситуация (масштабное участие государства в банковском и страховом секторе) для иностранных инвесторов может быть особо интересна с учетом возможностей приватизации.

Ян Арт
Главный редактор агентства Bankir.Ru и холдинга 123Service.ru, вице-президент Ассоциации региональных банков России, к.э.н. (Москва)

Хороший вопрос. А разве наши политики, претендуя на какую-либо международную «фишку», интересуются мнением остального мира? Сегодня в России инфантильное отношение ко всему миру: «Мы будем вас критиковать, называть «америкосами», «бритишами», «нигеррами», но вы обязательно должны к нам придти и работать в нашем финансовом центре, жить в нашем Сочи и т.д. и т.п.»

 
Топорков Михаил, Москва
Уважаемые участники, в настоящее время на портале Bankir.Ru проходит интересный опрос как раз о перспективах развития России. Большинство участников считают, что главные препоны развития – бюрократизм, коррупция и недостатки законодательства. И лишь потом уже говорят о недостаточном развитии банкинга, систем управления и образования и налоговой системы. Прокомментируйте, пожалуйста. Не кажется ли вам, что попытки реформ конкретных областей – ничто на фоне «заговора» коррупционеров и бюрократов?
Алина Ветрова
Вице-президент Инвестторгбанка (Москва)

В «теории заговоров» я, признаться, слабо верю. В России с бюрократией и коррупцией боролись испокон веков. Но пока это, как сказал кто-то из мудрых людей, «борьба людоедов с каннибализмом». Однако все перечисленное – это наша среда, в которой мы с той или иной степенью успеха жили всю российскую историю. Если рассуждать философски, то я считаю, что главный препон развития – отсутствие у населения веры в будущее и собственные перспективы в этой стране, а следовательно – низкая производительность труда, незаинтересованность в проектах собственного развития и развития бизнеса, не способных дать эффект в короткое время, отсутствие стремления к долгосрочному накоплению и инвестированию.

Александр Федоров
Председатель совета директоров коллекторского агентства "Центр ЮСБ", Председатель комитета коллекторских агентств общественной организации «Деловая Россия» (Москва)

Михаил, Вы абсолютно правы. «Точечным» изменением законодательства решить проблемы не получится. Поэтому невозможно провести ряд точечных реформ – и построить и в России МФЦ. Нужно кропотливое, поэтапное изменение законодательной, исполнительной и судебной системы. Я может быть наивен, но я верю – это возможно. И мы, в конце концов, решим эту задачу – пусть не через три года, а через 7-10 лет.

Максим Осадчий
Начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования (Москва)

Бюрократы, воры и дурные жестокие законы, спасение от коих - в их повсеместном неисполнении – российские беды, которым уже не одно столетие. Приходится учитывать особенности нашего специфического хозяйственного уклада и приспосабливаться к ним.

Дмитрий Жданухин
Генеральный директор Центра развития коллекторства, к.ю.н. (Москва)

Начать решение системных проблем можно с любого элемента системы. Например, одним из актуальных для меня направлений развития финансовой сферы является распространение эффективных способов внесудебной защиты нарушенных прав. Эти способы (корпоративное коллекторство, PR-сопровождение разрешения конфликтов и т.д.) вполне могут помочь достижению необходимых целей в ситуации столкновения с коррупционным ресурсом оппонентов или бюрократическими препонами. Получается, что реформирование конкретных областей возможно как раз с учетом отдельных задач, связанных с решением наиболее принципиальных проблем.

Ян Арт
Главный редактор агентства Bankir.Ru и холдинга 123Service.ru, вице-президент Ассоциации региональных банков России, к.э.н. (Москва)

Полагаю, что результаты этого опроса – отличная иллюстрация всех тезисов развития, который сегодня на повестке дня. Мировой финансовый центр, реформа пенсионной системы, создание национальной платежной системы – все это ничто на фоне всесокрушающего вала коррупции и бюрократии. Наша государственная машина по-прежнему выполняет «лозунг» классика: «Души прекрасные порывы». И душит все что угодно. А любуется процветанием где-нибудь в Сколково…