25 февраля, вторник 18:56
Bankir.Ru

Реклама

Онлайн-конференции

Он-лайн-конференция проводится совместно с журналом «БДМ. Банки и деловой мир» и порталом TatCenter.ru.

В последнее десятилетие IT-обеспечение стало не только эффективным, но и жизненно необходимым элементом банкинга. Автоматизация банковских процессов дала возможность ускорить развитие финансовой индустрии. Но новое время ставит перед банками новые IT-задачи…

Как связано IT-развитие и конкуренция? Может ли банкинг стать эффективнее за счет IT-решений? Будет ли Интернет главным инструментом связи банков и клиентов?

Надеемся, что по этим вопросам выскажутся не только участники конференции, но и посетители Bankir.Ru

Участники

Андрей Бойко
Коммерческий директор "Оператор электронных торгов B2B-Center" (Москва)
Наталья Логвинова
Заместитель главного редактора портала Bankir.Ru (Москва)
Антон Чернышев
Руководитель отдела криптосистем CompuTel (Москва)
Яков Лившиц
Руководитель портала 123Strahovka.Ru (Бостон-Петербург)
Леонид Гуштуров
Генеральный директор "КОМКОР" ("АКАДО Телеком") (Москва)

 
Александр, Тула
Если сейчас банки делают упор на внедрение систем удаленного пользования "СМС-банкиг" и "Мобильный банкинг", то как Вы думаете какое развитие будет через 5 лет?
Антон Чернышев
Руководитель отдела криптосистем CompuTel (Москва)

Думаю, через подобные системы будет производиться 7-8% операций, при том что через неспецифичный интернет 40-45%. Гораздо вернее что обычная система удаленного банковского обслуживания придет в мобильный коммуникатор вместе с WiFi и т.п.

Андрей Бойко
Коммерческий директор "Оператор электронных торгов B2B-Center" (Москва)

Как я уже говорил в одном своём интервью, "Всё уйдет в мобильник".

Мобильный банкинг- неизбежен. Он круглосуточен, он всегда под рукой, нет ни очередей, ни поездок, ни сложностей. Однако уровень мобильного и интернет-банкинга, пока находится на довольно слабом уровне, только несколько банков, могут похвалиться тем, что они могут частично заменить поездку к ним в офис по большему числу вопросов, и к сожалению, это не те, кто идет "в ногу" с мобильными технологиями, но думаю, у последних - перспектив больше... Думаю в последние 5-7 лет развитие мобильного банкинга будет очень активным.

Яков Лившиц
Генеральный директор компании 123Credit.Ru (Бостон-Петербург)

Полагаю, что тренд выхода банкнга на мобильные устройства займет не менее 3-4 лет. Через пять лет, скорее всего, банкинг будет сопровождать любые виды коммуникаций и это станет доминирующей тенденцией.

Леонид Гуштуров
Генеральный директор "КОМКОР" ("АКАДО Телеком") (Москва)

Сказать точно и определенно, как сложится ситуация через пять лет, очень сложно. Потому что все возможные сервисы развиваются настолько быстро, качественные скачки настолько заметны, что предугадать не возьмется никто. Конечно, наиболее удобные сервисы сохранятся, что-то усовершенствуется в приложении к новым персональным (в т.ч. мобильным) устройствам.

 
Юрий, Москва
Примерно какой процент частных клиентов российских банков сейчас пользуется интернет-банком? Каковы ваши прогнозы по этому показателю на будщее?
Антон Чернышев
Руководитель отдела криптосистем CompuTel (Москва)

Оценки лукавы. Что означает, пользуется? Имеет логин в систему? Регулярно просматривает баланс по счету? Выполняет в месяц хотя бы одну активную операцию? Количество ответов Да, на первый и последний вопрос отличаются на 2 порядка почти в любом банке располагающем системой интернет банкинга. С большей уверенностью можно сказать, что количество операций  выполняемых удаленно через интернет превысит 50% в ближайшие 5 лет. Так происходит в европейских странах, так произойдет и у нас. Это общемировая тенденция.

Яков Лившиц
Генеральный директор компании 123Credit.Ru (Бостон-Петербург)

Не менее 20%, в будущем – около 50%

 
Александр, Калининград
Как вы считаете, оправдываются ли в банках затраты на ИТ-службы? Есть ли перспективы у аутсорсинговой модели в данном сегменте рынка?
Андрей Бойко
Коммерческий директор "Оператор электронных торгов B2B-Center" (Москва)

А вот это маловероятно. IT - это определенный доступ к информации и достаточно велик риск её попадания в менее доверенные руки, нежели руки своих сотрудников. По моему мнению, ни один банк не отдаст на аутсорсинг то, что имеет хоть какую-либо ценность для сторонней компании, что уж говорить о какой-либо конфиденциальной информации.

Яков Лившиц
Генеральный директор компании 123Credit.Ru (Бостон-Петербург)

Вопрос так не стоит. Затраты на IT-развитие сегодня можно считать не второстепенными, а основными затратами банка. Что касается выбора между «своим» IT и IT на аутсорсе, то он будет стоять всегда. Это не вопрос эффективности, это вопрос субъективной комфортности того или иного бизнеса. Что ему милее – «свое» и под контролем или «без забот» и на стороне. Другое дело, что доля аутсорсинга, думаю, все же заметно увеличится.

Леонид Гуштуров
Генеральный директор "КОМКОР" ("АКАДО Телеком") (Москва)

Оправдываются ли какие-то затраты – не вполне корректный вопрос, так как любые затраты обусловлены теми или иными задачами и возможностями. Конечно, любой владелец бизнеса стремится оптимизировать затраты. Но банковский сектор очень специфичный, полностью отдать работу на аутсорсинг невозможно. Поэтому, конечно, наличие собственной ИТ-службы под выполнение определенных задач достаточно оправданно.

Аутсорсинговая модель в банках очень востребована и эффективна. Конечно, было время, когда банки пытались строить свои собственные сети, создавать свои Центры данных и т.д. Но сейчас многие банки осознали, что глобальные инфраструктурные вещи дешевле и эффективнее отдавать на аутсорсинг. А прикладные, текущие задачи более результативно решает собственная ИТ-служба.

 
Светлова Александра, Москва
Уточните, пожалуйста, что делается для обеспечения безопасности персональных данных и защите информации при предоставлении банковских on-line услуг. И какова практика такой работы - банки занимаются этим самостоятельно, или это делает оператор, предоставляющий интернет, или компании, профессионально занимающиеся защитой информации?
Яков Лившиц
Генеральный директор компании 123Credit.Ru (Бостон-Петербург)

Большинство серьезных компаний, занимающихся финансовыми услугами он-лайн, приобретают системы защиты данных у солидных, зарекомендовавших себя фирм, специализирующихся на безопасности данных. Это нормальный подход.

Леонид Гуштуров
Генеральный директор "КОМКОР" ("АКАДО Телеком") (Москва)

Большинство аспектов защиты передачи данных лежит на ИТ-службах и службах безопасности банков. Со своей стороны, «АКАДО Телеком» как оператор связи предлагает ряд сервисов по обеспечению безопасности данных на сетевом уровне. В августе 2010 г. введена в эксплуатацию новая услуга по защите ресурсов от DDoS-атак, которая позволяет предотвращать любые попытки блокирования таких сервисов, как Интернет-банкинг, мобильный банк или web-сайтов клиента.

 
Эльмир, Казань
По себе знаю, что просрочка платежей довольно часто возникает не из-за отсутствия денег, а из-за того что не успел оплатить вовремя или забыл, или находился в командировке. Думаю, что с автоматизацией банковских процессов оплата должна стать проще. Могут ли банки привести конкретные цифры, говорящие о том, что с внедрением IT-обеспечения банкинга количество проблем с платежами улучшилось?
Наталья Логвинова
Заместитель главного редактора портала Bankir.Ru (Москва)

Пока такие цифры банки не любят придавать огласке. Думаю, дело в том, что показывать-то особо нечего. Количество частных клиентов, проводящих платежи через интернет банк, на фоне общего числа розничных потребителей банковских услуг пока выглядит несолидно. Хотя, точно не знаю, чего в этом случае стесняются банки. Если стесняются малого количества пользователей по сравнению с затратами на организацию интернет-банкинга, то совершенно зря.

Дело не в том, что кредитные организации предоставляют плохие сервисы в интернете, а в том, что массовый российский потребитель пока не готов пользоваться такими услугами. Низкая финансовая грамотность и недостаточный для эксплуатации интернет-банкинга уровень владения компьютером у большинства Россиян – это суровая реальность. Однако, это лишь нынешнее положение дел. Тенденция к росту активных пользователей интернет-банкинга есть, так что у этого бизнеса в России все еще впереди.

Что касается уменьшения количества проблем в связи с внедрением ИТ-обеспечения, то тут ситуация двоякая. Я не буду говорить про проблемы ИТ, так как успешная, бесперебойная  работа в глобальной сети банковских сервисов – задача кредитных организаций. С ней банки успешно справляются. Однако в этом процессе еще активно участвует потребитель. Вот оно-то может легко напортачить.

Если у человека были проблемы с платежами в реальном офисе банка, когда он общался с живыми сотрудниками кредитной организации, то трудности в виртуальном офисе в интернете с большой вероятностью тоже возникнут. Так что виртуальное пространство мало чем отличается от реального. Как в реальном офисе могут быть ошибки и проблемы, точно так же и в виртуальном, ведь банк-то один и тот же. Интернет – это просто еще один канал предоставления банковских услуг и «волшебства» от высоких технологий ждать не стоит. За интернет-банком стоят живые люди – ИТ-специалисты. Они точно такие же сотрудники банка, как и те операционисты, которых вы встретите в офисе кредитной организации.

Леонид Гуштуров
Генеральный директор "КОМКОР" ("АКАДО Телеком") (Москва)

Автоматизация банковских процессов, конечно же, позволяет значительно облегчить процедуру оплаты услуг. Это удобно и выгодно как клиентам, так и самим банкам. Ведь новейшие технические решения позволяют клиентам оперативно осуществлять платежи практически не выходя из дома или, наоборот, находясь в поездке, а банкам - не только значительно сократить размер задолженности или просрочку платежей, но и вести автоматизированный учет и статистику, наладить систему оповещения о задолженности и т.д.

В целом, мы можем сказать, что объемы платежей за последние годы увеличились в разы как в количественном, так и в денежном выражении. Конечно, насколько улучшилась ситуация с проблемными вопросами, мы как операторы вряд ли сможем сказать. Это вопрос самих банков. Но то, что автоматизация неизменно влечет значительный рост электронных платежных операций как клиентов, так и при межбанковских расчетах, и заметно активизирует бизнес-процессы – это факт.

 
Данис Байрамов, Альметьевск
Какие IT-решения предлагаются сегодня банкам? В чем их новаторство?
Яков Лившиц
Генеральный директор компании 123Credit.Ru (Бостон-Петербург)

Наиболее инновационными сегодня являются решения, позволяющие клиенту проводить максимум финансовых операций через Сеть и с помощью телефона и мобильных устройств. То есть сегодня можно сказать, что инновационность измеряется комфортностью и нацелена на максимум комфорта для клиента. Это, кстати, отличное мерило для инноваций. Нет смысла в инновациях ради инноваций, они не должны быть самоцелью.

Леонид Гуштуров
Генеральный директор "КОМКОР" ("АКАДО Телеком") (Москва)

«АКАДО Телеком» уделяет огромное внимание разработкам специализированных решений для банков. Так, очень востребована услуга доступа к автоматизированной системе межбанковских расчетов МЦИ при Банке России, которая обеспечивает высокоскоростной защищенный обмен электронными платежными документами между кредитными организациями московского региона.

Также мы обеспечиваем доступ к международным платежным системам, системам электронных торгов, различным финансово-справочным ресурсам. Очень востребована услуга защиты от DDoS-атак, о которой я уже говорил, так как подобные атаки нацелены как раз на такие web-сервисы, как интернет-банк, клиент-банк, интернет-сайт банка.

Огромные возможности банкам дает создание мультисервисных корпоративных сетей, на базе которых внедряются самые современные технологические решения – начиная от телефонии и заканчивая системами контроля и видеонаблюдения. Все более востребованной становится услуга удаленного защищенного доступа к корпоративной сети (SSL VPN), когда сотрудникам вне офиса обеспечивается безопасный полный или частичный доступ к корпоративным ресурсам.

Также мы предлагаем банкам услуги на базе собственного Центра данных, в т.ч. резервирование IT-узла.

 
Елена, Казань
Татарстан попал в число регионов, где уже в октябре начнет действовать проект по внедрению универсальных электронных карт, которые будут совмещать в себе идентификатор личности гражданина при получении удаленного доступа к госуслугам, страховой полис, пенсионное свидетельство и банковскую карту. Хотелось бы знать мнение экспертов по поводу внедрения таких карт.
Наталья Логвинова
Заместитель главного редактора портала Bankir.Ru (Москва)

Вам очень повезло. Такая карта – это удобный инструмент. В Латвии внедрили подобную карту и многие были довольны ею. Единственное неудобство, на которое жаловались владельцы такого пластика, – это трудное и долго его восстановление в случае потери.

Однако в вашем случае могут быть сложности иного характера. Такая вот универсальная социальная карта в состоянии поначалу доставить много хлопот своему владельцу. Ведь нет гарантии, что карта будет внедряться без сбоев и все его участники, в числе которых множественные государственные учреждения,  во время и бес сбоев поддержат проект. Ведь его организаторам нужно озаботиться своевременной установкой считывающих устройств для этой карты у всех участников, а им придется изменять свои внутренние бюрократические процедуры под описанную технологию. Все мы знаем, насколько трудно и с какой волокитой госучреждения принимают какие-либо новшества и изменения. Так что пользоваться универсальной электронной картой будет удобно и комфортно, но не сразу после ее появления, а лет эдак через 10.

Яков Лившиц
Генеральный директор компании 123Credit.Ru (Бостон-Петербург)

Идея универсальной карты в мире обсуждается давно. К ней несколько раз подступали и отступали. Но рано или поздно, полагаю, прорыв произойдет. И то, что в одно из регионов идут на такой эксперимент, - отличный толчок рынку.

 
Юлия Уханова, Москва
Все чаще и чаще звучит идея создания универсальной пластиковой карты, которая заменит отдельные карты. До недавнего времени такая идея казалась фантастичной. Однако бумажники и кошельки людей сегодня переполнены многочисленным «пластиком». Насколько реально, на ваш взгляд, решение этой задачи?
Антон Чернышев
Руководитель отдела криптосистем CompuTel (Москва)

Сегодня это совершенно не техническая проблема. Технические решения имелись и 5 и 7 и 10 лет назад. Проблема появления универсального инструмента это проблема «договориться». А как показывает практика с этим действительно проблема. Думаю многочисленный «пластик» еще поживет в бумажниках.

Яков Лившиц
Генеральный директор компании 123Credit.Ru (Бостон-Петербург)

Думаю, оно реально и будет предложено рынку в течение ближайших трех лет. Тут проблема не столь техническая, сколь ментальная: всем непривычно, все бояться потерять контроль. Будет решен вопрос коллективного контроля эмитентов над такой картой – появится и сам продукт. Технически он уже реален.

Леонид Гуштуров
Генеральный директор "КОМКОР" ("АКАДО Телеком") (Москва)

Решение этой задачи абсолютно реально, т.к. технологические решения и существующие разработки позволяют начать их широкое использование. Дело за главным – за согласованностью и оперативностью принятия решения государственными органами, качественным межведомственным взаимодействием.

 
Топорков Михаил, Москва
Насколько опасно сегодня расплачиваться в Интернете при помощи пластиковых карт? Какие способы оплаты являются самыми безопасными?
Антон Чернышев
Руководитель отдела криптосистем CompuTel (Москва)

Опасно или безопасно настолько насколько вы аккуратно подходите к этим вопросам. Сама по себе технология, даже самая прогрессивная неспособна защитить Вас от мошенников. Загляните на сайты платежных систем, например http://www.visa.com.ru/ms/smartbuy_internet.jsp и прочтите набор минимальных рекомендаций при выполнении операций. Вы обязательно заметите, что там нет рекомендаций технологического характера, зато несколько раз встречаются предупреждения вида «не кладите ключ под коврик». Мошенники, в массе своей, используют банальные методы (в первую очередь методы социальной инженерии) для выуживания информации о картах. Серьезную основанную на технологии опасность переставляют сегодня только специально созданные «трояны» встраивающиеся посредником в браузер и реализующие «атаку человек в середине». От такой атаки есть только одно средство защиты - использовать средство подтверждения транзакций функционирующее в безопасной среде. Например, маркирование данных транзакции процессором вашей чиповой карты в среде не подключаемого кард ридера. Использование этой технологии в рамках решений Verified by Visa или Secure Code от MasterCard защитит вас от изощренных атак по методу «человек в середине». Однако сказать, - «эта технология абсолютно безопасна» будет неправильно. Если вы сами отдадите данные своих карт мошенникам, подавшись на банальную телефонную провокацию «Здравствуйте, это из службы безопасности вашего банка (какого банка?) на ваш счет/карту производится покушение(какой счет?), немедленно сделайте то-то и то-то» (отдайте нам свои секреты, а затем деньги)!

Яков Лившиц
Генеральный директор компании 123Credit.Ru (Бостон-Петербург)

Это зависит не от карт, а от компании, которая внедрила такие платежи. Не доверяйте сомнительным, малоизвестным сайтам, расплачивайтесь через Интернет только с хорошо известными, зарекомендовавшими себя структурами.

 
Ян Арт, Москва
В чем, по мнению участников, сегодня основной драйв «банковского апгрейда». Уважаемые эксперты, определи основные векторы развития банковской компьютеризации.
Яков Лившиц
Генеральный директор компании 123Credit.Ru (Бостон-Петербург)

Еще недавно основным драйвом «банковского апгрейда» было – повысить эффективность внутренней работы. Сегодня новый драйв – усилить возможности клиента, обеспечить ему возможность полноценно пользоваться банковскими сервисами дистанционно, не заходя в офис банка.

Леонид Гуштуров
Генеральный директор "КОМКОР" ("АКАДО Телеком") (Москва)

Основные тенденции «банковского апгрейда» - это значительное увеличение скоростей каналов, создание мультисервисных сетей VPN, аутсорсинг Центров данных.

 
Геннадий Львович, Москва
Будет ли означать развитие Интернет-банкинга сокращение офисных сетей банков?
Антон Чернышев
Руководитель отдела криптосистем CompuTel (Москва)

В будущем вполне возможно, но не сегодня. Офисов скорее не хватает и почти везде очереди. Сокращение возможно только когда в интернет переместится ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ доля банковских операций.

Яков Лившиц
Генеральный директор компании 123Credit.Ru (Бостон-Петербург)

До определенной степени. Но это сокращение будет вовсе не обратно пропорционально развитию Интернет-банкинга. Скорее можно ожидать, что соотношение Интернет-банкинга и офисных сетей достигнет некой «золотой середины»

Леонид Гуштуров
Генеральный директор "КОМКОР" ("АКАДО Телеком") (Москва)

Нет, не будет. Одно дополняет другое, а не исключает. Основная масса клиентов банков пока не готова перейти на Интернет-технологии. Банкинг позволит сократить очереди в офисах, но еще долго полностью их не заменит – это однозначно.

 
Юлия Уханова, Москва
На российском рынке все заметнее активность таких систем как Хэнди-банк. Насколько вероятно, что на смену эксклюзивным Интернет-банкам придут единые системы, подобно тому как 4-5 карт вытеснили с рынка собственные доморощенные карты банков?
Антон Чернышев
Руководитель отдела криптосистем CompuTel (Москва)

Конечно коллективное пользование системой, может делать процесс ощутимо рентабельнее, особенно для небольших банков. Но и здесь основная проблема договориться. В эти перспективы верится слабо.

Леонид Гуштуров
Генеральный директор "КОМКОР" ("АКАДО Телеком") (Москва)

Весьма вероятно, что тенденция унификации проявит себя и здесь.

 
Михаил Курчатов, Москва
Сегодня банкинг уже в полной IT-зависимости. Возможно, мой вопрос покажется наивным, но насколько вероятен такой сценарий, как «обрушение» (если использовать термин из фильма «Крепкий орешек»).
Антон Чернышев
Руководитель отдела криптосистем CompuTel (Москва)

Такой сценарий можно рассматривать только для банков, слабо заботящихся о безопасности процессов. Грамотные банкиры, а таких все таки большинство, предпринимают соответствующие меры к недопущению, и конечно, не кладут все яйца в одну корзину.

Андрей Бойко
Коммерческий директор "Оператор электронных торгов B2B-Center" (Москва)

По моему мнению, это крайне маловероятно. Разные банки, разные продукты, ПО, многоуровневые системы защиты и т.п. Как правило, банки заботятся о своей безопасности и чаще всего не делают того, что может поставить хоть под малейшее сомнение их безопасность. Знаю по работе банков с нашей компанией, чаще всего, если банковские IT-шники чего-то не понимают, то стараются определенные "решения" не использовать и избегать их.

Яков Лившиц
Генеральный директор компании 123Credit.Ru (Бостон-Петербург)

Такой сценарий практически нереален. Вернее, он реален с той же долей вероятности, как 9-балльное землетрясение на Уолл-стрит или на Тверской.

Леонид Гуштуров
Генеральный директор "КОМКОР" ("АКАДО Телеком") (Москва)

Такой сценарий маловероятен, т.к. стандарт Банка России предусматривает многократное резервирование систем, что исключает любое тотальное «обрушение», полную потерю данных и другие апокалиптические сценарии.

 
Валерий Быков, Москва
С недавнего времени пошел новый тренд – банкинг при помощи iPhone и iPod. Насколько это направление перспективно? Что оно дает?
Антон Чернышев
Руководитель отдела криптосистем CompuTel (Москва)

Честно говоря, я вообще не вижу особенностей банкинга в iPhone и iPod по сравнению с банальным настольным компьютером. Различие только в форме, но не в содержании. Мобильно, - да. Удобно, - возможно. Стильно – несомненно.

Андрей Бойко
Коммерческий директор "Оператор электронных торгов B2B-Center" (Москва)

Возможно имели в виду iPad. Перспективы наращивает вообще мобильный банкинг - не важно на какой он платформе. Что касается тренда, то банки скорее всего стараются смотреть на новые перспективные технологии, смотрят на уровень продаж и популярности определенных "гаджетов", поскольку люди их использующие - как правило продвинуты в новых технологиях и будут пользоваться интернет-решениями. А если "гаджеты" дорогие, например iPhone или iPad, то значит у их пользователей есть и фин. средства. Вот банки и стараются быть "в ногу" с тенденциями рынка для получения новых клиентов. Думаю такое направление перспективно для получения новых "продвинутых" клиентов.

Яков Лившиц
Генеральный директор компании 123Credit.Ru (Бостон-Петербург)

Это одно из самых перспективных направлений сегодня. Оно дает окончательное наилучшее решение традиционной «проблемы последней мили». Решение этой задачи означает, что «последняя миля» будет находится в кармане у клиента.

 
Юлия Уханова, Москва
В интервью Bankir.Ru президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян справедливо заметил, что в противоречие с законом о защите персональных данных сейчас вступит в противоречие почти все, что есть на рынке. Какова ситуация в финансах? Какие проблемы начнутся с 1 января – даты вступления в силу закона?
Леонид Гуштуров
Генеральный директор "КОМКОР" ("АКАДО Телеком") (Москва)

Проблемы могут начаться, если финансовые структуры не предпримут никаких усилий по обеспечению защиты персональных данных. Технические инструменты для этого имеются, надо грамотно и своевременно начинать работу. Мы уже приступили и к концу года завершим все необходимые мероприятия по улучшению защиты персональных данных как наших клиентов, так и своих сотрудников.

 
Егор Кабанцев, Благовещенск
Как Вы думаете после вступления в силу закона Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг, произойдет ли коренной передел рынка пластиковых карт , например зарплатных проектов, ведь преимущество будет у крупных игроков? Что в этом направлении необходимо развивать в первую очередь на разных уровнях, законодательные инициативы со стороны государства или IT-технологии или что-то еще, чтобы получить , в дальнейшем, настоящую конкуренцию в этом сегменте рынка?
Леонид Гуштуров
Генеральный директор "КОМКОР" ("АКАДО Телеком") (Москва)

Закон и принимался для того, чтобы улучшить качество предоставления государственных услуг и их доступность. Поэтому, конечно, уровень развития ИТ-инфраструктуры и технологий очень важны при выборе подрядчика услуг.

 
Екатерина Гуркина, Москва
Как электронная торговая площадка может оптимизировать банковскую деятельность?
Андрей Бойко
Коммерческий директор "Оператор электронных торгов B2B-Center" (Москва)

Традиционно ЭТП воспринимается банками только как возможность оптимизировать затраты на закупки. Средний размер экономии при использовании электронных торгов при закупке товаров составляет в среднем 10-20%, а при проведении торгов на оказание услуг - 15-30%, НО данные показатели сильно зависят от электронной площадки и специфики отрасли. Самая высокая эффективность отслеживается на рыках с развитой и высокой конкурентной средой.

На площадке B2B-Center процент оптимизации (снижения цены в ходе торгов) составлял в среднем 17%. За историю работы на площадке были зарегистрированы 66 банков, проводивших там разного рода операции.

Банки, являясь поднадзорными, вынуждены демонстрировать большую открытость, чем предприятия некоторых других отраслей, среди них много ОАО, которым также «ближе» честные закупки;

Нужно выделить категории продукции, закупаемой банками:
- это в первую очередь канцтовары, бумага, картриджи;
- работы по монтажу и ремонту всяких кабельных систем – для банков с большим количеством доп.офисов – здесь всегда можно пригласить поставщиков к участию в достаточном количестве;
- конечно, ремонтно-строительные работы доп.офисов, опер.касс – дорогие строительные тендеры; проводятся в форме конкурсов;
- офисная мебель, конечно, компьютеры, а также специализированное банковское оборудование – от машинок для счета купюр до депозитных модулей и банкоматов;
- услуги по обработке, изготовлению и рассылке информационных материалов, всяких брошюр, листовок и проч.

Яков Лившиц
Генеральный директор компании 123Credit.Ru (Бостон-Петербург)

Полагаю, что развитие электронных торговых площадок открывает перед банкингом целый ряд дополнительных возможностей. Понятно, что одна из таких возможностей универсальна для любого вида бизнеса – это оптимизация процессов закупок тех или иных товаров и услуг, которые этому бизнесу необходимы. Очевидно также, что электронные площадки могут стать довольно удобным инструментом реализации залогов по просроченным кредитам. И, наконец, банкам предоставляется возможность обеспечить сопровождение работы электронных торговых площадок пакетом своих опций, таких как овердрафт, банковская гарантия, некоторые виды кредитов и РКО.

 
Екатерина Гуркина, Москва
Можно ли рассматривать ЭТП в качестве нового технологичного канала продаж банковских услуг?
Андрей Бойко
Коммерческий директор "Оператор электронных торгов B2B-Center" (Москва)

Речь идет о развитии на В2В сервис-провайдинга, когда в Систему подключаются поставщики услуг и сервисов для наших клиентов и через систему, через площадку предоставляют клиентам свои услуги и сервисы. Так сейчас работает Пробизнес и B2B-Bank (бизнес для бизнеса) в части предоставления нашим клиентам Электронной банковской гарантии, а также пара страховых компаний (Росно и РГС) по продуктам страхования.

Мы занимались этим вопросом с 2004 г., и общая концепция заключается в том, чтобы сформировать эффективные механизмы финансирования предприятий на В2В, подключить к Системе банки, подготовить (адаптировать) финансовые продукты банков, чтобы это позволило организовать торговое финансирование, предоставлять заемные средства и т.д.

Зная технологию продуктов торгового финансирования, в первую очередь были бы интересны финансирование торговых операций, лизинг, факторинг и овердрафт.

На сегодняшний день в системе B2B-Center выдано свыше 1300 электронных банковских гарантий. Это уникальная услуга, которую не предоставляет никакая другая электронная торговая система.

 
Екатерина Гуркина, Москва
Может ли электронная торговая площадка предложить какие-то дополнительные формы повышения эффективности в работе банков за счет новых  IT-решений?
Андрей Бойко
Коммерческий директор "Оператор электронных торгов B2B-Center" (Москва)

- Доступ банков к базе данных ЭТП для аудита компаний-заемщиков, как вариант усовершенствования скоринговой системы благодаря доступу к информации о хозяйственной деятельности абонентов ЭТП.

Например, можно предложить доступ банку ко всем торговым процедурам и архивам конкретного предприятия, которое банк рассматривает в качестве заемщика.

- Выставление на аукцион залогового имущества, полученного в кризис, как банками, так и их дочерними компаниям.

Объем потенциальных торгов высок – банки передают в дочерние инвестиционные компании свои залоги, чтобы списать их с баланса. Банки не могут и не хотят управлять залоговым имуществом, не знают, как продавать, а их хранение и т.п. – несет за собой определенные расходы.

Такой подход может быть интересен как банкам, испытывающим системные проблемы с реализацией залогов, так и инвестиционным компаниям, которым банки передали часть залогового имущества, полученного в кризис.

На площадке B2B-Center существует функциональность аукционов по продаже имущества должника. Были даже подобные прецеденты. Сейчас у нас есть ряд заинтересованных банков, с которыми мы ведем переговоры.

- Кроме того, на ЭТП теоретически возможна продажа банковских портфелей.

Поскольку сейчас такие инструменты, как секьюритизация, стали практически не доступны российским банкам – встает вопрос рефинансирования розничных портфелей. Продажа в рамках ЭТП – один из вариантов решения.

Кроме того, можно выставлять на аукцион долги предприятий, как для пула банков, так и неделимым лотом.