1 октября, четверг 11:27
Bankir.Ru

Реклама

Онлайн-конференции

Совместная онлайн-конференция агентства Bankir.Ru, журнала «Банки и деловой мир» и портала Rebanking.ru.

ИТ-обновление российского банкинга - возможно ли это в «трудные времена»? Как ИТ-новации оптимизируют банковский бизнес? Что ИТ-компании готовы сегодня предложить банкам? Какие «кнопки» волнуют банкиров в первую очередь?

Надеемся, что по этим вопросам выскажутся не только участники конференции, но и посетители Bankir.Ru

Участники

Анатолий Аксаков
Президент Ассоциации региональных банков России, депутат Государственной Думы России, к.э.н. (Москва)
Алексей Лаврищев
Модератор разделов "Клиентский зал" и "Депозиты и страхование вкладов" портала Bankir.Ru, менеджер развития ПАО Банк "Объединённый финансовый капитал" (Москва)
Людмила Коваленко
Главный редактор журнала "БДМ. Банки и деловой мир" (Москва)
Павел Гужиков
CEO Bongo R&D (Москва)
Андрей Трифонов
Эксперт, консультант Цифровое предприятие, технологии, современный банкинг (Москва)
Андрей Федорец
Генеральный директор ООО «АйДиСистемс» (Москва)
Михаил Дробышевский
Заместитель генерального директора компании R-Style Softlab (Москва)
Юлия Амириди
Заместитель генерального директора по развитию бизнеса компании Intersoft Lab, эксперт АРБ (Москва)
Олег Дрождин
Генеральный директор компании «Банковские информационные системы» (Москва)
Константин Варов
Управляющий директор ООО «Диасофт Платформа» (Москва)
Александр Железняк
Председатель правления Финансовой группы "Лайф" (Москва)

 
Александр Лыков
Как изменился ИТ-бюджет банков в кризис? На что сегодня тратятся ресурсы в ИТ? Каково соотношение поддержка/развитие в бюджетах банков?
Андрей Федорец
Генеральный директор ООО «АйДиСистемс» (Москва)

Как оказалось – кризис кризису рознь. Если в 2008-м году была ясна перспектива, то сегодня чёткого понимания того, что будет в 2016-м году – нет. Поэтому большинство игроков свои бюджеты на сократило до минимума, который позволяет обслуживать текущую инфраструктуру. Какие бы то ни было проекты могут рассматриваться только в двух случаях: а) исполнение внезапно введённых требований регулятора/законодателей, б) быстрое и не затратное внедрение решения сокращающего текущие расходы. Исходя из этого, ИТ соотношение поддержка/развитие в бюджете «сферического в вакууме» банка я бы понимал как 90% / 5% + 5% на непредвиденное.

Юлия Амириди
Заместитель генерального директора по развитию бизнеса компании Intersoft Lab, эксперт АРБ (Москва)

У многих наших заказчиков урезание ИТ-бюджетов составило 20-25%, а то и больше. Неприкосновенными остались расходы на обеспечение жизнедеятельности: на поддержку существующей ИТ-инфраструктуры, информационную безопасность и реализацию требований законодательства. Что же касается развития, то инвестиции здесь возможны, если они направлены на решение наиболее приоритетных задач – это борьба за клиента и повышение маржинальности банковского бизнеса.

Александр Железняк
Председатель правления Финансовой группы "Лайф" (Москва)

В настоящее время затраты на ИТ – это самая большая статья расходов в любом банке. Поэтому нужна четкая ИТ-стратегия и система оценки эффективности затрат на это направление. Задача ИТ сейчас состоит в том, чтобы дать возможность банку оптимизировать расходы и заработать.

Несколько лет назад ИТ банков группы были объединены в единую систему. Таким образом, все банки группы «Лайф» используют единое ПО, АБС и другие ИТ-ресурсы, которые управляются централизованно. Это значительно снизило затраты. Среди законченных проектов, позволивших нам сэкономить, можно назвать создание копии центра обработки данных, которую мы виртуализировали, превратив в одно большое корпоративное облако. Еще один хороший пример оптимизации с помощью ИТ – создание единого центра бухгалтерского учета, который обслуживает все банки группы «Лайф».

Сегодня к ИТ - проектам предъявляется несколько требований: окупаемость в течение года, возможность получить непроцентный, комиссионный доход. Поэтому и финансироваться будут только те проекты, которые отвечают этим требованиям. Конечно, ИТ-бюджет с кризисом уменьшился, но не значительно. Среди проектов, над которым, несмотря на кризис у нас не остановлена работа, можно назвать проект «LifeCloud». Наше ИТ-подразделение рассматривает возможность присоединения к «облаку» мощностей внешних сервисов от Майкрософта до Amazon Azure и предоставления с его помощью «облачных» сервисов клиентам нашей финансовой группы.

Олег Дрождин
Генеральный директор компании «Банковские информационные системы» (Москва)

Любой финансовый кризис оказывает негативное влияние на деятельность банков. В таких условиях большинство кредитных учреждений стараются снизить свои расходы, в том числе и на программное обеспечение. Основная статья расходов в ИТ – это сопровождение бизнеса. Мы видим, что в последнее время банки стали все больше интересоваться аутсорсингом. Это обусловлено тем, что кредитные организации стремятся максимально снизить свои издержки путем переноса части работ внутри банка на «плечи» разработчиков. Очевидно, что банки крайне заинтересованы в поддержке и развитии программной инфраструктуры, но не готовы в условиях финансовой нестабильности на это тратить все силы и средства.

Алексей Лаврищев
Модератор разделов "Клиентский зал" и "Депозиты и страхование вкладов" портала Bankir.Ru, менеджер развития ПАО Банк "Объединённый финансовый капитал" (Москва)

На рынке сейчас идёт поиск источников сокращения затрат, и думаю у коллег смелые IT-проекты «идут под нож» в числе первых. Мы же привыкли поддерживать цифровые технологии на оптимальном уровне, поэтому кризис не нанёс нам серьёзного удара. Сейчас наш IT-бюжет даже несколько вырос за счёт новых точечных проектов и планового повышения мощностей. Отдельным вопросом идёт повышение эффективности деятельности, но тут скорее мы движемся не за счёт прямого сокращения затрат, а путём централизации функций и оптимизации расходов.

Если говорить о проектах, внимания достоин проект «IQCasco» - страхование моторного транспорта на базе статистических показателей вождения. В финальной стадии тестирования находится кроссплатформенное мобильное приложение для частных лиц. Мы стараемся продвигать те проекты, где может быть достигнут синергетический финансовый эффект.

Людмила Коваленко
Главный редактор журнала "БДМ. Банки и деловой мир" (Москва)

Судя по отзывам ИТ-компаний, многие банки секвестровали бюджет в том числе и по линии ИТ. Во всяком случае, основной категорией затрат в этой статье являются сегодня не закупки нового софта, а в основном — поддержка имеющихся АБС. Наверное, банкиры ответят точнее, но, по моим представлениям, в развитие нынче вкладывают лишь наиболее дальновидные.

Павел Гужиков
CEO Bongo R&D (Москва)

Среди наших клиентов есть определенное разнообразие в подходах. Небольшие банки с гибким управлением хоть и стараются экономить, но все равно с большим желанием инвестируют в развитие. Пожалуй, это можно объяснить их верой в то, что в кризис возможность роста и обрастание лояльными клиентами выше. Очень многим, помимо очевидной надежности, становится важна как гибкость в личных взаимоотношениях с банком, так и технологическая гибкость. Благо, сейчас есть множество возможностей для создания собственных технологических продуктов с нуля, не обладая избыточной архитектурой.

Большие банки же более аккуратно подходят к развитию, уделяя существенное внимание вопросу качественной работы существующих продуктов. Но это можно объяснить не только стратегией, но и объемной структурой управления. Тем не менее, новое поколение менеджеров старается всячески направлять банк в сторону развития, особенно это касается современных технологий продаж – их автоматизации и оптимизации.

 
Владимир Зорин
Какие вызовы сегодня стоят перед банковским бизнесом и какие требования это накладывает на ИТ? Насколько актуальна для России цифровая трансформация банков?
Андрей Федорец
Генеральный директор ООО «АйДиСистемс» (Москва)

Очень глубокий вопрос. Поверхностный ответ на него может быть таким – стоит вызов «выжить!». Соответственно, ИТ подразделения должны обеспечить текущую банковскую активность. А в среднем по рынку активность существенно упала. Розница закрывается, ипотека в выжидании, обслуживание ЮЛ не требует сверхъестественной функциональности от информационных систем. Разве что ПОД/ФТ. Поэтому те банки, которые хотят, как минимум, не растерять свою клиентскую базу могут проводить мероприятия на расширение клиентских сервисов. Тем более, что таких сервисов сейчас появляется много. Вот, например близкая мне тема – реализация обмена документами с государственными органами в электронном виде. С помощью внедрения наших продуктов банки могут существенно сократить издержки во внутрибанковских процессах (антикризисная мера!), а также достаточно дёшево реализовать новые клиентские сервисы (оплата штрафов, счетов за муниципальные, городские и коммерческие услуги и т.д. и т.п.). Это, в чистом виде, приближение к «Электронной России», а вместе с ним и цифровая трансформация банков.

Андрей Трифонов
Эксперт, консультант Цифровое предприятие, технологии, современный банкинг (Москва)

События 2008-го года только напугали банковский сектор, но не привели к существенному изменению бизнес моделей и пересмотру глубинных основ организации работы. Нынешняя экономическая ситуация не оставляет сомнения, что меняться надо, в сторону пересмотра практики отношений с клиентами, радикального снижения издержек, пересмотра рисковых политик, изменения практик планирования и управления процессами и персоналом. От стратегического планирования и излишней централизации с неминуемой тяжеловесностью принятия решений и вообще изменений, пионеры индустрии переходят к ситуационному планированию, предпринимательской децентрализации и эволюционному развитию. Цифровые технологии своими возможностями, а главное, скоростью изменений в них заложенной, толкают индустрию к более активному и содержательному использованию уже ставших привычными людям в повседневной жизни цифровых каналов взаимодействия. Потенциал цифровых каналов работы не ограничивается наличием чатов, интернет- и мобильного банкингов, здесь все только начинается.

Внутренние процессы в банках, во многом, уже неплохо оцифрованы, тем не менее, потенциал увеличения эффективности имеется. Отдельная область оптимизации не в самих технологиях, а в способе их применения – хорошо автоматизированный кривой процесс будет работать не оптимально. В части автоматизированного принятия решений, аналитические инструменты давно активно предлагают себя, но сталкиваются с административными ограничениями, устаревшей практикой дробления полномочий, маскирования управленческой информации и взаимодействия в командах.

Департаменты ИТ в явном виде разделяются на две группы, решающие совершенно разные задачи. Одна, традиционно, поддерживает все, что обслуживает работающий бизнес и, по сути своей, консервативна. Вторая же должна участвовать во всех без исключения активностях по поиску и созданию новых продуктов, удобных каналов при снижении себестоимости эксплуатации. Задачи антагонистичны друг другу и не живут под управлением одного лидера – это две вертикали, причем вертикаль развития является неотъемлемой частью команды развития организации, а не просто исполнителем того, что напридумывали бизнес лидеры.

Юлия Амириди
Заместитель генерального директора по развитию бизнеса компании Intersoft Lab, эксперт АРБ (Москва)

На повестке дня у банков два вопроса: Как удержать клиентов и чем привлечь новых? Как извлечь максимум прибыли из существующего бизнес-предложения: сети продаж, клиентов, продуктовой линейки? Выбор программных технологий для решения этих задач на рынке разнообразен – это и системы для повышения качества обслуживания клиентов (ДБО, CRM), и решения для поддержки процессов продаж, кредитного фронт-офиса, сбора задолженности и проч., и есть специализированные ИТ-решения, которые направлены на управление прибыльностью и рентабельностью бизнеса. Каждый банк будет выбирать те инструменты, которых ему не достает. Безусловно только одно - чтобы инвестиции дали быструю отдачу, сроки и стоимость проектов должны быть оптимизированы. Например, Intersoft Lab внедряет системы для управления прибыльностью банка, всего за 6-8 месяцев. В результате уже через полгода банк получает возможность продуктивно управлять своей эффективностью, в том числе срок детального планирования бюджетных сценариев сокращается до 7-10 дней. У Банка появляется возможность на ежедневной основе осуществлять контроль финансового результата подразделений, клиентов, продуктов, каналов продаж, оперативно выявлять негативные тенденции и факторы, отрицательно влияющие на прибыльность, находить внутренние резервы банка в части использования ресурсов, оптимизации бизнес-процессов, загрузки розничной сети и т.д.

Александр Железняк
Председатель правления Финансовой группы "Лайф" (Москва)

В группе «Лайф» ИТ-стратегия идет по нескольким направлениям: продолжение развития инфраструктуры, повышение качества софта, которое разрабатываем сами, процессное управление IT, информационная безопасность. В частности, безопасность сейчас – это приоритетное направление. Мы очень активно ищем системные решения в этой сфере. Запустили два проекта по безопасности: антифроду и защите информации. Самый важный вызов сейчас - это выполнить все, что мы заложили в стратегию. Большинство наших проектов направлены не на сиюминутную бизнес-необходимость, а на реализацию стратегических целей, результаты от которых бизнес оценит «завтра».

Олег Дрождин
Генеральный директор компании «Банковские информационные системы» (Москва)

Традиционно, банковский сектор в своей работе сильно зависим от различных внешних и внутренних факторов, которые оказывают постоянное влияние на его деятельность. На мой взгляд, основные вызовы для банков сегодня связаны с усилением контроля за их деятельностью со стороны регулятора, а также большим количеством изменений на законодательном уровне. К примеру, в последнее время постоянно меняются требования по предоставлению отчетности. Мы, как разработчики банковского ПО, со своей стороны должны очень внимательно следить за всеми изменениями и максимально быстро обновлять программные продукты, чтобы банк не испытывал никаких трудностей при взаимодействии с регулятором и органами государственной власти.

Если говорить о цифровой трансформации банков, то я считаю, что банки в большинстве своем к этому готовы, но нет уверенности, что к этому готовы клиенты. Наверное, требуется еще время для того, чтобы вернуться к этому вопросу.

Алексей Лаврищев
Модератор разделов "Клиентский зал" и "Депозиты и страхование вкладов" портала Bankir.Ru, менеджер развития ПАО Банк "Объединённый финансовый капитал" (Москва)

Очень объёмный вопрос. Вызов перед банковским бизнесом – ни много, ни мало – занять достойное место при трансформации классического финансового взаимодействия с клиентом через цифровую составляющую. Банкинг переходит в формат электронной коммерции. Переход будет усиливаться с внедрением новых технологий и важно стать вертикальным интегратором этого взаимодействия, не ограничиваясь ролью финансово-операционной платформы. Тем более, что конкурентные преимущества для этого у банков есть.

Не думаю, что следует сомневаться в актуальности цифровой трансформации банков. Посмотрите какое количество финтех-стартапов появляется ежемесячно и какими глобальными потенциальными возможностями они обладают. Первый этап финтеха мы уже прошли, а банки, к сожалению больше были заняты выживанием, чем развитием, хотя есть и отличия: Альфа, Сбербанк, УБРиР, Тиньков и другие. Радует динамика объёма платежей и операций через дистанционные каналы. Да, при этом остаются операции классического банкинга, которые всё ещё невозможно провести без явки в офис. Но картина определённо и очень быстро меняется. Очевидно, что банкинг в будущем (и не только в России) пройдёт через потерю своего статуса – уникального центра доступа к финансовым услугам. Вопрос времени и скорости развития и распространения технологий.

IT-составляющая должна быть готовой к быстрым изменениям.

Людмила Коваленко
Главный редактор журнала "БДМ. Банки и деловой мир" (Москва)

Как и предсказывали, банкинг всё более разворачивается в сторону ДБО, в том числе через мобильные устройства. Наверное, это естественное направление развития, хотя проблемы безопасности транзакций и сохранности средств на счетах остаются. С решением именно этой проблемы и связано, видимо, дальнейшее «оцифрование» банкинга.

Павел Гужиков
CEO Bongo R&D (Москва)

Когда мы несколько лет назад говорили о необходимости внедрения пусть не инноваций, но существенно обновленных технологических решений, это нередко воспринималось с теплой снисходительной улыбкой со стороны банкиров. Безусловно, задачи банков не поменялись – привлекать вклады, выдавать кредиты, управлять рисковой политикой, – но все заметили, как изменились возможности банков, спектр инструментов. Социальный скоринг, активные продажи, использование социальных графов, расширенные инструменты для повышения лояльности и плотной коммуникации с клиентами – все это уже есть на рынке. И, возвращаясь к молодым менеджерам, с их стороны идет явное давление на давних игроков рынка, вендоров с большим именем с целью создания принципиально более интересных продуктов. Хотя бы на уровне интерфейсов, привлекая подрядчиков из нового поколения.

Нельзя назвать трансформацию актуальной или нет. На мой взгляд, инвестиции в технологии – это явная потребность для публичного банка, который не хочет в будущем сам стать лишь инструментом.

 
Михаил Сенков, Москва
Развитие онлайн каналов банкинга требует новых решений. Как интегрировать эти решения с унаследованными ИТ-системами банков?
Андрей Федорец
Генеральный директор ООО «АйДиСистемс» (Москва)

С помощью web-сервисов, вызовов хранимых процедур или, на худой конец, файлового обмена. Почти шутка, конечно. Я боюсь поднять холивар на тему интеграционных решений, поэтому отвечу за собственные – мы можем интегрироваться с различными имеющимися системами и различным их количеством. И даже если системы будут особо новомодными – их вряд ли станет меньше. Поэтому придётся практически в каждом проекте использовать индивидуальные архитектурные решения и поддерживать весь «зоопарк» разнообразия информационных систем.

Алексей Лаврищев
Модератор разделов "Клиентский зал" и "Депозиты и страхование вкладов" портала Bankir.Ru, менеджер развития ПАО Банк "Объединённый финансовый капитал" (Москва)

Сопряжение АБС с комплексом иных софтверных и хардверных решений, мне кажется – самый больной вопрос во многих кредитных организациях. На мой взгляд, необходимо строить IT-архитектуру по модульному принципу со специальным комплексом программных и аппаратных связей. Модули разделять по функциональному признаку и выделять АБС под чёткую функциональную спецификацию, тогда можно увязать вместе множество IT-решений в рабочую систему.

Людмила Коваленко
Главный редактор журнала "БДМ. Банки и деловой мир" (Москва)

Думаю, вопрос для специалистов в ИТ, но, насколько мне известно (от них же), все крупные компании располагают механизмами интеграции новых решений в старые системы.

Павел Гужиков
CEO Bongo R&D (Москва)

Наш опыт именно в этой области показывает, что нет невозможных вещей. От файлового обмена до PL/SQL процедур. Да, редкие банки могут самостоятельно создавать качественное API. Некоторым банкам мы предлагаем делать такое API на первом этапе внедрения интересного продукта. Обладая опытом как в создании современных интернет-проектов, так и продуктов для банков, могу сказать: необходима политическая воля, в которой унаследованные системы будут подстраиваться под то, каким должен быть конечный продукт. Современные разработчики просто не представляют, насколько данные из, например, АБС могут быть изменчивыми, некачественными, что ответ на простой запрос может приходить более минуты. Интегрировать можно, но крайне важно иметь сопутствующую поддержку руководства банка в этом начинании. Лень и безразличие могут погубить любое отличное начинание, что мы уже не раз видели.

 
Елена Лукерина
В мире сейчас популярна концепция «открытого банка» или банка как открытой системы. Насколько это актуально для России? 
Андрей Федорец
Генеральный директор ООО «АйДиСистемс» (Москва)

На мой взгляд – пока не актуальна. Но есть отдельные виды решений, которые могут в скором времени стать интересными на всём рынке. Вот, например, мы (в части одной из компаний нашего консорциума iCAM, а именно компании iSimpleLab) уже неоднократно внедрили в различных банках решение системы для дистанционного банкинга, как только её бэковой составляющей. Т.е. платёжный сервис, безопасность, взаимодействие с банковскими системами осуществляет наша система, а наружу она имеет некий API, который используют и визуализируют портальные решения. Это как раз шаг к открытому интерфейсу ДБО.

Андрей Трифонов
Эксперт, консультант Цифровое предприятие, технологии, современный банкинг (Москва)

Логика развития неоиндустриальной или цифровой эпохи, в которой мы живем, со всей очевидностью ведет к оцифровке не только внутренних процессов, каналов сбыта и обслуживания, но и переходу взаимодействий всех оперирующих в экономике организаций на цифровые инструменты. Открытый мир подразумевает возможность строить взаимодействие организации практически любой отрасли с любой другой, если это ведет к удовлетворению потребностей клиентов. Например, ожидаемые обычными розничными клиентами программы лояльности уже сейчас не могут уложиться в пакетные предложения на основе предопределенных банками партнерств (авиакомпании, федеральные сети и т.п.). Персонализация требует более тонких подходов и гибких b2b партнерств и такая практика в России также набирает последователей. Думаю дело только в наличии лидеров, которые сформулируют ожидаемый экономический результат такой открытости для своей организации, убедят акционеров и возьмут на себя ответственность за результат.

Алексей Лаврищев
Модератор разделов "Клиентский зал" и "Депозиты и страхование вкладов" портала Bankir.Ru, менеджер развития ПАО Банк "Объединённый финансовый капитал" (Москва)

Актуально, но, к сожалению, мы как система пока не доросли, и видимо, пойдём за иностранными лидерами. Главное препятствие – инерционность мышления. Это очень комплексный вопрос.

С позиции гос.регулирования нужна готовность на уровне законодателей, экономического блока правительства, мин.фина, регулятора, саморегулируемых организаций, крупных банков, участников процесса.

С позиции управления – необходимо понять как можно строить новые доходные бизнес-модели работы с открытым ПО.

С позиции рынка нужно переходить к иному формату конкуренции между участниками и новому взаимодействию с клиентом, нужно учиться тиражировать white label решения. Нужно по капле разрывать своё классическое представление о привязке клиента к продукту, услуге, банку.

Напрашивается сравнение. Мы пока на стадии рыбаков, которые ловят рыбу каждый на свою удочку из одного водоёма потому, что есть хочется. А открытый банкинг – сродни тому, что рыбозаводчики сами выпускали бы выведенную ими рыбу в один водоём потому, что она там размножается. Совсем разные системы.

Людмила Коваленко
Главный редактор журнала "БДМ. Банки и деловой мир" (Москва)

Концепция интересная, но, как мне кажется, для нашей организации банковского сектора, несколько преждевременная.

Павел Гужиков
CEO Bongo R&D (Москва)

Сложно однозначно сказать. Какие-то веяния доходят до России со временем. Вопрос в том, доходят ли они из-за потребности, или из-за неимение иных идей? Некоторое время назад мы создали открытое API для банков (plugbank.ru), но существенный интерес есть как раз со стороны разработчиков. Все хотят применять свои отличные знания в digital, не разгребая неведомый лес сложных интеграций с внутрибанковскими системами. Хотя, надо признать, что мы общались и с несколькими банками из Топ-20 на тему нашей технологии, а некоторые уже даже объявили публично о создании подобного решения. Но вопрос актуален: потребность в развитии или маркетинг?

 
Александр, Москва
Как построить работы банковских департаментов ИТ с внутренними и внешними инновациями? 
Андрей Федорец
Генеральный директор ООО «АйДиСистемс» (Москва)

Я думаю, что подходы к таким работам остаются неизменными. Любая бизнес-активность приводит к решению инновационной для ИТ задачи. Некоторые инновационные задачи не могут быть решены используемыми в момент поступления задачи составляющими ИТ инфраструктуры. Поэтому возникает потребность в познании внешних инноваций.

Андрей Трифонов
Эксперт, консультант Цифровое предприятие, технологии, современный банкинг (Москва)

Современный ответ на этот вызов, и ему уже есть принятое название, - двух-уровневое ИТ, когда одна вертикаль занимается поддержкой и линейными улучшениями, а другая работает как часть бизнеса на его развитие. И у этих вертикалей – разные лидеры. Завязанность на единые централизованные ИТ системы ныне вредит эффективному использованию технологий для решения бизнес задач, значит пора менять архитектуру.

Алексей Лаврищев
Модератор разделов "Клиентский зал" и "Депозиты и страхование вкладов" портала Bankir.Ru, менеджер развития ПАО Банк "Объединённый финансовый капитал" (Москва)

Логика решения кроется в правильной отстройке системы управления бизнесом. Вопросами развития и вопросами поддержки часто занимаются разные руководители. Вместе с тем, есть общий коллегиальный центр управления, занимающийся распределением ресурсов исходя из принятой стратегии развития.

Павел Гужиков
CEO Bongo R&D (Москва)

Это целая эпопея, господа. Когда на этапе сдачи к вам приходят бухгалтеры, юристы, оперблок и дают свои рекомендации, например, по дизайну. Уже готовому и утвержденному. И чем крупнее банк, тем больше может быть проблем. Повторюсь, но одним из ключевых факторов успеха будет поддержка высшего руководства банка и понимание, зачем всё это делается. А как следствие – доверие к подрядчику. Но его, конечно, надо заработать.

Часть проблемы заключается в том, что банковское ИТ и менеджмент мыслят несколько иными категориями. И на другом уровне восприятия. Пожалуй, этот вопрос тянет на тему отдельной статьи. Причем, у нее может быть две совсем разные темы: «Как построить эффективную работу…» или «Как построить работу так, чтобы получился отличный продукт».

Но не все так печально, господа. Если, как в доброй сказке, каждый будет заниматься именно своим делом, каждый день повышая шансы успешного внедрения, то все обязательно получится. Я считаю основными факторами – доверие и небезразличие.

 
Александр
Как влияют на банковские ИТ действия регулятора?
Андрей Федорец
Генеральный директор ООО «АйДиСистемс» (Москва)

Скажем так – всё лучше и лучше автоматизируются работы сотрудников, занятых в сфере ПОД/ФТ.

Юлия Амириди
Заместитель генерального директора по развитию бизнеса компании Intersoft Lab, эксперт АРБ (Москва)

ЦБ последовательно проводит политику оздоровления национальной финансовой системы за счет вытеснения с рынка ненадежных банков. Повышены требования к величине собственного капитала, вводится норматив для расчета мгновенной ликвидности по базелю, существенно усилены штрафные санкции за ошибки в предоставленной отчетности, в ближайшей перспективе банкам грозит ограничение ставок по розничным кредитам на основании Федерального закона №353-ФЗ.

Степень влияния этих действий на ИТ очень велика, в силу высокой зависимости банковского бизнеса от ИТ. Герман Греф не даром назвал Сбербанк «ИТ-компанией».

Думаю, здесь можно говорить о двух аспектах влияния. Прежде всего это «явное» влияние. ИТ должны соответствовать актуальным требованиям законодательства, например, в части подготовки регуляторной отчетности. Здесь регулятор выступает в качестве поставщика требований на доработку отдельных видов ПО.

Второй аспект, не может быть описан в рамках формальных требований, поскольку затрагивает всю банковскую ИТ-инфраструктуру и определяет ИТ-стратегию организации. Переход к международным стандартам в области банковского регулирования и надзора, требует построения эффективной системы управления банком, внедрения прогрессивных методов финансового планирования, риск-менеджмента, управления активами и пассивами. Основной задачей становятся построение в банке инфраструктуры для централизованного обеспечения качественными данными всех информационных потребностей бизнеса. Гранулярность управленческой информации должна повышаться, качество данных не должно вызывать сомнений, оперативность предоставления информации должна удовлетворять бизнес.

Олег Дрождин
Генеральный директор компании «Банковские информационные системы» (Москва)

Разработчики программного обеспечения для банков должны постоянно следить за всеми изменениями в соответствующих нормативных документах, касающихся банковской деятельности. Например, в последнее время часто меняются правила передачи и предоставления различных данных и отчетности. Мы обязаны очень внимательно отслеживать всю эту информацию с тем, чтобы предоставлять банкам качественный и актуальный программный продукт, который обеспечит выполнение всех требований Центробанка при минимальных временных и материальных затратах. Это очень ответственная и важная работа.

Михаил Дробышевский
Заместитель генерального директора компании R-Style Softlab (Москва)

По сравнению с Европой в России скорость появления новых требований регулятора, отражающихся на ИТ-системах, быстрее в десятки раз. Фактически почти каждый рабочий день от ЦБ приходит какое-либо изменение. Поэтому реализация поддержки требований регулятора связана с большим объемом доработок, поглощает много ресурсов как ИТ-компаний, так и самих банков.

Алексей Лаврищев
Модератор разделов "Клиентский зал" и "Депозиты и страхование вкладов" портала Bankir.Ru, менеджер развития ПАО Банк "Объединённый финансовый капитал" (Москва)

По-разному.

В части развития имеющихся требований, влияние можно оценивать конструктивно. Что касается развития, то тут у нас налицо проблема подхода.

Если изучить вопрос эволюции электронных платежных систем, то мы столкнёмся с разницей в подходах к регулированию. Что сделали страны европейского союза и соседние страны, когда появилась необходимость управления развитием рынка цифровых платежей? Его развитие пустили через специально созданную надстрановую профессиональную ассоциацию EPС (European Payments Council), включающую ведущих участников рынка. Через какое-то время включили мобильные платежи в единый стандарт платежей и единую зону платежей SEPA (Single Euro Payment Area). Совет разработал стандарты проведения операций, выработал white paper по мобильным платежам (2010), по трансграничным операциям (2010), по мобильным кошелькам (2012, 2014). Определил стандарты ввода и вывода наличных денег из системы. Создал шину бесшовной связи с карточными платёжными системами. Разработал рекомендации по снижению риска при проведении электронных платежей. Конечно, все инициативы закрепляются на уровне обязательных к исполнению стандартов. Но рождаются из потребностей и при участии участников рынка.

В России мы во всём движемся к полному контролю и тотальному регулированию. Идентификация, бенефициары, персональные данные, ИПДЛ, сообщения обязательного контроля, налоговый контроль и т.п. Законы, подзаконные акты, документы федеральных ведомств, документы регулятора, разъясняющие документы – лимиты, ограничения, запреты, лоббизм. Не буду утомлять Вас примерами.

Если никто не будет делать бизнес, тогда всё точно будет под контролем.

Людмила Коваленко
Главный редактор журнала "БДМ. Банки и деловой мир" (Москва)

Общеизвестно, что все ИТ-фирмы загружены тем, чтобы постоянно приводить банковские АБС в соответствие с очередными инструкциями, положениями и многочисленными изменениями в них.

Павел Гужиков
CEO Bongo R&D (Москва)

Со стороны вендора продуктов, работающих с конечным, могу привести показательный пример: потратить 3 лишних недели на переинтеграцию с АБС из-за введенных с 1 января существенных изменений. :)

 
Сергей Шитов, Москва
Импортозамещение и банковские ИТ. Какие шаги предпринимают банки для снижения зависимости от решений вендоров, которые несут с собой политические риски? Возможен ли частичный переход банков на СПО?  
Константин Варов
Управляющий директор ООО «Диасофт Платформа» (Москва)

Моя позиция неизменна. Использование иностранного ПО в текущей ситуации — большой риск. Причем из политического он легко может превратиться в операционный. За примерами не нужно далеко ходить — 5 банков уже прошли через это. Банк обязан заботиться о том, чтобы исключить данный риск или снизить его последствия для себя и своих клиентов. К текущему моменту уже должны быть запланированы все необходимые мероприятия, а какие-то из них даже уже и реализованы. Если этим не озаботиться, в случае если риск сработает, банку придется отвечать по всей строгости. Возможно, даже лицензией. Отдельных руководителей это тоже касается — дисквалификацию никто не отменял.

Консорциум отечественных разработчиков, объединившихся в проекте «Бета», уже сегодня может предложить заказчикам полноценную замену для зарубежного системного ПО. Прикладное банковское ПО в России на 90% состоит из отечественных продуктов. Существует около 7 российских СУБД на любой вкус: реляционные, NoSQL, in-memory, гибридные. Наблюдается хороший задел по операционным системам. По промежуточному ПО (сервера приложений, интеграционные шины и т.п.) выбор пока не столь широк, но и в этой нише можно найти пару достойных вариантов. Поэтому сказать, что альтернатив не существует, или сослаться на незнание банки уже не смогут.

Андрей Федорец
Генеральный директор ООО «АйДиСистемс» (Москва)

Совсем на СПО то уж вред ли. Всё таки при этом может увеличиться количество сотрудников, что не даст существенного выигрыша по затратам, относительно «вражеского» ПО. Но мы, например, предлагаем банкам использовать продукцию российского происхождения. Собственно все наши клиенты (а это более 160-ти кредитных организаций) уже используют российские решения в части касающейся СУБД и сред разработки.

Михаил Дробышевский
Заместитель генерального директора компании R-Style Softlab (Москва)

В настоящий момент банки по большей части занимаются теоретическим рассмотрением возможных путей решения этой задачи. Однако наша компания уже подстраховалась и проработала возможность перевода нашей АБС RS-Bank V.6 на другую СУБД.

Людмила Коваленко
Главный редактор журнала "БДМ. Банки и деловой мир" (Москва)

Импортные платформы действительно стали сегодня определённым фактором риска, хотя вряд ли возможны какие-то решительные шаги со стороны их производителей (себе дороже), но всё-таки… В этих условиях актуализируется задача создания национальной платформы, которая, надо полагать, в ближайшие годы будет решаться.

Павел Гужиков
CEO Bongo R&D (Москва)

Переход на СПО возможен. Полный – вряд ли. По крайней мере в краткосрочной перспективе. Использование СПО и opensource накладывает повышенные квалификационные требования к сотрудникам банкам. Ничего личного, но коллеги из банков иногда больше любят написать письмо или позвонить с просьбой решить проблему крупным корпоративным вендором, нежели чем «гуглить» решение проблемы. Но эта часть той истории, где бизнес банка заключается в управлении рисками.

Переход с Oracle – это то, о чем все понемногу говорят, но пока не делают. Видны явные маркетинговые релизы вендоров, но их технический подтекст и реальность непонятна. С другой стороны, надо осознавать, что, например, АБС – это всего лишь огромная база данных с множеством процедур, взаимозависимостей и формочек для каждого из отделов банка. Это возможно реализовать на абсолютно любой СУБД. Одно из преимущств Oracle – возможность писать неоптимизированный код, который база данных все равно переварит независимо от объемов.

 
дмитрий
Как отразится непростая экономическая ситуация на технологическом обновлении банков?
Андрей Федорец
Генеральный директор ООО «АйДиСистемс» (Москва)

Как уже указывалось ранее – думаю, что существенного технологического обновления банков ожидать не следует.

Разве что при реализации неожиданных требований регулятора или законотворческих инициатив.

Олег Дрождин
Генеральный директор компании «Банковские информационные системы» (Москва)

По оценкам нашей компании, в текущих условиях банки не готовы вкладывать большие средства в технологическое обновление, хотя мы всегда готовы провести эту работу. Задача №1 на сегодня для большинства кредитных учреждений удержать клиентов и по возможности привлечь новых, обеспечив выполнение всех взаимных обязательств. Поэтому мы прогнозируем, что, скорее всего, темпы технологического обновления пока замедлятся.

Алексей Лаврищев
Модератор разделов "Клиентский зал" и "Депозиты и страхование вкладов" портала Bankir.Ru, менеджер развития ПАО Банк "Объединённый финансовый капитал" (Москва)

К сожалению, в целом по системе замедлит. Однако, возможно, кому-то удастся построить выигрышную стратегию, избавиться от лишних расходов, угадать в главном и выстрелить.

Людмила Коваленко
Главный редактор журнала "БДМ. Банки и деловой мир" (Москва)

А уже отражается — об этом я говорила, отвечая на первый вопрос. В стремлении минимизировать издержки многие банки выбирают заведомо проигрышный путь «выжидания до лучших времён». Те, кто рассчитывает на развитие, всё-таки находят средства на обновление.

Павел Гужиков
CEO Bongo R&D (Москва)

Быстрого обновления не будет. Вендоры ключевых банковских систем сейчас предлагают сладкие условия по переходу на их продукты. Но мы же понимаем, что придет время, и цены начнут расти в одностороннем порядке. Иначе это просто невыгодно типовым вендорам на сегодняшний день.

Хотя лично мне политика ряда вендоров кажется абсолютно жестокой, нарушающей бизнес банков. По-клиентские лицензии, лицензии на сервера, обязательная оплата поддержки, ежегодные лицензионные отчисления… Богатая фантазия, хорошо работающая на бизнес вендоров. Но это исторически уже так глубоко и системно вошло в бизнес, что всем кажется нормой. Вероятно, многим стоит задуматься об иных форматах сотрудничества. В конце концов, вендор будет в порядке, если его клиенты будут зарабатывать, особенно используя их решение.

 
Елена Петрова, Москва
Как вы оцениваете перспективы свободно-распространяемого ПО сточки зрения минимизации ИТ-бюджетов?
Андрей Федорец
Генеральный директор ООО «АйДиСистемс» (Москва)

Сложно сказать. Использование СПО всё равно не будет бесплатным. Будут либо накладные расходы на персонал (а это дорого!), либо расходы на вендора, который поставил решение. Но в целом это будет дешевле, чем лицензионные отчисления «тяжелых» лицензий.

Андрей Трифонов
Эксперт, консультант Цифровое предприятие, технологии, современный банкинг (Москва)

СПО снимает важное ограничение ИТ архитектуры предприятия – невозможность сделать со своей системой все что нужно сейчас используя для это любые доступные на рынке профессиональные ресурсы. Ограничения лицензии и закрытый код – вот причины цифрового рабства ИТ архитектур, построенных на проприетарных компонентах. Отсутствие платы за право пользования СПО – возможность существенной экономии, причем не столько при первоначальном внедрении, сколько при последующем развитии систем. Причины почему СПО еще не завоевало корпоративный мир – недоверие к СПО компонентам ИТ директоров из-за отсутствия формальных обязательств производителя и совершенно другая модель владения. СПО – это часть открытого мира, с другой философией, со своими возможностями и рисками, с ним нужно научиться жить и работать. Пока критическая масса доверия не набрана, но тенденция очевидно позитивная. Такие организации как, например, РАСПО способствуют увеличению доверия и раскрытию возможностей СПО для бизнесов.

Юлия Амириди
Заместитель генерального директора по развитию бизнеса компании Intersoft Lab, эксперт АРБ (Москва)

Привлекательность свободно-распространяемого ПО с точки зрения безвозмездного права использования сильно снижается, если вспомнить о дефиците квалифицированных ИТ-специалистов. И даже если банк имеет достаточный ИТ-штат и решается использовать СПО, возможна ситуация, когда затраты на его адаптацию превысят расходы на приобретение «готового» коммерческого ПО.

Несомненно, возможна экономия ИТ-бюджета за счет бесплатных лицензий, если прикладная система реализована на СПО. Intersoft lab, например, в составе BPM-платформы «Контур» предлагает интеграционное решение на свободном ETL-пакете Pentaho Data Integration (Kettle), в качестве средства разработки используется Python. Но нужно понимать, что даже решение, основанное только на СПО, далеко не всегда может поставляться как система со свободными лицензиями. Конкурентоспособность BPM-систем основывается на методических знаниях в области управления эффективностью, которые разработчики вложили в создание модели хранилища данных, в развитие прикладной функциональности. Это интеллектуальная собственность компании -разработчика, которая по определению возмездна.

Олег Дрождин
Генеральный директор компании «Банковские информационные системы» (Москва)

Уверен, что свободно-распространяемое ПО (СПО) не имеет сегодня никаких перспектив в банковском секторе. Более того, в России, наверное, не осталось ни одного банка, который готов создавать инфраструктуру на основе подобных программных продуктов. Использование таких IT-решений несет в себе огромные риски и не гарантирует стабильной работы банков. Более того, затраты по обслуживанию таких программных комплексов могут оказаться очень высоки, так как неминуемо приведет к расширению штатов в ИТ-подразделении. Кроме того в свободном ПО, как правило, отсутствует какое-либо сопровождение и не доступны обновления.

Михаил Дробышевский
Заместитель генерального директора компании R-Style Softlab (Москва)

К сожалению, не во всех российских банках (в основном, в небольших) в настоящее время используется на 100 % лицензионное ПО (операционные системы, офисные приложения). Для таких банков свободно-распространяемое ПО не станет средством оптимизации. Однако для средних и крупных банков, использующих лицензионное программное обеспечение, свободно-распространяемое ПО, безусловно, принесет свои плоды. Мы недавно подсчитали для одного нашего клиента экономию от отказа использования MS Office. Получилась вполне значительная цифра — около 5 млн рублей в год.

Алексей Лаврищев
Модератор разделов "Клиентский зал" и "Депозиты и страхование вкладов" портала Bankir.Ru, менеджер развития ПАО Банк "Объединённый финансовый капитал" (Москва)

Пока малоприменимо. Рынок не готов. Использование СПО пойдёт фрагментарно и только в новых областях. Как ни парадоксально, затраты на переход с «коммерческого» ПО на свободное слишком велики.

Людмила Коваленко
Главный редактор журнала "БДМ. Банки и деловой мир" (Москва)

Не готова оценить эти перспективы, пока непонятно, плюсов здесь больше или минусов.

Павел Гужиков
CEO Bongo R&D (Москва)

Боюсь, что пока как единичные примеры в рамках системы. По моему мнению, это (хороший) удел банков, которые целенаправленно нанимают высококвалифицированные кадры, которые умеют и любят СПО. Тогда это будет работать, а значит и иметь экономический смысл.

 
Сергей Иванов
Как вы объясните парадоксальное явление, когда во многих крупных банках работает несколько хранилищ данных и тенденции к созданию «единого источника правды» не наблюдается, скорее наоборот, ХД продолжают «размножаться»?
Андрей Федорец
Генеральный директор ООО «АйДиСистемс» (Москва)

А разве это парадоксальное явление?

Навскидку вспомните, например, количество успешно внедрённых CRM или систем ЭДО.

Внедрить сложное решение это как существенно обновить модельный ряд автомобильного завода. Там-то строят новую сборочную линию. И некоторое время выпускается старая модель и новая модель одновременно. Поэтому для существенного обновления ИТ инфраструктуры надо решить задачу построения параллельной инфраструктуры с последующим их параллельным функционированием. Так же практически никто не может сделать! Поэтому и обновление идёт долго, разными командами, разными технологиями и т.п.. Что приводит к гибриду паровоза и атомной подводной лодки.

Андрей Трифонов
Эксперт, консультант Цифровое предприятие, технологии, современный банкинг (Москва)

Очень показательная история с ХД. Их много, потому что различные бизнес потребители по-разному понимают ценность цифровых активов и пытаются выжать из них знания. Но задачи и данные очень различны, и степень готовности внутренних заказчиков к их использованию различна. Поэтому возникают параллельные или перекрывающие друг друга КХД-проекты, а справедливое желание ИТ унифицировать платформы и съэкономить на ПО решающем схожие задачи, разбивается о мотивировку бизнес заказчика, что ему нужны данные и именно в таком виде, именно сейчас и именно в той системе, которая понятна. Корень проблемы, думаю, в том, что концепция единого корпоративного хранилища данных, не принеся ожидаемых результатов, уже устарела, из-за желания централизовать не только сами данные, но и их представления для потребителей, и инструменты бизнес аналитики с помощью которых собственно заказчики и извлекают желанные знания. Корпоративные данные – общий актив организации, витрины и представления – прерогатива владельцев данных, а инструменты анализа – потребителей. Такая разумная децентрализация представляется мне актуальной на сегодняшний день, причем в части потребления данных инструментов может быть несколько, зависит от удобства тех, которые собственно и материализуют ценность накопленных петабайтов сырых данных.

Юлия Амириди
Заместитель генерального директора по развитию бизнеса компании Intersoft Lab, эксперт АРБ (Москва)

Это не совсем так, хотя факты использования в банках нескольких хранилищ данных (ХД) для разных задач встречаются. Такая ситуация возникает из-за отсутствия единой стратегии развития хранилища данных, когда каждый потребитель в банке решает свои задачи и изолированно выбирает инструменты автоматизации. Случается так, что разные подразделения в разное время в своих интересах выбрали лучшее прикладное ПО, а каждая система оказалась реализована на базе хранилища данных. В результате, бухгалтерия, для подготовки обязательной отчетности, использует одно хранилище данных, финансовый департамент, для управленческой отчетности другое, департамент развития розничного бизнеса, для продуктовой и клиентской отчетности, третье.

Конечно, это неоптимальная архитектура, и исправить ее под силу только ИТ-службе банка. И, поверьте, сегодня банки понимают и устраняют эту проблему. А подходы к ее решению могут быть разными, главное сохранить заказчикам тот уровень автоматизации прикладных задач, который их устраивает. Например, можно выбрать одно хранилище, как основное для подготовки данных, т.е. сделать его корпоративным ХД, а остальные системы постепенно перевести в режим прикладного использования, загружая в них готовые данные из единого источника. Это потребует времени и усилий, но в итоге банк сэкономит на поддержке интеграционных процессов, устранит рассогласованность показателей в отчетах, получаемых из разных систем. Дешевле и эффективнее, когда изначально банк выстраивает единое хранилище данных и на нем реализует прикладную функциональность для разных подразделений. Сегодня, на рынке есть готовое тиражное ПО для построения отраслевых хранилищ данных, например, Intersoft Lab предлагает ХД с банковской моделью данных и набором приложений для автоматизации задач финансового департамента, бухгалтерии, департаментов развития розничного и корпоративного бизнеса, маркетинга и др. Готовые ХД быстрее внедряются, их можно успешно развивать, последовательно расширяя охват задач разных подразделений банка.

Михаил Дробышевский
Заместитель генерального директора компании R-Style Softlab (Москва)

Это проблема управления, оргштатной системы и бюджетов. В тех банках, в которых каждое бизнес-подразделение имеет свой ИТ-бюджет и может тратить его без согласования с ИТ-стратегией банка, описанная ситуация возникает практически неизбежно. Для данного конкретного подразделения выбранное и внедренное хранилище, вероятно, приносит пользу и вполне оправданно. Но совершенно очевидно, что для банка в целом такой подход приводит к необоснованным тратам как на первоначальные проекты по закупке и внедрению различных хранилищ, так и на последующее сопровождение, развитие и интеграцию этих хранилищ между собой. В крупных банках ситуация может быть настолько «запущена», что ИТ-компании подготовили даже специальное решение — MDM-систему, собирающую и синхронизирующую между АБС банка и банковскими хранилищами хотя бы некоторую часть клиентских данных.

Алексей Лаврищев
Модератор разделов "Клиентский зал" и "Депозиты и страхование вкладов" портала Bankir.Ru, менеджер развития ПАО Банк "Объединённый финансовый капитал" (Москва)

Бесконтрольное «размножение» ХД скорее всего свидетельствует о проблемах в управлении компанией. Вопрос состоит исключительно в построении и поддержке функциональной IT-архитектуры под стратегию развития. Проблема релевантности и аутентичности данных разных ХД при этом может быть решена разными способами.

Людмила Коваленко
Главный редактор журнала "БДМ. Банки и деловой мир" (Москва)

А это как чемодан без ручки: выбросить жалко, поэтому приходится тащить, хоть и неудобно… Такой вот реликт прошлой разномастности АБС, порой собираемых с бору по сосенке.

Павел Гужиков
CEO Bongo R&D (Москва)

Сложностью их миграции в единую структуру. Одна из причин – нежелание брать ответственность за столь сложные проекты, в которых высока зависимость от одновременно нескольких вендоров.

 
Юлия, Москва
По словам зампреда ЦБ «текущие убытки могут подтолкнуть банки к улучшению и оптимизации структуры расходов». Какие продукты для управления расходами готовы сегодня предложить банкам ИТ-компании?
Андрей Федорец
Генеральный директор ООО «АйДиСистемс» (Москва)

Вот это, к сожалению, вынужден оставить без чёткого ответа на вопрос. Мы предлагаем банкам продукты для сокращения расходов. Надеюсь, что и действительно расходы сокращаются.

Юлия Амириди
Заместитель генерального директора по развитию бизнеса компании Intersoft Lab, эксперт АРБ (Москва)

Для решения этой задачи существуют специализированные системы бюджетирования. Их назначение – детально планировать и оперативно контролировать административно-хозяйственные расходы. Такая система поможет банку взвешено подойти к сокращению расходов и оптимизировать бюджет, а не просто урезать его и отказаться от реализации каких-то важных проектов. Например, приложение «Бюджет хозяйственных расходов» компании Intersoft Lab позволяет организовать коллективное планирование хозяйственной сметы. Если расходы планируются с нижнего уровня по заявкам подразделений и договорам, то банк получает детальную и прозрачную структуру бюджета. Когда все разложено по полочкам, становиться очевидным, что можно подсократить, а от чего стоит вовсе отказаться. Можно ограничить расходы сверху лимитами, в рамках которых подразделения будут планировать бюджет, – это еще одна возможность оптимизации.

Следующий важный шаг – это добиться, чтобы реальные расходы не превышали плановых. Для этого приложение контролирует совершение каждого платежа и предотвращает расходы сверх бюджета. В планировании ежедневных платежей помогает встроенный платежный календарь. Набор бюджетных отчетов позволяет проводить детальный анализ целей расходования средств: по проектам, филиалам, точкам продаж, назначению и т.д. Эта информация – основа для оптимизации затрат.

Олег Дрождин
Генеральный директор компании «Банковские информационные системы» (Москва)

Действительно, программные продукты для оптимизации бизнес-процессов – сегодня одни из самых востребованных на банковском рынке. Учитывая это, наша компания еще в конце прошлого года предложила три новых IT-решения в семействе программных продуктов QBIS, c помощью которых можно оптимизировать основные бизнес-процессы и значительно снизить расходы. Очень сложно в рамках интернет-конференции описать весь функционал и возможности этих программных продуктов. Если вкратце, то мы впервые предложили банкам минимизировать зависимость от компании-разработчика, дали возможность по моделированию бизнес-процессов с нуля и их интеграции с текущими, и, самое главное, обеспечили контроль работы и анализ рентабельности по основным банковским продуктам и услугам.

Михаил Дробышевский
Заместитель генерального директора компании R-Style Softlab (Москва)

Для оптимизации управления расходами необходимо внедрить систему бюджетирования, которая позволяла бы в том числе легко отслеживать стоимость любого банковского продукта, обслуживания клиента, рентабельность каждого офиса и т.д. Но такие системы являются дорогостоящими, большая часть средств в рамках подобных проектов идет на сбор исходных данных из разрозненных банковских систем, на интеграцию с ними, ну и, конечно, на построение корпоративного хранилища. В условиях сокращения доходов банки вряд ли начнут новые проекты такого масштаба, но зато у них появится понимание, зачем нужны системы такого рода. И как только кризис завершится, и появятся возможности приступить к новым проектам, это будет реализовано.

Павел Гужиков
CEO Bongo R&D (Москва)

Плохо владею рынком в этой области, но мы предлагаем решение bHRM. Это система управления человеческими ресурсами, которая не просто эффективно «вливает» человека в работу, но и анализирует его эффективность на протяжении дня, эффективность работы рядом с разными людьми или на разных локациях офиса. Мотивация и квалификация людей, умение создавать лучшие условия для максимальной эффективности – одна из важнейших вещей, которая как итог позволяет экономить. Даже если это касается банальной характеристики time-to-market различных продуктов. 10 продуктов в бою вместо 5 за полгода – это тоже экономия.

 
Василий Хромов, Хабаровск
Добрый день! Вопрос к разработчикам. Какие новые программные технологии сегодня предлагаются банкам? Что изменилось за последнее время в банковских IT-решениях как с точки зрения софта, так и с точки зрения материальных затрат?
Андрей Федорец
Генеральный директор ООО «АйДиСистемс» (Москва)

Не думаю, что есть какие-то решения, обладающие «прорывными» свойствами или основанные на «ультра супер-пупер» современных технологиях. Некой особенностью наших, например, решений является то, что в ядре системы использована СУБД российской компании. Поэтому есть сертификация ФСТЭК на возможность хранения персональных данных. А сами технологии те же, что и с десяток лет назад – Java, SOAP, ООП. К сожалению, искусственный разум ещё не существует. Нанотехнологии в поставке ПО неприменимы :).

Олег Дрождин
Генеральный директор компании «Банковские информационные системы» (Москва)

Программные продукты становятся более качественными, надежными и эффективными.

Павел Гужиков
CEO Bongo R&D (Москва)

Не совсем очевидно, что подразумевается под программными технологиями. Сейчас в банках идет развития и технологического стека – Ruby on Rails, elasticsearch, NoSQL базы данных и многое другое. Но, как мы понимаем, это тоже лишь инструменты для созидания. А из конечных продуктов появляются социальные скоринги; интернет-банкинг, который умеет зарабатывать и привлекать клиентов; iBeacon в мобильном банкинге; различная дополненная идентификация в офисах обслуживания и при совершении платежных операций. На самом деле, технологическое развитие на сегодня позволяет создавать уникальные и удивительные вещи. На уровне ощущений можно понимать, Что они могут дать на выходе. Но так как при подтверждении новых инвестиции в банках зачастую требуется финансовое обоснование, план «отбивки», которые сложно реалистично дать на новаторские продукты, многие из них не обретают жизнь в России. Как я и говорил выше, крайне важно иметь вертикаль, пронизанную сверху до низу пониманием и желанием технологических нововведений.

А с точки зрения материальных затрат могу сказать от нашей компании. Мы видим абсолютно нормальным и интересным делать бюджеты, риски и перспективы с банками. Создавать интересные продукты совместно, разделяя и их прибыль. Или убыток. Нужно быть смелыми, чтобы создавать нечто особенное.

 
Геннадий Потапов, Казань
Можно ли уже сейчас управлять финансово-хозяйственной деятельность банка без участия человека? По каким направлениям точно можно отказаться от персонала?
Андрей Федорец
Генеральный директор ООО «АйДиСистемс» (Москва)

Мы, например, поставляем решение для ЭДО с госорганами. При взаимодействии с ФССП России мы позволяем организовать человеконезависимую систему, которая позволяет до 100% обмена вести автоматически.

Андрей Трифонов
Эксперт, консультант Цифровое предприятие, технологии, современный банкинг (Москва)

В развитых экономиках известен феномен “машинной безработицы” – вытеснения людей из целых профессий или отдельных позиций в компаниях, где становиться более экономически эффективно выполнять операции или даже принимать решения автоматизировано. Потенциал вытеснения людей из банковских бизнес процессов в России очень велик. Это происходит при переходе клиентов с обслуживания в отделениях на самообслуживание в удаленные каналы. Это происходит в области оценки рисков. В операционных подразделениях расширяется сквозная обработка операций. Большой потенциал сокращения у неповоротливой и раздутой управленческой пирамиды, она может быть трансформирована в частично самоуправляемую систему с тремя уровнями менеджмента – акционеры-гендир-команды. Это пойдет только на пользу организации и мотивации ответственных серьезных сотрудников, готовых видеть проблемы, придумывать и согласовывать с коллегами их решение, и, конечно, брать за него ответственность.

Также, большой потенциал стоит за полноценной безбумажной работой не только внутри организации, но и в b2c и b2b сфере.

Юлия Амириди
Заместитель генерального директора по развитию бизнеса компании Intersoft Lab, эксперт АРБ (Москва)

Системы класса BPM (Business Performance Management, управление эффективностью бизнеса) созданы для оперативного и стратегического управления бизнесом. Они позволяют полностью заменить трудоемкую работу по сбору, выверке и обработке данных для оценки себестоимости банковских продуктов, клиентских сегментов и каналов привлечения клиентов. С помощью такой системы Вы можете быстро получить качественные данные. Но,  принимать решения о том, как выстроить оптимальную тарифную и процентную политику на основе подготовленной фактической информации – удел управленца. Задача системы - своевременно предоставить нужную информацию, задача управленца – используя свой опыт, знания и интуицию, на основе фактических данных принять оптимальное решение. И в обозримой перспективе ни одна ИТ-система его не заменит.

Алексей Лаврищев
Модератор разделов "Клиентский зал" и "Депозиты и страхование вкладов" портала Bankir.Ru, менеджер развития ПАО Банк "Объединённый финансовый капитал" (Москва)

Полностью отказаться от участия человека вряд ли удастся. Разные стратегии, разные этапы развития, разные подходы к управлению бизнесом подразумевают разное отношение к расходам. При этом, несомненно, какую-то одну модель можно полностью формализовать и автоматизировать. Вопрос кому она подойдёт.

Знаете, можно сделать робота, который будет забрасывать мяч в баскетбольную корзину точнее любого баскетболиста. Но, сможет ли он играть в баскетбол?

 
Юлия Уханова, ведущая онлайн-конференций Bankir.Ru, Москва
Насколько, по вашим ощущениям, кризис 2014-2015 года и некоторая депрессия на банковском рынке повлияют или уже повлияли на состояние финтеха? Какие тренды изменятся?
Андрей Федорец
Генеральный директор ООО «АйДиСистемс» (Москва)

На последней финтех конференции одним из трендов был нами подтверждён. Мы уже выводим на рынок платежей физических лиц решение, позволяющее реализовать не только e-invoicing, но и direct debit.

Михаил Дробышевский
Заместитель генерального директора компании R-Style Softlab (Москва)

Поскольку большая часть операционных затрат банков связана с арендой клиентских офисов и зарплатой персоналу, кризис подстегивает их сократить эти расходы. Это можно сделать только за счет внедрения удаленных каналов обслуживания, автоматических систем скоринга, удобных BPM-систем и т.д.

Алексей Лаврищев
Модератор разделов "Клиентский зал" и "Депозиты и страхование вкладов" портала Bankir.Ru, менеджер развития ПАО Банк "Объединённый финансовый капитал" (Москва)

Лидеры рынка продолжат двигаться в выбранных стратегиях. Объёмы венчурных инвестиций будут сокращаться. Все инвестиции будут крайне точечными, все будут стараться малыми затратами добиться максимального эффекта. Возможно будут рассматривать варианты перехода на более привлекательные с точки зрения регулирования и инвест. климата рынки.

Людмила Коваленко
Главный редактор журнала "БДМ. Банки и деловой мир" (Москва)

Будет развиваться ДБО, должна восстановиться кредитная деятельность в корпоративном сегменте и в МСБ. Потребительское кредитование вряд ли скоро вернётся к прежнему росту.

 
Виталий
Ваша оценка перспектив развития ДБО в ближайшие три года?
Андрей Федорец
Генеральный директор ООО «АйДиСистемс» (Москва)

Я считаю, что в ближайшие три года существенное развитие получат технологии взаимодействия с мобильных устройств, а также развитие получат сервисы, подобные тем, которые предлагает MyPayOnline – обмен электронными счетами и прямое дебетование по длительному распоряжению клиента.

Андрей Трифонов
Эксперт, консультант Цифровое предприятие, технологии, современный банкинг (Москва)

ДБО сейчас учатся продавать, а не только выполнять поручения клиентов. ДБО и в целом интернет технологии учатся замечать клики, запросы и цифровые следы клиентов и поставлять информацию для персонификации как следующего предложения, так и контента. ДБО учатся быть интересными и еще более полезными клиентам и за счет этого стать генератором дополнительной прибыли.

Александр Железняк
Председатель правления Финансовой группы "Лайф" (Москва)

Это направление будет эволюционно развиваться, но оно зависит от решений и политики регулятора. Если, нельзя будет заменить присутствие клиента в банке, то чистый онлайн-банкинг невозможен.

Олег Дрождин
Генеральный директор компании «Банковские информационные системы» (Москва)

Дистанционное банковское обслуживание – сегодня один из самых быстроразвивающихся сегментов банковского сектора. Все больше банков стараются выстраивать свои отношения с клиентами посредством онлайн сервисов. Банк таким образом снижает расходы на аренду помещений, покупку оборудования и содержание штата сотрудников. Клиент, в свою очередь, экономит время и пользуется банковскими услугами в любой точке мира 24 часа в сутки.

Но перспективы развития ДБО, на мой взгляд, зависят от самих банков. Для того, чтобы этот сегмент развивался необходимо постоянно расширять спектр предоставляемых в онлайне услуг. Если этого не будет происходить, то темпы развития ДБО будут снижаться. Разработчики всегда готовы поддержать банки в развитии этого направления. Так, к примеру, в наш программный продукт по ДБО мы добавили возможность продажи страховых полисов.

Михаил Дробышевский
Заместитель генерального директора компании R-Style Softlab (Москва)

В настоящее время система ДБО для физических лиц является фишкой, отличающей один банк от другого. В ближайшие годы она перейдет в разряд must have. Без современной ДБО-системы банк может забыть про успешную работу на розничном рынке.

Алексей Лаврищев
Модератор разделов "Клиентский зал" и "Депозиты и страхование вкладов" портала Bankir.Ru, менеджер развития ПАО Банк "Объединённый финансовый капитал" (Москва)

Будет много интересного. Налицо тенденция к слиянию платёжно-расчётных систем и дистанционного банкинга с нефинансовыми услугами и сервисами. Множество участников готовят свои продукты. Кто-то как Facebook или Google выходит со своей клиентской базой и пока пробует силы в монетизации (с платёжным мессенджером, с созданием кошельков). Кто-то пытается создать революционные продукты на базе устройств с NFC, iBeacon. Кто-то как PayPal создаёт для клиентов новые платёжные возможности (по адресу электронной почты, платёж Card2Card). Кто-то как Fidor пытается построить банкинг на принципах краудсорсинга. В интернете размещали карту финтех-трендов от венчурного фонда LifeSREDA. Там хорошо видно, куда мы движемся.

Есть и в России интересные начинания, хоть и не такие глобальные. При этом налицо качественное совершенствование ДБО у лидеров. Те интерфейсы и функциональность, которые мы имели ещё три года назад, ни в какое сравнение не идут с тем, что мы имеем сейчас. Прибавили почти все. Можно посмотреть ежегодные исследования крупных агентств.

Людмила Коваленко
Главный редактор журнала "БДМ. Банки и деловой мир" (Москва)

Скорее всего, в ближайшие 3 года особенно активно станет развиваться мобильный банкинг.

Павел Гужиков
CEO Bongo R&D (Москва)

Для вендоров:

  • Поиск подрядчиков, которые знают UX и дизайн. Которые создают нечто особенное, а не дают всем одинаково грустное коробочное решение. Возможно, как индивидуальные проекты; а возможно и гибкая настройка слоя представления через простой CSS или иную кастомизацию.
  • Работа с командами, которые умеют именно разрабатывать. Которые понимают,каким должен быть API и чем он хорош, вместо восхищения очередным набором PL/SQL-процедур.
  • Адекватная и быстрая поддержка, максимальная прозрачность взаимодействия, горизонтальная коммуникация.
  • Открытый исходный код, как независимость от вендора.

Для продуктов:

  • Социализация. Продажи продуктов банка лояльной аудитории через социальные каналы.
  • Каналы комиссионного дохода. Создание сервисов, на которых будет монетизироваться ДБО.
  • Персонализация предложений и обслуживания. Целевая автоматизация и интерфейсов, и конечных продаж. Хотя об этом говорим уже давно и много, сделано все еще мало. А Big Data лишь часть этого, в России качественной Big Data пока не видно.
  • Объединение банков в площадки продаж. Борьба качеством продуктов, а не брендом.
  • Взаимодействие клиентской аудитории внутри ДБО. Первые шаги в создании «открытых клубов».

Вообще, много всего возможно уже сегодня. Но скорость развития, которую мы рассматривали в первых вопросах, растягивает перспективы на года.

 
Григорий Мазур, Москва
Как вы относитесь к модному тезису, что современный банк – это «ИТ-компания, оказывающая финансовые услуги»?
Андрей Федорец
Генеральный директор ООО «АйДиСистемс» (Москва)

К сожалению регулятор думает не так, а также не так думает более половины населения России. Поэтому нельзя исключать офф-лайн взаимодействия клиентов и банкиров. А там, где есть офф-лайн очень мало ИТ. Но на некоторых узких направлениях это возможно. Есть даже отдельные банковские проекты, которые действительно ИТ-компании, оказывающие фин.услуги.

Александр Железняк
Председатель правления Финансовой группы "Лайф" (Москва)

Разделяю этот тезис. Будущее классических банков мрачно. Уже сейчас клиентов и львиную долю маржи забирают интернет-стартапы, компании из других отраслей. Поэтому, современному банку жизненно необходимо меняться.

Юлия Амириди
Заместитель генерального директора по развитию бизнеса компании Intersoft Lab, эксперт АРБ (Москва)

Сейчас это уже не модный тезис, а новая модель ведения бизнеса, которая нашла свое практическое применение – вспомним Сбербанк-Технологии, Тинькофф Кредитные Системы, Приватбанк, Альфа-Лаб (Альфа-Банк). Это позитивный тренд, он толкает поставщиков ИТ-решений работать на опережение потребностей заказчика и быть готовым конкурировать с ИТ-бизнесом банка. Сейчас у поставщиков есть неоспоримое преимущество. Готовые решения, как правило, достаточно гибко подстраиваются под требования заказчика и быстро внедряются. Например, построение систем хозяйственного бюджетирования, управления прибыльностью и рентабельностью бизнеса на платформе «Контур», практически выполняется без программирования, все делается на уровне настроек в интерфейсах системы. Это существенная экономия временных и людских ресурсов. Каких бы талантливых аналитиков и программистов не привлек банк, они вряд ли решат эти задачи автоматизации в те сроки, за которые их делает Intersoft Lab. В этом смысле наше решение более экономически оправдано по сравнению с внутренней разработкой.

Михаил Дробышевский
Заместитель генерального директора компании R-Style Softlab (Москва)

Сейчас этот тезис действительно является скорее модным, чем отражающим массовые изменения в привычках людей и в сознании банкиров. Но я абсолютно уверен, что через 10-15 лет 75% банковских офисов будет закрыто, поскольку новое поколение однозначно предпочитает использовать смартфоны для получения банковских услуг, а не посещать (пусть и хорошо оборудованные, с приятными и квалифицированными сотрудниками) офисы банков.

Алексей Лаврищев
Модератор разделов "Клиентский зал" и "Депозиты и страхование вкладов" портала Bankir.Ru, менеджер развития ПАО Банк "Объединённый финансовый капитал" (Москва)

Я бы переиначил. «Банкам нужно развиваться, чтобы не превратиться в операционно-финансовые платформы при IT-компаниях».

Людмила Коваленко
Главный редактор журнала "БДМ. Банки и деловой мир" (Москва)

Нет, всё-таки банк — это кредитная организация, оснащенная современными ИТ.

Павел Гужиков
CEO Bongo R&D (Москва)

Нормально. Опять же – это вопрос структуры. Что является основой банка в работе. Бумаги или системы. Но этот тезис требует действительно серьезных инвестиций в IT. В такие тематики, о которых современные банкиры даже не слышали. А Олег Тиньков услышал и у него получилось. Молодец.

 
Юлия Уханова, ведущая онлайн-конференций Bankir.Ru, Москва
Насколько растет или меняется спрос на ИТ-решения, связанные не с кредитным направлением, а с другими процессами банковской деятельности, в частности – с другими направлениями банковского ритейла?
Андрей Федорец
Генеральный директор ООО «АйДиСистемс» (Москва)

Конечно спрос растёт. Например на системы дистанционного и мобильного банкинга. А это требует существенного развития обвязывающих инфраструктурных решений.

Александр Железняк
Председатель правления Финансовой группы "Лайф" (Москва)

Последние десять лет на рынке банковского ИТ основной спрос был на разного рода решения, позволяющие обеспечить рост объемов кредитования – всевозможные «кредитные фабрики», «конвейеры», скоринговые системы. В настоящее время ситуация развернулась - банкам нужно развивать комиссионный бизнес и спрос на такие решения очень большой. Но пока, на практике, не так много компаний могут предоставить готовые решения.

Олег Дрождин
Генеральный директор компании «Банковские информационные системы» (Москва)

Со своей стороны, мы видим большой спрос на проекты по обслуживанию пластиковых карт. Во многом это связано с возросшей миграцией из одного процессинга в другой. Но мы также являемся свидетелями массового распространения пластиковых карт. Появляется больше точек по обслуживанию карт, а также расширяются возможности у держателей карт. Банки сегодня остро нуждаются в качественных программных решениях, которые помогут им выстроить работу по обслуживанию пластиковых карт максимально эффективно.

Михаил Дробышевский
Заместитель генерального директора компании R-Style Softlab (Москва)

В последние 9 месяцев серьезно усилился спрос банков на автоматизацию операций с ценными бумагами. Вероятно, многие банки приняли решение диверсифицировать бизнес и начать работать с новыми финансовыми инструментами. Наша компания даже собрала статистику, которая показала, что интерес к одному из наших продуктов (RS-Securities V.6) для автоматизации работы банка на рынке ценных бумаг вырос за год в 4 раза.

Алексей Лаврищев
Модератор разделов "Клиентский зал" и "Депозиты и страхование вкладов" портала Bankir.Ru, менеджер развития ПАО Банк "Объединённый финансовый капитал" (Москва)

Мало кто из банкиров может себе позволить глубокий горизонт планирования, поэтому чаще всего решения нужны здесь и сейчас. Мы сейчас переживаем очередной «выдох» кредитной системы. Для компаний, не имеющих глобальных стратегий, спрос на IT-технологии является «сезонным». Так что IT-продукты, нацеленные на повышение маржинальности и увеличение комиссионного дохода несомненно найдут своего потребителя. Потом придёт время нового «вдоха» и посмотрим что будет пользоваться спросом.

Павел Гужиков
CEO Bongo R&D (Москва)

Если смотреть с продуктовой точки зрения, то все-таки не очень сильно. Возможно причина этому в том, что кредиты есть один из самых сложных и многоступенчатых продуктов. И один из наиболее рисковых для банка. Тем не менее, есть спрос на различные интересные ответвления во фронт-офисных системах продаж и, например, автоматизации продажи вкладов для группы банков.