25 февраля, вторник 18:48
Bankir.Ru

Реклама

Онлайн-конференции

Совместная онлайн-конференция агентства Bankir.Ru, журнала «Банки и деловой мир», портала 123Credit.ru.

Банковские сети меняют форматы под воздействием идей экономии и развития дистанционного и мобильного банкиннга. Банки готовят новые линейки розничных продуктов на сезон 2013-2014 годов.

Как меняются банковские сети? Каковы перспективы потребительского кредитования? Что предлагают банки «накопителям»?

Надеемся, что по этим вопросам выскажутся не только участники конференции, но и посетители Bankir.Ru

Участники

Ян Арт
Главный редактор агентства Bankir.Ru, вице-президент Ассоциации региональных банков России, к.э.н. (Москва)
Яков Лившиц
Генеральный директор компании 123Credit.Ru (Бостон-Петербург)
Тимур Аитов
Вице-президент Национального платежного совета, к.ф-м.н. (Москва)
Евгения Блискавка
Директор Института финансового планирования (Москва)
Венера Иванова
Председатель правления ЗАО ГКБ «Автоградбанк» (Набережные Челны)
Александр Гребенко
Генеральный директор компании Кредитный и Финансовый Консультант, вице-президент Национальной ассоциации кредитных брокеров и финансовых консультантов (Петербург)
Сергей Хестанов
Управляющий директор ГК "АЛОР" (Москва)
Юлия Тузовская
Заместитель директора департамента разработки розничных продуктов Бинбанка (Москва)
Андрей Гончаров
Председатель правления ОАО «Первобанк» (Самара)
Михаил Смирнов
Генеральный директор консалтинговой компании Финист (Москва)
Сергей Мещанов
Заместитель председателя правления ОАО "АИКБ "Татфондбанк" (Казань)
Вилен Ли
Директор департамента розничного бизнеса и управления региональной сетью РОСГОССТРАХ БАНКА (Москва)
Юрий Цигуш
Аналитик FIBO Group (Москва)

 
Юлия Уханова, ведущая онлайн-конференций Bankir.Ru, Москва
Каковы основные тенденции в эволюции банковских сетей? Какие факторы в этом развитии являются определяющими?
Сергей Хестанов
Управляющий директор ГК "АЛОР" (Москва)

Укрупнение крупных, сокращение мелких.

Юрий Цигуш
Аналитик FIBO Group (Москва)

Если говорить о мировых основных тенденциях банковских сетей, то к ним в первую очередь нужно отнести поглощение большими банками маленьких. Второй аспект – это расширение возможностей интернет банкинга и мобильных предложений для управления своими счетами. Еще одной важнейшей тенденцией является создание имиджа надежности банка, культуры общение менеджеров с клиентами и наилучших условий для семейного банкинга.

Говоря о России, то кроме крайней необходимости начинать в кратчайшие сроки соответствовать мировым стандартам банковской системы, хочется добавить ужесточение регуляторных функций Центробанка в последнее время, что не всегда благоприятно для конкурентного развития банковской системы.

Евгения Блискавка
Директор Института финансового планирования (Москва)

Банковские сети изживают себя - это дорого и неэффективно. В Европе их уже давно и успешно замещают сети независимых финансовых советников. Например, в Великобритании, Скандинавии и странах Бенилюкс буже более 60% розничных финансовых реализуется через финансовых советников; 40-50% Германия и Италии; 30-40% Польше и Чехия. (по данным FECIF, 2011). Финансовые советники принципиально новая форма взаимодействия с клиентом. Советнику не нужно отделение, он предпочитает общается с клиентом на его территории, где ему комфортно говорить личных финансовых планах. Основное оружие советников в борьбе за клиента «умение слышать клиента» и предлагать индивидуальные комплексные решения важных личных финансовых задач клиентов, а не убранство отделения и дорогой костюм. Может быть по этому - средняя сумма покупок приходящегося на клиента работающих с советником в среднем 3 раза выше, суммы приобретений осуществляемых клиентом в сети отделений банка.

Вилен Ли
Директор департамента розничного бизнеса и управления региональной сетью РОСГОССТРАХ БАНКА (Москва)

Несмотря на активное развитие новых технологий, дистанционных каналов обслуживания, для россиян сегодня все еще достаточно важным является фактор «физического контакта» с банком, с реальным специалистом, с которым он лично решить все возникшие вопросы. При этом стоит отметить, что уровень проникновения отделений банков в нашей стране в 1,5—2 раза ниже по сравнению с Европой и Америкой. То есть потенциал развития достаточно высок.

При этом, в ближайшее десятилетие ожидаемо уменьшится количество классических офисов с наличием большого штата сотрудников, увеличится количество отделений банка в формате мини-офисов, количество точек самообслуживания (банкоматы, платежные терминалы, мини-офисы). В офисах будет осуществляться скорее финансовое консультирование клиентов, а до 80% стандартных офисных операций перейдет в другие каналы, в том числе в интернет-банк.

Александр Гребенко
Генеральный директор компании Кредитный и Финансовый Консультант, вице-президент Национальной ассоциации кредитных брокеров и финансовых консультантов (Петербург)

Банковские сети - очень важный вид организации бизнеса банков и всей финансовой системы, т.к. позволяет существенно снизить себестоимость и улучшить организационных процессов. В процессе эволюции они будут занимать всё большую долю рынка.

Сергей Мещанов
Заместитель председателя правления ОАО "АИКБ "Татфондбанк" (Казань)

По нашей оценке, в банковском секторе будут следующие основные тенденции в развитии сетей.

Во-первых, консолидация активов, поглощение крупными банками мелких, покупка банков с развитыми сетями, уход с рынка мелких банков, не удовлетворяющих требованиям Базеля 3.

Во-вторых, развитие интернет-банкинга, мобильного банкинга, сети терминалов и автоматизация процессов в банковском обслуживании. При этом остается актуальной широкая сеть офисов, несмотря на развитие интернет-услуг.

В-третьих, развитие премиальных программ для VIP-клиентов.

Кроме того, это развитие новых форм банковских офисов и диверсификация бизнеса. И конечно, это повышение эффективности сети.

Определяющими факторами, на мой взгляд, являются консолидация активов и, как следствие, большие возможности крупных банков для развития передовых методов обслуживания клиентов и внедрение новых технологий.

Тимур Аитов
Вице-президент Национального платежного совета, к.ф-м.н. (Москва)

К числу новых трендов в эволюции банковских сетей я бы отнес происходящую их эволюцию в отделения нового формата - ориентированные на самую различную аудиторию. Наиболее популярным вариантом является концепция «финансового минисупермаркета» или «финансового магазина», расположенного рядом с домом. Концепция не нова и пришла к нам с Запада — как альтернатива малорентабельным и помпезным «офисам с колоннами», площадью от 1000 кв.метров и более. Минисупермаркет - это небольшой офис до 60-100 кв. метров, в котором клиент в максимальной близости от дома получает широкий набор розничных банковских услуг. В западном варианте в таком офисе активно используются мобильные рабочие места, всяческие гаджеты — именно для создания «домашней» атмосферы общения с клиентом. Как пример активного сторонника идеи в России приведу ХКФ Банк, который за последние 2-3 года в несколько раз прирастил свою сеть филиалов и отделений именно за счет офисов небольшого формата, расположенных в доступных и удобных для клиентов местах. Некоторые банки идут и дальше — еще более серьезно трансформируют традиционные модели розничного банковского бизнеса. Так, Промсвязьбанк недавно представил инновационный «семейный офис». В офисе нет традиционного разделения на клиентскую и рабочую зону, предусмотрено специальное пространство для детей - где педагог занимается с ребенком рисованием, психолог «лечит» «Сказкотерапией» т.п. Сотрудники офиса работают в одежде стиля casual, доступен бесплатный Wi-FI, подают горячий кофе и проч. В такой «дружеской атмосфере» клиентам предлагается широкая линейка розничных услуг - вклады и кредиты, обслуживание карт, банкострахование, открытие накопительных счетов, РКО и др.

Ян Арт
Главный редактор агентства Bankir.Ru, вице-президент Ассоциации региональных банков России, к.э.н. (Москва)

Я вижу несколько основных тенденций. Первая – ряд банков сокращает сети, созданные в период кредитного бума и не оправдывающие себя в сегодняшних условиях. Вторая – некоторые банки экспериментируют с новыми форматами офисов – например, вводят семейные офисы и т.п. Третья – некоторые банки, например, Промсвязьбанк, переформатируют офисы, «заточенные» под корпорат, на розницу, передислоцируют их в более удачные точки.

 
Абдуллова Фарида, Казань
Многие банки за последнее время сократили свои офисные сети. Каковы основные причины этого сокращения?
Сергей Хестанов
Управляющий директор ГК "АЛОР" (Москва)

Главная причина — политика сокращения издержек. Неприбыльные офисы решительно ликвидируются, ранее же до решения о ликвидации предпринимались достаточно большие усилия по выводу на окупаемость.

Юрий Цигуш
Аналитик FIBO Group (Москва)

Основной причиной сокращения офисных сетей это, конечно же, нерентабельность их содержание в связи с кризисом и уменьшением доходов данных офисов. Для некоторых банков это может быть даже единственным шансов не работать в убытки в непростое время.

Тимур Аитов
Вице-президент Национального платежного совета, к.ф-м.н. (Москва)

Часто посещаю офис крупного розничного банка. В офисе 6 рабочих мест (по три места в двух фронт-линиях), есть что-то типа ресепшн (там тоже два сотрудника). Что важно? Редко когда я вижу больше одного клиента в офисе, и сотрудников - вообще чем-то занятых и чаще всего они сидят без дела. Офис оборудован «электронной очередью» - сначала надо получить талончик а потом подойти с ним к заданному окошечку. Вроде хорошо, но что происходит на деле? Один сотрудник фронт-линии «берет» меня на обслуживание с моим талончиком, а второй сидит рядом и в буквальном смысле зевает. Вся эта «е-очередь» выглядит карикатурой на инновационные технологии обслуживания. Мысль создателей офиса мне понятна - она соответствует представлению о том, что клиент не должен ждать ни секунды, иначе существует опасность что он уйдет к конкуренту и проч. Банки именно поэтому стремятся сократить время ожидания. Однако, мне как клиенту очевидно, что, весь этот «сверхбыстрый» доступ к окошечку хотя и создает кратковременное ощущение собственной значимости и комфорта, но не дает заметного конкурентного преимущества банку. Я как клиент соглашусь подождать на несколько минут подольше, но получить за это продукт получше и никуда не денусь. Сокращение времени ожидания до 30 секунд незаметно для клиента, но банку обходится в десятки и сотни миллионов рублей. Сегодня происходит понимание этого и офисные сети сокращают.

Михаил Смирнов
Генеральный директор консалтинговой компании Финист (Москва)

В период активного развития сетей в 2005-2007 гг. мы неоднократно указывали, что при размещении офисов банки редко проводили геомаркетинговую оценку. У отдельных банков доля офисов, расположенных «в вакууме» (т.е. не были обеспечены спросом), превышала 50%. Как правило, именно они наиболее быстро сокращали сеть в период кризиса, но на их место приходили новые игроки, рассчитывавшие легко захватить рынок. Есть примеры, когда на одной точки почти каждый год менялся банк-арендатор, однако это не останавливало новичков.

Александр Гребенко
Генеральный директор компании Кредитный и Финансовый Консультант, вице-президент Национальной ассоциации кредитных брокеров и финансовых консультантов (Петербург)

Основные причины сокращения офисных сетей в РФ в 2013-2014 годах: стагнация в экономике страны, падение доли среднего класса в структуре населения и оккупация Крыма.

Венера Иванова
Председатель правления ЗАО ГКБ «Автоградбанк» (Набережные Челны)

На наш взгляд, основной причиной уменьшения офисной сети является сокращение издержек. Сегодня банковский бизнес становится все менее прибыльным, значительно сокращается процентная маржа. При этом банки вынуждены нести бремя многочисленных контрольных функций, возложенных на них, осуществлять не свойственные функции, издержки по которым никто не компенсирует.

Андрей Гончаров
Председатель правления ОАО «Первобанк» (Самара)

Действительно, ряд банков в последнее время сокращали свою филиальную сеть. В первую очередь это связано с оптимизацией издержек и с активным развитием дистанционных каналов.

Дальнейшего активного развития филиальной сети Первобанк не планирует. Убежден, что двух-трех банковских офисов в городе достаточно, чтобы удовлетворить потребности всех категорий клиентов. Наша филиальная сеть в последнее время существенно изменилась. В частности, подразделения, работавшие в формате представительств, были преобразованы в полноформатные офисы, позволяющие качественно обслуживать и юридических лиц, и частных клиентов. Кроме того, благодаря увеличению спектра дистанционных сервисов многие операции наши клиенты могут совершать он-лайн.

Сергей Мещанов
Заместитель председателя правления ОАО "АИКБ "Татфондбанк" (Казань)

Все банки в условиях текущей ситуации в экономике и банковском секторе прилагают максимум усилий для повышения эффективности своей сети. Неэффективные точки закрываются. Еще одна причина сокращения офисных сетей - слияние и поглощение банков.

 
Евгений Паршиков, Казань
Насколько, на ваш взгляд, кредитование малого и среднего бизнеса способно стать лидером кредитного рынка взамен потребительского кредитования? Что этому может способствовать, а что – мешать?
Сергей Хестанов
Управляющий директор ГК "АЛОР" (Москва)

На фоне рецессии российской экономики в целом малый и средний бизнес объективно не способен заменить собой падение потребительской активности населения.

Евгения Блискавка
Директор Института финансового планирования (Москва)

Вполне, но если банки смогут вместе с адекватными условиями предложить потребителям доступ к знаниям, о том как эти новые открывшиеся возможности они могут применить. К сожалению пока в России малый бизнес зачастую обладает таким же уровнем финансовой грамотности как и любой обычный человек – то есть почти никаким.

Михаил Смирнов
Генеральный директор консалтинговой компании Финист (Москва)

Это маловероятно, так как малый бизнес не растет. Существующая модель кредитования МСП более-менее работает, когда наблюдается экономический рост, но, увы, она абсолютно неработоспособна в кризисные периоды. Впрочем, даже в период роста экономики темпы банковского кредитования МСП не столь уж значительно опережали уровень инфляции (т.е. помимо перекредитовывания уже существующих клиентов, банки почти не привлекали новых).

Чтобы кредитование МСП развивалось, необходимы специализированные продукты, ориентированные на конкретные потребности клиентов (например, банки активно развивали программы по кредитованию покупки транспорта, но мало у кого получалось развивать программы по кредитованию покупки оборудования, т.к. нюансов здесь гораздо больше с точки зрения управления рисками). С другой стороны, продукты, адаптированные под узкие группы клиентов, становятся слишком дорогими. Да и в принципе для современного бизнеса (не только банков) идея доступных нишевых продуктов чужда – считается, что нишевый продукт должен быть обязательно дорог. И хотя полно примеров, когда те же МСП работают в очень узких нишах со скромной рентабельностью (например, если человеку нравится производить барабаны, он работает не для того, чтобы захватить рынок, а для того, чтобы заниматься любимым делом, стремясь обеспечить максимальное качество своему продукту, на котором стоит его имя), даже региональным банкирам сложно эту идею преподнести как вполне работоспособную. Считается, что если делать бизнес – то это должна быть обязательно китайская фабрика, тиражирующая дешевые изделия среднего качества. Если фабрики не получается, тогда этот продукт никого не интересует.

Александр Гребенко
Генеральный директор компании Кредитный и Финансовый Консультант, вице-президент Национальной ассоциации кредитных брокеров и финансовых консультантов (Петербург)

Кредитование МСБ не может стать лидером кредитного рынка до тех пор пока малый бизнес не станет государственным приоритетом в развитии экономики страны.

Венера Иванова
Председатель правления ЗАО ГКБ «Автоградбанк» (Набережные Челны)

Кредитование МСБ и потребительское кредитование никак нельзя сопоставлять. Это совершенно разные категории клиентов и соответственно применяются совершенно разные подходы в оценке рисков при их кредитовании.

Наверное, сложно говорить о лидерстве кредитования МСБ, поскольку этот сегмент гораздо уже, чем потребительское кредитование.

Вообще, если говорить в целом, то чем более здорова и стабильна экономика, чем более активен ее рост, тем быстрее растут и объемы кредитования.

Андрей Гончаров
Председатель правления ОАО «Первобанк» (Самара)

На мой взгляд, в абсолютных цифрах и в среднесрочной перспективе этого не случится. В динамике кредитование клиентов МСБ будет однозначно набирать обороты и, полагаю, в ближайшее время опередит темпы развития потребительского кредитования. Говорить о прямом сравнении данных направлений не совсем корректно, т.к. они независимы друг от друга и лишь немного соприкасаются. Они рассчитаны на разные цели и аудиторию.

Ян Арт
Главный редактор агентства Bankir.Ru, вице-президент Ассоциации региональных банков России, к.э.н. (Москва)

Теоретически – вполне способно. Более того – полезно для экономики России. Способствовать этому может лишь одно – организация системы рефинансирования кредитов малому и среднему бизнесу. Принят закон о неипотечной секьюиритизации – это вклад в этот процесс. Необходимо расширять программы МСП-банка. Без ресурсов кредитование МСБ задохнется.

 
Александр Лыков, Москва
На мой взгляд, офисы Сбербанка растут как грибы после дождя. Какой  в этом смысл? Не кажется ли вам, что сеть Сбербанка попросту уже карикатурно чрезмерна?
Сергей Хестанов
Управляющий директор ГК "АЛОР" (Москва)

Рост сети Сбербанка, помимо прочего, отражает и рост доли квазигосударственных банков в банковской системе.

Юрий Цигуш
Аналитик FIBO Group (Москва)

Сбербанк действительно увеличивает количество своих подразделений. Так, с января по март открылось 32 новых подразделения. Это кажется чрезмерным, но не будем забывать о том факте, что в 2012 году, для оптимизации банковской структуры и расходов, было принято решение о сокращении количества отделений с 524 филиала до 239. Тот факт, что Сбербанк является одним из ведущих банков РФ, для улучшения обслуживания клиентов, увеличение количества отделений не кажется таким уж и абсурдным, тем более отделения будут варьироваться по ассортименту предоставляемых услуг. Верим, что повысится не только количество подразделений, но и качество предоставляемых ими услуг.

Михаил Смирнов
Генеральный директор консалтинговой компании Финист (Москва)

Сбербанк занимает те ниши, которые покидают коммерческие банки. При том, что стратегия банка предполагает общее сокращении сети, в крупных городах сеть, вероятно, будет увеличиваться и далее. При этом «визуальный» эффект от расширения сети обеспечивается даже не столько быстрым ростом сети в городах, сколько тем, что банк «выдвигает» свои офисы на первую линию, конкурируя за плошади с коммерческими банками.

Александр Гребенко
Генеральный директор компании Кредитный и Финансовый Консультант, вице-президент Национальной ассоциации кредитных брокеров и финансовых консультантов (Петербург)

Большая доля Сбербанка в розничном бизнесе негативным образом отражается на развитии всей банковской системы страны.

Венера Иванова
Председатель правления ЗАО ГКБ «Автоградбанк» (Набережные Челны)

Наверное, Сбербанк знает для чего он это делает.

Ян Арт
Главный редактор агентства Bankir.Ru, вице-президент Ассоциации региональных банков России, к.э.н. (Москва)

На мой взгляд, именно так и обстоят дела. В шаговой доступности от моего дома – раньше было два, а теперь пять офисов Сбербанка. Зачем – либо это чистая пропаганда и амбиции, либо я просто ничего не понимаю.

 
Юлия Уханова, ведущая онлайн-конференций Bankir.Ru, Москва
«Замораживание беззалогового кредитования» - что это изменило в кредитном бизнесе банков? Выросли требования к заемщиков? Сместились акценты на определенные виды кредитов? Сокращаются объемы выдаваемых ссуд?
Сергей Хестанов
Управляющий директор ГК "АЛОР" (Москва)

Угар потребительского кредитования сходит на нет. Платежеспособные заемщики исчерпываются, население начинает экономить.

Юрий Цигуш
Аналитик FIBO Group (Москва)

Из-за наличия проблем в экономике России, банки пытаются обезопасить себя от дефолта, минимизируя риски проблемных кредитов. Несмотря на то, что ставки по беззалоговым кредитам выше, чем по обычным, банки не готовы принимать на себя такие риски в данной ситуации. «Замораживание беззалогового кредитования» ударит, прежде всего, по частному кредитованию. Финансовые структуры будут более тщательно подходить к своим потенциальным заемщикам. Из-за сокращения беззалогового кредитования, планируется более активная работа с кредитами для малого и среднего бизнеса. Популярными продуктами останутся ипотеки, вклады физических лиц, потребительские кредиты и кредитные карты.

Вилен Ли
Директор департамента розничного бизнеса и управления региональной сетью РОСГОССТРАХ БАНКА (Москва)

В связи с ужесточением политики ЦБ ужесточилась и политика банков в области выдачи потребительских кредитов. Снизились выдачи высокорисковых экспресс и POS кредитов. Увеличился процент отказов в кредите новым заемщикам и закредитованным заемщикам. Многие банки стали активнее продвигать ипотеку и автокредитование, работать с лояльными и зарплатными клиентами.

В том числе и РОСГОССТРАХ БАНК в текущем году уже начал работу по смещению акцентов в строну залогового кредитования, модернизации линейки авто- и залоговых кредитных программ. А также происходит переориентация с кредитования уличных заемщиков на сотрудников группы компаний холдинга.

Более того, еще в прошлом году мы запустили программу «Твои условия» с индивидуальной процентной ставкой. Технология Risk based pricing, положенная в ее основу, призвана определить ценовые параметры кредита индивидуально для каждого заемщика на основе анализа его данных. Логика проста - чем больше документов предоставит потенциальный заемщик, тем выгоднее могут быть условия кредитования. Банк при этом четко оценивает свои риски при выдаче кредитного продукта, а надежный заемщик получает более низкую, а не усредненную ставку по продукту.

Александр Гребенко
Генеральный директор компании Кредитный и Финансовый Консультант, вице-президент Национальной ассоциации кредитных брокеров и финансовых консультантов (Петербург)

Банки значительно сократили объём всех выдаваемых кредитов в первой половине 2014 года в ожидании возможных секторальных санкций в тношении банковской системы РФ.

Юлия Тузовская
Заместитель директора департамента разработки розничных продуктов Бинбанка (Москва)

«Замораживание беззалогового кредитования», как вы выразились, действительно несколько изменило вектор стратегии развития кредитования физических лиц в банках.

Во-первых, в потребительском кредитование наблюдается развитие программ нишевого кредитования, что подразумевает кредитование определенных клиентских сегментов, по которым банк может спрогнозировать значительно меньшую стоимость риска. К таким клиентским сегментам банки могут относить клиентов зарплатного проекта, клиентов, работающих на определенных видах предприятиях (например, бюджетные предприятия), клиентов с положительной кредитной историей и т.п.

Нишевые кредиты позволяют делать более выгодные кредитные предложения для определенного клиентского сегмента, сохраняя при этом достаточный уровень прибыльности кредитования для самого банка.

Во-вторых, в ближайшее время драйвером рынка станет ипотечное кредитование. Что касается беззалогового кредитования, то здесь мы наблюдаем большой рост спроса и предложения на нишевый продукт - рефинансирование кредитов сторонних банков.

Венера Иванова
Председатель правления ЗАО ГКБ «Автоградбанк» (Набережные Челны)

Для тех банков, которые специализировались исключительно на этом виде кредитования, пожалуй, многое изменилось. И мы наблюдаем, сегодня на рынке как многие игроки перестраивают свои бизнес-модели. Для тех банков, которые изначально диверсифицировали свои портфели, являются универсальными, наверное, изменений меньше. Да, возросли требования к заемщикам, большее предпочтение отдается целевым, залоговым кредитам (ипотека, автокредит)

Андрей Гончаров
Председатель правления ОАО «Первобанк» (Самара)

Требования к заемщикам выросли в части платежеспособности и благонадежности, а в части пакета документов требования не ужесточались. Акценты постепенно смещаются на залоговые виды кредитования, являющиеся менее рискованными.

В Первобанке объемы выдаваемых ссуд продолжают расти по всем видам розничного кредитования, но в большей степени в сегменте автокредитования и ипотеки.

Яков Лившиц
Генеральный директор компании 123Credit.Ru (Бостон-Петербург)

По статистике нашей системы 123Credit.ru, акцент сильно смещается в сторону кредитных карт, ипотеки. Требования к заемщику становятся более жесткими, условия выдачи с финансовой точки зрения зачастую становятся легче, а вот с точки зрения подтверждения дохода заемщика – жестче.

 
Мыскин Александр
В последнее время фактически исчезли сезонные предложения банков. С чем это связано?
Сергей Хестанов
Управляющий директор ГК "АЛОР" (Москва)

Отчасти — веяние моды.

Александр Гребенко
Генеральный директор компании Кредитный и Финансовый Консультант, вице-президент Национальной ассоциации кредитных брокеров и финансовых консультантов (Петербург)

Бессмысленно делать значительные сезонные предложение в отсутствии достаточного числа конкурирующих предложений на кредитном рынке.

Андрей Гончаров
Председатель правления ОАО «Первобанк» (Самара)

Это зависит от политики каждого конкретного банка. В частности, Первобанк регулярно проводит акции для вкладчиков и заемщиков. Например, на этой неделе у нас стартовала акция для вкладчиков «Жаркое лето». В период действия данной акции подарок ждет всех ее участников, а 10 победителей получат сертификат на туристическую поездку.

Яков Лившиц
Генеральный директор компании 123Credit.Ru (Бостон-Петербург)

Банковская розница стала менее активной и меньше озабочена маркетинговым продвижением. Однако не думаю, что сезонные предложения вообще уйдут с рынка. Полагаю, через какое-то время банки вновь акцентируют свое внимание на таких предложениях. Однако сейчас. Когда не очень ясна картина с ценой денег на рынке, банкам нет смысла излишне агрессивно осуществлять продвижение.

 
Оксана Коршанова, Самара
Насколько массовый отзыв лицензий сказался на депозитном рынке? Не становится ли переток депозитов в госбанке проблемой банковского рынка России?
Сергей Хестанов
Управляющий директор ГК "АЛОР" (Москва)

Произошел переток части депозитов в банки с высокой долей государства в капитале.

Вилен Ли
Директор департамента розничного бизнеса и управления региональной сетью РОСГОССТРАХ БАНКА (Москва)

Нельзя отрицать, что массовый отзыв лицензий у банков напугал вкладчиков: они перестали доверять кредитным организациям депозиты свыше 700 тыс. руб., то есть выше суммы страхового возмещения. Многие вкладчики начали более тщательно анализировать, куда они в принципе несут свои накопления. Часть, имея депозиты даже до 700 тыс. руб., перевели их в более надежные банки.

Также отзыв лицензий заставил вкладчиков задуматься не только о дроблении вкладов не более 700 тыс. руб. на один банк, но и о поиске альтернативных инструментов вложений.

Согласно статистике ЦБ, несмотря на то, что крупным игрокам удается наращивать депозитную базу, в целом по отрасли с начала года вклады физлиц уже не один раз показывали отрицательный прирост.

Михаил Смирнов
Генеральный директор консалтинговой компании Финист (Москва)

Проблема есть, однако коммерческие банки не стремятся доступными рыночными механизмами остановить этот переток. Уже звучал вопрос про сезонные предложения от банков, которых вроде бы стало меньше, однако, скорее, банки отказываются от активного промоутирования таких предложений, что ограничивает круг клиентов, осведомленных об акциях. Наиболее вероятная причина – многие банки не знают куда им двигаться дальше и ликвидность (тем более, дорогая) им не нужна. Однако подобное «незнание» не стимулирует банки ни к работе над своими стратегиями, ни к проведению локальных оптимизаций бизнеса.

Александр Гребенко
Генеральный директор компании Кредитный и Финансовый Консультант, вице-президент Национальной ассоциации кредитных брокеров и финансовых консультантов (Петербург)

Увеличение суммы гарантии со стороны государства до 3 000 000 рублей на один вклад поможет не только восстановить объём депозитов в негосударственных банках, но и значительно его увеличить.

Венера Иванова
Председатель правления ЗАО ГКБ «Автоградбанк» (Набережные Челны)

Сегодня для средних и небольших региональных банков депозиты физических лиц являются практически единственным источником ресурсной базы. Отток вкладов для некоторых из них стал критичным. Сегодня проблема банковского рынка России не столько переток депозитов в госбанки (по некоторым источникам и у госбанков также наблюдается отток вкладов), сколько отсутствие реальных возможностей фондирования у большинства средних региональных банков. При оттоке вкладов более крупные банки могут заместить его привлечением от ЦБ, иными источниками. У большинства региональных кредитных организаций такие возможности отсутствуют. Другой проблемой, на наш взгляд, является недоверие в целом к банковской системе страны.

Андрей Гончаров
Председатель правления ОАО «Первобанк» (Самара)

Конечно, отзыв лицензий у ряда банков сказался на настроениях клиентов. Скорее, здесь стоит говорить не о снижении объемов вкладов физических лиц, а о перераспределении средств между банками – многие вкладчики переводили свои деньги из небольших кредитных организаций в более крупные. Сейчас же рынок вкладов стабилизируется и население возвращает деньги в банки не из ТОП-30. И мы это видим на практике. Объем денежных средств физических лиц, размещенных в Первобанке с начала года увеличился на 8% и на 01.06.2014 составляет 19 млрд. руб.

Сергей Мещанов
Заместитель председателя правления ОАО "АИКБ "Татфондбанк" (Казань)

Конечно, отзыв лицензий сказался на рынке и модели поведения клиентов. Но постепенно ситуация в банковском секторе будет стабилизироваться, сильные банки (не только с государственным участием) только укрепят свои позиции.

Что касается Татфондбанка, то у нас наблюдается положительная динамика прироста вкладов. Клиенты доверяют нам, как одному из крупных и надежных банков с государственным участием. Надежность подтверждается финансовыми показателями, рейтингами международных и российских агентств. Также Агентство по страхованию вкладов доверило именно Татфондбанку участвовать в санации банка «БТА-Казань».

 
Валерий Урядов
Доминирование депозитов в линейке, предлагаемой банкам клиентам-накопителям, уже исчерпало свой драйв. Что дальше? Что могут предложить банки накопителям, помимо вкладов?
Сергей Хестанов
Управляющий директор ГК "АЛОР" (Москва)

Структурные продукты, металлические счета, брокерские продукты. Однако популярность депозитов пока на порядок выше, чем у всех альтернатив.

Евгения Блискавка
Директор Института финансового планирования (Москва)

Комплексное решения для реализации важных личных финансовых целей клиентов. Тем кто строит свое финансовое будущее необходимы: специализированные пенсионные программы, продукты страхования и все многообразие инвестиционных инструментов. Они вполне могут стать драйверами роста, если в линейке банка есть подходящие решения. Или обеспечить значительный рост комиссионного дохода, если они есть в линейке партнеров банка.

Михаил Смирнов
Генеральный директор консалтинговой компании Финист (Москва)

Пока перелома тенденции не видно, экспериментировать банки не хотят, хотя, на мой взгляд, есть достаточно интересные возможности при комбинировании традиционных депозитные продуктов с инвестиционными (т.ч. связанные не с рынком ценных бумаг, а с конкретными бизнес-проектами в регионах).

Ян Арт
Главный редактор агентства Bankir.Ru, вице-президент Ассоциации региональных банков России, к.э.н. (Москва)

К сожалению, пока по части накопительного тренда банки впали в кому. ОФБУ практически сошли на ноль. Очень надеюсь, что постепенно банки начнут предлагать клиентам услуги покупки акций на фондовом рынке – но не паями, а по индивидуальным заказам клиентов, а также услуги фондового и форекс-трейдинга.

 
Николай
Меняется ли структура розничного кредитования? Если да, то в какую сторону?
Сергей Хестанов
Управляющий директор ГК "АЛОР" (Москва)

Более жесткая политика выдачи кредитов несколько улучшит структуру кредитных портфелей. Однако, процесс это не быстрый.

Александр Гребенко
Генеральный директор компании Кредитный и Финансовый Консультант, вице-президент Национальной ассоциации кредитных брокеров и финансовых консультантов (Петербург)

Структура розничного кредитования меняется в сторону высокодоходных беззалоговых потребительских кредитов.

Юлия Тузовская
Заместитель директора департамента разработки розничных продуктов Бинбанка (Москва)

Структура розничного кредитования медленно, но верно меняется в сторону увеличения доли ипотечных кредитов. Прежде всего, это связано с ростом жилищного строительства и относительно низким риском по таким продуктам.

Венера Иванова
Председатель правления ЗАО ГКБ «Автоградбанк» (Набережные Челны)

Скорее, да. Смещение идет в сторону менее рисковых видов кредитов - залогового кредитования.

Андрей Гончаров
Председатель правления ОАО «Первобанк» (Самара)

В России развитие рынка кредитования розничных клиентов повторяет путь развитых стран. Сначала население набирает необеспеченные потребительские кредиты, дорогие и короткие. Они ощутимо давят на личные доходы домохозяйств. Потом постепенно, с развитием инфраструктуры финансового рынка и повышением грамотности населения, пропорция меняется, - все большую долю в кредитной нагрузке домохозяйств начинают занимать долгие и целевые обеспеченные кредиты.

Процесс перераспределения долговой нагрузки физических лиц уже идет. На протяжении нескольких отчетных дат мы уже видим, что доля потребительских кредитов снижается, а доля ипотечных кредитов и автокредитов растет. Что касается Первобанка, у нас около 2/3 розничного кредитного портфеля приходится на обеспеченные кредиты.

Сергей Мещанов
Заместитель председателя правления ОАО "АИКБ "Татфондбанк" (Казань)

Да, безусловно. Структура розничного кредитования будет меняться. Основной вектор развития розничного кредитования будет направлен на качественных заемщиков, например зарплатных клиентов и клиентов, имеющих положительную кредитную историю. Основной упор будет сделан ссуды, которые обеспечены залогом (ипотека и автокредитование).

 
Егор Гардеев, Москва
С 1 июля вступает в полную силу закон «О потребительском кредите». Что это изменит в работе банков?
Юлия Тузовская
Заместитель директора департамента разработки розничных продуктов Бинбанка (Москва)

Вступление закона «О потребительском кредитовании» внесет некоторые изменения в условия предоставления кредитов для всех банков, прежде всего, все условия будут максимально открытыми для клиента.

Основные изменения:

Банки обязаны будут ограничить максимальные процентные ставки в своих предложениях. Полная стоимость каждого конкретного потребительского кредита на момент заключения договора не должна более чем на одну треть превышать среднерыночное значение, утвержденное Банком России на текущий квартал в отношении соответствующей категории кредитного продукта.

Банки обязаны будут ограничить размеры неустойки по кредитному договору – не более 20% годовых.

Что касается самого бизнес-процесса кредитования физических лиц, то никаких значимых изменений данный закон не повлечет. Все крупные банки, включая Бинбанк, уже подготовились к изменениям, которые предусматриваются ФЗ-353, поэтому существенных изменений именно в условиях кредитования вряд ли стоит ожидать.

Венера Иванова
Председатель правления ЗАО ГКБ «Автоградбанк» (Набережные Челны)

В связи со вступлением в силу данного закона, конечно, появляется много новых вопросов. И вероятно первое время будет достаточно разночтений, но когда все придет в норму рынок потребкредитования станет более урегулированным, прозрачным и понятным как заемщикам, так и кредиторам.

Андрей Гончаров
Председатель правления ОАО «Первобанк» (Самара)

Со вступлением в силу закона о потребительском кредитовании банки будут обязаны вносить основания отказа заемщику в заключении договора займа. При анализе данной информации, следует принять во внимание, что причины отказа в выдаче кредита могут быть разные, в том числе ограничения по возрасту заемщика, региону постоянной регистрации, опыту работы. В совокупности с другой информации, содержащейся в кредитном отчете, эти сведения могут быть использованы в скоринговых моделях банков. При корректной интерпретации данная информация может существенно сократить время рассмотрения заявки на кредит.

Кроме того, данный закон защищает права заемщиков в сфере кредитования, ограждая их от недобросовестных участников рынка, завышающих ставки и стремящихся скрыть реальную стоимость кредита. Впрочем, он регламентирует те положения, которые в цивилизованных банках уже являются стандартной практикой. В частности, на кредитную политику Первобанка заметно закон не повлияет – ставки наших кредитов и сейчас находятся в устанавливаемых границах.

Сергей Мещанов
Заместитель председателя правления ОАО "АИКБ "Татфондбанк" (Казань)

Нормы вводимого закона в большей степени повлияют на взаимоотношения банка и клиента. Направлены они будут на увеличение информированности клиентов об условиях оформляемых кредитов. Основные из них:

- требования к кредитным договорам. Теперь они будут разделены на две формы – это общие условия и индивидуальные условия. Центральным Банком установлена единая форма индивидуальных условий для всех банков, в которых определен набор информации об условиях предоставления, использования и возврата кредита;

- возможность для заемщиков в определенный период, после получения кредита досрочно погашать кредиты, как частично, так и полностью без предварительного уведомления Банка;

- требования к информации, доводимой до заемщиков до и после заключения кредитного договора, требования к расчету полной стоимости кредита.

В общем законом закрепляются права и обязанности банка по отношению к заемщику и наоборот, которые ранее не были закреплены в каком-либо едином нормативном акте.

Ян Арт
Главный редактор агентства Bankir.Ru, вице-президент Ассоциации региональных банков России, к.э.н. (Москва)

Закон делает условия кредитования более прозрачными, а вопрос штрафов и комиссий – менее флибустьерским. Появился паспорт кредита. Подробнее обо всех изменениях можно прочитать тут: http://bankir.ru/publikacii/s/zakon-kotoryi-zhdali-10005192/.

 
Юлия Уханова, ведущая онлайн-конференций Bankir.Ru, Москва
Банковские ОФБУ практически показались свою несостоятельность. Большинство банков стыдливо убрали предложения по ОФБУ на задний план. Что может стать альтернативой?
Сергей Хестанов
Управляющий директор ГК "АЛОР" (Москва)

Виноваты не собственно ОФБУ, а динамика активов, лежащих в их основе. Будет рост экономики — и ОФБУ снова станут популярны.

Андрей Гончаров
Председатель правления ОАО «Первобанк» (Самара)

Развитие банковских фондов действительно сошло на нет. Вопреки ожиданиям ОФБУ так и не стали конкурентоспособным видом коллективных инвестиций из-за особенностей законодательства и регулирования. В результате, и клиенты, и сами банки потеряли к фондам былой интерес.

По мере восстановления фондового рынка и доверия к инвестициям в ценные бумаги со стороны населения альтернативой ОФБУ будут ПИФы. Многие банки не без успеха продают паи фондов собственных управляющих компаний, которые работают в составе банковской группы, либо паи сторонних УК – в рамках модели открытой архитектуры.

Ян Арт
Главный редактор агентства Bankir.Ru, вице-президент Ассоциации региональных банков России, к.э.н. (Москва)

Да, это именно так. Надеюсь на развитие трейдинг-услуг для клиентов банков.

 
Лиза Мирова
Последний год некоторые банки стали предлагать клиентам услуги форекс-трейдинга. Это может стать перспективным и массовым продуктом?
Сергей Хестанов
Управляющий директор ГК "АЛОР" (Москва)

Камень преткновения в развитии Форекса — отсутствие внятного регулирования. Именно это удерживает многие (особенно — консервативные!) банки от их предоставления. Велики и репутационные риски. Однако после решения проблемы регулирования Форекс способен стать достаточно востребованной банковской услугой. И достаточно прибыльной для банков.

Юрий Цигуш
Аналитик FIBO Group (Москва)

Я считаю, что имея в своем арсенале услуги форекс-трейдинга с правильным управлением капитала и риск менеджментом, любой банк выйдет на уровень выше, чем был до этого. Рынок Форекс только набирает обороты в странах России и СНГ, а учитывая практически отсутствие конкуренции в данной услуге, среди банков, это будет важным преимуществом на их фоне. Чтобы понимать масштабы и перспективы достаточно напомнить, что ежедневный оборот на рынке Форекс в мире более 4 триллионов долларов в день.

Андрей Гончаров
Председатель правления ОАО «Первобанк» (Самара)

Для банков форекс-трейдинг – это не самая популярная и довольно специфическая услуга, однако интерес к ней со стороны узкой прослойки клиентов с высоким аппетитом к риску стабилен. По мере ужесточения регулирования рынка, банки более уверенно себя чувствуют в этом сегменте, ранее традиционном для небольших специализированных финкомпаний. Услуга имеет перспективы развития в крупных универсальных и инвестиционных банках наряду, например, с торговлей на срочном рынке. Впрочем, о массовом распространении форекс-трейдинга говорить не приходится. Мы не продвигаем среди своих клиентов эту услугу именно в связи с имеющимися рисками, которые непрофессиональные инвесторы могут ассоциировать с банком.

Михаил Смирнов
Генеральный директор консалтинговой компании Финист (Москва)

После кризиса 2007-2008 гг., подорвавшего доверие к рынку ПИФов, банки искали новые возможности для получения комиссионных доходов. Активно предлагались брокеридж и форекс, однако реально потенциал банковских продаж данных продуктов очень не высок – банки заведомо не могут позволить себе быть столь же агрессивными, как и поставщики этих услуг, в то время как имидж банка при неудачной работе клиента на спекулятивном рынке страдал в первую очередь. Увлечение трейдингом не может быть для большинства банков долгосрочным, это просто попытки компенсировать недостаток собственных маркетинговых наработок по традиционным банковским продуктам.

Александр Гребенко
Генеральный директор компании Кредитный и Финансовый Консультант, вице-президент Национальной ассоциации кредитных брокеров и финансовых консультантов (Петербург)

Развитие форекс-трейдинга не станет массовым не займёт значительной доли в банковском секторе.

Яков Лившиц
Генеральный директор компании 123Credit.Ru (Бостон-Петербург)

Это, на мой взгляд, чрезвычайно перспективное направление. Более 500 тыс. россиян с той или иной интенсивностью пробуют себя в валютном трейдинге. Форекс-рынок в Росси растет весьма значительными темпами, начинает обретать черты цивилизованной индустрии. В смычке форекс-брокеров и банков – много перспектив как для клиентов (большая прозрачность, защищенность), так и для самих участников. Для банков – это еще один вид комиссионного бизнеса, в котором все риски хеджированы. Многие серьезные форекс-компании, например, Саксобанк или наша компания MaxiMarkets разработали для банков партнерские программы «White-Label», которые позволяют очень быстро и фактически без затрат внедрить трейдинговые платформы на сайтах банков. Первые такие проекты сейчас уже на стадии внедрения.

Подробно я рассказал о перспективах сотрудничества банков и брокеров в интервью Bankir.Ru: http://bankir.ru/publikacii/s/yakov-livshits-rossiiskii-rynok-foreks-ozhidaet-poyavleniya-razumnogo-regulirovaniya-10003858.

 
Сергей, Питер
Уважаемые эксперты, каков ваш прогноз относительно динамики кредитных и депозитных ставок в этом году?
Сергей Хестанов
Управляющий директор ГК "АЛОР" (Москва)

Вероятен умеренный рост ставок как следствие, с одной стороны, - частичного закрытия международного кредитного рынка для российских банков, с другой стороны — борьбы ЦБ с инфляцией.

Юрий Цигуш
Аналитик FIBO Group (Москва)

Учитывая отток валюты из страны в этом году, а также увеличившийся спрос на нее, большого снижения депозитных, а соответственно и кредитных ставок в этом году я не ожидаю. И чтобы мотивировать население на наличие депозитов в рублях процентные ставки должны быть на привлекательном для них уровне.

Вилен Ли
Директор департамента розничного бизнеса и управления региональной сетью РОСГОССТРАХ БАНКА (Москва)

В течение года, скорее всего, сохранится умеренная сберегательная активность населения, подкрепленная достаточно высокими процентами по вкладам, существующими сегодня на рынке. Кроме того, госбанки уже в ближайшее время могут пересмотреть свои ставки по вкладам в сторону повышения. Так, диапазон ставок по депозитам на июнь 2014 года составляет от 8 до 11 % годовых в рублях.

Михаил Смирнов
Генеральный директор консалтинговой компании Финист (Москва)

Есть ощущение, что клиенты готовы отказываться от высоких ставок в пользу большей надежности. Поэтому скорее, всего небольшие игроки будут удерживать текущие ставки по вкладам, а у крупных игроков ставки могут даже и несколько снизиться.

Александр Гребенко
Генеральный директор компании Кредитный и Финансовый Консультант, вице-президент Национальной ассоциации кредитных брокеров и финансовых консультантов (Петербург)

Кредитные и депозитные ставки в этом году вырастут.

Юлия Тузовская
Заместитель директора департамента разработки розничных продуктов Бинбанка (Москва)

Что касается кредитных ставок, то мы ожидаем широкую дифференциацию ставок по потребительским кредитам в зависимости от клиентского сегмента потребительского кредитования.

Для клиентов «с улицы» без положительной кредитной истории возможно повышение среднерыночных ставок до уровня 25-30%

Что касается «особых категорий» клиентов банков, то процентные ставки для них либо останутся неизменными, либо возможно даже снизятся на несколько процентных пунктов. Это зависит от кредитной политики конкретного банка.

Венера Иванова
Председатель правления ЗАО ГКБ «Автоградбанк» (Набережные Челны)

Вероятно, кредитные ставки будет незначительно расти, а депозитные скорее также незначительно снижаться.

Сергей Мещанов
Заместитель председателя правления ОАО "АИКБ "Татфондбанк" (Казань)

В связи с удорожанием внешних и внутренних заимствований, а также политикой, проводимой Центральным Банком, на мой взгляд, в этом году ставки по кредитным продуктам будут увеличиваться. Но существенного роста не будет, так как рост ставок будет ограничен регулятором. Согласно закону «О потребительском кредитовании (займе)» Центральный Банк определит их предельные значения и опубликует осенью 2014 года.

Что касается депозитов, многие банки начали повышать процентные ставки. Тенденция сохранится и в следующем полугодии.

Ян Арт
Главный редактор агентства Bankir.Ru, вице-президент Ассоциации региональных банков России, к.э.н. (Москва)

Полагаю, что ставки по депозитам расти не будут. Ставки по кредитам если и вырастут, то очень незначительно.

 
Алексей Тихонов
Вопрос к участникам-представителям банков. Что сейчас и на сезон 2014-2015 годов ваши банки предполагают предложить розничным клиентам?
Юлия Тузовская
Заместитель директора департамента разработки розничных продуктов Бинбанка (Москва)

По кредитам:

Мы готовы предложить потребительские кредиты на сумму до 3 млн рублей. Также любой обратившийся к нам заемщик сможет погасить свои кредиты в других банках за счет услуги рефинансирования кредитов сторонних банков. Кроме того, мы планируем запуск специальных продуктов кредитования для отдельных целевых клиентских сегментов. Данные продукты будут отличаться одной из самых низких ставок в нашей линейке.

Также в Бинбанке будет действовать услуга «Кредит за 1 визит» в рамках которой любой обратившийся клиент сможет получить финальное одобрение по кредиту, не выходя из дома, заполнив специальную онлайн-анкету в интернете, либо позвонив в колл-центр Банка.

Венера Иванова
Председатель правления ЗАО ГКБ «Автоградбанк» (Набережные Челны)

Наш Автоградбанк является универсальным банком. Мы предлагаем клиентам многие виды банковских услуг, в том числе и розничные. Но приоритетным продуктом мы все же видим и считаем ипотечное кредитование. На сегодня это наименее рисковый вид кредита, понятный по своей сути. Его мы с удовольствием и предлагаем клиентам. Тем более, что за более чем 10 лет выдавать ипотеку мы научились достаточно хорошо. Из потребительских кредитов мы предпочитаем предлагать целевые кредиты – на учебу, на отдых, на свадьбу.

Сергей Мещанов
Заместитель председателя правления ОАО "АИКБ "Татфондбанк" (Казань)

В связи с тем, что емкость рынка потенциальных клиентов в части розничного кредитования снижается, а условия по банковским продуктам у большинства банков примерно одинаковые, то привлечение новых клиентов и удержание уже существующих будет происходить за счет обеспечения высокого качества обслуживания клиентов, оказания дополнительных услуг, технологичности. Особую актуальность приобретут продукты, направленные на перекредитование имеющихся обязательств.

Татфондбанк предлагает комплекс финансовых услуг для клиентов. Например, сейчас в Татфондбанке действует вклад «… кто с нами», приуроченный к 20-летию банка. Также активно развиваются программы эксклюзивного финансового сервиса для VIP-клиентов.