24 февраля, понедельник 08:24
Bankir.Ru

Реклама

Онлайн-конференции

Совместная онлайн-конференция Ассоциации региональных банков России, агентства Bankir.Ru, журнала «Банки и деловой мир», порталов Finarty.ru и 123Credit.ru.

Попробуем представить, каким может оказаться банкинг будущего. Не «Краткосрочной» перспективы, а именно будущего.

Изменится ли функционал банков? Уйдут ли банки в виртуальное и мобильное пространство? Останутся ли деньги неизменными?

Надеемся, что по этим вопросам выскажутся не только участники конференции, но и посетители Bankir.Ru

Участники

Анатолий Аксаков
Президент Ассоциации региональных банков России, депутат Государственной Думы России, к.э.н. (Москва)
Ян Арт
Главный редактор агентства Bankir.Ru, вице-президент Ассоциации региональных банков России, к.э.н. (Москва)
Яков Лившиц
Генеральный директор компании 123Credit.Ru (Бостон-Петербург)
Иван Шестериков
Начальник управления маркетинга и связей с общественностью ОАО "АИКБ "Татфондбанк" (Казань)
Михаил Доронкин
Заместитель директора по банковским рейтингам «Эксперт РА» (Москва)
Денис Охримович
Директор по маркетингу Банка24.ру (Екатеринбург)
Светлана Крошкина
Заместитель председателя правления Инвестторгбанка (Москва)
Алексей Волков
Директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ) (Москва)
Александр Новиков
Директор департамента дистанционного банковского обслуживания БИНБАНКа (Москва)
Валерий Петров
Заместитель генерального директора Института развития финансовых рынков (Москва)
Елена Шальнова
Начальник отдела развития мобильного и интернет банкинга в ЮниКредит Банке (Москва)

 
Целоев Махмуд Яхьяевич, Заместитель генерального директора ООО "Инком", Назрань
Когда универсальные Банки станут моноофисными? Почему эта перспектива никем из банков не рассматривается?
Иван Шестериков
Начальник управления маркетинга и связей с общественностью ОАО "АИКБ "Татфондбанк" (Казань)

В ближайшей перспективе вряд ли банки перейдут на формат моноофисов. Банк – это не только IT-инфраструктура, которая позволяет осуществлять финансовые операции, а компания, в которой работают люди. И самим клиентам привычно и приятно общаться лицом к лицу с сотрудниками в офисе, а не только коммуницировать с банком через терминал или интернет-банк. Так устроена психология людей: многим людям хочется задать вопрос живому человеку, который рядом, а не только специалисту контакт-центра или онлайн-консультанту. Визуальный контакт всегда важен.

Кроме того, клиенты привыкли к такому формату, когда у компании есть офис недалеко от дома или работы. Это вопрос психологии. Пока наше общество еще не является технократическим в полном смысле слова, живое общение – часть нашей жизни: это и привычка, и потребность одновременно. При этом, конечно, будет происходить и рост дистанционных каналов взаимодействия, особенно среди молодежи.

Денис Охримович
Директор по маркетингу Банка24.ру (Екатеринбург)

Думаю, это не перспектива ближайших лет, и для этого есть несколько причин. 1. Ментальная: люди все еще пешком ходят в банки, для них важно решить вопрос так, чтобы поговорить. 2. Уровень проникновения Интернета хоть и высокий, но большая часть населения, например, пенсионеры, не пользуются им активно и, соответственно, Интернет-банками. 3. Интернет-банки большинства универсальных банков не позволяют осуществлять все операции без посещения банка. В нашем же случае можно говорить о такой модели развития – у нас один офис в каждом городе (за исключением Екатеринбурга и Новосибирска, исторически так сложилось), и наш лучший Интернет-банк позволяет осуществлять до 98% операций, не посещая офисы.

Александр Новиков
Директор департамента дистанционного банковского обслуживания БИНБАНКа (Москва)

Клиенту, особенно в России, нужен личный контакт, посмотреть в глаза людям, с которыми заключается сделка.

Михаил Доронкин
Заместитель директора по банковским рейтингам «Эксперт РА» (Москва)

Не думаю, что такая ситуация возможна в ближайшее перспективе, да и в принципе это скорее некая утопия. Даже в случае повсеместного распространения интернет-банкинга останутся потребители банковских услуг, которым крайне важен визуальный контакт с банком. Это касается не только тех клиентов, которые не желают либо не имеют возможности работать через интернет. Когда речь идет, например, о private-banking наличие специального VIP-офиса либо зала, расположенного в удобном месте, - это зачастую обязательное требование клиентов. В случае небольших банков крупные вкладчики зачастую требуют личную встречу с руководством либо даже собственниками банка, чтобы быть полностью уверенными в надежности своих вложений.

Но, естественно, по мере развития удаленного банковского обслуживания число «классических» офисов будет снижаться либо будут меняться их форматы (автоматизация большей части операций, сокращение числа сотрудников, приходящихся на один офис). Реализация вариант «моноофиса» возможна для тех банков, которые в большей степени ориентированы на работу компаниями, а не розничными клиентами.

Валерий Петров
Заместитель генерального директора Института развития финансовых рынков (Москва)

Моноофисный подход является общим трендом в развитии банковской системы. Однако он имеет смысл лишь, когда клиенты готовы к удаленному обслуживанию. По текущей статистике даже владельцы банковских карт проводят всего 2 транзакции в месяц в среднем по стране, не говоря о том, что использование системы удаленных интернет платежей и расчетов только набирает обороты. Так же остро стоит проблема кибермошенничества. Поэтому пока клиентам необходимо личное общение при выполнении денежных операций, моноофисный подход будут демонстрировать только нишевые банки.

Елена Шальнова
Начальник отдела развития мобильного и интернет банкинга в ЮниКредит Банке (Москва)

Эта модель уже используется некоторыми банками в России и в мире, и является достаточно успешной, когда используется с самого начала. Большим же организациям, которые изначально были многоофисными, этот шаг дается нелегко. В первую очередь потому, что требует кардинальной перестройки инфраструктуры. А значит требует много времени, не год и не два, после того как такое решение принято. При этом Hypovereinsbank, входящий в группу ЮниКредит, принял решение вдвое сократить сеть отделений и инвестировать сотни тысяч евро в развитие мобильного и интернет-банкинга.

 
Юлия Уханова, ведущая онлайн-конференций Bankir.Ru, Москва
Если принять за истину утверждение, что функционал банков постепенно эволюционирует, то какими вы видите возможные направления этой эволюции?
Иван Шестериков
Начальник управления маркетинга и связей с общественностью ОАО "АИКБ "Татфондбанк" (Казань)

Эволюция будет происходить одновременно в двух направлениях, и эта тенденция уже наблюдается. Первое – развитие индивидуального подхода к клиентам. С одной стороны, это развитие VIP-обслуживания, предполагающего комплексное управление финансами клиента, предоставление ему банковских и небанковских услуг. С другой стороны, это персонализированные предложения для массового сегмента, предложение клиентам услуг в нужное время и в нужном месте на основе CRM-анализа. Второе – это совершенствование дистанционных каналов взаимодействия с клиентами: интернет-банкинг, мобильный банкинг, сеть терминалов и другие каналы.  

Денис Охримович
Директор по маркетингу Банка24.ру (Екатеринбург)

Почти безграничным. Уже есть банки, совмещенные с кафе, есть банки, которые проводят скоринг в соцсетях, есть банки (например, Банк24.ру), которые продают РКО в соцсетях. Некоторые американские банки в своих офисах продают музыку и устраивают вечеринки. В общем, банк перестал быть скучным заведением.

Алексей Волков
Директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ) (Москва)

Банки идут вслед за потребностями клиентов. Это хорошо видно по розничному кредитованию. Начав с необеспеченного кредитования, сейчас банки стремятся полностью реализовать потребности своих клиентов, расширяя продуктовые линейки за счет ипотечных, автокредитов и других целевых займов.

Александр Новиков
Директор департамента дистанционного банковского обслуживания БИНБАНКа (Москва)

Мне нравится идея «Открытого банковского “api”». По аналогии с открытым ПО и платформами «Андроид» и IOS Банк выдает стандарты работы, правила, требования по обеспечению безопасности и точки интеграции. Сторонние разработчики делают приложения и предлагают добавить банку эти приложения для своих клиентов. Также поступают магазины приложений GooglePlay и Appstore. Клиент банка выбирает, каким приложением пользоваться для работы со своими счетами и банковскими продуктами.

Михаил Доронкин
Заместитель директора по банковским рейтингам «Эксперт РА» (Москва)

Во-первых, сокращение числа офисов, автоматизация значительной части операций и их миграция в «сеть». Классические офисы будут активно форматироваться в офисы самообслуживания (помещение и банкоматы/терминалы, без сотрудников банка).

Во-вторых, переход от индивидуальных предложений к «коробочным» продуктам, которые будут обеспечивать, с одной стороны, простоту и наглядность выбора для клиента, с другой, снижать издержки банка, а следовательно, будут дешевле.

В-третьих, предложение клиентам комплексного обслуживания (не только депозиты, но и кредиты, инвестиции в драгметаллы, страхование и проч.).

Валерий Петров
Заместитель генерального директора Института развития финансовых рынков (Москва)

Будущее за «банковскими супермаркетами», где розничный клиент может за считанные минуты, введя лишь номер своего лицевого счета, оплатить любую покупку, провести коммунальные платежи, перевести деньги. Второе направление - это нишевые банки по различным критериям. Их конкурентное преимущество в конкретной нише должно им позволить хорошо зарабатывать. На мой взгляд, хорошим примером первого подхода может быть группа ВТБ и входящие в группу ВТБ 24, Лето банк и Банк Москвы. Второй подход хорошо иллюстрирует ТКС банк.

Ян Арт
Главный редактор агентства Bankir.Ru, вице-президент Ассоциации региональных банков России, к.э.н. (Москва)

Полагаю, что банки смогут эволюционировать в формат финансового супермаркета, о котором так много говорилось в последние годы. Развитие Интернет-банкинга, дистанционного банковского обслуживания открывает возможности такого пути гораздо больше, чем формат классического офиса. Помимо платежного функционала, банковское ДБО вполне может стать фундаментом для биржевого трейдинга, например. Еще одно потенциально интересное направление – личное финансовое планирование, создание финансовых планов для домохозяйств.

 
Елена Лукерина
На ваш взгляд, появление валюты биткоин способно «взорвать» существующий рынок денег?
Иван Шестериков
Начальник управления маркетинга и связей с общественностью ОАО "АИКБ "Татфондбанк" (Казань)

На мой взгляд, крипто-валюты не представляют опасности для современной финансовой системы и, конечно, не смогут отменить наличные денежные средства и «пластик». Судьба биткоин это продемонстрировала. Электронные валюты будут входить в финансовую жизнь общества постепенно с развитием законодательной базы для их существования.

Александр Новиков
Директор департамента дистанционного банковского обслуживания БИНБАНКа (Москва)

Нет, для влияния на рынок нужно, чтобы «ресурсами», ценностями заинтересовались серьезные инвесторы.

Валерий Петров
Заместитель генерального директора Института развития финансовых рынков (Москва)

Существующая система мирового валютного рынка требует модернизации, т.к. доллар не справляется с ролью мирового платежного средства, а евро его заменить пока не способно. Время золота, как всеобщего эквивалента прошло. Биткоин и его аналоги не могут ни заменить, ни составить конкуренцию существующим решениям на рынке денег. Одним из возможных вариантов может стать формирование региональных расчетных центров, использующих для расчетов национальные валюты стран, имеющих максимальный товарооборот друг с другом.

Елена Шальнова
Начальник отдела развития мобильного и интернет банкинга в ЮниКредит Банке (Москва)

Доля цифровой Биткоин со сравнению с деньгами в обычном их понимании, сейчас невелика. Она очень волатильна и не находится под управлением центральных банков наряду с классическими деньгами. Поэтому сейчас доверие к этой валюте недостаточно, чтобы взорвать рынок.

Анатолий Аксаков
Президент Ассоциации региональных банков России, депутат Государственной Думы России, к.э.н. (Москва)

Я согласен с позицией Центробанка, которые призвал воздержаться от биткойн-мании, охватившей мир.

Понятно, что развитие виртуального пространство неизбежно внесет свои коррективы в сам институт денег. Но к этому надо подходить очень осторожно. Размывание центров и прав эмиссии денег чревато самыми негативными последствиями как для экономики, так и для социума. Ясно одно – виртуальные деньги надо изучать…

Яков Лившиц
Генеральный директор компании 123Credit.Ru (Бостон-Петербург)

Вопросов к биткойн множество, но, полагаю, виртуализация денег неизбежна. Мы на платформе MaxiMarkets уже включили трейдинг по биткойн. Посмотрим, насколько он будет популярен.

 
Сергей Жика, Новосибирск
Уважаемые эксперты, каким вы видите развитие ДБО? Что перспективнее – Интернет или телефон в план ДБО? Насколько ДБО способно замещать собой классическую офисную сеть?
Иван Шестериков
Начальник управления маркетинга и связей с общественностью ОАО "АИКБ "Татфондбанк" (Казань)

Развитие интернет-банкинга пойдет по пути расширения функционала систем дистанционного банковского обслуживания. Со временем интернет-банк станет ключевым финансовым центром клиента, в котором будет осуществляться основная масса платежей. При этом будет происходить рост объемов операций, совершаемых с планшетов и смартфонов через приложения интернет-банка. Это обеспечит мобильность и максимальную оперативность управления счетами. Уже сейчас отмечается существенный рост интернет-трафика именно через смартфоны и планшеты.

Денис Охримович
Директор по маркетингу Банка24.ру (Екатеринбург)

Это не вопрос перспектив или полного замещения одного другим. У нас есть и лучший Интернет-банк для предпринимателей*, и телефонный банк, который единственный в стране позволяет осуществлять повтор платежи просто по телефону, иногда это просто удобнее, чем нажимать на кнопки.

*По данным за 2013 год рейтингового агентства «Эксперт РА», портала «Банки.ру», а также аналитического агентства MarkswebbRank&Report.

Алексей Волков
Директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ) (Москва)

НБКИ регулярно проводит федеральные исследования, в рамках которых, в частности, задается вопрос о предпочтительном способе получения услуг. В таких услугах как получение кредитной истории заемщики пока отдают предпочтения банковским офисам. Это, в том числе, связано и с недоверием к интернету. Поэтому НБКИ активно включает банки в агентскую сеть, в которой заемщики могут получить свою кредитную историю и консультацию специалиста. Для банков такая работа выгодна, в том числе и с точки зрения получения дополнительного комиссионного дохода.

Александр Новиков
Директор департамента дистанционного банковского обслуживания БИНБАНКа (Москва)

Перспективнее мобильный телефон. ДБО дополняет классическую офисную сеть, позволяя проводить стандартные, регулярные операции без хождения по офисам

Михаил Доронкин
Заместитель директора по банковским рейтингам «Эксперт РА» (Москва)

Безусловно, уже в среднесрочной перспективе значительная часть «физических» операций перейдет в «сеть», т.е. будет осуществляться клиентами удаленно через ноутбук, планшет либо смартфон. Скорость этого процесса будет зависеть не только от усилий самих банков, но и от степени проникновения интернета, а также соответствующих «девайсов», с которых можно заходить в интернет-банк. В настоящее время мы видим стремительное распространение планшетов и смартфонов, во многом благодаря тому, что данная техника становится все более доступной, при этом оставаясь достаточно мощной. Активно развивают ДБО и сами банкиры, предлагая клиентам все больший функционал и удобство сервиса. Через систему интернет-банка можно не только осуществлять оплату услуг и погашение кредитов, но и покупку билетов, страховок, открытие вкладов либо кредитных карт. Продвинутые системы предоставляют ежемесячную структуру расходов/доходов, а также позволяют планировать личный бюджет. В перспективе интернет-банкинг станет полноценным инструментов управления личными финансами.

Безусловно, телефонный банкинг останется, поскольку существуют вопросы, которые требуют незамедлительного решения, однако большая часть общения будет происходить через интернет.

Валерий Петров
Заместитель генерального директора Института развития финансовых рынков (Москва)

За ДБО большое будущее, при условии, что удастся решить проблему киберрисков. Закон 162-ФЗ в определенной мере защитил клиентов, но поставил в сложное положение банки, которые вынуждены нести дополнительные затраты. Выход видится как в совершенствовании технических систем работы в Интернете, так и закрытие неснижаемых рисков за счет страхования. Например, такие продукты, как для физических, так и юридических лиц предлагает страховая компания «Арсеналъ». Интернет и телефон разделять смысла нет, учитывая широкое внедрение смартфонов. Хотя, конечно, риски при проведении операций в разных технических системах (ноутбук или смартфон) и разных операционных системах (Android, iOS, Windows) различаются.

Елена Шальнова
Начальник отдела развития мобильного и интернет банкинга в ЮниКредит Банке (Москва)

Развитие ДБО идет и будет идти в сторону концепции omni channel, суть которой в удовлетворении желания клиента здесь и сейчас. То есть развиваться будут все каналы, но доля активных пользователей мобильного банкинга по сравнению с другими дистанционными каналами будет возрастать, и по мере наращивания его функциональности она будет возрастать всё быстрее.

Анатолий Аксаков
Президент Ассоциации региональных банков России, депутат Государственной Думы России, к.э.н. (Москва)

Я не думаю, что надо так ставить вопрос – Интернет или телефон. На самом деле по сути ДБО едино, а телефон или компьютер – это уже инструменты работы с ним. А с учетом появления планшетов и смартфонов сама грань между телефоном и компьютером, согласитесь, стирается. Заменит ли ДБО классическую офисную сеть? Полагаю, довольно скоро ДБО станет основным каналом общения банков и клиентов. Но офисы, несомненно, останутся. Просто потребность в них станет меньше. Однако не следует забывать, что целый ряд банковских услуг мы получаем только в офисе. Самый простой пример – аренда банковской ячейки.

 
Леонид Тимарев
Сегодня некоторые банки экспериментируют с форматами офисов. Например, создаются «семейные» офисы, детские площадки в офисах и т.п. Ваша оценка?
Иван Шестериков
Начальник управления маркетинга и связей с общественностью ОАО "АИКБ "Татфондбанк" (Казань)

Ключевая задача банка – предоставление банковских услуг качественно и оперативно. Поэтому банки будут ориентироваться на такое построение эргономики своих офисов, которое будет подчинено именно этой цели. Речь идет об удобных секторах обслуживания частных и корпоративных клиентов, условий для VIP-обслуживания. Привнесение в офисы нестандартных решений возможно, однако важно, что называется, не перегнуть палку: банк должен оставаться банком, скорость и качество оказания именно банковских услуг первично.

Денис Охримович
Директор по маркетингу Банка24.ру (Екатеринбург)

Отличная идея, людям должно быть комфортно, если они к вам пришли. Другой вопрос – а зачем ходить в банк, если Интернет-банк позволяет все делать дистанционно! Многие наши клиенты посещают Банк24.ру не чаще 1 раза в год, по одной простой причине – они все делают в Интернет-банке!

Алексей Волков
Директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ) (Москва)

Положительная. Эксперименты с диверсификацией целевых групп по различным признакам полезны и оправданы. Выгоду получают, прежде всего, клиенты – чем больше у них выбора, тем лучше.

Александр Новиков
Директор департамента дистанционного банковского обслуживания БИНБАНКа (Москва)

Хочется, чтобы офисы были дружелюбными и интересными, но всегда все упирается в деньги. Если такие форматы будут востребованы, то конечно они будут появляться. Эксперименты и поиски «завлекалочек» для клиентов не прекращаются.

Михаил Доронкин
Заместитель директора по банковским рейтингам «Эксперт РА» (Москва)

Любые улучшения в сфере обслуживания клиентов – это всегда большой плюс. Это позволяет привлечь новых клиентов и удержать существующих, а также привлечь на обслуживание членов их семей. Однако полагаю, что это в большей степени эксперименты либо же такие улучшения затрагивают VIP-офисы. И подобная тенденция вряд ли станет массовой, тем более учитывая тот факт, что банки стараются сократить физическое присутствие и перевести большую часть операций в ДБО.

Валерий Петров
Заместитель генерального директора Института развития финансовых рынков (Москва)

Если это соответствует той нише, в которой себя позиционирует банк, то это хорошо и для него, и для клиента.

Светлана Крошкина
Заместитель председателя правления Инвестторгбанка (Москва)

Я полагаю, что наличие в банковском офисе детской площадки или места для домашних животных является приятным дополнением по работе офиса, но никоим образом не влияет на качество самих банковских продуктов и услуг. В большинстве случаев клиент приходит в банк в так называемое "офисное" время - до или после работы или в обед для оперативного решения своих вопросов, а не проведения свободного времени. Поэтому такие дополнительные площадки по большей части пустуют.

Ян Арт
Главный редактор агентства Bankir.Ru, вице-президент Ассоциации региональных банков России, к.э.н. (Москва)

С одной стороны – не очень верю в массовую перспективу таких форматов. С другой – однозначно приветствую такие эксперименты. России, на мой взгляд, чудовищно не хватает концепта семейного банкинга. Может быть, новые офисные форматы станут катализатором его развития.

 
Попов Никита
Какова вероятность, что банки станут проводниками и «магазинами» других, не банковских финансовых услуг?
Иван Шестериков
Начальник управления маркетинга и связей с общественностью ОАО "АИКБ "Татфондбанк" (Казань)

Банки уже сегодня имеют возможность оказания не только банковских услуг, но и других услуг в сфере финансов, недвижимости, образования, здоровья и так далее. Прежде всего, такие услуги лежат в плоскости VIP-обслуживания, когда клиент получает комплекс услуг.

Алексей Волков
Директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ) (Москва)

Высокая. Банковская сфера в России развивается быстрее многих секторов услуг для населения. В ней сегодня сконцентрированы профессионалы, которые могут помогать людям в решении различных вопросов.

Александр Новиков
Директор департамента дистанционного банковского обслуживания БИНБАНКа (Москва)

Высокая, конкуренция усиливается, бизнес диверсифицируется. Партнерские договоры множатся.

Михаил Доронкин
Заместитель директора по банковским рейтингам «Эксперт РА» (Москва)

По сути, банки уже активно предоставляют такие услуги. Например, в большинстве банков (в том числе через систему интернет-банкинга) вы можете купить страховку либо оформить паи ПИФов. Для VIP­клиентов перечень оказываемых услуг может быть еще шире и затрагивать даже нефинансовые услуги. Российские банки пытаются следовать общемировой тенденции и увеличивать долю комиссионных доходов (прелесть этих доходов в том, что банки затрачивает на реализацию такой услуги минимум времени и денег). Полагаю, спектр предоставляемых банками «небанковских» услуг будет постепенно расширяться.

Валерий Петров
Заместитель генерального директора Института развития финансовых рынков (Москва)

Диверсификация источника банковских доходов есть уже сейчас, однако важно, что бы при этом не происходила потеря ключевой компетенции банка. Мне в этой части нравится подход группы ВТБ, они разносят бизнес-процессы и по разным банкам (ВТБ 24, Лето банк) и по типам операций. Например, внося инвестбизнес в ВТБ Капитал. Заниматься в банках небанковсим бизнесом, на мой взгляд, тупиковый путь.

Светлана Крошкина
Заместитель председателя правления Инвестторгбанка (Москва)

Уже сейчас банки продают ряд небанковских услуг - страховки, лотереи, продажи ПИФов и т.д. - в большинстве случаев для получения дополнительных источников комиссионного дохода. В принципе в продаже небанковских услуг нет ничего плохого, более того, компании, чьи услуги продаются в банке, не имеют собственной разветвленной сети, и офисы банка для них являются "спасением". Однако эти продажи хороши до того момента, пока данные услуги не станут конкурировать с основными услугами и продуктами банка.

Елена Шальнова
Начальник отдела развития мобильного и интернет банкинга в ЮниКредит Банке (Москва)

Уже сейчас многие банки так и работают, принимая платежа за оплату услуг, которые в количественном выражении составляют основную массу клиентских транзакций в дистанционных каналах. Продажа небанковских услуг через дистанционные каналы осуществляется некоторыми банками уже сейчас, то есть и в роли «магазинов» банки уже выступают. Поэтому эту вероятность я оцениваю, как 100%, а то, насколько сильной будет интеграция, зависит от самих банков и их партнеров.

Анатолий Аксаков
Президент Ассоциации региональных банков России, депутат Государственной Думы России, к.э.н. (Москва)

Практически стопроцентная вероятность. Универсализация банкинга продолжается и это процесс, продиктованный не только чисто финансовыми аспектами, но и самой логикой технического прогресса в сфере коммуникаций.

Яков Лившиц
Генеральный директор компании 123Credit.Ru (Бостон-Петербург)

Я уверен в этом. В частности, уже сегодня началось сближение банков и компаний, предоставляющий услуги трейдинга на рынке форекс. Это выгодно банкам. Это интересно форекс-брокерам. Это выгодно клиентам, поскольку комплексность и защищенность получаемых ими услуг возрастает. Смычка банкинга и страховых услуг началась уже давно и также расширяется.

 
Егоров Александр, Москва
Насколько, на ваш взгляд, для российского рынка реально воплощение философии французского семейного банкинга?
Денис Охримович
Директор по маркетингу Банка24.ру (Екатеринбург)

Не уверен, что это так приживется – другая культура и иное отношение к подобным услугам.

Валерий Петров
Заместитель генерального директора Института развития финансовых рынков (Москва)

Семейный банкинг - весьма интересное и выгодное решение, мы должны стараться перенимать все лучшее от него. К сожалению, пока общество к этому не очень готово.

Ян Арт
Главный редактор агентства Bankir.Ru, вице-президент Ассоциации региональных банков России, к.э.н. (Москва)

Очень на это надеюсь. Основной препон сегодня – недостаточная «капитализация» российских семей. Семейный банкинг в России существует лишь в сегменте VIP-клиентов. Однако средний класс России «капитализируется» и, полагаю, скоро дойдет до точки, после которой семейный банкинг будет выгоден отечественным банкирам. Еще одно необходимое условие для этого – стабильность и предсказуемость рынка. Семейный банкинг это работа «вдолгую», банки должны быть уверены в своем будущем…

 
Юлия Уханова, ведущая онлайн-конференций Bankir.Ru, Москва
На ваш взгляд, насколько вероятно, что институт финансовых супермаркетов не на словах, а на деле все же появится в России?
Алексей Волков
Директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ) (Москва)

Финансовые супермаркеты уже существуют в России на деле.

Михаил Доронкин
Заместитель директора по банковским рейтингам «Эксперт РА» (Москва)

Построение финансового супермаркета не должно быть какой-то самоцелью, ведь это зависит от возможностей банка и потребностей его клиентов. В принципе сегодня многие банки активно диверсифицируют свой бизнес, свои продуктовые линейки, расширяя перечень предлагаемых услуг, в том числе небанковских. Но это не означает, что их целью является создание «супермаркета». Полноценный супермаркет могут позволить себе только крупнейшие финансовые группы, которые помимо чисто банков включают в себя страховые и инвестиционные компании.

Валерий Петров
Заместитель генерального директора Института развития финансовых рынков (Москва)

Это общемировой тренд, поэтому это вполне вероятно.

Анатолий Аксаков
Президент Ассоциации региональных банков России, депутат Государственной Думы России, к.э.н. (Москва)

Я уже по сути ответил на этот вопрос выше. В офисном варианте это не очень получилось, но, думаю, ДБО станет хорошим драйвером для развития финансовых супермаркетов.

 
Валерий Быков, Москва
Вопрос к присутствующим банкирам – в каких направлениях экспериментируют с изменением банковской классики ваши банки?
Иван Шестериков
Начальник управления маркетинга и связей с общественностью ОАО "АИКБ "Татфондбанк" (Казань)

Нововведения это всегда повышение конкурентоспособности компании. Например, в нашем банке представлены уникальные монеты из серебра, которые выполнены на основе дизайна Татфондбанка специально по нашему заказу. Это оригинально и привлекает клиентов. У нас, например, есть в каталоге более 500 наименований монет из золота и серебра, в том числе выпущенные по нашему заказу монеты «Казанский Кремль», «Раифский монастырь», «Футбольный клуб Рубин» и другие монеты.

Алексей Волков
Директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ) (Москва)

Многие банки стремятся понимать потребности и тенденции рынка достаточно четко. На примере кратного роста спроса банков на различные аналитические исследования и решения НБКИ мы видим, что изучение тенденций в поведении банковских заемщиков становится все более актуальным. Исходя из этого, банки строят свои кредитные тактики и стратегии. Развивают новые продукты, внедряют технологии кредитования, позволяющие более эффективно вести классический бизнес. Например, технология определения цены кредита на основании оценки риска заемщика сегодня внедряется во многих банках.

Александр Новиков
Директор департамента дистанционного банковского обслуживания БИНБАНКа (Москва)

Дистанционные каналы, страхование, соцсети.

Валерий Петров
Заместитель генерального директора Института развития финансовых рынков (Москва)

Одно из основных направлений — внедрение интернет и мобильных технологий.

 
Владимир Зорин
Верите ли вы в возможность работы банка в соцсетях? Имеется ввиду не просто иметь страничку, а полноценно использовать соцсети как альтернативу офисной сети, как это делает Fidor Bank в Германии?
Иван Шестериков
Начальник управления маркетинга и связей с общественностью ОАО "АИКБ "Татфондбанк" (Казань)

Роль соцсетей для российских банков будет расти, несомненно. Сейчас банки используют соцсети как канал коммуникации с клиентами и инструмент для анализа претензий и предложений. Соцсети – это то комфортное для клиента поле, в котором ему удобно коммуницировать. Это следует принять банкам и использовать для выстраивания коммуникаций. Что касается полноценного банковского обслуживания через социальные сети, то в ближайшей перспективе это не станет массовым явлением: есть еще много вопросов, связанные с идентификацией клиентов через соцсети, юридические моменты и так далее. Анализ социальных сетей можно будет в перспективе использовать для оценки кредитоспособности в рамках скоринговой модели.

Денис Охримович
Директор по маркетингу Банка24.ру (Екатеринбург)

Да, конечно, например, мы активно этим занимаемся. Мы единственный в России и один из 3 банков в мире, который позволяют открывать счета на фейсбуке. Но также стоит отметить, что наличие странички не говорит ни о чем – главное, как вы ее используете и с какой целью. Если вашим клиентам вы ничего не продаете в соцсетях, и при этом они с удовольствием вас читают, лайкают, комментируют и т.д., то это тоже важный результат.

Александр Новиков
Директор департамента дистанционного банковского обслуживания БИНБАНКа (Москва)

Да, есть все предпосылки.

Валерий Петров
Заместитель генерального директора Института развития финансовых рынков (Москва)

Интересное решение, но там не так все просто. Глобальных соцсетей не так много, и договориться с ними не просто, т. к. есть понимание, что в неблагоприятном случае может пострадать имидж самой соцсети. Поэтому сами соцсети пока активную политику в этой части не ведут.

Елена Шальнова
Начальник отдела развития мобильного и интернет банкинга в ЮниКредит Банке (Москва)

Fidor получил такое развитие в Германии в первую очередь за счет психологического фактора. Люди, взаимодействуя со своими сообществами, а не с неизвестными им людьми испытывают большее доверие. А хорошая технологическая платформа позволяет сделать всё остальное. У этой концепции большие перспективы.

Ян Арт
Главный редактор агентства Bankir.Ru, вице-президент Ассоциации региональных банков России, к.э.н. (Москва)

Честно говоря, не очень верю в это. Соцсети слишком переоценивают в роли канала продаж, канала бизнеса.

 
Светлана Илюхина, Москва
Скажите, а что лично вы, как частные лица, как клиенты, хотели бы видеть в своем банке?
Иван Шестериков
Начальник управления маркетинга и связей с общественностью ОАО "АИКБ "Татфондбанк" (Казань)

Для клиента любой компании, в том числе и банка, важно, чтобы был построен партнерский уровень взаимоотношений с клиентами. Это такой уровень, когда клиент выбирает не продукт, а банк для решения финансовых вопросов. При этом банк поднимает качество клиентского сервиса на такой уровень, когда клиент готов работать с одним банком на протяжении многих лет. Это сверхзадача, которая, на мой взгляд, стоит перед многими банками. Мы тоже идем к партнерскому уровню взаимодействия с клиентами.

Денис Охримович
Директор по маркетингу Банка24.ру (Екатеринбург)

Внимательное человеческое отношение (не надо меня переключать по 100 раз на разных специалистов, когда я звоню в контактцентр) и отличный Интернет-банк.

Александр Новиков
Директор департамента дистанционного банковского обслуживания БИНБАНКа (Москва)

Сопровождение счетов, аналог сервиса для финансового планирования, помощь в смежных областях (заявления о смене тарифов ЖКХ, ТВ-провайдеров и т.д.).

Михаил Доронкин
Заместитель директора по банковским рейтингам «Эксперт РА» (Москва)

Хотелось бы побольше персонифицированных предложений держателям карт, например, предложения о скидках либо специальных предложениях у партнеров банков, ну и собственно расширение сети этих партнеров. Еще очень не хватает лично в моем банке кобрендинговых программ с авиакомпаниями.

Валерий Петров
Заместитель генерального директора Института развития финансовых рынков (Москва)

Эффективное сотрудничество по умеренным ценам

Елена Шальнова
Начальник отдела развития мобильного и интернет банкинга в ЮниКредит Банке (Москва)

Самый функциональный, технологичный и быстроразвивающийся мобильный банк. Контакт-центр, который моментально отвечает на звонки. Банкоматы, мгновенно реагирующие на мои действия. Отзывчивые сотрудники. Разумные комиссии или их отсутствие, где это возможно.

Ян Арт
Главный редактор агентства Bankir.Ru, вице-президент Ассоциации региональных банков России, к.э.н. (Москва)

Сегодня в своем банке я имею счета, депозиты, паи ОФБУ, личного менеджера, возможность осуществлять платежи, овердрафт в достаточном для моих потребностей объеме. Что точно хотелось бы видеть еще – возможность через банк приобретать акции на бирже и возможность трейдинга как на фондовом, так и на форекс-рынках.