25 февраля, вторник 18:42
Bankir.Ru

Реклама

Онлайн-конференции

 

Совместная онлайн-конференция компании R-Style Softlab и агентства Bankir.Ru

Одним из стратегически важных направлений в укреплении российской экономики является поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства. С точки зрения банковской практики, это перспективная категория заемщиков.

На основе платформы InterBank реализовано многофункциональное фронт-офисное решение для кредитования малого и среднего бизнеса. Как обеспечить полноценный объем сведений о клиенте с максимально возможной аналитикой? Что позволит сократить риски, ускорив процесс принятия решений? Каким образом организовать централизованное обслуживание через удаленные каналы? Какие сервисы пользуются популярностью у среднего и малого бизнеса сегодня, а что будет востребовано завтра?

Надеемся, что по этим вопросам выскажутся не только участники конференции, но и посетители Bankir.Ru

Участники

Алексей Кирюшенков
Директор департамента систем электронного банковского обслуживания R-Style Softlab (Москва)
Роман Гаврилов
Управляющий директор по малому бизнесу Пробизнеcбанка (Москва)

 
Юлия Уханова, ведущая он-лайн-конференций Bankir.ru, Москва
Наряду с размером процентной ставки, скорость принятия решений о выдаче кредитов МСБ является одной из главных претензий предпринимателей к банкам. Что может принципиально изменить эту скорость?
Алексей Кирюшенков
Директор департамента систем электронного банковского обслуживания R-Style Softlab (Москва)

Емкость рынка кредитования клиентов МСБ очень велика (по экспертным оценкам составляет порядка 70%), этот сегмент динамично развивается, а в ряде крупных банков даже выделяется в отдельное направление. Заинтересованность кредитных учреждений легко объяснима — высокая доходность по небольшим кредитам, комиссионные доходы по РКО, дифференцированный портфель, как в части пассивной базы, так и в части кредитного портфеля.

При этом в явном виде существуют сдерживающие развитие факторы, как со стороны банков, так и со стороны клиентов. С одной стороны, низкая финансовая грамотность заемщиков ограничивает их в выборе инструментов для кредитования (им проще получить ссуду у знакомых под 30%, а то и 50% в месяц, чем пойти в банк, собрав необходимый пакет документов, и получить кредит под 14-17% годовых). А с другой – многие банки не учитывают специфику клиентов данного сегмента, чаще являющихся индивидуальными предпринимателями. К ним ошибочно применяется модель обслуживания, больше подходящая либо для крупного бизнеса (а это, как правило, влечет за собой сбор объемного пакета документов, увеличение сроков для рассмотрения заявок, индивидуальность условий по кредитной сделке), либо для физического лица (необходимость наличия справки с места работы, НДФЛ и пр.).

На наш взгляд, принципиально изменить ситуацию по показателям оперативности и качеству принятия решений, которые являются чувствительным для МСБ, сможет более тщательное сегментирование клиентской базы. А также создание автоматизированных процедур с регламентом по времени для принятия решения и обязательным оперативным уведомлением заемщика (лучше – посредством SMS-сообщенийа) о результатах рассмотрения кредитной заявки с указанием условий, места и времени получения денег. Скорость принятия решения при этом у МСБ должна быть как в рознице, а продукты и сопутствующее обслуживание — как у корпоративного бизнеса.

 
Науменко Сергей
Что представляет собой многофункциональное фронт-офисное решение для кредитования малого и среднего бизнеса на платформе InterBank?
Алексей Кирюшенков
Директор департамента систем электронного банковского обслуживания R-Style Softlab (Москва)

Многофункциональность платформы InterBank позволяет адаптировать банковские технологии для работы с МСБ, организовав для этого элементы или полноценную кредитную фабрику. При небольшом объеме займа осуществляется поточное кредитование на любые цели с любыми параметрами (дифференциация залогов, ставок и т.п.) за счет организации сквозного процесса и разделения фронт-офисной и бэк-офисной составляющей. Также по запросу заказчика на основе платформы InterBank возможно организовать кредитование предпринимателей как физических лиц (само собой разумеется, на платформе InterBank существуют бизнес-приложения и для поддержки полноценного розничного кредитования).

Примета сегодняшнего дня — рост дополнительных услуг, предоставляемых заемщикам. Применяя инструменты платформы InterBank, можно организовать налоговый и финансовый консалтинг, оказывать услуги по структурированию бизнеса, а также предоставлять сервисы в разнообразных профессиональных и социальных областях. Текущим банковским клиентам предлагается широкий спектр сопутствующих услуг: РКО, дистанционный, мобильный банкинг, система оповещений, поиск бизнес-партнеров и многие другие.

 
Топорков Михаил, Москва
Какова скорость внедрения предлагаемого компанией R-Style Softlab решения и какова цена вопроса? Может ли это решение быть эффективно внедрено в некрупном банке?
Алексей Кирюшенков
Директор департамента систем электронного банковского обслуживания R-Style Softlab (Москва)

R-Style Softlab обладает обширной клиентской базой на рынке банковской автоматизации и профессиональными компетенциями для работы с разными по масштабу бизнеса заказчиками в России и странах СНГ. Фронт-офисное направление является для компании стратегически важным: мы накопили огромный объем экспертизы в реализации бизнес-задач наших клиентов, обладаем глубоким пониманием потребностей рынка, в разработке ПО применяем самые передовые технологии, а в программе развития продуктового портфеля — во многом предугадываем рыночные тренды.

Ведение проектов — глубоко индивидуальный и творческий процесс, поэтому сроки внедрения системы варьируются в зависимости от параметров заказа. Если речь идет о стандартном, преднастроенном ПО, то его запуск в среднем осуществляется в течение 2-4 месяцев. При создании новых инновационных решений в соответствии с ожиданиями и требованиями клиента, дополняющих типовую разработку, срок выполнения проекта может увеличиться до 4-6 месяцев.

 
Геннадий Львович
Не верю, что процессы принятия решений по выдаче кредитов МСБ можно автоматизировать. Не получится ли очередной скоринг со всеми его недостатками?
Роман Гаврилов
Управляющий директор по малому бизнесу Пробизнеcбанка (Москва)

Как показывает практика, автоматизировать можно любой банковский процесс. Уникальность кредитования МСБ с технологической точки зрения заключается в том, что этот сегмент, с одной стороны, чувствителен к скорости принятия решения, как розница, а с другой — он совпадает по потребностям и особенностям обслуживания с «корпоратами». Активное применение скоринговых моделей и методик на их основе полностью соответствует гибридной природе заемщиков МСБ. При этом соотношение автоматизированных средств и использование человеческих ресурсов в каждом конкретном случае может изменяться. Наиболее простым с точки зрения финансового анализа, типовых кредитных правил, оценки рисков и кредитоспособности являются предприятия торговли, а вот для точности принятия решения по производственному бизнесу требуется большее участие высококвалифицированного сотрудника банка.

Скоринг — это настраиваемая система, которая позволяет быстро оценивать риски при выдачи кредита и принимать «правильное» решение по заявке. Иногда для этого достаточно посмотреть на «профиль» заемщика и не углубляться в экономику его бизнеса, как в случае с крупными компаниями. Гораздо важнее оценить личностные характеристики. Например, известно, что у семейного человека с высшим образованием и какой-либо недвижимостью в собственности вероятность дефолта по кредиту гораздо меньше, чем у приезжего без семьи и активов. Существует еще такое понятие, как поведенческий скоринг. Он помогает оценить, как поведет себя заемщик в той или иной жизненной ситуации. Есть случаи, когда клиент имеет все возможности вернуть кредит, но сознательно этого не делает — например, из-за того что у него другие приоритеты.

Еще раз повторюсь: МСБ представляет собой уникальный сегмент рынка. Для эффективного взаимодействия с ним требуется дополнительное проявление гибкости — все преимущества, которые могут дать автоматизированные системы (скорость обработки заявки, анализ по типовым параметрам, единое клиентское досье, возможность использовать любой канал взаимодействия клиента с банком и многие другие) должны разумно сочетаться с субъективной оценкой кредитного инспектора кредитного учреждения.

 
Юлия Уханова, ведущая он-лайн-конференций Bankir.ru, Москва
Какие, на ваш взгляд, банковские продукты и сервисы, помимо кредитования, сегодня особенно востребованы малым и средним бизнесом?
Алексей Кирюшенков
Директор департамента систем электронного банковского обслуживания R-Style Softlab (Москва)

Современные тенденции работы банков со своими текущими и потенциальными клиентами характеризуются большей индивидуальностью и гибкостью, а «хороший тон» в этом направлении задуют крупнейшие кредитные учреждения страны, например, Сбербанк. Усиливается  потребность в  создании не только привлекательных банковских продуктов, но и удерживающих сервисов, повышающих лояльность потребителей. Поэтому наряду с бурным развитием разнообразных клиентских предложений и соответствующих гибких фронт-офисных решений по их продаже, наблюдается устойчивая тенденция переосмысления банками роли и значимости сервисов ДБО. Следует отметить, что сейчас все больше делается акцент на будущее развитие банковского бизнеса именно через электронные каналы – в первую очередь, Интернет и мобильные решения.

 
Дмитрий
Какие есть примеры успешных проектов по внедрению данной системы?
Алексей Кирюшенков
Директор департамента систем электронного банковского обслуживания R-Style Softlab (Москва)

Сегменты и география присутствия наших клиентов и успешных проектов чрезвычайно велика – это банки не только на территории России, но и во многих странах СНГ. В числе активных пользователей бизнес-приложений из состава платформы InterBank Сбербанк России (сервис «Сбербанк ОнЛайн»), Финансовая группа «Лайф» (банки, входящие в ФГ – Пробизнесбанк, ВУЗ Банк, ГазЭнергоБанк, Экспресс-Волга и другие), банки «Российский Капитал», «Кубань Кредит», «BPN Paribas Восток», «АйСиАйСиАй Банк Евразия», Внешпромбанк, Таатта и другие. Ознакомиться с многочисленными отзывами наших клиентов можно на корпоративном сайте компании – http://www.softlab.ru/solutions/InterBank/

 
Игорь
Расскажите, чем отличается решение R-Style Softlab от подобных решений других компаний и разработчиков? Каковы ваши основные плюсы?
 
Владислав Перов
Вопрос к г-ну Гаврилову. На Ваш взгляд, как сочетается автоматизация и «ручной режим» в процессах кредитования МСБ? Нашли ли в Вашем банке «Золотую середину?»
Роман Гаврилов
Управляющий директор по малому бизнесу Пробизнеcбанка (Москва)

"Процесс кредитования" - понятие весьма обширное. Разделим его условно на две части: процесс обслуживания и процесс принятия решения. Под процессом обслуживания будем понимать сам процесс выдачи кредита, оформления сопутствующих документов, алгоритм обмена информацией между подразделениями Банка, последующее обслуживание кредита со всевозможными досрочными погашениями, пересмотрами графиков платежей, заменами поручителей и т.п. Эта часть должна быть автоматизирована на 100%. Если это не так, то лучше не пытаться заниматься розницей (именно к рознице можно отнести работу, по крайней мере, с малым бизнесом). Вторая по порядку, но не по значимости часть задачи - принятие решения о кредитоспособности Клиента. Четкая позиция нашей Финансовой Группы - никакого скоринга, решение принимает только компетентный сотрудник, причем решение это, в большинстве случаев, носит единоличный характер. Этот подход часто вызывает много сомнений и критики, но экономические результаты, которые он дает уже не первый год, снимают все сомнения.

Т.о. наша "золотая середина" в процессах кредитования МСБ - принятие окончательного решения кредитным экспертом на фоне полной автоматизации всех сопутствующих процессов.