13 декабря, четверг 16:35
Bankir.Ru

Объявление

Свернуть
Пока нет объявлений.

Присоединение банков. Варианты ИТ-решений

Свернуть
X
  • Фильтр
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения

  • Присоединение банков. Варианты ИТ-решений

    Предлагаю обсудить...
    1. Есть ли у кого опыт/знания в техническом обеспечении процедуры объединения (присоединения) банков?

    Возможно, по отдельным подзадачам:
    - изменение местоположения банка
    - перевод счетов и договоров из ЦО в филиал
    - перевод счетов и договоров из одного банка в другой
    - преобразование одного банка/филиала в филиал другого банка
    - изменение реквизитов банка/филиала
    И т.п.

    2. Есть ли какие-то нормативные акты и как их реализовать технически?

    Ну и иные связанные с этим вопросы.
    Поиск по темам форума полноценных и однозначных ответов не дал.
    *Д.Ж*

  • #2
    dj_nsk 1. Есть ли у кого опыт/знания в техническом обеспечении процедуры объединения (присоединения) банков?
    СБС и СБС-Агро название помнишь? Так вот: опыт есть, темпы ураганные, и адреса Исполнителей Ты знаешь! Вот только там АБСОЛЮТНО НЕ стоял вопрос о выборе технологической платформы: сносилось абсолютно всё и банки жёстко переводились на централизованную архитектуру.
    Да пребудет с Тобою Великая Сила! ©

    Комментарий


    • #3
      К_Маркелов НЕ стоял вопрос о выборе технологической платформы- а я пока про это и не спрашивал
      Речь пока лишь о присоединении с учётом всех вариантов.
      Ну, раз уж один из откликнувшихся есть, попробую начать спрашивать более конкретно по частным вопросам.
      Итак, изменение реквизитов банка/филиала (БИК, корсчёт, наименование) в момент присоединения к другому банку в качестве филиала:
      1. Делаются ли проводки по счетам или счета просто переключёвываются?
      2. Если открываются новые счета и на них переносятся остатки, то что происходит с продуктами (договорами) в АБС? Тоже новые открываются?
      3. Если просто меняются номера счетов, то каким образом оповещаются клиенты и налоговые органы? Какие нормативные требования?
      *Д.Ж*

      Комментарий


      • #4
        БашКредитБанк (тогда ещё) уже решал подобные задачи. Достаточно поднять материалы по присоединению банка "Шарк" ("Народный кредит").

        Комментарий


        • #5
          dj_nsk а я пока про это и не спрашивал а я работаю "на опережение" . К тому же - наличие централизованной технологии позволило раелизовать данный проект за весьма сжатые сроки.

          В "те времена" условия были немного другие... Но все же...

          1. Старались подбирать новый БИК для филиала Банка таким образом, чтобы не переключевывать счета. Иногда получалось. Когда не получалось, то открывались одни счета, закрывались другие. Остатки переносились. Из оборотов, как правило, выбрасывались.
          2. Если всё было в рамках одной АБС, то вообще ничего менять не надо было - оставались те же самые сделки - продукты - договора, только их реквизиты немного менялись. Если же происходила миграция с одной АБС на другую, тогда - без вариантов: приходилось все открывать и описывать (в лучшем случае - конвертировать) в новой системе.
          3. Это ввобще оргвопрос. Об изменении номеров счетов и дата перехода с одних на другие было известно заранее и все клиенты и нужные органы были оповещены.
          Да пребудет с Тобою Великая Сила! ©

          Комментарий


          • #6
            dj_nsk
            Было дело разок переводили отделение на свой БИК (раньше было с собственным) Давно правда (год так 1997-98), многие детали не помню...

            По пунктам все как описал Константин, но:
            1. Из оборотов не выбрасывали Ну как бы а зачем? Вполне реальная процедура Смена номера счета Клиенту закрывается один счет, открывается другой, фактически между ними оборот (правда через транзитник, ну и что)
            3. Письмами Желательно заранее В связи со сменой с такого-то числа реквизитов кредитного учреждения и все такое Новые реквизиты, ваш счет такой-то закрывается, такой-то открывается...
            Действительно, оргвопрос IT касается в той части, что естественно все эти письма желательно нагенерить автоматически
            Формат письма выдумывали сами

            Вообще не мешало бы тебе это дело еще и с юристами обсудить, попроси Accounter'а чтобы ссылку им туда кинул...

            Комментарий


            • #7
              Проходили подобное правда давно много забыл

              1. Делаются ли проводки по счетам или счета просто переключёвываются?

              -делаются поскольку баланс одного банка должен обнулиться а баланс другого увеличится. корреспонденцию нужно вспоминать :-(

              2. Если открываются новые счета и на них переносятся остатки, то что происходит с продуктами (договорами) в АБС? Тоже новые открываются?

              -создаются новые договора, причем в том состоянии которое было в присоединяемом банке. со всеми сопутствующими счетами обязательств.требований.

              3. Если просто меняются номера счетов, то каким образом оповещаются клиенты и налоговые органы? Какие нормативные требования?

              -Клиентам и в налоговую отправлялось извещение. Нормативов не знаю.

              Вообще вопросы большей частью не IT, поскольку наша задача обеспечит технологическую поддержку данного процесса. Типа автоматом сформировать проводки по сворачиванию остатков в одном и разворачиванию в другом балансе. Импорт Экспорт состояния договоров. Причем работы выше крыши, например по договорам вкладов нужно помимо остатка нужно иметь информацию по пердыдущему движению чтобы например пересчитать проценты при досрочном расторжении.

              А какие конкретно делать проводки и на каие нормативные акты при этом опиратся это к юристам и бухгалтерам. А мы уж как нибудь постараемся им жисть облегчить.
              С уважением GS

              Комментарий


              • #8
                К_Маркелов

                1. Старались подбирать новый БИК для филиала Банка таким образом, чтобы не переключевывать счета. Иногда получалось. Когда не получалось, то открывались одни счета, закрывались другие. Остатки переносились. Из оборотов, как правило, выбрасывались.

                Указанный способ приводит к нарушению принципа непрерывности бухгалтерского учёта. Процесс поглощения приводит к исчезновению юридического лица и передаче имущества, обязательств и требований с баланса одного лица на баланс другого (поэтому обороты должны присутствовать в обязательном порядке).

                Технологически - должен существовать экземпляр АБС преемника, в котором открываются новые счета. Составляется таблица соответствия счетов : счёт в предшественнике/счёт в преемнике. Также в АБС преемника открываются новые договоры.

                При наступлении часа Х производится автоматизированно (с использованием таблицы соответствия) передача имущества/обязательств/требований проводками через межбанковские/межфилиальные расчёты (прописано в Положении о безналичных расчётах). В АБС предшественника формируется итоговый нулевой баланс, далее архив на ленту и в сейф.

                Комментарий


                • #9
                  Механизатор учёта наверное имелось ввиду подбор БИК с целью открытия нового счета в другом балансе, но с тем же номером. То есть у клиента в реквизитах менялся только БИК, а счет остатвался тот же, что для клиента очень удобно.
                  С уважением GS

                  Комментарий


                  • #10
                    vsv Из оборотов не выбрасывали Ну как бы а зачем? Можно и не выбрасывать.
                    Механизатор учёта поэтому обороты должны присутствовать в обязательном порядке Можно и не выбрасывать-2.
                    Технологически - должен существовать экземпляр АБС преемника, в котором открываются новые счета. Составляется таблица соответствия счетов : счёт в предшественнике/счёт в преемнике. Также в АБС преемника открываются новые договоры. Верно, если АБС разные. Я так и описал. Не вижу противоречий.
                    В описанном мною случае АБС преемника иногда не было, т.к. весь много-филиальный банк "жил-был" на одной копии АБС!

                    gs То есть у клиента в реквизитах менялся только БИК, а счет остатвался тот же, что для клиента очень удобно. Именно так!!!
                    Да пребудет с Тобою Великая Сила! ©

                    Комментарий


                    • #11
                      gs для клиента очень удобно
                      И для банка тоже удобно. Не нужны таблицы соответствия.
                      В каждой программе есть по крайней мере одна ошибка

                      Комментарий


                      • #12
                        gs

                        наверное имелось ввиду подбор БИК с целью открытия нового счета в другом балансе, но с тем же номером.

                        Если честно, я себе слабо представляю процедуру подбора БИКа банком. Мне всегда казалось, что БИК присваивает территориальное подразделение ЦБ РФ после занесения банка/филиала в Книгу государственной регистрации кредитных организаций.

                        Допустим, что БИК можно подобрать, но что это меняет ? Налоговое уведомление всё равно формируется, а клиентам для обеспечения расчётов важна связка счёт+БИК.
                        Поэтому клиентам всё равно придётся проводить работу со своими контрагентами на предмет сообщения нового БИК. В чём тогда удобство - только в том, что вместо связки новый счёт + новый БИК будет сообщаться только новый БИК ? Но ведь клиенту всё равно придётся делать рассылку ....

                        Комментарий


                        • #13
                          Ну обычно ЦБ так новые БИКи и старается подбирать... Естественно удобно всем
                          Но как бы если речь идет о присоединении, то ситуация несколько другая
                          Там уже БИК есть как данность, не обязательно совпадающий, и переключевывать надо на него

                          Механизатор учёта
                          Мне всегда казалось, что БИК присваивает территориальное подразделение ЦБ РФ после


                          В чём тогда удобство - только в том
                          Не прийдется перекидывать остатки на новые счета Меньше напрягов

                          Комментарий


                          • #14
                            К_Маркелов

                            Верно, если АБС разные.

                            Будет верно, если АБС окажутся и одинаковыми.

                            В описанном мною случае АБС преемника иногда не было, т.к. весь много-филиальный банк "жил-был" на одной копии АБС!

                            Подразумевалось, что в АБС юридического лица, являющегося преемником, должны быть произведены некоторые действия. Далее - по тексту.

                            Big_Mike

                            И для банка тоже удобно. Не нужны таблицы соответствия.

                            Забываете однако, что у разных банков могут быть разные учётные политики, соответственно и внутрибанковские правила формирования номера лицевого счёта.

                            vsv

                            Не прийдется перекидывать остатки на новые счета Меньше напрягов

                            Говорилось про мифическое (на мой взгляд) удобство для клиентов, а не для банка ...

                            Кроме того, есть ещё бухгалтерский аспект - я уже говорил, что в один и тот же момент времени должны существовать 2 учётные системы. Старая и новая. Старая нужна для ликвидации юридического лица (баланс/отчёты).

                            Комментарий


                            • #15
                              dj_nsk ну вот я, к примеру, учавствал в слиении в форме присоединения банков в мае 2003 года - 044030703 банк вливался в 044030852. АБС были разные, так что сливали в два этапа - сначала на январские праздники 2003 года меняли АБС присоединяемого банка на АБС присоединяющего, потом 4 месяца работали на ней + разрабатывали окончательный регламент слияния, потом ударно на майские праздники сливали балансы, открывали новые клиентсике счета, формировали справки в налоговую, выверяли... поом еще был геморрой с постфактумными кредитованиями 703 коррсчета и прочая... даже книжка где-то есть у меня на полочке по всей этой лабуде.
                              Семь раз отпей - один отъешь.

                              Комментарий


                              • #16
                                Механизатор учёта

                                А если клиент реквизиты по телефону сообшает. 9 цифирь и 29 есть разница :-)

                                vsv

                                Остается надеятся что ключики ковпадут шанс 1 из 10 :-)
                                С уважением GS

                                Комментарий


                                • #17
                                  Механизатор учёта БашКредитБанк (тогда ещё) уже решал подобные задачи - не думаю, что она была тогда такой же "комплексной", как сейчас

                                  К_Маркелов
                                  1. Старались подбирать новый БИК для филиала Банка таким образом, чтобы не переключевывать счета - занятие, на мой взгляд, бессмысленное - всё равно меняются реквизиты банка и это требует работы с клиентами, а само переключевание - это простая техническая процедура. Да и не может решение делать или не делать проводки зависеть от выбора конкретного номера БИК.

                                  2. Если всё было в рамках одной АБС, то вообще ничего менять не надо было - тоже так думаю, но вот аргументов не хватает...

                                  3. Это ввобще оргвопрос - кто ж спорит! Только вот не удалось найти "оргответ". Как-то все обсуждения обычно сходятся на варианте: "а как делать пусть ИТ решает..."

                                  vsv 1. Из оборотов не выбрасывали Ну как бы а зачем? Вполне реальная процедура Смена номера счета Клиенту закрывается один счет, открывается другой,
                                  А на основании чего счёт клиента закрывается и открывается? Банк сам это решил? Или просить от клиента соответствующие документы (заявления и т.п.)? Клиент-то не собирался менять реквизиты.

                                  gs делаются поскольку баланс одного банка должен обнулиться а баланс другого увеличится
                                  Механизатор учёта Процесс поглощения приводит к исчезновению юридического лица и передаче имущества, обязательств и требований с баланса одного лица на баланс другого (поэтому обороты должны присутствовать в обязательном порядке)
                                  Каких ещё "одного" и "другого" банка? В данной ситуации филиал одного банка превращается в филиал другого одномоментно. Т.е. нет ситуации, когда одновременно существуют ОБА субъекта. Между кем и кем делать проводки? Слать через РКЦ на себя же в новом качестве?

                                  gs создаются новые договора, причем в том состоянии которое было в присоединяемом банке - а как это? Открыли новые счета и новые договора (а где заключение их с клиентом?), но оставили по ним старую историю?
                                  Тут как-то не складывается, по мне так либо открываем новые счета и полностью переоформляем договора с клиентом, либо счета не открываем и договора не переоформляем. Промежуточных решений не получается.

                                  gs Вообще вопросы большей частью не IT - а кто спорит? Только не дают ответа те, кто не IT. Точнее, дают, но этот ответ не несёт никакой пользы. Разве не всегда так в банках?

                                  Механизатор учёта Технологически - должен ... - это про тот случай, когда на момент присоединения есть ОБА субъекта. А я пока про другой спрашиваю - был филиал одного банка и он же стал филиалом другого банка. Как с этим?
                                  *Д.Ж*

                                  Комментарий


                                  • #18
                                    dj_nsk В данной ситуации филиал одного банка преварщается в филиал другого одномоментно. Т.е. нет ситуации, когда одновременно существуют ОБА субъекта. Между кем и кем делать проводки? Слать через РКЦ на себя же в новом качестве? ... ну, деньги с коррсчета одного банка все равно должны будут перейти на коррсчет другого, так что через РКЦ их прогонять в любом случае придется. Сводной суммой.
                                    Семь раз отпей - один отъешь.

                                    Комментарий


                                    • #19
                                      gs

                                      А если клиент реквизиты по телефону сообшает. 9 цифирь и 29 есть разница :-)

                                      Я не думаю, что серъёзная работа (сообщение новых платёжных реквизитов) производится по телефону.

                                      М.б. Вы не в курсе, но как правило, расчёты между юридическими лицами производятся на основании договоров, в которых прописаны реквизиты для платежа. Поэтому изменение таких реквизитов должно производиться как минимум на основании письма за подписью руководителя/главного бухгалтера.

                                      Вообще говоря, тут на форуме витает дух участника под ником Энциклопедия. Поэтому нелишним будет напомнить, что он хочет слышать исключетельно профессиональные ответы на интересные вопросы/темы, а вовсе не домыслы/фантазии. Не хотелось бы его огорчать без повода ...

                                      Комментарий


                                      • #20
                                        Pychick с коррсчета одного банка все равно должны будут перейти на коррсчет другого - так нет же "одного" и "другого", это всё один и тот же субъект!
                                        По сути, в РКЦ тоже должны просто изменить или переоткрыть корсчёт без участия самого банка
                                        *Д.Ж*

                                        Комментарий


                                        • #21
                                          Механизатор учёта витает дух участника под ником Энциклопедия -Аааааа! Не пускайте его сюда!
                                          *Д.Ж*

                                          Комментарий


                                          • #22
                                            dj_nsk стоп, а мы говорим о филиале, имеющем собственный БИК? Т.е. меняется только наименование? "Нью-Гадюкинский филиал ЗАО "Сухие-попки банк" меняется на "Нью-Гадюкинский филиал ЗАО "Сухие-пипки банк"?.. В таком я, к счастью, не участвовал

                                            dj_nsk с другой стороны не видно смысла тогда менять БИК (если, конечно, не меняется РКЦ)
                                            Семь раз отпей - один отъешь.

                                            Комментарий


                                            • #23
                                              Pychick меняется только наименование - скорее всего, при этом дадут ещё и новый БИК, и корсчёт. Но суть примерно та же.
                                              *Д.Ж*

                                              Комментарий


                                              • #24
                                                Механизатор учёта Будет верно, если АБС окажутся и одинаковыми. Они быи НЕ "одинаковые", а была просто ОДНА!
                                                dj_nsk и не может решение делать или не делать проводки зависеть от выбора конкретного номера БИК иногда это зависит от фин.состояния присоединяемого банка, а не от номера БИК.
                                                Как-то все обсуждения обычно сходятся на варианте: "а как делать пусть ИТ решает..." сгенерить письма?
                                                Банк сам это решил? Да!
                                                Да пребудет с Тобою Великая Сила! ©

                                                Комментарий


                                                • #25
                                                  Механизатор учёта
                                                  удобство для клиентов
                                                  Согласен По большому счету клиентам - один черт

                                                  gs
                                                  Остается надеятся что ключики ковпадут шанс 1 из 10 :-)
                                                  И то толку с этого...
                                                  Потому как если речь идет не о простом перекидывании одного банка на новый БИК, а о слиянии, там начинаются заморочки с дублированием счетов, учетной политикой банка и всем что из этого следует

                                                  Комментарий


                                                  • #26
                                                    dj_nsk
                                                    А на основании чего счёт клиента закрывается и открывается? Банк сам это решил?
                                                    Конечно сам На основании факта изменений реквизитов Клиенту открывается новый счет взамен предыдущего, а дальше он сам волен решать, если ему что-то не нравится, он волен закрыть договор
                                                    А конкретные аспекты все-таки к юристам бы неплохо...

                                                    Комментарий


                                                    • #27
                                                      dj_nskОткрыли новые счета и новые договора (а где заключение их с клиентом?), но оставили по ним старую историю?
                                                      Тут как-то не складывается, по мне так либо открываем новые счета и полностью переоформляем договора с клиентом, либо счета не открываем и договора не переоформляем. Промежуточных решений не получается.


                                                      Клиенту в общем то без разницы кто с кем сливается/разливается (если канеша он уверен в сохранности свойх денег)
                                                      Например он заключил с банком Кредитный/Депозитный договор на год и через год должен прийти вернуть/забрать деньги с процентами, а на это время вообще уехал на Таити :-)
                                                      Поэтому все мероприятия нужно сделать без него, Но поставив его в известность что у него изменились реквизиты договора, и теперь банка с которым он заключал договор НЕТ , а есть правоприемник котороый исполняеет ВСЕ обязательства по сушествующему договору.

                                                      Чисто технически АБС должен появится новый счет с остатком и договор, НО договору будет например 3 месяца.
                                                      А вдруг клиент придет через день и захочет его расторгнуть то нужно персчитать проценты, а истории по счету в балансе нет! В общем проблем куча :-) именно технических.
                                                      С уважением GS

                                                      Комментарий


                                                      • #28
                                                        vsv
                                                        Конечно сам
                                                        ИМХО нет. Договор должен быть расторгнут, либо подписан допник. Хотя лучше расторгнуть, если меняется юрлицо.

                                                        Если дадут бик чтобы не переключевывать (что обычно стараются сделать, ИМХО так и будет), то вообще "телемаркет", уведомление, что в результате реорганизации правоприемником является такое-то юрлицо ("новый" банк).

                                                        Если все-таки переключевывать, то открываются новые лицевые, остатки переносятся оборотами.

                                                        Замена корсчета - проблема РКЦ. Они просто сообщат по факту (предварительно).
                                                        Жить надо так, чтоб тебя помнили сволочи!

                                                        Комментарий


                                                        • #29
                                                          gs Чисто технически АБС должен появится новый счет с остатком и договор, НО договору будет например 3 месяца.
                                                          А вдруг клиент придет через день и захочет его расторгнуть то нужно персчитать проценты, а истории по счету в балансе нет
                                                          чисто технически мы, к примеру, переносили договра вместе с историей, меняя только счета, привязанные к договорам.
                                                          Видно, что нужно будет автоматизировать формирование писем клиентам об изменении реквизитов их счетов и в налоговые - о том же. Плюс, желательно, формирование реестров писем для почтового отделения, т.к. эти письма обычно отправляются вживую и идут толпой - приходится требовать подписи с почтовиков о том, что они эти письма приняли к отправке на случай дальнейших разборок.
                                                          Семь раз отпей - один отъешь.

                                                          Комментарий


                                                          • #30
                                                            alanf
                                                            Договор должен быть расторгнут, либо подписан допник
                                                            Проще тогда второе Но в любом случае инициатором является банк
                                                            И как ты себе это технически представляешь? Реально мне видится 2 способа:
                                                            1. Заранее до перерегистрации носиться за всеми клиентами с договорами (а он вообще уехал на Таити )
                                                            2. Провести переоткрытие счетов, уведомить клиента о факте и предложить переподписать Договор (допник) в удобное для него время

                                                            Комментарий

                                                            Пользователи, просматривающие эту тему

                                                            Свернуть

                                                            Присутствуют: 2. Участников: 0, гостей: 2.

                                                            Обработка...
                                                            X