Уважаемые коллеги,
Предлагаю обсудить новую редакцию ст.174 НК, непосредственно затрагивающую банки, точнее – фактически возлагающую на банки несвойственные им функции налогового контроля:
(Предлагаю к обсуждению эту тему именно в юр.вопросах – да простят меня модераторы, т.к. местами этот вопрос был затронут здесь:http://dom.bankir.ru/showthread.php?s=&threadid=37012&perpage=30&pagenumber=1
и здесь: http://dom.bankir.ru/showthread.php?s=&threadid=36854, но ИМХО этот комплекс вопросов в бОльшей степени носит именно правовой характер, а обсуждение в указанных форумах либо прекратилось, либо ушло в сторону их специфики.)
Предлагаю некое обобщение тех моментов, которые уже были затронуты в вышеупомянутых форумах, а также собственных рассуждений «на тему»:
1. Основной вопрос: дата вступления в силу новой редакции ст.174 НК.
В з-не 163-ФЗ, которым вводится новая редакция ст.174, указано, что он вступает в силу с 01 января 2004г. Однако, в соотв. со ст.5 НК:
Дата публикации – 15 декабря 2003. Т.о., может вступить в силу не ранее 01 февраля 2004г. Налицо противоречие, которое, ИМХО, надо решать в пользу более позднего срока вступления в силу (да и то, для некоторых налогоплательщиков налоговый период исчисляется кварталом, а не месяцем – для них что, с 01 апреля? Или для всех с 01 апреля?). А может быть есть сторонники применения с 01 января?
2. Не менее существенный вопрос: какова степень контроля, осуществляемого банком? Должен ли банк при проведении такого платежа проверять:
- место оказания услуг
- наличие ИНН у нерез-та
- наличие НДС в данном случае
- правильность расчета суммы НДС клиентом
- другие вопросы, кот.неизбежно возникнут?
а также каким образом все это проверять:
а) исходя из того, что за правильность и своевременность уплаты налога отвечает сам клиент, а также из того, что ответственности за нарушение данной статьи для банков не установлено (пока) - верить клиенту на слово (требуя письмо с описанием всех «тонких» моментов, указания ИНН нереза в платежке (возможно, произвольного) и т.п.)
либо
б) исходя из того, что раз на банки возложена такая обязанность – надо проверять все документы (требуя копию св-ва ИНН нерез-та, контракт для определения места оказания услуг и т.п.).
Дополнительно возникает вопрос: на какую службу банка должна быть возложена такая функция? Ведь если проверять по варианту б) – надо быть налоговым спецом, а в банке, как правило, нет спецов по налогообложению предприятий, в т.ч. – по НДС.
А еще тут же возникают вопросы, связанные с тем, что у клиентов нет обязанности представлять в банк подтверждающие документы…
3. Должна ли применяться данная статья при предоплате?
4. Налицо еще одно противоречие: оно возникает в части регулирования сферы расчетов: между федер.законом, регулирующим сферу налогообложения, а не расчетов (НК в новой редакции) и актом подзаконным, но регулирующим именно сферу расчетов (2-П).
Сравните:
ст. 174 НК:
2-П:
Что скажет думающее сообщество?
Предлагаю обсудить новую редакцию ст.174 НК, непосредственно затрагивающую банки, точнее – фактически возлагающую на банки несвойственные им функции налогового контроля:
4. Уплата налога лицами, указанными в пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, производится по итогам каждого налогового периода исходя из соответствующей реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
В случаях реализации работ (услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, уплата налога производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам. (абзац введен Федеральным законом от 08.12.2003 N 163-ФЗ)
Банк, обслуживающий налогового агента, не вправе принимать от него поручение на перевод денежных средств в пользу указанных налогоплательщиков, если налоговый агент не представил в банк также поручение на уплату налога с открытого в этом банке счета при достаточности денежных средств для уплаты всей суммы налога. (абзац введен Федеральным законом от 08.12.2003 N 163-ФЗ)
В случаях реализации работ (услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, уплата налога производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам. (абзац введен Федеральным законом от 08.12.2003 N 163-ФЗ)
Банк, обслуживающий налогового агента, не вправе принимать от него поручение на перевод денежных средств в пользу указанных налогоплательщиков, если налоговый агент не представил в банк также поручение на уплату налога с открытого в этом банке счета при достаточности денежных средств для уплаты всей суммы налога. (абзац введен Федеральным законом от 08.12.2003 N 163-ФЗ)
и здесь: http://dom.bankir.ru/showthread.php?s=&threadid=36854, но ИМХО этот комплекс вопросов в бОльшей степени носит именно правовой характер, а обсуждение в указанных форумах либо прекратилось, либо ушло в сторону их специфики.)
Предлагаю некое обобщение тех моментов, которые уже были затронуты в вышеупомянутых форумах, а также собственных рассуждений «на тему»:
1. Основной вопрос: дата вступления в силу новой редакции ст.174 НК.
В з-не 163-ФЗ, которым вводится новая редакция ст.174, указано, что он вступает в силу с 01 января 2004г. Однако, в соотв. со ст.5 НК:
Статья 5. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени
1. Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
1. Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
2. Не менее существенный вопрос: какова степень контроля, осуществляемого банком? Должен ли банк при проведении такого платежа проверять:
- место оказания услуг
- наличие ИНН у нерез-та
- наличие НДС в данном случае
- правильность расчета суммы НДС клиентом
- другие вопросы, кот.неизбежно возникнут?
а также каким образом все это проверять:
а) исходя из того, что за правильность и своевременность уплаты налога отвечает сам клиент, а также из того, что ответственности за нарушение данной статьи для банков не установлено (пока) - верить клиенту на слово (требуя письмо с описанием всех «тонких» моментов, указания ИНН нереза в платежке (возможно, произвольного) и т.п.)
либо
б) исходя из того, что раз на банки возложена такая обязанность – надо проверять все документы (требуя копию св-ва ИНН нерез-та, контракт для определения места оказания услуг и т.п.).
Дополнительно возникает вопрос: на какую службу банка должна быть возложена такая функция? Ведь если проверять по варианту б) – надо быть налоговым спецом, а в банке, как правило, нет спецов по налогообложению предприятий, в т.ч. – по НДС.
А еще тут же возникают вопросы, связанные с тем, что у клиентов нет обязанности представлять в банк подтверждающие документы…
3. Должна ли применяться данная статья при предоплате?
4. Налицо еще одно противоречие: оно возникает в части регулирования сферы расчетов: между федер.законом, регулирующим сферу налогообложения, а не расчетов (НК в новой редакции) и актом подзаконным, но регулирующим именно сферу расчетов (2-П).
Сравните:
ст. 174 НК:
Банк, обслуживающий налогового агента, не вправе принимать от него поручение на перевод денежных средств в пользу указанных налогоплательщиков, если налоговый агент не представил в банк также поручение на уплату налога с открытого в этом банке счета при достаточности денежных средств для уплаты всей суммы налога.
3.5. Платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика.
Комментарий