15 ноября, четверг 04:36
Bankir.Ru

Объявление

Свернуть
Пока нет объявлений.

Что есть мотивированный запрос налогового органа?

Свернуть
X
  • Фильтр
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения

  • Что есть мотивированный запрос налогового органа?

    Статья 26 Закона о банках и банковской деятельности
    Банковская тайна

    Справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией органам государственной налоговой службы в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности.

    Статья 86 НК РФ
    Обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков

    2. Банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа.


    Что такое мотивированный запрос; закрыт ли перечень оснований или нет?

  • #2
    Что такое мотивированный запрос?

    Указание на мотив запроса.
    Получается, что мотив может быть каким угодно
    "В связи с проводимой проверкой"
    "В связи с тем, что мы хотим и имеем право это знать"
    "В связи с 1500-летием со дня смерти короля Карла ХХII"

    Ведь не скажешь, что запрос не мотивирован!

    Комментарий


    • #3
      Fox не скажешь, что запрос не мотивирован! формально да, если бормотание считать мотивом. "В связи с проводимой проверкой" и т.п. - это, безусловно, мотив.

      А вот письмо.

      Согласно ст.26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией органам государственной налоговой службы в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности.
      В соответствии с п.3 ст.7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговым органам предоставлено право получать от предприятий, учреждений, организаций (включая банки и иные финансово - кредитные учреждения), а также от граждан с их согласия справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налогообложения.
      Кроме того, согласно пп.11 п.1 ст.31 части первой Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании с их счетов сумм налогов и пени.
      Пункт 2 ст.86 части первой Налогового кодекса Российской Федерации обязывает банки выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа.
      Таким образом, в соответствии со ст.6 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации", согласно которой основными задачами налоговых органов являются контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации, предметом мотивации запросов налоговых органов о предоставлении справок по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, является осуществление налоговыми органами налогового контроля.
      01.03.2001 М.А.Быкова

      Советник налоговой службы
      I ранга
      Л.Т.Авдеенко
      Советник налоговой службы
      I рангах
      Последний раз редактировалось solus rex; 28.08.2002, 13:16.

      Комментарий


      • #4
        solus rex предметом мотивации запросов налоговых органов ... является осуществление налоговыми органами налогового контроля. И вот под этим "соусом" налогового контроля, налоговая может запрашивать что угодно и мотивирует это как правило перечислением статей, где прописано, что они имеют право запрашивать ту или иную информацию. Согласна с Fox
        Carcasse, tu trembles? Tu tremblerais bien davantage, si tu savais, ou je te mene ©

        Комментарий


        • #5
          Требование мотивированности запроса в той форме, в которой оно изложено в ст.86 НК ("... после мотивированного запроса налогового органа") изначально лишено какого бы то ни было смысла и рождает подобные разъяснения налоговиков.
          Мотивированность означает предоставление информации о мотивах. Ссылка на осуществление налоговыми органами налогового контроля никакой информации не содержит - мы и так прекрасно знаем, чем занимаются налоговые органы.
          Но! Данная ссылка формально соответствует требованиям ст.86 НК и на такой "мотивированный" запрос надо отвечать!

          Комментарий


          • #6
            maxana Это верно, но я столкнулся с ИМНС, которая совершенно невменяема (не может самостоятельно воспользоваться этой возможностью - этим "соусом" ). Пишут запрос, дословно: прошу предоставить сведения о счетах, наличии ден. ср-в, картотеке на основании п.2 ст. 86 и п. 2, 3 Временного положения о порядке обращения взыскания на имущество организаций (утв. Указом Президента РФ от 14 февраля 1996 г. N 199)
            (с изменениями от 25 июля 2000 г.). Ответьте, где здесь мотивировка???

            Комментарий


            • #7
              Fox Данная ссылка формально соответствует требованиям ст.86 НК и на такой "мотивированный" запрос надо отвечать! А я вот не отвечаю, пишу, дайте, мол, мотивированный запрос, и дают! (или нет, больше не пишут).

              Комментарий


              • #8
                solus rex И правильно сделаете, что не ответите. В запросе ИМНС ссылается на нормы дающие ей право информацию запрашивать (опять же только после мотивированного запроса), но нет ссылки в связи с чем, собственно, данные сведения им необходимы (мотивировка отсутствует).
                З.Ы. Странная у вас ИМНС какая-то, обычно они прекрасно стряпают "мотивировку" [/U]
                Carcasse, tu trembles? Tu tremblerais bien davantage, si tu savais, ou je te mene ©

                Комментарий


                • #9
                  maxana Странная у вас ИМНС какая-то чужая, из другого региона. уже и акт прислали за нарушение налогового законодательства.

                  Комментарий


                  • #10
                    Мы (ряд ком. банков региона) обратились с соответствующим запросом в местную прокуратуру и получили ответ что мотивированный запрос следователя НП содержит ссылку на номер возбужденного уголовного дела и ст. УПК, а специалиста НП (при дознании) ссылку на материал проверки и ст. закона об оперативно розыскной деятельности.
                    После этого случалось возвращать немотивированные запросы НП с приложением копии ответа и возражений у НП не было.

                    Предлагаю Вам так же заручиться поддержкой прокуратуры.

                    С уважением,
                    Марк2

                    Комментарий


                    • #11
                      Mark2 Cпасибо.

                      Комментарий


                      • #12
                        Не думаю что вариант с прокуратурой вполне приемлем в каждом регионе -поскольку что говорить о прокуратуре если и суды то по одним и тем же делам дают различную практику.
                        Я вот не понял - до этого мы говорили о мотивированом запросе налоговых органов, а теперь переключились на полицию. (для полиции есть очень интересный приказ по этому поводу относительно их пороверк №285 от 25.06.2001г. есть в К+).
                        А вот по мотивации запросов налогых органов не совсем ясно так как в законе о банках вообще презюмируется право налоговых органов на получение справок об операциях и счетах и ни о каких запросах нет и речи. Понятно что введение нового НК многое меняет, но ведь это у нас все как обычно будет - налоговая будет упираться на то что НК - это наше (т.е. НО), а у вас есть закон обанках читайте его (Ужасный писсимизм), но вроде это так или мы не боремся ?

                        Комментарий


                        • #13
                          MIN А вот по мотивации запросов налогых органов не совсем ясно так как в законе о банках вообще презюмируется право налоговых органов на получение справок об операциях и счетах и ни о каких запросах нет и речи.

                          Запрос ИМНС должен быть составлен с соблюдением требований, предъявляемых действующим законодательством РФ к порядку предоставления сведений, содержащих банковскую тайну клиентов, который регламентируется следующими нормами:

                          1) Согласно п. 2 ст. 857 ГК РФ сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законом;
                          2) Такой порядок предусмотрен Федеральным законом от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" (с изменениями от 31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г.), в соответствии со ст. 26 которого справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, органам государственной налоговой службы и налоговой полиции, таможенным органам Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве;
                          3) Основным законодательным актом, регламентирующим деятельность налоговых органов, является НК РФ, в соответствии с п.2 ст. 86 которого банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа.

                          Таким образом, кредитная организация (Банк) предоставляет налоговому органу сведения, составляющие банковскую тайну клиента, лишь на основании мотивированного запроса.
                          В соответствии со ст. 6 Закона РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (с изменениями от 24 июня, 2 июля 1992 г., 25 февраля 1993 г., 13 июня, 16 ноября 1997 г., 8 июля 1999 г., 7 ноября 2000 г., 30 декабря 2001 г.) главными задачами налоговых органов являются контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством РФ, а также валютный контроль, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле и настоящим Законом.
                          Ввиду указанного, мотивами запросов налоговых органов о предоставлении справок по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, является осуществление налоговыми органами налогового контроля.

                          Комментарий


                          • #14
                            хочу узнать, кто-нибудь получал запрос ИМНС, содержащий в качестве мотивировки ссылку на решение налогового органа о проведении проверки? Неужели это тайна? Не могу добиться, чтобы ИМНС делали ссылку на реквизиты решения, а не на проведение плановых мероприятий налогового контроля.
                            Последний раз редактировалось solus rex; 28.08.2002, 13:59.

                            Комментарий


                            • #15
                              solus rex кто-нибудь получал боюсь, что никто
                              Carcasse, tu trembles? Tu tremblerais bien davantage, si tu savais, ou je te mene ©

                              Комментарий


                              • #16
                                maxana
                                я хочу понять, почему ИМНС не указывают номер и дату решения. Ведь эти самые плановые мероприятия налогового контроля инициируются решением. Реквизиты решения налогового органа не отнесены к налоговой и служебной тайне. То есть, в случае упорствования ИМНС в непредоставлении сведений о решении, остается констатировать, что эти мероприятия проводятся с нарушением закона, либо вовсе не проводятся, а запросы направляются в целях добычи информации.

                                Комментарий


                                • #17
                                  в случае упорствования ИМНС в непредоставлении сведений о решении, остается констатировать, что эти мероприятия проводятся с нарушением закона, либо вовсе не проводятся, а запросы направляются в целях добычи информации. КРУТО! Думаю, что очень часто именно так и бывет. Ведь практически всю интересующую налоговиков информацию об операциях по счёту клиента они могут получить при проверке банковских выписок и экземпляров платежных документов клиента (включая точные реквизиты и наименования контрагентов). В общем, совдепия таковой и остаётся...

                                  Комментарий


                                  • #18
                                    Попробую обосновать содержание мотивировки запроса.

                                    Закон РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1
                                    "О налоговых органах Российской Федерации"
                                    (с изменениями от 24 июня, 2 июля 1992 г., 25 февраля 1993 г.,
                                    13 июня, 16 ноября 1997 г., 8 июля 1999 г., 7 ноября 2000 г., 30 декабря 2001 г., 29 мая 2002 г.)


                                    Задачи, права и обязанности налоговых органов

                                    Статья 6. Главными задачами налоговых органов являются контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством РФ, а также валютный контроль, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле и настоящим Законом.
                                    Статья 7. Налоговым органам предоставляется право:
                                    1. Производить в органах государственной власти и органах местного самоуправления, организациях, у граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - органы, организации и граждане) проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет; получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством порядке.
                                    НК РФ:
                                    Статья 82. Формы проведения налогового контроля

                                    1. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.
                                    Таким образом, основная форма налогового контроля - проведение налоговых проверок.
                                    Без решения налогового органа проводится камеральная проверка, выездная проверка проводится на основании решения налогового органа.

                                    Статья 88 НК. Камеральная налоговая проверка
                                    ... Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки...
                                    Статья 89 НК. Выездная налоговая проверка
                                    Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа.
                                    Таким образом, в качестве мотивировки запроса должно быть указано:
                                    1) в связи с проведением камеральной проверки...;
                                    2) в связи с проведением выездной проверки на основании решения налогового органа №____ от _______...;
                                    3) в связи с проведеним повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа на основании постановления вышестоящего налогового органа №________ от___________ (ч.4 ст.87 НК РФ)...;
                                    4) в связи с проведением встречной налоговой проверки...
                                    При этом у меня возникает вопрос: вид встречной налоговой проверки зависит от вида проводимой проверки либо может быть иным? То есть при проведении камеральной проверки встречная проверка может проводиться в форме камеральной либо выездной? Какие правила?

                                    5) и 6) В связи с проведением камеральных и выездных проверок в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в соответствии с правилами, предусмотренными статьями 87-89 НК РФ (ст. 87.1 НК РФ).

                                    Комментарий


                                    • #19
                                      Правовое основание мотивации государственных органов в отношении банковской тайны глазами отв. работника налоговой полиции

                                      ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 18 августа 2000 г. N ВВ-2506
                                      ... Выводы Ассоциации российских банков о том, что в связи с вступлением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации федеральные органы налоговой полиции не обладают более правом на доступ к сведениям, составляющим банковскую тайну, так как из предмета их ведения исключена сфера налогового контроля, являются необоснованными. В логическом обосновании позиции Ассоциации российских банков допущена существенная ошибка - ссылка на то, что якобы между полномочиями по проведению налогового контроля и правом на доступ к сведениям, составляющим банковскую тайну, существует прямая функциональная связь. Однако предоставление государственным органам прав на доступ к банковской тайне не связано с наличием либо отсутствием у соответствующих государственных органов функций по осуществлению налогового контроля...
                                      В.П.ВОРОЖЦОВ

                                      Комментарий


                                      • #20
                                        solus rex супер вывод

                                        Комментарий


                                        • #21
                                          ILK
                                          предоставление государственным органам прав на доступ к банковской тайне не связано с наличием либо отсутствием у соответствующих государственных органов функций по осуществлению налогового контроля... а с чем тогда они (права на доступ) связаны? С государственной необходимостью?

                                          Комментарий


                                          • #22
                                            solus rex да просто бред

                                            Комментарий


                                            • #23
                                              Хотелось бы узнать в свете дискуссии мнение банковских специалистов, как реагируют банки, когда налоговые органы, проверяя фирму А, просят на основании ст.87 НК РФ у банка информацию о фирме N (хотя ст. 87 прямо направляет налоговиков к фирме N)?

                                              Комментарий


                                              • #24
                                                GOI_U обычно направляют ИМНС к первоисточнику.

                                                Комментарий


                                                • #25
                                                  Уже не смешно.. Пришел запрос из ИМНС ес-но, просят предоставить информацию в соответствии с ст. 86 НК.. вот и вся мотивировка.
                                                  Carcasse, tu trembles? Tu tremblerais bien davantage, si tu savais, ou je te mene ©

                                                  Комментарий


                                                  • #26
                                                    Понятие мотивированного запроса хотя и не раскрывается в НК РФ, но в письме МНС РФ и Федеральной службы налоговой полиции РФ
                                                    от 5 октября, 10 сентября 1999 г. NN АС-6-16/784, АА-3107
                                                    "О некоторых вопросах взаимодействия налоговых органов
                                                    и федеральных органов налоговой полиции при осуществлении
                                                    налогового контроля"
                                                    можно наблюдать, что в целях взаимодействия между налоговыми органами вопросы мотивированности запросов прорабатывались

                                                    Мотивированный запрос налогового органа об участии федерального органа налоговой полиции в выездной налоговой проверке может быть направлен органу налоговой полиции как перед началом налоговой проверки, так и процессе ее проведения.
                                                    Основаниями для направления мотивированного запроса налогового органа федеральному органу налоговой полиции об участии в выездной налоговой проверке могут являться:
                                                    наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки преступления или административного правонарушения;
                                                    назначение выездной налоговой проверки на основании материалов о налоговых правонарушениях, направленных федеральным органом налоговой полиции в налоговый орган для принятия по ним решения в соответствии с пунктом 3 статьи 36 Кодекса;
                                                    необходимость содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения физической защиты при возникновении угрозы безопасности указанных лиц.
                                                    Запрос налогового органа должен содержать:
                                                    полное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, местонахождение (адрес) налогоплательщика, сведения о наличии обособленных структурных подразделений организации-налогоплательщика;
                                                    изложение обстоятельств, вызывающих необходимость участия сотрудников федерального органа налоговой полиции в выездной налоговой проверке, описание формы, характера и содержания предполагаемого налогового правонарушения, основанное на имеющейся у налогового органа информации (в случае, если проверка назначена по результатам рассмотрения материалов о налоговых правонарушениях, направленных федеральным органом налоговой полиции в налоговый орган, вместо указанных данных приводится ссылка на номер и дату письма органа налоговой полиции, с которым были предоставлены эти материалы);
                                                    обоснование необходимости обеспечения охраны (при наличии такой необходимости);
                                                    предложения по количеству и составу сотрудников федерального органа налоговой полиции, привлекаемых для участия в налоговой проверке;
                                                    предполагаемые сроки проведения проверки.
                                                    Не позднее пяти дней со дня поступления запроса налогового органа федеральный орган налоговой полиции направляет налоговому органу информацию о сотрудниках, назначенных для участия в выездной налоговой проверке, или мотивированный отказ от участия в указанной проверке.
                                                    Основаниями для отказа в удовлетворении запроса налогового органа об участии федерального органа налоговой полиции в налоговой проверке могут являться:
                                                    - отсутствие в запросе налогового органа фактов, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки преступления или административного правонарушения;
                                                    - несоответствие изложенной в запросе налогового органа цели проверки компетенции федеральных органов налоговой полиции.
                                                    Доведите настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов и федеральный органов налоговой полиции.

                                                    Первый заместитель Министра
                                                    Российской Федерации по налогам
                                                    и сборам - государственный советник
                                                    налоговой службы 1 ранга А.В. Смирнов
                                                    05.10.99 N АС-6-16/784

                                                    Первый заместитель директора
                                                    Федеральной службы налоговой
                                                    полиции Российской Федерации А.В. Агеенков
                                                    10.09.99 N АА-3107

                                                    Комментарий


                                                    • #27
                                                      Статья 86. Обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков

                                                      2. Банки обязаны выдавать налоговым органам справки по
                                                      операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих
                                                      предпринимательскую деятельность без образования юридического
                                                      лица, в порядке, определяемом законодательством Российской
                                                      Федерации, в течение пяти дней после мотивированного запроса
                                                      налогового органа.

                                                      --

                                                      Что в данном случае есть _мотивированный_ запрос? Есть где-то конкретные комментарии по этой теме?

                                                      Надоела нам налоговая и клиентам нашим простыми запросами "предоставьте нам выписки по счету такому-то за такой то период". Ничего не указывают для чего, во исполнение какого решения о какой проверке на соблюдение каких статей НК.

                                                      Я понимаю так, что мотивировать налоговая в запросе должна для чего она хочет это получить (напримре, для проверки выполнения ст. такой-то НК) и в рамках какого решения она дейтсвует.

                                                      Кто что думает?

                                                      Комментарий


                                                      • #28
                                                        Super2002

                                                        Я понимаю так, что мотивировать налоговая в запросе должна для чего она хочет это получить (напримре, для проверки выполнения ст. такой-то НК) и в рамках какого решения она дейтсвует.

                                                        Полностью согласен

                                                        ИМХО, данную правовую норму следует толковать буквально, а это значит, что в запросе должно присутствовать легальное обоснование предоставления банком подобной информации.
                                                        Данная норма закрепляет формальный признак такого запроса - он должен быть мотивирован. Следовательно, если в запросе отсутствует данный формальный признак, то это не запрос в смысле п2. ст. 86 НК.

                                                        Другой вопрос - как это все сложится на практике... Хотя, если бы все банки твердо отстаивали свои интересы и интересы своих клиентов, то практика бы сложилась однозначно положительная (для банков)
                                                        С Уважением,
                                                        Женя

                                                        Комментарий


                                                        • #29
                                                          Женя

                                                          если бы все банки твердо отстаивали свои интересы и интересы своих клиентов, то практика бы сложилась однозначно положительная (для банков)
                                                          Последний раз редактировалось plan; 30.09.2002, 15:45.

                                                          Комментарий


                                                          • #30
                                                            Итак, мое видение правил составления мотивированных запросов (с использованием ресурсов темы "налоговая полиция и банковская тайна&raquo. Можно использовать для «отлупов» (http://dom.bankir.ru/showthread.php?s=&threadid=23391)

                                                            Мотивированность означает предоставление информации о мотивах. Ссылка в запросах на права налоговых органов и осуществление налоговыми органами налогового контроля никакой информации о мотивах не несет, а указывает на правовые основания, реализация которых возможна при соблюдении обязательного порядка, установленного законом, а конкретно – п.2 ст. 86 НК.
                                                            Полагаем, что запрос налогового органа должен быть составлен с обязательным соблюдением требований, предъявляемых действующим законодательством РФ к порядку предоставления сведений, содержащих банковскую тайну клиентов, который регламентируется следующими нормами:


                                                            1. Понятие банковской тайны содержится в ст. 26 Федерального закона от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР", согласно которой «кредитная организация, Банк России гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов…».

                                                            2. Согласно п. 2 ст. 857 ГК РФ сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законом.

                                                            3. Такой порядок предусмотрен Федеральным законом от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР", в соответствии со ст. 26 которого справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, органам государственной налоговой службы и налоговой полиции, таможенным органам Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

                                                            4. Основным законодательным актом, регламентирующим деятельность налоговых органов, является НК РФ, в соответствии с п.2 ст. 86 которого банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа. Таким образом, закон обязывает банки предоставлять справки об операциях и счетах категории клиентов, указанной в п.2 ст. 86 НК РФ, не по любому запросу налогового органа, а при условии, если такой запрос налогового органа мотивирован, то есть содержит указание на основания, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

                                                            5. Согласно п.п. 3, 4 ст. 30 НК РФ налоговые органы… действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) и осуществляют свои функции… посредством реализации полномочий и исполнения обязанностей, установленных настоящим НК РФ и иными федеральными законами, определяющими порядок организации и деятельности налоговых органов. (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ).

                                                            6. В соответствии со ст. 6 Закона РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (с изменениями от 24 июня, 2 июля 1992 г., 25 февраля 1993 г., 13 июня, 16 ноября 1997 г., 8 июля 1999 г., 7 ноября 2000 г., 30 декабря 2001 г.) главными задачами налоговых органов являются контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством РФ, а также валютный контроль, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле и НК РФ.

                                                            7. В соответствии со ст. 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ. Из смысла указанной статьи усматривается, что:

                                                            1) объяснения налоговым органам налогоплательщики дают самостоятельно;
                                                            2) кредитные организации (банки) не являются по отношению к своим клиентам налоговыми агентами, плательщиками сборов, не ведут учет и не составляют отчетность за своих клиентов; помещение и территория банка не используется клиентами для извлечения дохода (прибыли);
                                                            3) в силу специфики других форм налогового контроля, о которых упоминается в ст. 82 НК РФ, осуществление этих форм налогового контроля исключает участие банков как субъектов, обязанных предоставлять налоговым органам справки об операциях и счетах налогоплательщиков.

                                                            Поскольку при проведении налоговыми органами налогового контроля в выше рассмотренных формах получение справок об операциях и счетах налогоплательщиков непосредственно от кредитной организации (банка) исключается, то единственной формой налогового контроля, при осуществлении которой налоговые органы правомочны требовать у банка предоставления справок об операциях и счетах клиентов-налогоплательщиков, являются налоговые проверки.
                                                            В этой связи необходимо заметить, что при проведении не всех видов налоговых проверок налоговый орган вправе обращаться с требованием к банкам о предоставлении справок об операциях и счетах налогоплательщиков, о чем ниже.

                                                            8. В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка). Ввиду указанного предписания закона, установившего порядок получения сведений о контрагентах либо иных лицах, чья деятельность каким-то образом оказалась связанной с деятельностью проверяемого налогоплательщика, налоговый орган не вправе направлять банкам требования о предоставлении сведений о налогоплательщиках, в отношении которых осуществляется встречная налоговая проверка.

                                                            9. Как указывалось выше, единственной формой налогового контроля, при осуществлении которой налоговые органы правомочны требовать у банка предоставления справок об операциях и счетах клиентов-налогоплательщиков, являются налоговые проверки. Принимая во внимание ранее сделанные выводы о неправомерности запросов налоговых органов, направляемых последними с требованием о предоставлении информации о налогоплательщике, в отношении которого проводится встречная налоговая проверка, заключаем, что мотивами запросов налоговых органов о предоставлении справок по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, является осуществление налоговыми органами камеральных и выездных проверок.

                                                            10. В соответствии со ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

                                                            11. В соответствии со ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа.

                                                            12. Основываясь на двух вышеприведенных положениях, а также учитывая, что ст.ст. 88 и 89 НК РФ в качестве закрытого перечня легитимных оснований проведения камеральных и выездных налоговых проверок указаны:

                                                            1) наличие надлежащих полномочий должностного лица налогового органа и необходимость соблюдения условий о предусмотренных законом сроков (при инициировании проведения камеральной проверки);

                                                            2) решение руководителя (заместителя) налогового органа (при инициировании проведения выездной проверки),

                                                            при этом также констатируя факт отсутствия законодательного отнесения решений руководителя (заместителя) налогового органа к налоговой тайне либо нормативного включения таких решений о проведении налоговых проверок в категорию информации, являющейся конфиденциальной, заключаем, что мотивированными запросами налоговых органов следует признавать запросы, мотивировочная часть которых содержит следующие указания на основания проведения форм налогового контроля:

                                                            а) при проведении камеральной налоговой проверки: «В связи с проведением камеральной налоговой проверки уполномоченным должностным лицом налогового органа (наименование должности, Ф.И.О.) в соответствии с подпункта 2 пункта 1 ст. 31 НК РФ, ст. 33, ст.88 НК РФ…»

                                                            б) при проведении выездной налоговой проверки: «В связи с проведением выездной налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя) налогового органа (номер и дата решения) в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 ст. 31 НК РФ, ст.89 НК РФ…»


                                                            Кроме того, пунктом 2 статьи 86 НК РФ определен вид сведений, которые банки обязаны предоставлять налоговому органу в пятидневный срок при условии, если такие сведения запрашиваются налоговым органом на основании мотивированного запроса. Согласно п.2 ст. 86 НК банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

                                                            Согласно толковым словарям понятие «справка» употребляется в трех следующих смыслах:
                                                            1. Выяснение чего-л.
                                                            2. Сведения, сообщаемые кому-л., получаемые кем-л. в результате запроса, поисков и т.п.
                                                            3. Документ с такими сведениями.

                                                            Определение понятия «счет», используемого в НК РФ, указано в ст. 11 НК РФ: «счета (счет) - расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей».

                                                            Термин «операция» применительно к счетам в смысле ст. 11 НК РФ суть зачисление и расходование (перечисление, списание) денежных средств.

                                                            Таким образом, на основании п.2 ст. 86 НК РФ банки обязаны в письменном виде предоставлять налоговым органам сведения:
                                                            1) о номерах счетов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также о датах открытия и закрытия счетов указанным субъектам;
                                                            2) о движении денежных средств, т.е. об операциях по зачислению и расходованию денежных средств.

                                                            Поскольку Налоговым кодексом РФ в обязанность банкам не вменятся предоставление каких-либо иных сведений о налогоплательщиках кроме справок об операциях и счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, запросы налоговых органов, содержащие требования о предоставлении уставов клиентов; карточек с образцами подписей лиц, управомоченных распоряжаться счетом от имени клиента; договоров банковского счета и др. документов, являются неправомерными и удовлетворению не подлежат.

                                                            Подчеркиваем, что обязанность предоставления банками информации в соответствии с п.2 ст. 86 НК РФ,
                                                            во-первых, связана с учетом налогоплательщиков,
                                                            во-вторых, информация подлежит предоставлению в виде справок об операциях и счетах, а не копий документов,
                                                            в-третьих, указанные справки предоставляется в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации,
                                                            в четвертых, упомянутые справки предоставляются по мотивированному запросу налогового органа.

                                                            Комментарий

                                                            Пользователи, просматривающие эту тему

                                                            Свернуть

                                                            Присутствует 1. Участников: 0, гостей: 1.

                                                            Обработка...
                                                            X