16 сентября, понедельник 02:14
Bankir.Ru

Объявление

Свернуть
Пока нет объявлений.

Система отчтености. Стратегический риск. Я застрял :-)

Свернуть
X
  • Фильтр
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения

  • Система отчтености. Стратегический риск. Я застрял :-)

    Приветствую, товарищи!

    Сочиняю систему внутренней отчетности в известных целях. Что-то придумал, что-то натаскал у коллег с этого форума. Но вот что придумать со стратегическим и, заодно, страновым рисками - не знаю. Попытки исходить из понятий ни к чему меня пока вразумительному не приводят :-/
    Какая может быть внутренняя отчтеность (адресованная риск-менеджеру), которая бы позволяла оценивать уровни данных рисков? Каково содержание такой отчтености, какие критерии? Должна ли быть такая отчетность безотносительной или необходимо устанавливать какие-то лимиты? Хотя, ответ на последний вопрос, похоже, зависит от ответа на предыдущий :-)

    Заранее спасибо за любые ответы, т.к. надежда только на вас, товарищи!

    Дима
    Лучше ничего не делать, чем делать вредное.

  • #2
    давайте начнем со стратегического. вкратце.
    для оценки его следует построить среднесрочную модель финансово-хозяйственной деятельности банка. на нее наложить прогноз внешних и внутренних факторов, могущих повлиять на деятельность банка. цель - получение прибыли при наихудшем прогнозе при условии оптимизации финансовых рисков.
    отчетность по нему будет примерно следующая: модель при прогнозном развитии ситуации в существующих условиях, модель при предполагаемом изменении условий, модель при наихудшем из предполагаемых. и с выводами - как нам реорганизовать рабкрин в обозримом будущем, чтобы поиметь побольше прибылей и поменьше геморроев на всю голову.

    будем говорить конкретнее?
    Давайте, ребята, как говорится, по-человечески. Сначала водка, а потом драка. (c)

    Комментарий


    • #3
      Капитан Блад

      Большое спасибо!

      Читал я в какой-то умной книжке про такого рода подход. И он, наверно, правильный. Но, к сожалению, вряд ли подойдет - не хочется закладывать того, что не будет реализовываться. Или может на этой основе можно что-то простое, более приемлемое для наших скромных запросов, построить?

      А из чего строить ту модель, о которой вы говорите? Видимо, это какие критерии, которые демонстрируют эффективность деятельности банка? Так ведь их масса... Нет ли нескольких, генеральных что-ли, которые можно использовать, и которые можно использовать при прогнозировании без каких -либо сложных инструментов?

      Спасибо.
      Лучше ничего не делать, чем делать вредное.

      Комментарий


      • #4
        Dimson не хочется закладывать того, что не будет реализовываться дык не закладывайте.
        можно что-то простое, более приемлемое для наших скромных запросов, построить? а то
        из чего строить ту модель
        берем текущую официальную отчетность в рамках 101, 102, 134, 135 как минимум. берем планы развития конторы, если они есть и/или утверждены - типа выйти за год в первую пятерку по размерам активов, или там привлечь пару ярдов зеленью от физиков, или там планируем вексельную программу и считаем, что если поставим сороковую доходность, разбираться она будет, как шаверма на вокзале (ну и что там есть еще в том же духе, можно и поскромнее). берем динамику развития за последний год, если планов нет. берем управленческую отчетность хотя бы в разрезе отчетности по рискам - процентный, валютный... ну и что там еще надумаете. строим официальную и внутреннюю отчетность, исходя из этих параметров: что есть текущее, планы развития, минимизация рисков. оцениваем, что получается по сбалансированности, прибыльности итд итп... потом чешем репу и прогнозируем макроэкономические штуковины, могущие повлиять на состояние вещей. ну там ставку рефинансирования, возможные изменения в связи с принятием тех или иных законодательных прибамбасов, телодвижения интересующих пар на форексе возможные политические сдвиги и прочпроч... внутренние штуковины: возможное разругательство с основными клиентами (из-за чего вдруг может произойти), между акционерами, внезапная беременность начказны, на которого завязаны потоки, неистребимое желание нарисовать уставняк через ностро ну и что еще найдете. потом чешем репу еще углубленнее и считаем, каким образом все это может отразиться на ваших абсолютных и относительных показателях. полученную кучу бумажек рассматриваем в мелкоскоп и чешем уже прочесанную до мозжечка репу, стараясь сформировать выводы по полученному. в плане: отказаться от привлечения физиков по таким ставкам, не рисовать капитал, не ставить сороковую доходность по векселям, вместо этого привлечь субординированный заем, напоить блэк лейблом основного клиента, который постоянно наращивает обороты и с какой-то дури держит стабильный остаток на расчетнике, и не хочет закинуть его в депозит (а у вас из-за этого летит полетит ликвидность, ну и фиг с ним, что придется платить ему больше, оно того стоит) и уговорить его так, как надо, ежли категорически откажется - найти банки, через которых можно поддерживать и/или рисовать ликвидность, перевести зарплаты вбелую, а то живьем съедят налоговики, предпочесть привлечение и размещение вот такое-то и вот такое-то и вот в такие-то сроки, исходя из маржи, разрывов ликвидности, того и сего...
        после чего этот талмуд довести до сведения тех, кого надо информировать для принятия решений, получить свою медаль в пупок или кренделей по шее.

        утрированно и чисто примерно - так.
        и это правильно.
        Давайте, ребята, как говорится, по-человечески. Сначала водка, а потом драка. (c)

        Комментарий


        • #5
          Капитан Блад

          Очень интересно! Я проникся. Теперь главное для меня - сохранить репу от сквозного прочеса и попробовать обкатать енто дело

          Если не возразите, оставлю для себя возможность что-то у Вас уточнить - наверняка придется.

          Спасибо!
          Лучше ничего не делать, чем делать вредное.

          Комментарий


          • #6
            Dimson оставлю для себя возможность что-то у Вас уточнить - завсегда пжалста.
            главное для меня - сохранить репу от сквозного прочеса
            главное - перед тем, как нести получившиеся выводы и стратегический план руководству, хряпнуть хотя бы полтинничек коньячку, прочитать пару мантр и подложить в штаны сзади чугунную сковородку. можно еще надеть мотоциклетный шлем, тоже, случается, пригождается.
            на предмет обкатать. прежде всего: вы используете ёксель для всяких расчетов, или какие-либо другие софтовые прибамбасы?
            в ёкселе вопрос решается следующим образом: в динамике таблички 101, 102, 134, 135, все, что есть по рискам, по ставкам, по макроэкономическим закорючкам, поддающимся математике - за год, не меньше. + в этих же табличках прогноз помесячно-поквартально. исходя из текущей динамики (привлечь математику для прогноза) и возможных изменений согласно планам. всё завязать друг на друга, чтобы видеть все сразу изменения при перемене хотя бы одной цифирьки.
            работка месяца на два, чтобы все было чики-чики и чтобы не сидеть все свое время только над этим опусом, а еще и другой рабочей деятельностью заниматься.

            если юзаете инэк афскб, там можно неплохо изобразить примерно за тот же, или чуть меньший срок, требуемое. частично у них что-то было в заданном направлении, если я не ошибаюсь. и стресс-тестирование у них есть, что хорошее подспорье в поставленной задаче.

            про страновой риск будем разговоры разговаривать?
            Давайте, ребята, как говорится, по-человечески. Сначала водка, а потом драка. (c)

            Комментарий


            • #7
              Капитан Блад

              мне не нужны ни сковородка, ни коньяк. Хотя последний я очень уважаю Дело в том, что проверять за мной некому. Что напишу, то и затвердят Да и делать то, что мы обсуждаем - тоже на сегодняшний день некому. У меня сейчас программа минимум - постараться подготовить методическую базу и заодно ее потестить.

              Для расчетов (нормативы или какая-то управленческая отчтнеость) используется эксель. А Инек у нас есть, надо его посмотерть. Совсем забыл про него...

              Про страновой и трансфертный хотелось бы услышать хотя бы генеральную мысль. Я так понимаю, что это что-то вроде анализа контрагентов через призму экономики и политики той страны, резидентом которой они являются? А как это может выглядеть?

              Спасибо еще раз.
              Лучше ничего не делать, чем делать вредное.

              Комментарий


              • #8
                Dimson
                страновой риск (иногда называют политическим, но это не совсем верно) зависит от государственной инвестиционной, налоговой, таможенной и финансовой политики. единого подхода в настоящий момент не существует. для примера варианты:

                Специалисты Европейского Банка Реконструкции и Развития при расчете странового риска учитывают следующие показатели:
                - макроэкономическая стабильность;
                - условия налогообложения;
                - правовой порядок (включая коррупцию) и качество судебной системы;
                - состояние финансов предприятий;
                - состояние инфраструктуры.
                Максимальное значение каждого фактора - 4 балла, отражающего максимальный уровень риска.

                Аналитики МВФ оценивают качество институтов по 100-бальной шкале. Чем выше баллы, тем более инвестиционно привлекательна страна.

                Аналитики Мирового банка рассчитывают страновой риск по 10 бальной системе (чем выше балл, тем выше риск и, следовательно, ниже инвестиционная привлекательность)
                Показатели:
                I. факторы риска, обусловленные активами:
                1.1 риск национализации
                1.2. риск экспроприации
                1.3. отношение к частному капиталу
                1.4. отношение к иностранному капиталу
                1.5. криминогенность экономики
                1.6. устойчивость политики правительства
                1.7. популярность политики правительства
                1.8. возможность ограничений на вывоз капитала и вывоз товаров
                1.9. квалификация рабочей силы
                1.10. емкость внутреннего рынка
                II. Финансовые риски
                2.1. Внутреннее обесценение валюты
                2.2. Внешнее обесценение валюты
                2.3. Стабильность налоговой системы
                2.4. Качество государственного регулирования
                2.5. Стадия промышленного цикла

                Одним из рекомендуемых способов анализа уровня странового риска является индекс БЕРИ, регулярно публикуемый германской фирмой БЕРИ. С его помощью заранее определяется уровень странового риска . Его определением занимаются около 100 экспертов, которые с помощью различных методов экспертных оценок проводят анализ четыре раза в год. Таким способом анализируются все стороны политической и экономической ситуации в стране партнера. Анкета, на которую анонимно отвечают специалисты разных стран, содержит 15 оценочных критериев, каждый из которых имеет свой удельный вес, с общей суммой 100. Каждый вопрос оценивается по балльно-процентной шкале и имеет 5
                вариантов ответов - от 0 (неприемлемо) до 4. Чем выше количество собранных
                баллов, тем ниже страновой риск .

                Собственно анкета (после пункта - удельный вес критерия):
                1. Политическая стабильность в стране партнера (анализируется частота и
                специфика социальных и политических конфликтов с элементами прогноза)

                12 %

                2. Отношение к иностранным инвестициям и прибылям (проводится анализ
                размеров расходов на социальные нужды, касающиеся не только банков, но и
                всех предприятий, возможности быстрого расширения всей финансово- кредитной
                системы, возможности репатриации части прибыли)

                6 %

                3. Степень национализации (границы анализа определяются возможностью
                безвозмездной экспроприации - 0 баллов и кончаются предоставлением разного
                рода преимуществ - 4 балла; определяется также специфика каждого их них)

                6 %

                4. Вероятность и степень девальвации валюты, и анализ внешних и внутренних
                факторов, влияющих на нее (рассматриваются методы, смягчающие ее
                воздействие на деятельность банков, их филиалов и других банковских
                учреждений)

                6 %

                5. Состояние платежного баланса (результаты получаются путем оперативного
                анализа баланса счетов и общего баланса) , а также влияние различных
                факторов на доходы собственных и иностранных инвесторов

                6 %

                6. Бюрократические вопросы (уровень государственного регулирования,
                скорость осуществления таможенных формальностей, валютных переводов и
                других подобных операций, оперативность деятельности всех звеньев
                денежно-кредитной системы)

                4 %

                7. Темп экономического роста

                10 %

                7а Темп роста валового продукта (ВП) ниже 3 % в год

                2,5 %

                7б Темп роста ВП с 3 до 6 %

                5 %

                7в Темп роста ВП с 6 до 10 %

                7,5 %

                7г Темп роста ВП выше 10 %

                10 %

                8 Конвертируемость валюты

                10 %

                9 Анализ выполнения договорных обязательств (выборочный и реже сплошной
                анализ с определением факторов, влияющих положительно или отрицательно)

                6 %

                10 Расходы на зарплату и уровень производительности труда

                8 %

                11 Возможность использования экспертов и услуг (оценивается реальная и
                квалифицированная помощь, которую банк может получить и оказать в процессе
                своей деятельности в области юридических и маркетинговых консультаций,
                бухгалтерии, технологии и др.)

                2 %

                12 Организация связи и транспорта

                4 %

                13 Взаимоотношения с государственными органами и общественными
                организациями

                4 %

                14 Условия получения краткосрочного кредита

                8 %

                15 Условия получения и использования долгосрочного кредита и собственного
                капитала

                8 %

                далее поступаем следующим образом: берем на вооружение либо уже имеющиеся индексы, либо рассчитываем свои по таким же или сходным с ними критериям.
                последние в таком случае сочиняем (или досочиняем) сами.
                переводим в процентное соотношение.
                тут некий простор для творчества - можно обозвать индексом надежности, можно - риском. например, у какой-нибудь страны "стародревнеобнальное княжество" получается индекс надежности 10%. то бишь риск инвестиций в данную страну составляет 90%.
                после чего колбасим все княжества по списку и получаем список стран (нота бене! такую же фигню следует применять и к регионам РФ, только в данном случае фигня будет называться не страновой риск, а риск субъекта федерации (или чего-нибудь) или, обратный ему - индекс инвестиционной привлекательности).
                далее при учете кредитного риска на какого-либо эмитента накладываем на него страновой риск. но не тупым сложением. тут тоже предпочтительны варианты: например, при энном страновом риске России мы считаем, что риск вложений в государственный, например, сектор ниже риска вложений в малый бизнес. или наоборот. грубо говоря, при одинаковой, допустим, по нашей раскрасивой методике кредитного риска оценке платежеспособности газпрома и, к примеру, малого предприятия "высокохудожественная таракашка", занимающегося производством туалетной бумаги при наложении одного и того же странового риска получатся разные показатели. ибо следует учесть перечисленные во первых строках нашего письма зависимости от тех или иных политик.

                можно поступить и проще: построить рейтинговую шкалу оценок эдак из 10-12, где будут учтены эти и подобные им внутренние особенности, присвоить оценкам некое значение риска(по аналогии с 254п) и, соответственно, определение "зе бест", "полузебест", "недозебест", "отстой", "кошмарный отстой", опятьже по аналогии с любой рейтинговой шкалой любого международного агентства.
                и гордиться потом благодарно проведенным временем.

                так вкратце. уффффф
                Давайте, ребята, как говорится, по-человечески. Сначала водка, а потом драка. (c)

                Комментарий


                • #9
                  Капитан Блад

                  Вкратце? Вот уж действительно "уфффффф"
                  Мне теперь благодаря вам только и остается собственную репу от прочеса оберегать
                  Огромное спасибо, Капитан! Буду пробовать вникать!
                  Лучше ничего не делать, чем делать вредное.

                  Комментарий


                  • #10
                    Капитан Блад , можно еще вас потерзать?

                    Одним из рекомендуемых способов анализа уровня странового риска является индекс БЕРИ, регулярно публикуемый германской фирмой БЕРИ. Каждый вопрос оценивается по балльно-процентной шкале и имеет 5 вариантов ответов - от 0 (неприемлемо) до 4. Чем выше количество собранных баллов, тем ниже страновой риск .

                    Интересуют "5 вариантов ответов". Пробовал искать в интернете, но не получилось. А поглядеть было бы любопытно! Или это БЕРИ не расскрывает? Или все таки лучше использовать свои критерии и свои варианты ответов? Как обычно делают банки?

                    Заранее спасибо.
                    Лучше ничего не делать, чем делать вредное.

                    Комментарий

                    Пользователи, просматривающие эту тему

                    Свернуть

                    Присутствует 1. Участников: 0, гостей: 1.

                    Обработка...
                    X