19 ноября, понедельник 04:02
Bankir.Ru

Объявление

Свернуть
Пока нет объявлений.

Опыт преподавания банковского дела

Свернуть
X
  • Фильтр
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения

  • Опыт преподавания банковского дела

    Уважаемые коллеги-банкиры !

    Прошу у вас помощи в подготовке материалов для семнарских занятий по спецкурсу "Организация деятельности коммерческого банка" в ВУЗе.
    Как их организовать: доклады студентов, решение счетных задач, разбор тонкостей тех или иных операций?
    Заранее благодарен.
    С уважением,

    Слон

  • #2
    Слон
    Я читала бух. учет в банках и аудит, если хотите, могу поделиться опытом. Но это не совсем Ваша тема...

    Комментарий


    • #3
      marina ,
      буду рад.
      Можно предположить, что у Вас все было основано на бухгалтерских проводках.
      Кстати, Вы не пробовали применять такую форму отчетности, как тест. Я хочу разработать в качестве промежуточного среза знаний. А уж экзамен придется принимать в устной форме.
      С уважением,

      Слон

      Комментарий


      • #4
        Можно предположить, что у Вас все было основано на бухгалтерских проводках.
        Отнюдь, как говорит Гайдар-внук.
        Берете учебник Ширинской "Бухгалтерский учет и операционная техника в банках" (кстати, он есть в книжном магазине Банкир.ру), и - вперед... Там есть учебные ситуации и задания. Правда, я их почти полностью переделала - но хотя бы есть от чего отталкиваться.
        Докладов никаких не было (итак времени мало, еще слушать их... ), а готовили они мне контрольную работу листов на 20-25, там были и теоретические задания, и практические. Почти реферат.
        И тесты тоже использовала, очень удобно. В том числе и на экзаменах.

        Вот пример. Что не все в проводках...

        Какой из принципов НЕ относится к принципам бухгалтерского учета?
        1) Принцип приоритета содержания над формой
        2) Принцип непрерывности деятельности
        3) Принцип демократического централизма
        4) Принцип осторожности.

        Хотите верьте, хотите нет, половина отвечает - 4!!!

        Комментарий


        • #5
          marina ,
          хорошая ловушка :-) Напоминает игру "Как стать миллионером" :-)

          Видимо и мне придется брать Питера Роуза и адаптировать его задачи и вопросы для самоконтроля. Менять фамилии в примерах :-))))

          К вопросу об отчетности. Мне кажется утопичной наша классическая система оценок. Она никак не учитывает работу студента в течение семестра. Планирую сделать что-то типа бальных оценок, за ответ на семинаре - столько то, за тест - столько то. К концу семестра для "нашей" пятерки надо набрать, например, 100 баллов.
          С уважением,

          Слон

          Комментарий


          • #6
            Слон
            Планирую сделать что-то типа бальных оценок
            Ага, это мы тоже проходили. В конце концов у меня остался один критерий - мое собственное впечатление о студенте. Правда, у меня заочники... многие на экзамене впервые появляются.

            ... Вопрос на тройку: что сдаем?

            Комментарий


            • #7
              marina
              Берете учебник Ширинской "Бухгалтерский учет и операционная техника в банках" (кстати, он есть в книжном магазине Банкир.ру)
              Реклама на форуме запрещена! (шютка)

              Комментарий


              • #8
                marina ,
                спасибо за поддержку!
                Если что получится у меня, в виде какой-нибудь методички, Вам обязательно вышлю.
                Я вижу, нас начали прессинговать :-)))
                С уважением,

                Слон

                Комментарий


                • #9
                  aibolit-66
                  Док, а с кого мне мзду за рекламу стребовать? С Ширинской или с Михаила?
                  Слон Я вижу, нас начали прессинговать :-)))
                  Хде?? Вы еще прессинга не встречали, наверное...

                  Комментарий


                  • #10
                    ... Вопрос на тройку: что сдаем?

                    У меня приятель в штатах учился, потом начал там работать. Так вот он говорит, что если бы он вернулся в Россию, то никогда бы не взял на работу выпускника российского вуза. Мол, американский выпускник, раз он выпускник, точно знает то-то и то-то, а вот про российских студентов (про некоторых, не буду обобщать) такого не скажешь.
                    Вот ведь, риторический вопрос...
                    С уважением,

                    Слон

                    Комментарий


                    • #11
                      2 marina
                      Какой из принципов НЕ относится к принципам бухгалтерского учета?
                      1) Принцип приоритета содержания над формой
                      2) Принцип непрерывности деятельности
                      3) Принцип демократического централизма
                      4) Принцип осторожности.
                      Хотите верьте, хотите нет, половина отвечает - 4!!!
                      А как эта половина поступила-то ? Или гримаса платного образования? -
                      WBR

                      Комментарий


                      • #12
                        блин.но больше всего повезло мне..я преподавал учет в банках (Маринкин-приветик ) ...у студентов со спецальности Бухучет на предприятиях...стало быть предмет зачетный...и еще третьей парой второй смены в ПЯТНИЦУ...весело было на зачете....сделал список вопросов к зачету..ну совершенно не такой как список тем в лекциях..т.е. тот кто не ходил ко мне на семинары..зачет 4 раза сдавал....весело было...
                        .......можно на "ты".........

                        Комментарий


                        • #13
                          one да ты садист однако.
                          LP мы с женой в свое время в фирме аудиторской, в которой работали, организовывали вступительные тесты по бух. учету. Одним из вопросов было: как изменится валюта баланса при проводках - Дт активного счета, Кт активного, Дт акивного, Кт пассивного и т.д. Так вот некоторые студенты Фин. академии, факультет БУХУЧЕТА отвечали - в зависимости от того, в какой валюте составлен баланс , а вы говорите.

                          Комментарий


                          • #14
                            LP Или гримаса платного образования?
                            Звериный оскал!

                            one
                            Приветик.
                            сделал список вопросов к зачету..ну совершенно не такой как список тем в лекциях
                            Не били?..

                            ILK
                            Вот и новый тест.
                            как изменится валюта баланса при проводках - Дт активного счета, Кт активного
                            1) увеличится
                            2) уменьшится
                            3) не изменится
                            4) по-разному, в зависимости от того, в какой валюте составлен баланс

                            Вот весной экзамены будут, расскажу.

                            А вот с прошлой недели перл: девочка пришла сдавать экзамен по курсу, который я в прошлом году читала. Нулевая совершенно. Я спрашиваю: Вы готовились к экзамену? Она: Нет, не успела. Я его только что КУПИЛА!!!

                            Комментарий


                            • #15
                              Вообще, я бы ввел обязательные тесты по бухучету при приеме на работу в банк. Причем для всех. Порой, человек (претендующий на должность бухгалтера) не знает, чем отличается активный счет от пассивного.

                              В связи с этим мысль: на семинарах по Организации деятельности банка упор делать на структуре баланса, финансовой математике. А так как эти темы в середине курса, то и семинары сдвинуть.
                              Проблема в том, что есть курсы и Бухучет в банках и Математическое моделирование в банковской деятельности.
                              С уважением,

                              Слон

                              Комментарий


                              • #16
                                marina
                                Кстати, принцип демократического централизма прекрасно работает. Вот если взять отношения с налоговой или с ЦБ, то де-факто он вполне выполняется. Хотя его имя при этом никто вслух не произносит.

                                Комментарий


                                • #17
                                  А вот с прошлой недели перл: девочка пришла сдавать экзамен по курсу, который я в прошлом году читала. Нулевая совершенно.
                                  Я бы расстроился.
                                  А вы учите веселей. Рекомендую Медведева М.Ю. Основы бухучета. Правда, это для предприятий.

                                  Вот, простой пример по налогам.
                                  Читаем НК РФ. Статья 19, 38, 53. Что видим…
                                  Коммерческий ларек. Продавец ларька отпускает товар. Отодвигая очередь появляется Рэкетир.
                                  Рэкетир (с трудом просовывая голову в окошко): Слышь ты... Передай хозяину, что ставка теперь будет 10 процентов... И скажи, чтоб выручку занижать не вздумал.

                                  Возможен и другой вариант, когда налог берется не со стоимости объекта, а с его единицы в натуральном измерении.

                                  Рэкетир: Слышь, ты… Передай хозяину, что месячная плата за территорию будет теперь двести баксов.

                                  А можно и так. Рэкетир: Слышь, ты… Передай хозяину, что теперь вы будете отстегивать двести баксов в месяц за территорию, 10 процентов с выручки и десять рублей с каждого ящика.

                                  А вот такой вариант может не пройти:

                                  Рэкетир: Слышь, ты… Передай хозяину, чтобы ещё двести баксов отстегнул за территорию.
                                  Продавец ларька: Ты что, опух?… В этом месяце уже платили!

                                  До 1.01.99 Закон «Об основах налоговой системы в РФ» это прямо запрещал. Статья 6. «Однократность обложения»
                                  Но из НК эта статья выпала, поэтому…

                                  Рэкетир: (ворочая затекшей шеей): По понятием тебе повторяю – ещё двести баксов.

                                  А вот такой вариант благодаря ст. 12 НК не пройдет.

                                  Рэкетир: Слышь, ты… Передай хозяину, что теперь будет отстегивать за каждую бабу, что на него работает.
                                  Продавец ларька: Ты что, опух?… Твое-то какое дело, баба в ларьке или мужик?!

                                  Ну и потом контрольный вопрос, специально для Марины.
                                  Может ли Бухгалтер сказать, что налоговая система – это разбойник с большой дороги?

                                  Комментарий


                                  • #18
                                    СЛОН

                                    Тема "Организация деятельности коммерческого банка"
                                    весьма занятная. Тем более для Вас - банковского специалиста.

                                    Но одно дело читать этот курс в УрГу или СИНХЕ,
                                    другое дело в каком-нибудь ( весьма УВАЖАЕМОМ!!! ) - негосударственном ВУЗЕ!

                                    Разница огромная. Читали.....знаем....

                                    Комментарий


                                    • #19
                                      Credo ,
                                      что-то можете посоветовать по моему вопросу?
                                      С уважением,

                                      Слон

                                      Комментарий


                                      • #20
                                        aibolit-66
                                        А сам принцип не сформулируете?.. Что-то вспоминается про подчинение меньшинства большинству, но и только.
                                        Вот если взять отношения с налоговой или с ЦБ, то де-факто он вполне выполняется.
                                        По-моему, с точностью до наоборот. Или я что-то с принципом напутала?

                                        Augustin
                                        Ну и потом контрольный вопрос, специально для Марины.
                                        Может ли Бухгалтер сказать, что налоговая система – это разбойник с большой дороги?

                                        Ну что Вы! Они хотели как лучше, я уверена. Просто так получилось.
                                        А вы учите веселей.
                                        Ну, если бы курс был хотя бы часов 150, мы бы повеселились, безусловно. А за 36 часов полный бухучет, да если они еще об общем учете понятия не имеют... Чувствуешь себя дирижером на муравейнике, как говорил Даррелл.

                                        Credo
                                        А в чем разница? В слушателях?

                                        Комментарий


                                        • #21
                                          Вот, нашла.
                                          КПРФ действует на основе принципа демократического централизма , идейной общности и партийного товарищества, что означает:
                                          - выборность всех органов партии снизу доверху;
                                          - периодическую отчетность выборных органов и работающих в них коммунистов перед своими партийными организациями и перед вышестоящими органами;
                                          - коллегиальность и гласность в работе всех организаций, выборных органов;
                                          - личную ответственность каждого коммуниста за выполнение своих обязанностей и партийных поручений;
                                          - свободу критики;
                                          - самостоятельность партийных организаций в устройстве своей внутренней жизни и деятельности;
                                          - партийную дисциплину, предусматривающую строгое соблюдение всеми партийными организациями, их органами и каждым коммунистом принятых решений;
                                          - право меньшинства на изложение своих взглядов, учет их при выработке решений и подчинение меньшинства большинству после принятии решений;
                                          - обязательность решений вышестоящих органов для нижестоящих в пределах их полномочий.

                                          Комментарий


                                          • #22
                                            Ой... что-то мне в компартию захотелось...

                                            Комментарий


                                            • #23
                                              Слон

                                              Я вел для банкиров три года один предмет. Принцип в работе один, студент учит, работает и оценивается. Преподаватель поощряет, оценивает, стимулирует.

                                              1. Лекции лучше писать по нескольким учебникам, обычно есть рекомендации и метод разработки других Вузов. Преподы разных ВУЗов меняются методичками, лучше всего дела обстоят у Зав кафедры. Поинтересуйтесь, нет ли у него на время чего-нибудь в заначке. Проще писать,
                                              2. Реальные примеры лучше брать из жизни, цифры, т.е. имя фирмы, банка и т.п. опускаешь и рассказываешь особенности бух учета. Студентам проще соображать. Можно попросить операцию отразить документально (покупка валюты физ лицом) проводки и куда она рухнет в балансе.
                                              3. Для стимулирования посещения лекций рекомендую вести учет студентов, перекличка делается спонтанно, в любой момент лекции. У студентов стимул - быть на месте, у препода- 90% заполняемость аудитории. Кто отсутствует на лекции - 2 доп вопроса на экзамене по данной теме. Справки, больничные, дети и т.п. отметается сразу. Кто присутствовал - доп вопросов не будет, ответ и вопросы только по билету. Староста делает перекличку, встает студент "Я" и присел, чтобы не было прогульщиков и голосов "за того парня". Фон "халявщиков с Камчатки", создающих шум отпадает сразу - лекцию слушают все.
                                              4. На лекции даются ключевые моменты, заостряешь внимание и говоришь - а тут тонкость и т.п. они помечают в лекциях, кто просто переписывает лекции может и не знать в чем суть узлового момента, отмеченного другим.
                                              5. Можно дать задание подготовить доклад, составить 10-15 задач по теме и т.п. Стимулируешь работать головой "головастых", можно освободить от посещения лекций. Условия оговариваются сразу, на 1-2 й лекции. Полученные материалы можно оценить, далее использовать в работе. Наверняка у кого-то мама/паапа работает в структуре и можно получить баланс для анализа и практических занятий, естественно конфиденциально. Либо по докладу понять учетную политику того или иного банка. Материал можно на кафедре оставить коллегам, использовать в своей работе. Можно дать самостоятельную работу, если студент сам инициировал тему.
                                              6. Вопросы-ответы. На экзамен дается перечень вопросов (70) и типовых задач(40), 10-15 распечаток на группу и не надо диктовать всем. Все копируют - экономится время на лекции. Для себя делается лист на 150-200 вопросов. Когда студент "плавает" по билету или говорит, что ваше мнение предвзято, или он хочет выше бал - мы играем игру - рулетка. Передо мной перечень вопросов от 1 до 200, я прошу студентам назвать число и читаю вопрос, количество вопросов оговариваем (вот вам 3 вопроса на выбор, балл такой-то). Это после слушаний ответов по билету и решенной задаче. Помечаю себе данный вопрос и при названии такого же другим студентом (он в коридоре всем разболтал уже номера я делаю "переход хода" - 1 вверх или 1 вниз). Очень помогает в работе, обид меньше. Если хочет решить задачу - несколько не рассмотренных на лекции - голова есть - значит понимает и решит. Если зубрил или списал - ответа можно не ждать, для объективности можно время спросить. "-Задача понятна? - Да. - 20 минут хватит? - Да. - Хорошо, если не решаете за 20 - максимум даю еще двадцать. Вперед."
                                              7. Вопрос на тройку - знание всего лекционного материала. Больше - чтение доп источников.

                                              Студент должен знать за что он работает, следующий поток идет охотней на контакт, понимая правила игры.
                                              Последний раз редактировалось JABBA; 01.02.2002, 00:56.

                                              Комментарий


                                              • #24
                                                Слон

                                                Я вела курс "Автоматизация в банковском деле" на заре туманной юности. В более зрелом возрасте - "Деньги. Кредит. Банки."
                                                Что могу сказать из своего опыта: хорошие банковские специалисты в высших учебных заведениях - редкость. Вам, как специалисту, и карты в руки.
                                                Основной критерий: студенты, ограничивающиеся в подготовке к семинарам лекциями, эти же лекции благополучно забудут после сдачи сессии. Заинтересуйте их в предмете. Попробуйте заставить работать самостоятельно. Чтобы они понимали, чем им предстоит заниматься на работе.
                                                Был у меня замечательный случай. Приходит студент ко мне на практику в банк. Я ему - с первой инструкцией знакомы? Он: даааааааааааа, конеееееечно, мы ее подробно изучали... Я ему: тогда рассчитайте нормативчики ликвидности. Вот вам отчетность, вперед. Через час он говорит: извините, не могу... Я ему: в чем проблема? Он: а нас так не учили... Я: а как вас учили? Он: а нам давали числитель и знаменатель к формуле... Я (с ужасом): ну и? Он (гордо) мы делили и получали значение норматива. А потом еще два числа делили, получали норматив на другую дату и делали анализ. Я (очень печально) ну и какой анализ? Он (еще более гордо) лучше стал норматив, или хуже.
                                                Без комментариев...

                                                Попробуйте построить курс занятий по тематике, согласующейся с... ну, скажем, структурой среднего банка. С проникновением в суть операций и функциональных особенностей.
                                                Доклады, как правило, себя слабо оправдывают - студент в лучшем случае надергает Вам кучу красивых предложений из массы печатных источников, красиво оформит, все остальные, вяло развалясь, прохлопают ушами его выступление, и в голове ничего не отложится.

                                                Вы будете читать лекции, или нет? Если да - привлеките банковских специалистов в конкретных областях, чтобы помимо общих фраз показать реальную работу коммерческого банка. Бухгалтер, юрист, кредитник, аналитик, операционист, спец по пластику, денежному обращению, вексельщик, спец по вкладным операциям, спец по отчетности.... По структуре и функциям. На Ваш выбор. Стройте лекции на живом материале. Тогда на семинарах Вам можно будет проводить тестирование, подбрасывать хитрые вопросики и задачки, заставлять думать, думать, думать...
                                                Если лекции будет читать другой преподаватель, постарайтесь на семинарах максимально расширить эти лекции с практической точки зрения. Не беда, если половину семинара вы будете говорить. Главное, чтобы отложилось. Задавайте вопросы. Будьте постоянно в контакте. Постоянно держите их в напряжении, но не в испуге. Поощряйте, не стараясь наказывать. Общайтесь. Заинтересовывайте. Это прежде всего зависит от Вашего желания донести до студента, которому, как правило, не важен курс, а важна оценка за этот курс, смысл того, что Вы говорите, Ваши знания и опыт.
                                                По своему опыту... Тесты - очень хорошо. Еще очень хорошо, когда Вам рассказывают "домашнее задание", красиво так, по-книжному, а Вы задаете вопросы типа "А вот если, например........", "А как Вы думаете по этому поводу...."
                                                Вот эти обсуждения, в которых принимают участие все, запоминаются. Кроме того, дадут Вам кучу незабываемых эмоций от непосредственности и фантазии участников обсуждения.
                                                Всадник перепутья

                                                Комментарий


                                                • #25
                                                  JABBA, Дуся
                                                  Спасибо !
                                                  Очень конструктивные предложения.

                                                  JABBA ,
                                                  Да, сам был студентом и интуитивно чувствовал, что надо будет стимулировать посещение.

                                                  Дуся ,
                                                  да, читать лекции мы будем командой. Все практики. Но структура курса и методологическая поддержка остается за мной.
                                                  С уважением,

                                                  Слон

                                                  Комментарий


                                                  • #26
                                                    marina

                                                    Разница в наличии "благодатной почвы".
                                                    Дыбы из семян вырасли не плевелы, а нечто лучшее.....

                                                    Комментарий


                                                    • #27
                                                      Да, сам был студентом и интуитивно чувствовал, что надо будет стимулировать посещение.

                                                      Зачем? Вам важен процесс или результат?

                                                      Комментарий


                                                      • #28
                                                        Helga ,
                                                        а как же "благодатная почва" по Credo?
                                                        С уважением,

                                                        Слон

                                                        Комментарий


                                                        • #29
                                                          Привет всем!
                                                          Хочу поделиться своим опытом преподавания. Моя точка зрения заключается в том, что стимулировать посещение студентов нужно, в первую очередь для вас же самих: работая с аудиторией, которая тебе внемлет, с которой вы идете в едином ритме и к одной цели - это кайф. Не знаю, на сколько для преподавание в принципе интересно, но мне, например, было безумно приятно, когда ты видишь, что на твоих лециях люди полностью поглощены тем, что мы вместе обсуждаем, и при этом это происходит не потому, что ты можешь в любой момент устроить перекличку, а потому, что ты нашел тот правильный мотивационный подход и ту линию поведения, которая позволяет держать внимание внимание студентов и делать так, чтобы ни один из них не ушел из аудитории не задумавшись над тем, что ты говорил на лекции.

                                                          Комментарий


                                                          • #30
                                                            стимулировать посещение студентов нужно......аудиторией, которая тебе внемлет, с которой вы идете в едином ритме и к одной цели - это кайф.
                                                            а как насчет вечной дилеммы "количество-качество"..Э?...
                                                            нет уж..тут я согласен с Helga ...
                                                            .......можно на "ты".........

                                                            Комментарий

                                                            Пользователи, просматривающие эту тему

                                                            Свернуть

                                                            Присутствует 1. Участников: 0, гостей: 1.

                                                            Обработка...
                                                            X