23 октября, вторник 12:21
Bankir.Ru

Объявление

Свернуть
Пока нет объявлений.

Аудит ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯV

Свернуть
X
  • Фильтр
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения

  • Аудит ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯV

    Здравствуйте уважаемые коллеги!
    Во внутреннем контроле я новичок, к тому же одна в отделе. По плану проверок в недалеком будущем запланирован валютный отдел. С их работой практически не знакома. ПОМОГИТЕ! С чего начать? Может быть у кого-нибудь есть список часто допускаемых ошибок в работе валютного отдела?
    Надеюсь на помощь.
    С уважением...

  • #2
    Tatyana:
    сложно посоветовать что-то конкретное, вал.отдел обычно как минимум три направления:
    1)Вал.контроль(ФЗ 3615-1(пока еще действует), инструкции ЦБ 86-И, 91-И, 500-У, 83-И, 100-и, 101-и, 62, положение 39, и т.д.)
    2)Вал.бухгалтерия (учет)(правила 205-П)
    3)международные платежи (стандарты СВИФТ,договора, межбанковская практика, правила 205-П)
    могут быть еще корсчета, переводы без открытия счета (положение 508,39е) и многое другое...
    ...
    В любом случае смотри норм.акты ЦБ...
    Еще в продаже часто бывают книги что и как ЦБ проверяет в комбанках, можно посмотреть, но там все быстро устаревает...
    Есть еще методические рекомендации ЦБ по проверкам территориальными подразделениями (см.Консультант),журналы и т.д.
    Удачи

    Комментарий


    • #3
      lusk
      Спасибо за отзывчивость. Начинаю смотреть

      Комментарий


      • #4
        Доброго дня всем! Подскажите пожалуйста какие документы требовать для проверки валютных операций? Меня интерессует в частности документы по экспортно-импортным операциям, на что обратить внимание?

        Комментарий


        • #5
          Сыщикбездиплом
          Навряд ли кто-то уже наваял методу по валюте. Закон действует тока полгода, а ЦБ-шные инструкции слишком сырые, надо ждать информационок.

          ПиЭс: посты можно сюда скинуть, имхо.

          Комментарий


          • #6
            Подскажите кто-нибудь, пожалуйста, на что обращать внимание при проверке валютных операций (валютный контроль) по новому законоательству. Может у кого-нибудь есть методичка

            Комментарий


            • #7
              Присоединяюсь к вопросу! Довольно актуально. Если, действительно, у кого-то есть методичка, то я тож хочу таку
              Заранее спасибо тому доброму человеку
              Лучше ничего не делать, чем делать вредное.

              Комментарий


              • #8
                Посмотрите, мож чего подскажет.... Правда программка еще по старому законодательству, но направления те же ведь остались )))

                Программа проверки
                осуществления функций агента валютного контроля.


                Раздел 1. Предпроверочная подготовка:
                1.8 Анализ кадрового состава сотрудников проверяемого подразделения, выполняющих функции агента валютного контроля.
                1.9 Анализ материалов проверок Банка России и СВК, определение типовых нарушений, выявленных ранее.
                1.10 Анализ электронных форм отчетности по валютному контролю и базы ТБСВК. Определение структурного состава клиентской базы и основные направления внешнеэкономической деятельности.
                1.11 На основании выявленных ранее нарушений, структуры клиентской базы и основных направлений внешнеэкономической деятельности определить направления деятельности клиентов, обладающие наибольшим риском и объем выборки, период проведения проверки.
                1.12 Утверждение задания на проверку.

                Раздел 2. Проверка по установленной выборке:
                2.5 Анализ документов, определяющих полномочия и распределение обязанностей должностных лиц проверяемого подразделения, выполняющих функции агента валютного контроля.
                2.6 Анализ качества проведения мероприятий по устранению нарушений, выявленных в ходе проводимых ранее проверок.
                2.7 Оценка правомерности совершения проверяемым подразделением валютных операций и правильности оформления документов валютного контроля.
                Проверяются следующие направления деятельности:
                - операции клиентов по товарным контрактам, подпадающих под систему таможенно - банковского контроля;
                - операции клиентов по товарным контрактам, не подпадающих под систему таможенно - банковского контроля;
                - расчеты клиентов по договорам об оказании услуг, выполнении работ;
                - расчеты клиентов по кредитным договорам и договорам займа;
                - досье по выдаче иностранной валюты на командировочные расходы;
                - досье по корпоративным пластиковым картам;
                - досье по расчетам в рублях РФ между резидентами и нерезидентами;
                - досье по операциям, связанным с движением капитала, проводимым на основании разрешений Банка России.
                - операции физических лиц в иностранной валюте.
                Проверка проводится по разработанным методикам.
                2.8 Оценка правильности формирования отчетности по валютным операциям и своевременность ее представления в Банк России (формы отчетности ф. 500, ф. 652, ф. 618, ф. 663, 606, 661, 658, 402).
                2.9 Определение ответственности в случае выявления нарушений.
                2.10 Определение квалификации лиц, выполняющих функции агента валютного контроля.

                Раздел 3. Подготовка отчета о результатах проверки:
                3.4 Обобщение информации по результатам документальной и дистанционной проверке.
                3.5 Формирование итогового отчета:
                - Описание нарушений и недостатков, выявленных в ходе проверки;
                - Определение причин выявленных нарушений и выработка предложений по их устранению и недопущению в будущем;
                - Определение сроков устранения нарушений;
                - Ознакомление с результатами проверки руководства проверяемого подразделения.

                Раздел 4. Контроль за устранением нарушений и недостатков:
                4.3 Анализ отчета проверяемого подразделения об устранении нарушений и исполнении рекомендаций.
                4.4 Осуществление контроля за эффективностью мероприятий по устранению нарушений.
                Программа проведения проверки операций по привлечению вкладов/депозитов физических/юридических лиц (далее – депозитные операции).
                Я понял, это намек, я все ловлю на лету, но.....непонятно, что конкретно Вы имели ввиду?
                Положительные эмоции - это те эмоции, которые возникают, если на все положить .

                Комментарий


                • #9
                  Большое спасибо! Поможет сориентироваться!

                  Проверка проводится по разработанным методикам.

                  А вот ентих методик нет?
                  Лучше ничего не делать, чем делать вредное.

                  Комментарий


                  • #10
                    В Федеральном законе №173-ФЗ от 10.12.03г. п.6 резидент - физ.л., являющиеся гр.РФ, [I]за исключением гр.РФ, признаваемых постоянно проживающими в ин. государстве...
                    Клиент с двойным гражданством, одно из них РФ, (проживает за границей) существует ли какой либо нормат.акт, запрещающий открывать как нерезидент.

                    Комментарий


                    • #11
                      all
                      У меня примерно такой был последний План проверки.
                      Каюсь, сыроватый.

                      Цели проверки:
                      установить, приведен ли порядок совершения валютных операций в Банке в соответствие с новыми требованиями валютного законодательства и нормативно-правовых актов органов валютного контроля и валютного регулирования.

                      Основные направления осуществления проверки с учетом ключевых рисков по осуществляемым операциям.
                      1. Порядок осуществления обязательной продажи части валютной выручки на внутреннем валютном рынке:
                      - соблюдение объема обязательной продажи,
                      - порядок открытия и ведения транзитного валютного счета,
                      - порядок ведения документооборота (в т.ч., соблюдение сроков)
                      - соблюдение порядка и сроков осуществления продажи
                      - особый порядок осуществления продажи для посредников (комиссионеров, агентов, поверенных).
                      2. Переводы физических лиц без открытия счета:
                      - соблюдение лимита (ограничения) на сумму перевода,
                      - порядок документооборота и учета операций.
                      3. Операции нерезидентов в валюте Российской Федерации:
                      - порядок проведения операций в «переходный период» и переоформления счетов
                      - порядок открытия и использования специальных счетов для проведения операций (а также порядок проведения резервирования в случае установления такого требования для проведения операции нормативными актами)
                      - соблюдение порядка предоставления документов и сведений в целях учета операций,
                      - соблюдение порядка оформления документов (в т.ч., порядок указания кода валютной операции).
                      4. Расчеты и переводы по внешнеторговым сделкам резидентов с нерезидентами:
                      4.1. за ввозимые/вывозимые товары
                      4.2. за выполненные работы, оказанные услуги, передачу информации/результатов интеллектуальной деятельности (в том числе исключительных прав на них)
                      4.3. при предоставлении и получении кредитов и займов
                      - соблюдение порядка и сроков предоставления документов и сведений в целях учета операций (в т.ч., обосновывающих документов),
                      - соблюдение порядка оформления документов (в т.ч., порядок указания кода валютной операции),
                      - соблюдение порядка и сроков открытия и ведения паспорта сделки и ведомости банковского контроля,
                      - соблюдение порядка и сроков переоформления паспортов сделок, оформленных в ранее установленном порядке (в т.ч., факты наличия не переоформленных паспортов),
                      - соблюдение порядка использования специальных счетов и резервирования (в случае установления таких требований нормативными актами) при проведении операций,
                      - порядок ведения досье по паспортам сделок.
                      5. Операции с ценными бумагами:
                      - порядок использования специальных банковских счетов и проведения резервирования.
                      6. Общая организация учета и контроля валютных операций:
                      - ведение базы данных валютных операций в соответствии с п.1.17 Инструкции ЦБР от 15/06/04 №117-И,
                      - наличие внутрибанковских регламентов проведения операций,
                      - наличие утвержденного списка ответственных лиц и зарегистрированного оттиска печати для целей валютного контроля,
                      - случаи направления информации о выявлении фактов нарушения актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования в соответствии с частью 9 статьи 23 Закона «О Валютном регулировании и валютном контроле» от 10/12/03 №173-ФЗ
                      7. Оценка соответствия выполнения банком функций агента валютного контроля требованиям законодательства и нормативно-правовым актам органов валютного регулирования и контроля, оценка возникающих данном участке рисков.
                      In God we trust.And we screen everithing else.

                      Комментарий


                      • #12
                        Сообщение от kira1965
                        В Федеральном законе №173-ФЗ от 10.12.03г. п.6 резидент - физ.л., являющиеся гр.РФ, [I]за исключением гр.РФ, признаваемых постоянно проживающими в ин. государстве...
                        Клиент с двойным гражданством, одно из них РФ, (проживает за границей) существует ли какой либо нормат.акт, запрещающий открывать как нерезидент.

                        Какой может быть запрет. Был еще по старому законодательству ответ ЦБ ( в информационных письмах ищите) - в случае с двойным гражданством физ.лицо самостоятельно определяет свой статус (рез или нерез) Единственное требование - чтобы все счета в банке были открыты данному лицу по одному статусу ( как резу или как нерезу ) на основании опеределения нерезидентов по п.п. а п.7 ст 1 ЗОВРиК (173-ФЗ) Нерезы - физ лица НЕ являющиеся резидентами....

                        Комментарий


                        • #13
                          У валютчиков грядут изменения:
                          Инструкция Банка России от 15.07.2005 № 124-И "Об установлении размеров (лимитов) открытых валютных позиций, методике их расчета и особенностях осуществления надзора за их соблюдением кредитными организациями" (вступает в силу по истечении 6 месяцев после дня его опубликования в "Вестнике Банка России");
                          DenM, CIA

                          Модератор форумов

                          Комментарий


                          • #14
                            DenM думаю, что в данном случае речь больше о выполнении банком функций агента валютного контроля, и в рамках этой проверки в большинстве случаев вал. позиция не затрагивается.
                            In God we trust.And we screen everithing else.

                            Комментарий


                            • #15
                              Сыщикбездиплом
                              Tatyana
                              коллеги, если уж вопрос в том с чего начать, то вроде как с базы данных валютных операций (п. 1.17 117-И), отчетности по валютному контролю и 101ой формы, т.е., фактически определения круга реально проводимых операций, подлежащих валютному контролю, а также внутренних регламентов и должностных инструкций.

                              Также предлагаю вам заглянуть вот в эту тему, где вы в том числе найдете методики проверки выполнения банком функций агента валютного контроля.
                              In God we trust.And we screen everithing else.

                              Комментарий


                              • #16
                                Помогите!
                                может кто-нибудь сможет разъяснить что имеется в виду в нашем законодательстве.
                                Вопрос такой: в п.3.18.3 117-И сказано, что Банк закрывает паспорт сделки по истечении 180 календарных дней с даты завершения обязательств по контракту. Что здесь имеется в виду под словами "по истечении"? через 180 дней паспорт должен быть закрыт (например на 181 день и не позже), либо банк закрывает паспорт "когда захочет" по прошествии 180 дней (в смысле не ранее), но тогда фактически банк может закрыть его действительно когда захочет, например через 250 дней (ведь 180 дней истекли и теперь мы его закрыли), как правильно поступать????
                                Очень срочно нужен ответ!!!

                                Комментарий


                                • #17
                                  В статье 23 пункт 9 173-ФЗ говорится о том, что банк (агент) должен информировать орган валютного контроля (Цб) о нарушениях клиентами валютного законодательства в установленном порядке.
                                  Как это должно происходить, действует ли это сейчас вообще???
                                  Есть ли установленный порядок оповещения ЦБ о нарушениях??? какие у банка обязанности в случае нарушения валютного законодательства клиентами???

                                  Комментарий


                                  • #18
                                    Нарушение валютного законодательства
                                    В статье 23 пункт 9 173-ФЗ говорится о том, что банк (агент) должен информировать орган валютного контроля (Цб) о нарушениях клиентами валютного законодательства в установленном порядке.
                                    Как это должно происходить, действует ли это сейчас вообще???
                                    Есть ли установленный порядок оповещения ЦБ о нарушениях??? какие у банка обязанности в случае нарушения валютного законодательства клиентами???
                                    Никаких, так как на данный момент Банком России не установлен порядок информирования уполномоченными банками о нарушениях вал. зак-ва. Но базу по нарушением надо вести на всяк случай. (ЦБ рекомендовали)
                                    А по поводу закрытия ПС то они закрываются по истечении 180 дней а не на какой то день. Поэтому ИМХО банк имеет право через 180 дней закрыть ПС но не обязанность.
                                    Если у кого другие мнения будет интересно почитать.
                                    С уважением.
                                    Искусал комар Слона,
                                    И пришла тому Хана,
                                    Мораль той басни такова:
                                    Прав не тот кто большой и бивнями украшенный,
                                    А маленький злой и безбашенный.

                                    Комментарий


                                    • #19
                                      Большое спасибо
                                      Да, если у кого-то есть еще мнения, то будет интересно послушать.

                                      Комментарий


                                      • #20
                                        Sollmir-audit п.3.18.3 предполагает возможность закрытия (архивирования) данных паспорта сделки не ранее истечения 180 дней со дня, указанного в графе 6 п.3 ПС.
                                        На мой взгляд, указанная норма предполагает закрытие ПС на 181ый день. Однако не устанавливает ответственности за закрытие на 182ой или любой другой. Таким образом, банк действительно может выбрать, исходя из, например, размеров базы данных, в какой срок по истечении 180 дней паспорт закрыть.
                                        In God we trust.And we screen everithing else.

                                        Комментарий


                                        • #21
                                          Sollmir-audit в связи с тем, что в настоящий момент (который, слава Богу, тянется с момента вступления закона в силу) порядок, предусмотренный п.10 и 11 ст.23 173-ФЗ, не установлен, обязанности, вытекающей из п.9, не наступает.
                                          Что касается рекомендации вести базу, то, насколько я знаю, она дается только устно. Не думаю, что при введении порядка предоставления, будет затребована информация за прошедшие периоды (в крайнем случае может быть определен некий переходный этап до введения порядка, когда рекомендации по сбору информации станут гораздо более настойчивыми - впрочем, это мое предположение и не более того).
                                          С другой стороны, сбор информации о нарушениях клиентами валютного законодательства может быть предусмотрен самим банком в рамках реализации политики Знай Своего Клиента в целях контроля, скажем операционного риска. И в этом случае банк будет обязан вести соответствующую базу.
                                          In God we trust.And we screen everithing else.

                                          Комментарий


                                          • #22
                                            Кстати вопрос 2all
                                            в целях реализации положений 242-П, а конкретно п.3.3, многие банки включают в акты тематических проверок раздел, посвященный управлению (выявлению, контролю, минимизации) рисками, возникающими на данном участке (при проведении данных операций, в ходе работы данного подразделения и т.п.), оценивая при этом и сами риски, и то, как построена система внутреннего контроля
                                            [аналогично, при общей проверке управления рисками делается детализация по сферам деятельности]

                                            так вот вопрос:
                                            на мой взгляд, при проверке выполнения банком функций АВК указанный пункт в отношении рисков можно исключить и более того - не проводить соответствующую проверку, т.к. единственный фактор риска в данном случае - это возможные убытки, вследствие наложения на банк штрафов за нарушение НПА, которые собственно выявляются в ходе внутреннего аудита, сл-но, имеют отношение не собственно к работе данного подразделения, а к организации системы внутреннего контроля.

                                            возможно, изложено несколько сумбурно, но буду благодарна за Ваши, коллеги, мнения по этому поводу

                                            спасибо !
                                            In God we trust.And we screen everithing else.

                                            Комментарий


                                            • #23
                                              Sju Может я не совсем поняла суть вопроса, но Вы сами на мой взгляд уже определили наличие на данном участке операционного и правового риска?

                                              на мой взгляд, при проверке выполнения банком функций АВК указанный пункт в отношении рисков можно исключить и более того - не проводить соответствующую проверку, т.к. единственный фактор риска в данном случае - это возможные убытки, вследствие наложения на банк штрафов за нарушение НПА Возможность (вероятность) убытков и есть риск.

                                              нарушение НПА, которые собственно выявляются в ходе внутреннего аудита, сл-но, имеют отношение не собственно к работе данного подразделения, а к организации системы внутреннего контроля. Если нарушения допущены сотрудниками ВК, тогда наверное все-таки это имеет отношение к работе данного подразделения
                                              Дневной дозор

                                              Комментарий


                                              • #24
                                                Sherly на самом деле меня первоначально смутило то что.. ну, показалось, что вообще нет рисков
                                                имеет отношение к работе данного подразделения да

                                                я вот о чем:
                                                проверка ориентируется на сферу деятельности банка под названием "валютный контроль"
                                                в ней присутствует параметр, влияющий на операционный риск.
                                                с другой стороны, банк ведет деятельность по контролю за операционным риском в общем по всем направлениям деятельности банка.
                                                СВК должна оценить качество контроля за рисками,
                                                и провести этот контроль и в рамках тематической проверки "валютный контроль", и в рамках "построение системы контроля операционных рисков", так ?
                                                или выбрать что-то одно ?

                                                если контроль операционных рисков ведется в рамках проверки валютного контроля, и выявлены нарушения, которые по мнению СВК могут вызвать риски, то что - взять отчет риск-менеджера за тот же период и сравнить - если риск-менеджер не выявил факторов риска, то сделать вывод, что контроль рисков недостаточен ? или ограничиться все-таки в рамках этой проверки выводом, что есть нарушение вал. зак-ва, которое может рассматриваться как фактор риска
                                                бррр, или наоборот - это риск-менеджер должен по результатам проверок СВК, которые выявили нарушение валютного законодательства, сделать вывод, что есть фактор операционного риска и оценить его в каких-нибудь там своих баллах ?

                                                что-то я в этом взаимодействии окончательно запуталась -
                                                ай нид хелп
                                                In God we trust.And we screen everithing else.

                                                Комментарий


                                                • #25
                                                  План проверки валютного контроля

                                                  ремарка: отчетность по в/к проверяется (мониторится) отдельно
                                                  план может быть не всеобъемлющий - строится так или иначе с учетом специфики, так что на звание методички не претендует
                                                  In God we trust.And we screen everithing else.

                                                  Комментарий


                                                  • #26
                                                    Sju Здравствуй!
                                                    ограничиться все-таки в рамках этой проверки выводом, что есть нарушение вал. зак-ва, которое может рассматриваться как фактор риска
                                                    Ну, так, вроде, и есть. С одной только оговоркой: ежели нарушение-таки выявлено, то оно не столько может, сколько все-таки должно рассматриваться как фактор риска наложения на банк штрафных санкций. Об этом, конечно, СВК-шнику лучше указать. А потом уже эта информация используется сотрудником (подразделением), ответственным за управление опер. рисками (порядок доведения зависит от регламента банка).

                                                    Комментарий


                                                    • #27
                                                      Sju Так..попробуем дойти "до сути"
                                                      СВК должна проверить "...полноту применения и эффективности методологии оценки банковских рисков и процедур управления банковскими рисками (методик, программ, правил, порядков, процедур совершения банковских операций и сделок, управления банковскими рисками".

                                                      Управление банковскими рисками - комплекс мероприятий по:
                                                      1. Выявлению (идентификации) - в этом процессе участвуют все сотрудники и подразделения
                                                      2. Измерение - сотрудник, риск-менеджер (подразделение), отвечающий за координацию и централизацию, т.е. методики оценки риска, разработка методик и процедур по снижению риска.
                                                      3. Определение приемлемого уровня рисков - этим, ИМХО занимается руководство (на основании аналитических отчетов, предоставляемых риск-менеджером), в виде утверждения лимитов, ограничений и т.д.
                                                      Применительно к Валютному контролю - при проверке, СВК должно определить (сделать вывод) о том, -проводится ли этим отделом выявление (идентификация) риска;
                                                      -выполняются ли меры, процедуры и технологии по снижению оперриска;
                                                      -выполняютмся ли лимиты (приемлемый уровень) риска.
                                                      Я еще, учитывая, что у нас планируется применяеться балльно-весовый метод оценки оперриска - делаю аналитику, пытаюсь классифицировать оперриски по источникам возникновения - Персонал, Процессы, Системы, Внешняя среда, т.е фактически классифицировать выявленные в ходе проверки ошибки (нарушения)
                                                      Дневной дозор

                                                      Комментарий


                                                      • #28
                                                        ROMKA Sherly
                                                        спасибо
                                                        In God we trust.And we screen everithing else.

                                                        Комментарий


                                                        • #29
                                                          О порядке применения п.4.4. 116-И
                                                          (следует ли резервировать, если займ свыше 3 лет, но предусмотрен досрочный возврат)
                                                          Ответ ЦБ от ноября 2005 года.
                                                          Как говорится, to whom it may concern
                                                          In God we trust.And we screen everithing else.

                                                          Комментарий


                                                          • #30
                                                            Подробная программа проверки: http://www.dom.bankir.ru/showpost.ph...6&postcount=60

                                                            Комментарий

                                                            Пользователи, просматривающие эту тему

                                                            Свернуть

                                                            Присутствует 1. Участников: 0, гостей: 1.

                                                            Обработка...
                                                            X