16 октября, вторник 02:14
Bankir.Ru

Объявление

Свернуть
Пока нет объявлений.

Учетная политика для целей налогообложения

Свернуть
X
  • Фильтр
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения

  • Учетная политика для целей налогообложения

    http://nalogi.com.ru/nalogi/obsor/up2002.html

    УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА
    ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
    (КРАТКИЙ КОММЕНТАРИЙ)

    С.В. Четвертый



    Этот краткий комментарий ни в коей мере не претендует на всеобъемлющее разъяснение разнообразных аспектов учетной политики для целей налогообложения. Здесь только перечислены нормы Налогового кодекса РФ, связанные с такой учетной политикой.

    В соответствии со ст. 313 НК РФ в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя устанавливается порядок ведения налогового учета.

    Налоговый учет – это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

    Данные налогового учета должны отражать:
    — порядок формирования суммы доходов и расходов;
    — порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;
    — сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;
    — порядок формирования сумм создаваемых резервов;
    — сумму задолженности по расчетам с бюджетом налогу на прибыль.

    Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно и применяется последовательно от одного налогового периода к другому.

    Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется в случае изменения:
    а) законодательства;
    б) применяемых методов учета.

    Решения о любых изменениях должны отражаться в учетной политике для целей налогообложения и применяться с начала нового налогового периода.

    В случае если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.

    В силу ст. 314 НК РФ приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения являются формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов. При этом в ст. 313 НК РФ указано, что формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:
    — наименование регистра;
    — период (дату) составления;
    — измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
    — наименование хозяйственных операций;
    — подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

    В соответствии с п. 6 ст. 254 НК РФ при определении размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг) организация должна выбрать и отразить в приказе об учетной политикой для целей налогообложения один из следующих методов оценки указанного сырья и материалов:
    — метод оценки по себестоимости единицы запасов;
    — метод оценки по средней себестоимости;
    — метод оценки по себестоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
    — метод оценки по себестоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

    В силу п. 10 ст. 259 НК РФ допускается начисление амортизации по нормам амортизации ниже установленных этой статьей по решению руководителя организации, закрепленному в учетной политике для целей налогообложения. Использование пониженных норм амортизации допускается только с начала налогового периода и в течение всего налогового периода.

    В соответствии с п. 2 ст. 261 НК РФ при осуществлении расходов на освоение природных ресурсов, относящихся к нескольким участкам недр, указанные расходы учитываются отдельно по каждому участку недр в доле, определяемой налогоплательщиком в соответствии с принятой им учетной политикой для целей налогообложения.

    Статьей 267 НК РФ установлено, что налогоплательщик самостоятельно принимает решение о создании резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию и в учетной политике для целей налогообложения определяет предельный размер отчислений в этот резерв. При этом резерв создается в отношении тех товаров (работ), по которым в соответствии с условиями заключенного договора с покупателем предусмотрены обслуживание и ремонт в течение гарантийного срока, а размер созданного резерва не может превышать предельного размера, определяемого как доля фактически осуществленных налогоплательщиком расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме выручки от реализации указанных товаров (работ) за предыдущие три года.

    На основании п/п 3 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации покупных товаров налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на стоимость приобретения данных товаров, определяемую в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения одним из следующих методов оценки покупных товаров:
    — по себестоимости первых по времени приобретения (ФИФО);
    — по себестоимости последних по времени приобретения (ЛИФО);
    — по средней себестоимости (в случаях, когда с учетом технологических особенностей невозможно применение методов ФИФО и ЛИФО).

    В силу п. 9 ст. 280 НК РФ при реализации или ином выбытии ценных бумаг (за исключением случая, указанного в пункте 7 этой статьи) налогоплательщик самостоятельно в соответствии с принятой в целях налогообложения учетной политикой выбирает один из следующих методов списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг:
    — по себестоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
    — по себестоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

    Руководствуясь п. 2 ст. 286 НК РФ, налогоплательщики имеют право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей исчислению. В этом случае исчисление сумм авансовых платежей производится налогоплательщиками исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца.

    Очевидно, что такое решение следует отразить в приказе об учетной политике в целях налогообложения.

    В соответствии с п. 2 ст. 288 НК РФ уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками — российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, в целом по налогоплательщику.

    При этом налогоплательщики самостоятельно определяют, какой из показателей должен применяться — среднесписочная численность работников или сумма расходов на оплату труда. Выбранный налогоплательщиком показатель должен быть неизменным в течение налогового периода.

    Представляется, что показатель, выбранный предприятием, должен быть закреплен в приказе об учетной политике для целей налогообложения.

    В соответствии со ст. 316 НК РФ сумма выручки от реализации определяется на дату признания доходов и расходов в соответствии с выбранным налогоплательщиком методом признания доходов и расходов для целей налогообложения. Однако право на такой выбор (который, очевидно, должен быть закреплен в приказе об учетной политике) имеют не все. Общим правилом в главе 25 НК РФ является признание доходов по методу начисления. И только организации, у которых в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал (п. 1 ст. 273 НК РФ), могут выбрать (либо не выбрать) кассовый метод.

    В заключение отметим также, что приказ об учетной политике должен включать элементы, относящиеся к НДС (см. п. 1 и п. 12 ст. 167 НК РФ), а у пользователей недр — и элементы, относящиеся к налогу на добычу полезных ископаемых (см. п. 2 ст. 339 НК РФ).

    ______________

  • #2
    Был на семинаре, услышал там мнение одного из руководителей Управления Федеральной службы Налоговой полиции РФ по г.Москве (без рассмотрения банковской специфики). Чётко, по-военному, было сказано, что в случае посещения организации, налоговые полицейские обязательно потребуют учётную политику для целей налогообложения, где попытаются найти для себя информацию по нижеприведённым пунктам (как я понял), поэтому, и рекомендуют их отразить.

    Рекомендуемые разделы учётной политики для целей налогообложения

    1. Организационно-технические вопросы.
    1.1. Подразделение (какое), осуществляющее (как) налоговый учёт.
    1.2. Внутренний порядок предоставления документов налогового учёта подразделениями (график документооборота).
    1.3. Порядок предоставления документов налогового учёта обособленными подразделениями.

    2. Налог на прибыль.
    2.1. Порядок уплаты, авансы, обособленные подразделения (списочная численность или фонд оплаты труда).
    2.2. Метод (начисления или кассовый).
    2.3. Амортизация имущества (сроки полезного использования – можно отдельным приказом).
    2.3.1. Метод (линейный, нелинейный).
    2.3.2. Коэффициенты ускоренной амортизации.
    2.4. Методы оценки активов и списания на себестоимость (ФИФО, ЛИФО, средняя себестоимость)
    2.5. Резервы разные (критерии, создание, инвентаризация и т.п., в т.ч. по статье 267 НК - ремонт).
    2.6. Используемые регистры налогового учёта (рекомендованные МНС или предложенные фирмой 1С или собственные, разработанные исходя из того, что нужно для заполнения конкретных налоговых деклараций и т.п.).

    3. НДС.
    3.1. Утверждение определения даты реализации товаров, услуг (по оплате или по отгрузке). По умолчанию – по отгрузке, как записано в конце статьи 167 НК.
    3.2. Уплата НДС обособленными подразделениями (централизованно, головной организацией).

    4. Налог на пользователей автодорог (Инструкция N 59).
    4.1. Утверждение определения даты реализации товаров, услуг (по оплате или по отгрузке).

    Комментарий


    • #3
      ALL
      Думаю в свете изменений к ст. 313 некоторые вопросы можно будет не затрагивать в уч.политике по н/о

      Комментарий


      • #4
        Собираетесь ли Вы предоставять в ГНИ учетную политику для целей налогообложения?
        В НК этого требованиянет, но у налоговой собственной мнение - хочет получить. Вот и интересно, что Вы решили - пусть дальше хочет, или предоставите.

        Предоставляете ли в ГНИ обычную Учетную политику (раньше, по-моему, должны были, сейчас в законодательстве такого требования не нахожу, но многие предоставляют.)

        Комментарий


        • #5
          Катькин
          Предоставлять не собираемся, а придут на проверку - покажем.

          Комментарий


          • #6
            Катькин
            Некто Реснянский на представительном семинаре в Екатеринбурге (были областная ИМНС, ГУ ЦБ и прочие) сказал прямо: Срок не оговорён, когда, ждём дополнения в налоговый кодекс, поэтому рекомендовал нести налоговую политику только после учёта изменений.
            Однако мы разрабатываем чисто для себя - банк большой и нужно чтобы исполнители чем-то руководствовались. В ИМНС не понесём - они сами слушали своего вышестоящего товарища. Он кстати публично раздаёт свой министерский телефон с единственной просьбой - звонить после 18-00 Москвы.
            Можете и проконсультироваться, как в Вашей первопрестольной - он и Вашим начальник.
            Должность точно не помню. 913-02-06, Евгений Петрович.

            Комментарий


            • #7
              Некто Реснянский
              Хи-хи. Зам. руководителя Департамента МНС и единственный - по отзывам - кто может что-то сказать по 25-й главе.

              Комментарий


              • #8
                Сергей Фёдоров Некто Реснянский рекомендовал нести налоговую политику только после учёта изменений.
                Так все-таки рекомендовал? И ссылался на что-либо?

                ALL
                Учетную политику предоставляете с годовым отчетом?

                Комментарий


                • #9
                  Сергей Фёдоров
                  Спасибо за телефончик и за внимание к вопросу.
                  Мы политику в целях налогообложения разрабатываем не только для себя - есть требования в НК.

                  Комментарий


                  • #10
                    Катькин Учетную политику предоставляете с годовым отчетом?

                    - Как я понимаю, должно быть два отдельных документа (по учётным политикам): по налогообложению и по бухгалтерскому учёту. Если не будет налоговой учётной политике в готовом виде, то можно представить в налоговую учётную политику по бухгалтерскому учёту, посколькув ней должно быть, хоть немного, про налоги. Наверное, нельзя всё, что касается налогообложения полностью перенести из учётной политики по бухгалтерскому учёту в учётную политику по налогообложению, поскольку есть действующие инструкции Банка России (т.е. касающиеся учётной политики по бухучёту, например, 1047-У), требующие отразить тот или иной налоговый вопрос в учётной политике (например, периодичность уплаты налога на прибыль, уплата налогов филиалами, принимается ли к зачёту НДС).

                    Комментарий


                    • #11
                      Я была на семинаре, где выступали представители из МИ МНС 44. Я задала конкретный вопрос, должны ли мы предоставлять учетную политику для целей налогообложения в инспекцию с годовым отчетом. Отдел выездных проверок ответил, что не должны. А отдел камеральных проверок - должны. Причем на вопрос "на каком основании?", я ответа не получила. Также я звонила в отдел камеральных проверок с вопросом "будут ли они принимать годовые отчеты без учетной политики?", мне ответили, что будут, но на отчетах будут ставить для себя отметку, что мы должны донести учетную политику.

                      Комментарий


                      • #12
                        AVKomarov
                        Понятно, что должно быть 2 документа:
                        1) Учетная политика;
                        2) Учетная политика для целей налогообложения.

                        AVKomarov Светлана.Ю.

                        Вопрос: какие нормативные акты требуют предоставления в налоговую:
                        1) Учетной политики (обычной учетной политики);
                        2) Учетной политики для целей налогообложения.

                        По п.2 - в принципе понятно, в НК требований нет, а если чего - то хочет ГНИ, то пусть дальше хочет. Вопрос взаимоотношений с налоговой, и только. Может, выпустит какое - нибудь письмо, кто их знает.

                        По п.1 - многие (в том числе небанковские институты - те вообще в массовом порядке) представляют в ГНИ Учетную политику (обычную). На вопрос "Зачем" - ответ, что, мол, так повелось.
                        Ранье в законодательстве были требования. Есть ли сейчас?????

                        Комментарий


                        • #13
                          Катькин Ранье в законодательстве были требования. Есть ли сейчас?????
                          По-моему, нету. И раньше не было. Учетная политика должна БЫТЬ, но ее не нужно предоставлять в налоговую.

                          Комментарий


                          • #14
                            Вот тут еще статья, мож кому поможет.
                            http://www.buh.ru/DocumentsDescr.aspx?doc=160

                            Комментарий


                            • #15
                              кто из вас без греха, первый брось на нее камень> (Иоан. 8, 7)

                              Такая вот инструкция (предварительная) для организации работы по налогообложению специалистов банка (не УП!). Найдется у кого - нибудь время - буду рад конструктивной критике.
                              Ограничения: банк относительно небольшой, налоговый учет пока не автоматизирован.

                              Комментарий


                              • #16
                                толстый, спасибо.
                                Бегло посмотрел. Рекомендую перед ПОЛОЖЕНИЕМ писать ОГЛАВЛЕНИЕ. Проще ориентироваться. А почему не хотите написать УП?
                                Налоговый календарь на 2002 год как Приложение №2
                                к Положению «О порядке учета операций для целей налогообложения», полагаю не нужен.
                                Пока пишу, то куда упал взгляд.
                                6.1.9. Сумма НДС, уплаченного поставщикам по приобретенным товарам (работам, услугам) относится на расходы Банка.
                                И все? Не описан учет материалов, ОС, МБП, НМА, это важно.
                                7.4.5. В приведенной ниже таблице, обозначен момент признания, некоторых расходов связанных с производством и реализацией:
                                Хорошая таблица. Но где доходы?
                                Вот вы пишите:
                                Вид расхода: Арендные платежи
                                Момент признания: Последняя дата расчетов по договору (дата выставления (счета) счета – фактуры по договору)
                                Символ ф.102 : 29406
                                Хорошо, но добавьте столбец: Основание признания. И проставьте пункт и статью из НК.
                                Составьте перечень регистров доходов и расходов.
                                Пишите:
                                1. наименование дохода, расхода
                                2. регистр №
                                3. символ ф. 102
                                3. сумма
                                и так по всем операциям банка.
                                Попробуйте выйдти на результат, т.е. НОБ. В идеале, в этаком сводном регистре, у вас должны быть все доходы и расходы банка учитываемые в целях налогообложения.
                                Вот беглые общие замечания. Конструктивная критика возможна, если Вы обратите моё внимание на конкретную проблему.

                                Комментарий


                                • #17
                                  толстый
                                  Почему Вы начисление Земельного налога проводите и по Голове и по филиалам? Может стоит только по Голове?

                                  Комментарий


                                  • #18
                                    ИО АН
                                    УП на мой взгляд - документ на двух листах в котором на вопросы приведенные выше AVKomarov даются ответы одним предложением. Спасибо за идею по таблице, но она уже у нас реализована (частично), когда делали 1 квартал я даже сравнивал 102 и расчет ноб. К моему удивлению разница оказалась не такой уж и большой.

                                    Unregistered
                                    По моему так гораздо удобнее.

                                    Комментарий


                                    • #19
                                      Люди добрые помогите!!!!
                                      Налоговая пришла. А учетной политики для целей налогообложения нету....

                                      Комментарий


                                      • #20
                                        Unregistered, а то, что толстый предложил, Вам не подходит? Ну тогда не знаю, что и сказать...

                                        Комментарий


                                        • #21
                                          Спасибо ТОЛСТОМУ! Пытаюсь адаптировать для нас.

                                          Вопрос: каким образом вы собираете первичку в регистры налогового учета?
                                          Ручками или как-то еще?

                                          Комментарий


                                          • #22
                                            Первичные документы у нас хранятся в общем порядке принятом для документов бухгалтерского учета отдельно от регистров налогового учета. Регистры налогового учета составляются а) если бухгалтерский и налоговый учет совпадают - это просто вырезка из оборотной ведомости по лицевым счетам б) если не совпадают - по разному, для амортизации отдельная программа, для векселей на основании журнала их движения и т.п. В случае б) первичные документы бух.учета по - моему вообще не имеют смысла.
                                            Я еще раз хочу сказать, что я бы не стал принимать приведенный мной документ за УП.

                                            Комментарий


                                            • #23
                                              На безрыбье...

                                              А что вы применяете в качестве рыночной цены для МБК?
                                              мы для размещенных берем MIACR. А для привлеченных что брать?
                                              В статье М.А. Пархачевой "Налоговый учет в виде процентов по долговым обязательствам" говорится, что по долговым обязательствам, выданным до 1 января 2002г., для определения предельной величины процентов..., используется ст.269 п.1 абз.4, т.е. ставка рефинансирования увеличенная в 1,1 раз.
                                              На сколько это верно?

                                              Комментарий


                                              • #24
                                                Честно говоря я сейчас не припомню случая, когда искал рыночную цену по МБК. Мы пытаемся следить чтобы ставки по идентичным кредитам в течение непродолжительного периода времени были в пределах 20% (особенно мне нравится понятие "непродолжительный период" для этого рынка!). Наверное, МИАКР - я бы брать не стал, так как мой банк региональный - посмотрел бы наш рынок (а вообще - пусть налоговая ищет).
                                                А зачем по привлеченным искать рыночную цену? По ним проценты признаются по статье 269 НК РФ в пределах 20% от среднего уровня по сопоставимым выданным или от ставки рефинансирования (а до 7 дней вообще в полном объеме).
                                                Статью Пархачевой М.А. не читал - ничего сказать не могу т.к. не знаю аргументов. С приведенной Вами выдержкой не согласен.
                                                Вообще этот вопрос много и долго обсуждался на форуме - поищите.

                                                Комментарий


                                                • #25
                                                  По поводу учетной политики - законом 57-ФЗ дополнена статья 10.2 в закон № 110-ФЗ (который ранее вводил в действие 25 главу). В этой статье сказано, что налогоплательщик вправе внести изменения в учетную политику для целей налогообложения и в случае изменения порядка уплаты представить соответствующую информацию в налоговый орган по месту своего нахождения.

                                                  Комментарий


                                                  • #26


                                                    Если я правильно понял, то в состав расходов на оплату труда включается ЕСН в полном объеме?

                                                    Комментарий


                                                    • #27
                                                      толстый, большое спасибо за документ. Я его в "Народном творчестве" размещу, не возражаешь?

                                                      Комментарий


                                                      • #28
                                                        marina, конечно не возражаю, в применении 25 главы я по прежнему заинтересован в "свежем взгляде" - чем больше тем лучше.
                                                        А где это "народное творчество"? (меня из департамента учета калачем не выманишь, поэтому я к своему стыду плохо ориентируюсь в других местах банкира).

                                                        Комментарий


                                                        • #29
                                                          В "Справочной инфе". http://dom.bankir.ru/showthread.php?s=&threadid=20190

                                                          Комментарий


                                                          • #30
                                                            Упссс... (блин, живу как в лесу).
                                                            marina, прими мою благодарность.

                                                            Комментарий

                                                            Пользователи, просматривающие эту тему

                                                            Свернуть

                                                            Присутствует 1. Участников: 0, гостей: 1.

                                                            Обработка...
                                                            X