21 ноября, среда 13:16
Bankir.Ru

Объявление

Свернуть
Пока нет объявлений.

Налоговый учет: взгляд юриста, человека и гражданина. Налоговый кодекс части I и Ii.

Свернуть
X
  • Фильтр
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения

  • Налоговый учет: взгляд юриста, человека и гражданина. Налоговый кодекс части I и Ii.

    Как известно, с 2002 года введен специальный учет для целей уплаты налога на прибыль – так называемый "налоговый учет" (ст. 313 НК РФ). Проектом закона о внесении изменений и дополнений в гл. 25, находящимся на рассмотрении в Государственной Думе РФ, предлагается исключить из абз. 1 ст. 313 слова "если статьями настоящей главы предусмотрен порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, отличный от порядка группировки и отражения в бухгалтерском учете, установленного правилами бухгалтерского учета". Предлагается дополнить эту же статью следующими положениями: "В случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета. Налогоплательщик также вправе вести самостоятельные регистры налогового учета". Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета". Как мы видим, и в старой, и в новой редакции статьи 313 НК РФ предполагается возможность использования данных бухгалтерского учета.

    Федеральный закон "О бухгалтерском учете" определяет бухгалтерский учет как упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Основными задачами бухгалтерского учета являются, в первую очередь, формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, а также обеспечение информацией, необходимой как внутренним, так и внешним пользователям бухгалтерской отчетности (в том числе налоговым органам) для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

    Достоверность бухгалтерской отчетности и соответствие ведения бухгалтерского учета законодательству подтверждаются официальным документом – аудиторским заключением, выдаваемым в соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности".

    Таким образом, бухгалтерский учет как нормативно урегулированная информационная система предоставляет достаточно возможностей для осуществления налогового контроля. Это обстоятельство учтено при решении общих вопросов исполнения обязанности по уплате налогов: в соответствии со статьей 54 Кодекса налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

    На протяжении девяти лет – с 1992 по 2001 – для целей налогообложения прибыли использовались данные бухгалтерского учета и применялась система корректировок бухгалтерских показателей, которая не приводила к лишним трудозатратам, а также не вызывала неясностей у налогоплательщиков и налоговых органов. Для того чтобы отойти от общих подходов, необходимы веские основания.

    Даже при максимальном сближении налогового и бухгалтерского учета и использовании принципов бухгалтерского учета для построения налогового учета, даже в случае устранения избыточности налогового учета внедрение в практику налогообложения налогового учета в том виде, в каком он предусмотрен в статьях 313 – 333 Налогового кодекса, связано с материальными расходами организаций, а также с большими затратами труда и здоровья людей.

    В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции России). Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции России). Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции России). В Постановлении Конституционного Суда РФ от 16.05.00 г. N 8-П подчеркивается необходимость соблюдения баланса частных и публичных (в данном случае – фискальных) интересов.

    Необходимость снижения административных барьеров для предпринимательства подтверждается принятием Федерального закона от 08.08. 01 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)". Данный Закон в силу его п. 3 ст. 1 прямо не применяется к отношениям, связанным с проведением налогового контроля. Тем не менее, данный Закон содержит новые положения, направленные на защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля. Налоговый контроль является частью государственного финансового контроля.

    Можно представить, что получится, если государство в целях контроля каждый раз будет вводить специальный валютный, страховой, пожарный, санитарный, таможенный, антимонопольный и другие виды учета соответственно количеству министерств и ведомств! По этому поводу есть хорошая фраза в романе Сола Беллоу "Герцог": "Уважаемый господин президент! Новое налоговое законодательство превратит всю нацию в счетоводов. Жизнь каждого гражданина становится бизнесом. По-моему, это едва ли не худшее толкование смысла жизни за всю историю. Человеческая жизнь – не бизнес".

    Для организаций налоговый учет означает лишние издержки, не связанные с повышением производительности. Для малого и среднего бизнеса налоговый учет означает очередное снижение конкурентоспособности по сравнению с крупным бизнесом. И все это в то время, когда официально провозглашена политика поддержки отечественного товаропроизводителя, малого и среднего бизнеса!

    Цель налогового учета очевидна – облегчить налоговый контроль. Однако любая организация уникальна и уже поэтому введение налогового учета не приведет к серьезному повышению эффективности и качества налогового контроля: "хотели как лучше, а получилось как всегда". Уже при первоначальном анализе статей 313 – 333 вид но, что их положения либо повторяют общие положения двадцать пятой главы, либо дублируют принципы бухгалтерского учета, либо содержат внутренне противоречивые нормы.

    Расходы организаций на постановку и поддержание налогового учета являются ничем иным как косвенно переложенными на налогоплательщиков расходами на содержание министерства по налогам и сборам как части государственного аппарата. Поэтому в масштабах российского общества налоговый учет означает повышение общественных издержек лишь для того, чтобы перераспределить валовой (совокупный) общественный продукт. Готово ли общество платить такую плату за то, что законодатель не посчитал нужным или не смог тщательнее продумать систему определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций?

    Положения Налогового кодекса о налоговом учете должны быть рассмотрены на предмет соответствия Конституции России, ее статьям 8, 35 и 55. В ходе рассмотрения дела в Конституционном Суде налогоплательщикам, возможно, удастся узнать, чем же обосновано введение в России системы налогового учета, аналогичной которой нет нигде в мире.

    Всех давно волнует и такой вопрос. Важнейшими объектами бухгалтерского учета являются такие объективные экономические показатели как доходы и расходы. Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, которая определяется как разница между доходами и расходами. Почему же налогоплательщиками и налоговыми органами не могут быть использованы данные бухгалтерского учета, предназначенного для формирования полной и достоверной информации? В некоторых случаях государство ограничивает принятие некоторых расходов в целях борьбы со злоупотреблениями – и это справедливо. Но даже если определяется некая "прибыль для целей налогообложения", то разрыв не должен быть слишком велик. Для налогоплательщиков, как и для общества в целом, гораздо важнее, какой налог взимается с фактической прибыли. Ведь реально существует только одна прибыль и именно с этой прибыли всегда платится налог. Если, к примеру, налогоплательщик получил дохода на 100 рублей и произвел расходов на 60 рублей, но для целей налогообложения в качестве расходов были учтены лишь 20 рублей, то фактическая ставка налога на прибыль составляет не номинальные 24%, а 48%!

    Если существующий на сегодняшний день бухгалтерский учет не позволяет адекватно отражать экономическую ситуацию в организации, то он должен быть реформирован и в этом заинтересованы не только контролирующие органы, но и другие пользователи бухгалтерской отчетности: руководители, учредители, участники и собственники имущества организации, инвесторы, кредиторы и т.д. Однако введение налогового учета лишь по причине несовершенства бухгалтерского учета недопустимо.


    В.М. Зарипов,
    главный специалист ОАО "Объединенные Консультанты ФДП"
    г. Москва

  • #2
    marina

    Спасибо, что Вы поместили эту статью.
    В статье есть вопросы и она заставляет задумываться.
    Но для тех кто знает причины и бессмысленность апелляции к КС, сразу же читаются и ответы имеющиеся в этой же статье. Так, главный ответ имеется в последнем абзаце: в этом заинтересованы не только контролирующие органы

    Вывод: К сожалению на сегодня, в споре между интересами предпринимательства и команды гос.чиновников (работающих на деньги и в интересах отдельных крупных бизнесменов), побеждают последние.
    В результате имеем законодательство в максимальной степени основанное на субъективности, а не на норме права.

    Чтобы не быть голословным, предлагаю оценить яркий пример действий энергетических компаний под руководством г. (не подумайте, что "г." - это "господин") Чубайса, которые игнорируют гражданское законодатедьство и отключают, внесудебно и не на основании условий договоров, потребителей услуг (электроэнергии). При этом, их нельзя привлечь к суду, т.к. даже Депутаты госдумы публично объявляют, в частности г. Немцов, что эти действия (без суда и следствия отключать того, кого сочтет нужным энергетик) нужны для укрепления экономики не отдельно взятого г., а всех нас.

    У меня есть предложение автору предложенной статьи:
    А почему бы Вам не продолжить тему и на страницах СМИ взять, да и исследовать вопрос избирательности власти в отношении применения норм права ? И есть ли такая избирательность ? А то, может "я не так понял" и нет в стране этого "г." ?
    С уважением, коллеги !

    Комментарий


    • #3
      yuniks
      А я вот представила, что МНС вдруг прозрело, и с криком "Где была моя голова?!!", бросилось вертать все взад... Т.е. сводить воедино бухгалтерский и налоговый учет. Слившись в едином порыве с Минфином и Центробанком.
      И это после того, как лучшие умы России (мы то есть, чего уж там скромничать) потратили год жизни на разработку уникальных систем налогового учета!!!

      Абыдна, дааа...

      Комментарий

      Пользователи, просматривающие эту тему

      Свернуть

      Присутствует 1. Участников: 0, гостей: 1.

      Обработка...
      X