29 ноября, воскресенье 17:09
Bankir.Ru

Объявление

Свернуть
Пока нет объявлений.

Изменения в банковском законодательстве в 2016 году

Свернуть
Эта тема закрыта.
X
X
  • Фильтр
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения

  • Изменения в банковском законодательстве в 2016 году

    <Согласовано с администрацией форума>

    Центральный банк с 2016 года вводит в действие новое положение о бухгалтерском учете основных средств. За последние пятнадцать лет, с появления Налогового кодекса, это самые серьезные изменения в учете основных средств. Можно быть уверенным, что последствия этого перехода будут вспоминаться еще долго. Естественно, чтобы воспоминания не были горькими, надо заранее подготовиться к будущему новому бухгалтерскому году.

    В настоящее время почти весь учет основных средств (далее ОС) в банках так или иначе автоматизирован. Правильная автоматизация - это не ворох Excel-файлов, а полноценный и должным образом внедренный программный продукт. Хорошая автоматизированная система должна быть специально создана для учета материальных ценностей в банке, содержать полный пакет необходимых функций и отчетов. Поэтому подготовку к грядущим изменениям следует рассматривать, имея «на прицеле» подобную систему, которая позволит пройти «Рубикон 2016» быстро и желательно недорого. В качестве примере возьмем современное тиражное решение фирмы 1С «1С:Административно-хозяйственная деятельность банка» (Далее 1С:АХД), разработчик - компания «АйТи Капитал».

    Главная цель изменений ЦБ очевидна. Руководство банковской отраслью хочет приблизить российский учет к международным стандартам, в первую очередь к МСФО. Один из главных посылов этих стандартов - отчетность предприятия должна позволять в любой момент оценить стоимость предприятия в целом, надежность и ликвидность его активов в частности. И хотя материальные активы в запасе и эксплуатации - это не самый главный актив банка, тем не менее они тоже имеют стоимость, которая подвержена различным изменениям.

    Первое, оно же главное изменение - справедливая стоимость. Стоимость основного средства после принятия его к учету может изменяться в зависимости от различных факторов, в первую очередь - рыночных колебаний цены (помним про МСФО). Если объект ОС понадобится продать прямо сейчас, то Банк должен точно знать сколько стоит это ОС. Поэтому необходимо не только произвести правильную первоначальную оценку стоимости, но и периодически ее переоценивать. Тем не менее ЦБ дает некоторые послабления - он позволяет вести учет по справедливой стоимости не всех ОС, а только тех, которые с точки зрения руководства банка представляют известную ценность. Таким образом, потребуется разделить все ОС на группы, каждую из которых нужно будет учитывать одним из двух способов: по-новому (справедливо), или по-старому (от первоначальной стоимости). Система 1С:АХД автоматически разнесет по группам все эксплуатируемые ОС, а далее при необходимости перенесет их между группами с сохранением полной истории. Также в дальнейшем 1С:АХД позволит автоматизировать процедуру периодической переоценки - по группам, периодам и т.п.

    Во-вторых, вводится понятие ликвидационной стоимости. Это нововведение закрывает очевидный пробел существующего принципа учета - по окончании срока эксплуатации объект ничего не стоит, то есть продать его невозможно. Очевидно, что для многих ОС это не так. Теперь при принятии к учету стоимость объекта нужно будет разделить на две - ликвидационную и амортизируемую. Амортизироваться будет вторая, а первая останется и будет равна предполагаемой продажной стоимости объекта по окончании срока. Точно так же ликвидационная стоимость будет справедливой, то есть ее надо будет периодически переоценивать. С помощью 1С:АХД можно будет автоматически или индивидуально устанавливать ликвидационную стоимость как на отдельное ОС, так на группу, а также подвергать ее переоценке.

    Согласно новому положению стоимость основного средства по договору может отличаться от стоимости на условиях немедленной оплаты. Другими словами, наценка за отсрочку платежа теперь приравнена к процентному расходу и в стоимость основного средства не включается. Также, как и обычные проценты, он должен быть включен в расходы. То есть при приобретении объекта капитальных вложений (как и материальных запасов) нужно будет разделить договорную стоимость на две составляющие, и правильно их учесть. Процентный расход может определяться как относительно договорной стоимости, так и абсолютно (конкретной суммой). В 1С:АХД реализованы оба этих способа в операции приобретения запасов и капвложений.

    Как известно, процедура выбытия основных средств может сопровождаться дополнительными расходами - оценка стоимости, комиссия, демонтаж и т.п. Теперь это также учитывается в стоимости основного средства как затраты на ликвидацию. Эти затраты оцениваются в момент принятия к учету основного средства, увеличивают его ликвидационную стоимость и могут пересматриваться независимо от основной стоимости. Затраты на ликвидацию могут быть оценены как процент от стоимости основного средства, так и индивидуально. Это также предусмотрено в операциях принятия к учету ОС и переоценки в 1С:АХД.

    Время от времени возникает необходимость отдельного учета частей одного основного средства с разными характеристиками и сроками использования. Согласно новому положению, такое ОС может быть поставлено на учет как комплект с единым инвентарным номером и различными частями. Кроме того, теперь затраты на капитальный ремонт и периодическое обслуживание могут быть включены в комплект как отдельная часть и, соответственно, амортизироваться. Операции комплектации и разукомплектации - это довольно сложный участок, который требует тщательного и продуманного учета. Автоматизированная система, в частности 1С:АХД, существенно облегчает жизнь в этой ситуации, позволяя в любой момент получить состояние комплекта и его частей, просмотреть историю их изменений.

    В заключение следует отметить, что помимо изменений в методики учета ОС, новое положение вводит еще одно новшество в смежной области. Если до этого вы учитывали арендную плату в составе расходов будущих периодов, то теперь делать это необязательно - можно просто включать ее в задолженность контрагента. Разумеется, может понадобиться дополнительная отчетность по такой задолженности, что также без труда можно получить в 1С:АХД.

    Подробнее об 1С:АХД можно узнать Здесь.
    Последний раз редактировалось Nikki; 27.01.2015, 13:46.

  • #2
    17 февраля в «Вестнике Банка России» № 13 (1609) официально опубликованы нормативные акты, которые касаются существенных изменений в учете АХД с 2016 года:

    Положение Банка России от 22.12.2014 № 448-П об учете имущества,
    а также изменения в плане счетов, связанные с изменениям в учете имущества в соответствии с Указанием Банка России от 22.12.2014 № 3503-У

    Эти изменения законодательства взяты АйТи Капиталом в проработку и будут отражены в решении «1С АХД для банков»

    Документы приведены во вложении:
    448-П: 448п_от 22 декабря 2014.pdf
    3503-У: 3503-u_22 декабря 2014.pdf

    Комментарий


    • #3
      Существенное изменение в порядке определения доходов и расходов банка (446-П) с 1 января 2016 года

      С 1 января 2016 года для кредитных организаций устанавливается новый порядок определения доходов, расходов и прочего совокупного дохода с учетом МСФО в связи с вступлением в силу

      Документ для скачивания: Положение Банка России от 22 декабря 2014 года № 446-П «О порядке определения доходов, расходов и прочего совокупного дохода кредитных организаций».

      Новое положение существенно отличается от действующего приложения 3 к Положению Банка России №385-П.
      Перечень основных изменений приведен далее.
      1. Регулятором вносятся уточнения в понятия доходов и расходов, принципы их признания. Доходами также будет являться увеличение экономических выгод, приводящее к увеличению собственных средств (капитала)
      кредитной организации в форме уменьшения резервов на возможные потери или уменьшения резервов – оценочных обязательств некредитного характера. Аналогичное уточнение вводится и для расходов.

      2. Вводится понятие дисконтирования для получения более качественной финансовой отчетности.
      Дисконтирование – расчет дисконтированной стоимости финансового актива или финансового обязательства и распределение процентного дохода или процентного расхода на соответствующий период (более года).
      Изменения, которые приняты на сегодняшний день в части применения ставки дисконтирования, не затронут финансовую отчетность в части административно-хозяйственной деятельности, т.к.
      согласно положению 446-П отражению в отчете о финансовых результатах с применением ставки дисконтирования подлежат следующие доходы и расходы:
      а) активы:
      - предоставленные кредиты;
      - денежные средства кредитной организации, размещенные на счетах;
      - размещенные депозиты;
      - вложения в ценные бумаги, в том числе векселя;
      б) пассивы:
      - полученные кредиты;
      - средства, находящиеся на банковских счетах клиентов;
      - привлеченные депозиты;
      - выпущенные долговые ценные бумаги, в том числе векселя.

      3. Изменится структура отчета о финансовых результатах, с 1 января 2016 года будет новая форма.
      4. Изменится классификация доходов и расходов. Из отчета будут исключены прочие расходы. Все доходы и расходы будут делится на процентные и операционные.
      5. Будут добавлены не только новые символы доходов и расходов, но и сильно детализированы новые (на один старый символ с 1 января 2016 года будет приходится до 74 новых).
      В части административно-хозяйственной деятельности потребуется обновление макета символов формы 102 для тех конфигураций, где заполнение статей доходов/расходов (видов доходов/расходов) автоматизировано.
      6. В связи с изменением структуры символов доходов и расходов будут изменены также правила отражения доходов и расходов на балансовых счетах. Например, на счете 45715 «Резервы на возможные потери по кредитам и прочим средствам..» будет отражаться доходы по символу 15117 и расходы по символу 37117 (приведен пример по основной деятельности).

      Для кредитных организаций вступление в силу данных изменений потребует следующих действий:
      1. Подготовки таблиц соответствия действующего и будущего плана счетов;
      2. Перенумерации счетов аналитического учета;
      3. Внесения изменений в регистры бухгалтерского и налогового учета;
      4. Классификации доходов, расходов и комиссий.

      Также ожидаются разъяснения регулятора по порядку бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, в частности по отражению корректировок доходов и расходов с учетом дисконтирования и др.

      Автор статьи: АйТи Капитал

      Комментарий


      • #4
        Резервы на возможные потери и их автоматизация

        Законодательство требует от банков создания развитой системы страхования от различных рисков, возникающих в ходе деятельности банка, в том числе – путем резервирования. Это требование относится и к внутрихозяйственной деятельности, при которой требуется создавать резервы на возможные потери (РВП) – страховку от рисков во взаимоотношениях с поставщиками и покупателями, обесценение капитальных вложений и т.п. РВП позволяет нивелировать влияние этих потерь на прибыль банка, сохраняя его устойчивость. Вместе с тем, расчет резервов представляет собой довольно объемную задачу, которая вполне может быть автоматизирована. В настоящей статье будут рассмотрены задачи, возникающие в учете РВП, и подходы к их автоматизации.

        Так как участок РВП является своеобразным потребителем информации от других участков хозяйственной деятельности (взаиморасчеты с контрагентами, учет капитальных вложений и пр.), то, разумеется, он не может существовать в отрыве от них. Поэтому автоматизация этого участка должна быть встроена в систему, где уже ведется учет этих активов. В качестве примера мы выберем современное тиражное решение «1С:Административно-хозяйственная деятельность банка» (далее – 1С АХД), которую разработала компания «АйТи Капитал».

        Учет РВП методически распадается на два главных раздела: установка категорий качества активов и расчет сумм резервов согласно установленным категориям. Согласно Положению ЦБ РФ №283-П резервы должны начисляться на следующие активы: дебиторская задолженность контрагентов и подотчетных лиц – кроме расчетов за услуги, объекты капитальных вложений на балансе до их ввода в эксплуатацию, внеоборотные запасы, основные средства, неиспользуемые в основной деятельности, а также переданные в аренду. Следовательно, методика оценки качества каждого типа актива будет различной. В 1С АХД реализован принцип максимальной автоматизации при сохранении возможности ручной корректировки результатов.
        Критериями для классификации дебиторской задолженности являются финансовое поло-жение контрагента и просрочка исполнения обязательств. Оценка финансового положения выходит за рамки этой статьи, укажем только, что обычно автоматизация этого раздела учета ведется в специализированных программных продуктах. 1С АХД обладает возможностью загрузки информации из систем внутренних рейтингов. В любом случае, даже при отсутствии интеграции обязательно должна быть возможность указания категории качества для задолженностей конкретного контрагента, т.к. от этого зависит присвоение категории по хозяйственным операциям – она не должна быть лучше, чем категория по кредитной задолженности или другим признакам.

        Срок просрочки рассчитывается достаточно просто – количество календарных дней, про-шедших с оговоренной договором датой погашения задолженности. Так как в 1С АХД ведется пол-ный учет взаиморасчетов с контрагентами и учет договорной деятельности, то расчет просрочки и, соответственно, назначение категории происходит автоматизировано. Также происходит и классификация связанной задолженности того же контрагента (например, при наличии V категории по одному платежу автоматически назначается та же категория всем остальным). Тем не менее учетной политикой банка может быть предусмотрено присвоение иных категорий по различным видам задолженностей, что предусмотрено системой настроек 1С АХД.
        Классификация материальных активов (запасов, капитальных вложений и т.п.) должна опираться на сведения из материального учета – стоимости и дат принятия к бухгалтерскому учету, моментов списания и т.п. Обычно объекты капитальных вложений начинают резервироваться не сразу, а по прошествии определенного времени. Чем дольше объект не вводится в эксплуатацию, тем больше становятся риски, связанные с его утратой или обесценением, что отражается путем ежегодного увеличения ставки и суммы резерва.
        Классификация прочих активов производится по схожим критериям – стоимости, срокам нахождения, движениям по бухучету. Аналогично должен быть реализован и расчет резервов – регулярной оценкой состояния активов с привлечением данных других участков учета.

        Второй этап учета резервов – это, собственно, расчет сумм резерва и их отражение в бухгалтерском учете. При правильной классификации расчет начисления и восстановления резерва производится еще быстрее, чем расчет категорий качества. В 1С АХД реализован принцип объединения расчета по различным участкам: если классификацию разнотипных активов могут проводить разные подразделения, то начисление резерва может производиться однократно по всем установленным категориям. Автоматически, вместе с начислением производится и восстановление, а при необходимости и списание резерва.

        Разумеется, на всех этапах должна осуществляться контроль работы системы – правильность разнесения задолженности по срокам погашения, установки категорий, расчета сумм и т.д. Хорошим тоном считается также наличие контроля работы исполнителей, вводящих первичные данные в систему – предусмотренные договором способы и сроки расчета задолженности, своевременность отражения фактов в системе, соответствие данных одной подсистемы данным других. В 1С АХД такой контроль реализован набором специализированных отчетов, позволяющих «на лету», т.е при совершении любой операции получить требуемые данные. Каждый отчет имеет возможность настройки под требования различных пользователей, а зачастую – и серьезной перестройки его структуры, что снижает затраты на внедрение системы в бухгалтерский учет.

        Комментарий

        Обработка...
        X