18 октября, четверг 16:41
Bankir.Ru

Объявление

Свернуть
Пока нет объявлений.

САПОЖНИК БЕЗ САПОГ :-)

Свернуть
X
  • Фильтр
  • Время
  • Показать
Очистить всё
новые сообщения

  • САПОЖНИК БЕЗ САПОГ :-)

    Некоторые экономисты предрекают дефицит высокооктанового бензина в России к 2010 году. Что ж, в ситуации, когда автомобильный рынок в стране растет на 5-7% в год, это вполне возможно. 27 российских НПЗ повсеместно обветшали, только 2-3 из них выпускает бензин достойного уровня. Да и проектировались они в основном в расчете на мазут и дизельное топливо при глубине переработки до 72%. Для сравнения: на американских НПЗ эта цифра составляет 98%, и там из тонны нефти выгоняется бензина в три раза больше. Дефицит предложения в сочетании с мутным механизмом ценообразования создает воистину адскую смесь.

    Уже все наслышаны, что нынешние цены на бензин в Вашингтоне и Нью-Йорке ниже московских, про многострадальную Камчатку и вовсе стыдливо умолчим… Ситуация немыслимая, неправдоподобная, но – реальная. И чего же ждать в марте, когда после президентских выборов давление властей на цены, уже вполне безразличных к эмоциям автолюбителей и аграриев, сойдет на нет?

    Но прежде, чем сопоставлять Америку, импортирующую в огромных количествах нефть по нынешним заоблачным ценам, и нефтеизбыточную Россию, полезно взглянуть на Европу. Там-то, в схожих условиях развитого свободного рынка, что и в Америке, почему цены в два раза выше?

    Ответ лежит на поверхности. Налоги. В среднем в стоимости европейского бензина лишь шестая часть - это стоимость нефть, еще столько же – переработка, транспортировка и торговая розничная наценка. Остальные две трети – налоги, поступающие в казну Евросоюза.

    Кстати, это означает, что охи в Европе по поводу чрезмерных цен на нефть, преувеличены. Если правительства этих стран умерят свои налоговые аппетиты, то экономика Европы – поразительно, но факт! - выдержит даже кратное увеличение цен на нефть. Уже давно страны ОПЕК выражали неудовольствие, что таким образом пополняют своими нефтедолларами европейский бюджет. Развивая эту же мысль: и Россия тоже, Европа же длительное время могла дотировать свое сельское хозяйство, продукты питания шли в Россию, и таким образом негласно реализовывалась программа «Нефть в обмен на продовольствие».

    Европа, с ее развитой системой железных дорог, широкой сетью газовых сетей, скученности населения в больших городах, может себе позволить себе такую налоговую политику. Европа старается снизить спрос у себя, чтобы не подталкивать цены на нефть вверх, а заодно стимулирует развитие альтернативных энерготехнологий.

    Другое дело - одноэтажная Америка. Она привыкла жить на широкую ногу в собственных домах, отапливаемых дистиллятами и мазутом, привыкла колесить по автомобильным дорогам на комфортабельных, но не очень экономичных автомобилях. Дешевый бензин – это вторая, после свободного владения огнестрельным оружием, национальная гордость. Такая же гарантия свободы – уже свободы передвижения… И потому налогов в стоимости бензина – в пределах более 20%.

    Понять можно и тех и других. Но вот Россию-то как понять? Каким местом? Мы-то какие высокие цели преследуем? Продать самим себе бензин как можно дороже, чтобы меньше его сжечь и, соответственно, побольше вывезти на Запад? Только это и приходит на ум, когда узнаешь, что в стоимости нефтепродуктов налоги, по оценкам менеджеров Лукойла, доходят до 55%.

    Основных налоговых начислений, сказывающейся на стоимости нефтепродуктов, четыре. Три из них носят, так сказать, общеэкономический характер: налог на прибыль (10%), НДС (15%) и акцизы (18-22%). Четвертый – НДПИ (8-12%), налог на добычу полезных ископаемых, - жестко привязан к мировым ценам на нефть. Рост цены барреля российской нефти марки Urals на 1 доллар приводит к увеличению стоимости тонны нефти на внутреннем рынке на 50 рублей.

    Именно этот налог, весьма привередливый, дает основание чиновникам увязывать рост цен на нефтепродукты с ростом цен на мировых рынках. И своенравность его заключатся не только в том, что события, напрямую нас не касающиеся, влияют на стоимость дизельного топлива для наших фермеров. Хотя и этого достаточно, чтобы призадуматься: с какой стати шторм в Мексиканском заливе или приступы милитаристской дури США на Ближнем Востоке должны влиять на успех посевной в Мордовии?

    Дополнительную ущербность придает ему то, что НДПИ пересчитывается раз в два месяца (почему не чаще?) одновременно с таможенными пошлинами на вывоз нефти и нефтепродуктов заграницу. Последние, кстати, тоже косвенно влияют на цены на наших АЗС, поскольку их величина определяет желаемую рентабельность продаж на внутреннем рынке. Из-за этого двухмесячного временного лага возникают так называемые «ножницы Кудрина»: высокие внешние цены могут прийтись на сравнительно низкие таможенные пошлины, провоцируя тем самым усиленный экспорт. Это закономерным образом может приводить к дефициту предложения на внутреннем рынке.

    Все это стабильности цен никак не способствует, поскольку всякий здравый бизнес воспринимает ценовые скачки одинаково: если есть возможность цены на собственную продукцию поднять, то ее надо поднять. А вот со снижением цен спешить не надо – если существует и такая возможность. А она-то существует. От Америки и Евросоюза, с которых мы начали, нас отличает отсутствие свободного конкурентного рынка. Это в США после урагана Катрина в августе 2006 года цены на бензин в США моментально подскочили, но затем так же быстро опустились от максимальных отметок на 11-12%...

    У нас же вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК), которых всего-то штук шесть, контролируют всю цепочку – от добычи нефти, ее переработки на собственных НПЗ, до продажи в собственной сети АЗС – и удерживают не менее 80% рынка. Причем налицо полное доминирование компаний в «своих» регионах, так что о нормальной конкуренции речи не идет. Свои монопольные позиции ВИНК сплошь и рядом используют для «вышибания» с рынка независимых АЗС и установления «своих» цен.

    Так что одним лишь быстрым росчерком государева пера, меняющему структуру и цифры налогообложения, проблему если не снижения, то хотя бы стабилизации цен на нынешнем уровне не решить. Нетрудно смекнуть, в чей карман при нынешней ситуации пойдут льготы по выплате акцизов, если их отменить или существенно уменьшить, и скажется ли такая мера на розничных ценах… Правительство обещало решить проблему созданием в Санкт-Петербурге биржи нефтепродуктов, чтобы сделать этот рынок прозрачным, но… воз и ныне там.

    Но несмотря на все вполне понимаемые сложности надо исходить из того, что ключом к стабилизации цен и приведению их в нормальное соответствие с уровнем средней заработной платы в стране является пересмотр налоговой системы.

    Прежде всего надо разобраться с НДПИ, поскольку нестабильность цен для нашего потребителя исходит именно от этого налога, от его привязки к мировым ценам на нефть. Почему сумасшедшие игры биржевиков с фьючерсами где-то в Лондоне должны влиять на стоимость дизтоплива в преддверии сельхозработ? НДПИ может быть некой почти постоянной величиной, учитывающей лишь условия нефтедобычи, истощенности месторождений и т.п. в целях рачительного их использования (все это только-только начало учитываться в НДПИ в виде корректирующих коэффициентов). А свой фискальный интерес по изъятию природной ренты государство может получить и на последней пограничной миле, при взыскании таможенной пошлины.

    Насколько оправданы суммарные 55% налогов – вопрос открытый. Тут необходим внятный и открытый диалог общества с теми, кому оно доверило власть в нынешней думе. Только надо помнить, что под лежачий камень вода не потечет. Не потечет сам собой и бензин в канистру по разумной цене. Так что теоретические дискуссии заинтересованным лицам, похоже, придется вести на открытом воздухе, на городских магистралях…

    Владимир Запецкий, Русский прорыв на ruspro.org

Пользователи, просматривающие эту тему

Свернуть

Присутствует 1. Участников: 0, гостей: 1.

Обработка...
X