Курс ЦБ ( 31.10, 01.11 ): $ 41.9627 -1.4316, € 52.7219 -1.9159
Найти на сайте:
Суббота
1 ноября 2014 года
 

Регулирование

Зона риска — FATCA

27.09.2013

Через полгода российские банки начнут терять деньги из-за несоблюдения требований FATCA, если этот вопрос не будет решен на государственном уровне. Принять участие в решении задачи должен ЦБ, иначе российская финансовая система столкнется с серьезной проблемой/

// Белла Златкис, «Банковское обозрение», №7 (174), июль 2013 года
regulirovanie270913_180x160.jpg

Для большинства европейских стран требования FATCA являются очередным логичным шагом, направленным на предотвращение налоговых уклонений и на решение проблем, связанных с терроризмом и антиотмывочной деятельностью. В Европе к этому относятся серьезно, и России приходится присоединяться к требованиям европейских регуляторов. Но в том, что предлагает нам западное банковское сообщество, на самом деле нет ничего страшного. Данные, которые они хотят от нас видеть, мы и так раскрываем и репортим. А вот FATCA — это совсем другое дело. Проблема хотя бы в том, что в России есть целый ряд законов, противоречащих выполнению требований американских налоговиков. К примеру — закон о банковской тайне, по которому мы не можем раскрыть банковскую операцию и реквизиты операции. Это российские требования по защите персональных данных, а в соответствии с американским законодательством, персональные данные должны быть раскрыты, чтобы налоговые органы могли правильно применять санкции. В конце концов, это ГК РФ — порядок исполнения и расторжения договора банковского счета. Чем грозит банкам отказ от действий по присоединению к FATCA? В этом случае с каждой операции, содержащей доллары США в своих платежных реквизитах, и операции, связанной с клиентами из стран, неприсоединившихся к FATCA, банк будет выплачивать штрафные санкции. Размер — 30 % от суммы платежа. Наши клиенты попадают в зону риска. И мы попадаем в эту зону, потому что собственные платежи банка также будут под риском обращения на них финансовых санкций. Это может стать проблемой для российской финансовой системы. В силу новое американское законодательство вступает с 1 января 2014 года.

Есть два способа соответствовать американским банковским стандартам. Первый: Россия, как государство, присоединяется к требованиям FATCA и, соответственно, устанавливает для своей подведомственной финансовой системы все механизмы и способы раскрытия информации. Это предпочтительный вариант. Он означает, что Россия должна сейчас, очень срочно, подписать соответствующие документы — соглашение на международном уровне. Эти документы не подписаны, и их еще никто не видел. Второй способ: с января 2014 года договор с американцами должен будет заключать напрямую каждый отдельно взятый российский банк. Это совсем не лучшее решение вопроса, потому что все соглашения, не имеющие стандартной процедуры, всегда обладают большими изъянами. Предположение, что если Россия не подпишет соглашение, то банки будут вне опасности — это лишь светлая иллюзия. Реальность же в том, что каждый банк будет стоять перед выбором: либо заключать прямые соглашения о раскрытии информации между банком и американскими налоговыми властями (непонятно только, как это сделать, не нарушая наши законы), либо получать штрафы по всем долларовым операциям и операциям с неприсоединившимися к FATCA клиентами. Мы уже сейчас видим, что по целому ряду платежей, содержащих те или иные признаки, не устраивающие американского регулятора в связи с антиотмывочным или налоговым законодательством, возникают риски. Определенные платежи приостанавливаются, от нас требуют дополнительной информации, наше законодательство не дает нам возможности эту информацию обнародовать. При этом страдает клиент, поскольку средства его оказываются замороженными, а банк при всем желании ничего не может с этим поделать.

Мы бьем тревогу уже больше года. Мы неоднократно встречались с министерством финансов и налоговым ведомством. Сейчас нам обещают, что в рамках межправительственного соглашения об избежании двойного налогообложения, вопросы, связанные с применением FATCA, будут решены. Но мы понимаем, что в рамках данного соглашения проблема не решится, поскольку, во-первых, это не соответствуют американским нормам, а во-вторых, уже прошли все сроки. На разработку и подписание любого межправительственного соглашения уходит слишком много времени. Этим вопросом, увы, занимается только министерство финансов и налоговое ведомство. Нам кажется, что в его разработку должен включиться и Центральный Банк. Если проблема не решится, через полгода нам — всем российским банкам — придется либо прекратить платежи в долларах США, либо что-то репортить американским властям на свой страх и риск. Хочу внести ясность: мы не перекладываем все свои заботы на плечи регулятора. Конечно, систему, которая будет идентифицировать все платежи и всех плательщиков, подлежащих регулированию со стороны законодательства, банки должны создать самостоятельно. Понятно, что это затратное и долгое дело. И для того чтобы начать разрабатывать эту систему, банкам необходимо знать, что от нас потребуют власти, какой они захотят эту систему увидеть. Тогда нам не придется создавать ее дважды.

Сейчас перед российской банковской сферой стоит целый ряд очень важных вопросов: и инфраструктура, и ставки, и регулирование, и прочее. Все это очень важно, но все это более или менее понятно. Отсутствие срочных решений по этим вопросам, возможно, затормозит, но не разрушит всю систему. Что касается FATCA, то такой риск есть. И, к сожалению, сейчас эта тема малоизвестна финансовой общественности, несмотря на то, что касается всех российских банков.

По материалам выступления на XXII международном банковском конгрессе в Санкт-Петербурге 4 июня 2013 года

Предыдущие статьи рубрики «Регулирование»
Все материалы раздела «Регулирование» (495)