Курс ЦБ ( 17.10, 18.10 ): $ 41.045 0.2993, € 52.5253 0.3749
Найти на сайте:
Понедельник
20 октября 2014 года
 

Дмитрий Грицай

Нанять нельзя научить, или вопросы обучения и квалификации банковского персонала

05.12.2008

Вечная дилемма, стоящая перед многими работодателями «Нанять нельзя научить» в условиях кризиса приобретает особое значение.

Как и в приговоре «Казнить нельзя помиловать» забытая запятая может оказаться судьбоносной для работы банка в сложившихся рыночных условиях и его дальнейшего развития после кризиса. В данной статье будут рассмотрены взгляды на основные преимущества и недостатки каждого из подходов с учетом мнений представителей HR- и розничного бизнес-подразделения Связь-Банка.

Не секрет, что в сегодняшних условиях, сокращая свои издержки, банки в первую очередь оптимизируют расходы на персонал, так как это самая затратная статья бюджета. Даже в относительно благополучных банках статьи «подбор» и «обучение» будут вынуждены существовать в условиях жесткой экономии, при этом проблема обеспечения банка квалифицированными кадрами продолжает быть более чем актуальной.

Нанять, нельзя научить

Марина Павлова, начальник отдела развития персонала Департамента персонала Связь-Банка:

pavlova.jpgНеоспоримым и, наверное, самым важным преимуществом найма сотрудников с внешнего рынка является приток «свежей крови», а, следовательно, и новых методов и подходов к работе, новых идей и предложений.

Также в условиях экономической нестабильности возникает еще один интересный с точки зрения подбора персонала фактор: в связи с сокращениями персонала на рынке труда появляется возможность подбирать профессионалов на более низкие зарплаты. Но при этом не стоит питать иллюзий относительно того, что среди сокращаемых - большой процент действительно высококвалифицированных кадров.

 

 

Дмитрий Грицай, директор по розничным продажам Управления организации продаж розничных продуктов Связь-Банка:

gritzay.jpg

Безусловно, для поддержания и развития бизнеса очень важно с привлечением нового сотрудника получить и информационную пользу, и новые методы работы, которые он сможет в будущем использовать в работе и в дальнейшем развитии банка. А если новый сотрудник обладает навыками антикризисного управления, то, особенно в текущей ситуации, это большой плюс.

В условиях кризиса оптимизируются и изменяются некоторые бизнес-процессы. То, что было актуальным вчера, становится невыгодным для банка сегодня. К сожалению, не все люди могут сориентироваться в условиях кризиса. В такой ситуации могут стать невостребованными ряд специалистов. В то же время необходимо поддержание процессов в новом формате, а для этого требуются дополнительные знания и навыки и, следовательно, специалисты, которые ими обладают. В такое время часто важна не только экономия финансовых ресурсов, но и экономия времени, поэтому иногда Банку выгоднее потратить деньги и быстро нанять внешнего кандидата, например, когда обучение внутреннего сотрудника оказывается более дорогостоящим и длительным.

Марина Павлова: Наем внешнего персонала особенно актуален в случае, когда наблюдается дефицит внутреннего кадрового резерва либо отсутствие потенциала у собственных сотрудников - обучать таких сотрудников работодателю нет смысла. Внешний рынок, конечно же, предлагает более широкий выбор специалистов.

Но, естественно, и у внешнего подбора есть свои «подводные камни».

Внешний подбор персонала может повлечь за собой большие материальные и временные затраты, особенно когда кандидат не оправдывает возложенных на него надежд. А в случае, если на его подбор было потрачено много времени или привлекались кадровые агентства, то размер убытков достаточно велик.

Дмитрий Грицай: Конечно, работодатель также несет высокие риски в связи с неполной осведомленностью о качествах кандидата, и соответственно нет гарантии выполнения поставленных задач и прохождения испытательного срока, а также успешной адаптации «новичка».

Также нет гарантии, что вновь нанятый кандидат, обладающий великолепными знаниями и имеющий хороший опыт, сможет правильно сориентироваться в специфике деятельности банка и успешно применить их в новых условиях работы и в новой корпоративной культуре.

Более того, часто приходится сталкиваться с тем, что «старые» сотрудники воспринимают появление нового руководителя как ограничение своего развития и карьерного роста, и, следовательно, начинают искать возможности для самореализации в других банках.

Нельзя также забывать, что с уходом сотрудников порой «утекает» ценная информация и клиенты. В данном контексте, возможно, обучение более рационально, чем наем.

Нанять нельзя, научить

Марина Павлова: Обучение, помимо своей основной функции - повышения квалификации сотрудников, выполняет еще одну не менее важную роль, мотивирующую. Если в условиях стабильности повышение профессионального уровня способствует карьерному росту, то в ситуации кризиса, как минимум, уменьшает вероятность быть сокращенным.

Дмитрий Грицай: Как показывает практика, зачастую обучение способствует повышению уровня лояльности сотрудника к компании-работодателю. К тому же обучить «старого», проверенного и надежного сотрудника в большинстве случаев проще и дешевле, чем нанять нового, так как работодатель знает потенциал человека и его ключевые компетенции. Более того, сотрудник организации знает корпоративную культуру и саму компанию, обладает налаженными связями, как внутри организации, так и с клиентами.

Марина Павлова: Тем не менее, как уже отмечалось, обучение сотрудников не всегда может решить вопрос подготовки квалифицированных кадров. Когда идет речь не о повышении квалификации, а о переквалификации сотрудников, может возникнуть проблема дефицита ресурсов, как временных и финансовых у банка, так и отсутствия личностного потенциала у сотрудников. И в такой ситуации будет выгоднее нанять специалиста с рынка. Но такие ситуации возникают нечасто, и обучение дает возможность организации получить квалифицированного сотрудника дешевле, чем в случае подбора со стороны.

И тот, и другой подход имеет свои плюсы и минусы применительно к конкретной ситуации, и решение «обучать или нанимать», бесспорно, остается за руководством любой из организаций и зависит в большей степени от ее особенностей и возможностей.

 

Предыдущие статьи автора
| 05.12.2008 | Нанять нельзя научить, или вопросы обучения и квалификации банковского персонала (23)

Все статьи автора (1)