1. «Приготовьтесь долго и трудно работать»

Олег Тиньков неоднократно сетовал на то, что вопрос, как заработать миллион, его уже «достал в «Твиттере» и социалках».

Ответ прост: заработать миллион гарантированно и быстро невозможно. Надо стремиться заработать 100 миллионов – и тогда заработаешь один. «Несмотря на то, что денег в мире огромное количество, люди с ними расстаются очень тяжело, а также существует огромная конкуренция предложения. Так что добыть свою копейку можно только трудом, нервами, самоотдачей и бессонными ночами… Друзья, приготовьтесь долго и трудно работать – но холодное шампанское, откупоренное в честь этого миллиона в Монте-Карло, того стоит!»

2. «Идите в бизнес, кажущийся лично вам прибыльным и интересным»

Я ничего не понимал в торговле видео, ни черта не понимал в пельменях, пиво для меня – темный лес

Традиционно считается, что бизнес надо выбирать из сферы более или менее знакомой и понятной. Но Олег Тиньков полагает, что зацикливаться на этом не стоит. «Если вы видите другую категорию, пусть даже незнакомую вам, но чувствуете, что вы – предприниматель, фантазер и удачливый человек, – просто идите туда, – пишет он. – Я именно так и делал. Я ничего не понимал в торговле видео, ни черта не понимал в пельменях, пиво для меня – темный лес… Инвестировав первые деньги в банковский проект, я не знал толком ни одного термина, не понимал требований Центрального банка. Ничего страшного. Если у вас есть воля, желание, фантазия – идите в бизнес, кажущийся вам лично прибыльным и интересным. Необязательно про него все досконально знать».

3. «Настоящий предприниматель должен делать анализ рынка на клочке бумаги»

Нужно ли делать анализ рынка, выбрав свое направление бизнеса? По мнению Олега Тинькова, настоящий предприниматель должен делать анализ рынка на клочке бумаги. «Если ваш анализ не умещается на ресторанной салфетке, там и бизнеса нет, – считает он. – Никакие McKinsey и BostonConsulting Group вам не помогут. Помню, как я продал пельменный завод «Три поросенка» компании «Планета Менеджмент». Мы провернули большую по тем временам сделку буквально на салфетке в ресторане».

4. «Никто не придет и не предложит вам деньги на реализацию вашей идеи – ищите их сами»

Института бизнес-ангелов в России практически нет, а ситуация нестабильна: даже у крупных бизнесменов горизонты планирования – в районе трех лет. Что говорить о средних и малых предпринимателях России?

Я бы посоветовал, как делал сам в юности, занять у родственников

«Никто не придет и не предложит вам деньги на реализацию вашей идеи, – уверяет Олег Тиньков. – А если и предложит, то попросит много... Деньги – это проблема. Я бы посоветовал, как делал сам в юности, занять у родственников. Это хороший вариант. В советское время темы процентов не существовало, поэтому я занимал в принципе бесплатно и у родителей жены, и у брата».

«Ищите, изворачивайтесь. Делайте все что угодно, доставайте их откуда угодно – все методы хороши. Кроме как украсть, – советует Тиньков. – Воровать не надо, а все остальные методы по привлечению денег я бы только приветствовал».

5. «Если хотите заработать миллиарды – придумывайте, если миллионы – улучшайте»

Типичная дилемма для любого начинающего предпринимателя: выбрать инновационный продукт или попытаться усовершенствовать уже существующий?

«Если ты достаточно умный, если у тебя хорошее образование и ты реально видишь нишу и веришь в свой продукт, ты все просчитал – конечно, новый продукт намного лучше. Ты заработаешь намного больше денег, ты быстрее получишь свой миллион, если сделаешь новый продукт, – пишет Олег Тиньков. – Но создать новый продукт под силу гениальным, талантливым людям. А люди среднего уровня, такие как я, не в состоянии. Я всю жизнь брал существующие продукты и улучшал их, видоизменял, если хотите – копировал. Обе модели хороши... Поэтому выбирайте: если вы хотите заработать миллиарды – придумывайте; если миллионы – улучшайте».

6. «Не стесняйтесь наценок!»

По мнению Олега Тинькова, новый бизнес, создаваемый абсолютно с нуля, должен иметь очень высокую рентабельность, и совершенно не нужно стесняться. Это может быть и 200–300%, и тысяча, и 20 тыс. процентов – если это инновационный бизнес или бизнес в совершенно новой сфере.

Такая большая наценка позволит вам не разориться

«Вы должны придумать совершенно новый продукт либо улучшить то, что есть, и подать таким образом, чтобы запросить цену в два, три, четыре раза выше цены аналога, – пишет предприниматель. – Такая большая наценка позволит вам не разориться... Деньги формируются с большой прибыли. А ведь сначала у вас будет очень маленький объем продаж. Надо выживать первый год, два, три, для этого нужна хорошая прибыль... Ни один бизнес, стартап не сможет выжить при продаже за 10%. Это путь в никуда, к разорению».

Тиньков советует не стесняться наценок и цены: она должна быть высокой. «Если ваш товар не покупают по высокой цене, по низкой его тоже никто не купит», – подчеркивает он.

7. «Стройте бизнес на продажу»

«Если предприниматель не строит бизнес на продажу, а строит для себя, для семьи, на будущее – это уже не предприниматель, это хороший ремесленник. В Италии, например, есть известные уважаемые ремесленные фамилии, – считает Олег Тиньков. – Но сегодня практика показывает, что они так или иначе акционировались и уже не принадлежат семьям. Модель капитализма в его истинном понимании: все должно продаваться и покупаться. Поговорите с завистниками, потенциальными конкурентами – и выберите хороший, правильный, ликвидный и удачный для вас бизнес. Идею выбираете вы, и только вы».

8. «Бренд – это ваш капитал, нематериальный актив»

Надо, наконец, вложить любовь в свой бизнес

«Бренд – это ваш капитал, нематериальный актив. Зачастую он больше, чем стоимость материальных активов компании, таких как здание, оборудование, – считает бизнесмен. – Изначально, при старте бизнеса, тщательно выбирайте бренд, проверяйте его на «чистоту», проанализируйте, как он будет работать на фоне конкурирующих марок. Готового решения нет. Надо думать, думать и еще раз думать. Надо пытаться понять психологию вашей целевой аудитории: почему людям будет приятнее купить товар под именем А, а не Б. Надо, наконец, вложить любовь в свой бизнес. Потребитель это почувствует. Да, и не надо двух «ф» на конце».

9. «На начальном этапе предприниматель должен все делать сам»

Еще одна задача, которая стоит перед начинающими бизнесменами: какую работу делать самому, а какую делегировать? Олег Тиньков считает, что на начальном этапе предприниматель должен все делать сам.

«Если в первый месяц или в первую неделю он начнет что-то делегировать – это совсем не предприниматель. На это есть две причины. Первое – нет денег или их совсем мало. Тут не до аутсорсинга! Нужно максимально использовать свои деньги. Второе. На мой взгляд, технология лучше всего работает в том случае, когда бизнесмен сам проходит все этапы пути, сам понимает досконально, что происходит. Даже разгрузить машину с товаром полезно, потому что потом будешь понимать, как устроена работа грузчика. И затем, при оплате подобной работы, учтешь, где грузчик может схитрить или обмануть тебя».

10. «Отмечайте любые события»

Каждый успех в начинающемся деле необходимо отмечать вместе с сотрудниками – во всяком случае, Олег Тиньков считает, что это очень важно.

Важно зафиксировать в своем мозге этапы успеха. Это метафизика

«Не гнушайтесь отмечать любые события – первый клиент, первый рубль, первый миллион клиентов, первые десять миллионов клиентов. Важно зафиксировать в своем мозге этапы успеха. Это метафизика. Потом успех транслируется на дальнейший рост и развитие организации. Если ты не успешен – твой бизнес тоже не успешен. Если ты не мыслишь позитивно, у тебя нет так называемого positive thinking, то ничего не получится», – пишет он.

11. «Следите за издержками»

Олег Тиньков предостерегает от ненужных издержек в бизнесе, ведь фаза стартапа и фаза развитого бизнеса – это разные вещи. На первом этапе нельзя не вкладываться, а в дальнейшем важно соизмерять свои инвестиции с возвратом, то есть смотреть на эффективность вложенных средств. На втором этапе важно не проглядеть роста издержек.

«Есть взять среднее значение периода стартапа – год, то к концу этого срока бизнес уже выходит на какие-то обороты, он должен «занять круизную высоту». Здесь нужно смотреть за издержками, не сжигать много топлива, – пишет бизнесмен. – На второй год надо попытаться выйти в ноль. На третий год – начинать зарабатывать. Не примите это за формулу, постулат. Это не закон, но я вижу это примерно так».

12. «Маркетинг и продажи – ключевая компетенция предпринимателя»

Если ты не в продажах и маркетинге, ничего не будет

«Маркетинг и PR очень важны для развития бизнеса. Я видел в своей жизни предпринимателей, не бравших под себя лично функции маркетинга. Они отдавали их своему партнеру, менеджеру или на аутсорсинг, что совсем странно. И неправильно, – считает Олег Тиньков. – Маркетинг и продажи – это ключевая компетенция предпринимателя. Если ты не в продажах и маркетинге, ничего не будет. Марк Цукерберг хорошо доказывает, как важен маркетинг. С самого начала были заметки в университетской газете. Когда он пошел на весь мир, были более широкие PR-акции. Главное, не отдавайте это никому, это – ваша функция».

 

При подготовке публикации использовались материалы портала Банкир.Ру, а также фрагменты книги Олега Тинькова «Как стать бизнесменом».