Cегодня в США уже 72% счетов открываются через дистанционные каналы, и те компании, которые не предлагают этой сервис, вызывают недоумение

За три года бурного развития финтеха на финансовом рынке 90% из тех новинок, которые анонсировались, уже растворились в безвестности. Об этом заявил глава Московской биржи Александр Афанасьев на XV международном форуме «Банки России - XXI век» в Сочи 15 сентября 2017 года. Он вспомнил, что когда финтех только появился, был большой соблазн предлагаемые новинки тут же внедрить, а сейчас у многих есть обманутые ожидания – технологии не смогли развиться так, как прогнозировалось три года назад. Но если раньше, несколько лет назад, в США удаленно открывалось лишь 12% счетов, и такая возможность была, скорее, диковинкой из серии «ну пусть будет», то сегодня в США уже 72% счетов открываются через дистанционные каналы, и те компании, которые не предлагают этой сервис, вызывают недоумение.

Вот клиент открывает в банке счет, и, несмотря на тот факт, что счет этот принадлежит человеку или компании, банк начинает считать этот счет и этого клиента «своим» - это юридическое или физическое лицо уже выбрало данный банк, можно начинать продавать ему услуги – карту, депозиты, кредиты. А современная экосистема вокруг одного счета выросла так, что человек поворачивает ключ зажигания в машине, и его совершенно не интересует, по какой логике и через каких посредников с его счета списываются средства за прокат автомобиля. Получается, что в этой системе банк – лишь провайдер услуг. «Отвязать» счет от банка фактически помог тот же самый финтех.

Но при этом во все предлагаемые финтехом новинки, «в этот омут финтеха, бросаются чаще всего те, кто не при деньгах, им и рисковать-то нечем. А те, кто при деньгах, новшеств побаиваются», - отметил Афанасьев. Но финтех помогает выловить из тонн пустой руды даже капли золотоносной породы. Так, если раньше инвестиционные компании и брокерские дома охотились лишь за состоятельными клиентами, потому что содержать офисы дорого, то теперь, благодаря дигитализации, через интернет можно дойти с предложением инвестиционных услуг и до массового клиента.

Финтех говорит – не надо повышать финансовую грамотность, купи себе бота, и он тебя обо всем будет информировать, ответит на все вопросы и все объяснит

Александр Афанасьев отметил еще одну особенность финтеха: «Финтех говорит – не надо повышать финансовую грамотность, купи себе бота, и он тебя обо всем будет информировать, ответит на все вопросы и все объяснит». На фоне привлечения в работу ботов банки сами уже немного обленились, считает глава Московской биржи. Но финтех и заставляет уходить с финансового рынка посредников. Так, например, обыватель не знает, зачем ему, просто торгующему на рынке, нужен брокер, клиринговая компания, депозитарий, репозитарий, да и сама биржа. Но финтех развивается и уже заставил биржу допустить к торгам не только сами банки, как держателей счетов корпораций, но и непосредственно эти корпорации. Так, компании на бирже торгуют сами на валютном рынке и рынке РЕПО, и делают это не хуже, чем специалисты банков.

«Молодые клиенты скорее доверяют технологиям, а зрелые люди – финансовому институту. Поэтому прорыв на рынке финансовых технологий будет тогда, когда технологии и бренды сумеют договориться», - резюмировал Афанасьев.