Сразу объясню: адвокатский кабинет – одна из четырёх форм адвокатских образований согласно Закону «Об адвокатуре в РФ». Три другие – юридическая консультация, коллегия адвокатов и адвокатское бюро. И коллегия, и бюро являются юридическими лицами, в них может работать от двух до бесконечного количества адвокатов. В отличие от адвокатского кабинета, в котором всегда работает только один адвокат.

Адвокаты законом причислены к самозанятому населению наравне с нотариусами и индивидуальными предпринимателями.

Адвокатские кабинеты не существуют для извлечения прибыли, они не ведут коммерческую деятельность

И тут, как говорила Алиса, начинается путаница. Да, адвокаты вообще, и тем более адвокатские кабинеты, действительно похожи на ИП: юридическим лицом не являются, работают сами на себя, сами платят налоги и иные обязательные платежи, ни от кого не зависят. Но, и в этом их принципиальное отличие от предпринимателей, адвокатские кабинеты не существуют для извлечения прибыли, они не ведут коммерческую деятельность, услуги, ими оказываемые, не являются предпринимательской деятельностью. Но счет в банке адвокатский кабинет иметь обязан.

При этом я совсем не люблю иметь дело с наличными и предпочитаю легкие и удобные современные технологии. И вообще надеюсь, что мир наличных денег скоро уйдет в прошлое, как когда-то бусины и шкуры.

Поэтому мы с бухгалтером в конце мая – начале июня стали составлять некий пул банков, из которых надо было выбрать наиболее подходящий. Выборка составлялась с учетом ряда требований:

  • надежность;
  • стоимость открытия и ведения рублёвого и валютного счета;
  • стоимость обработки наличных и проведения безналичных платежей;
  • стоимость и удобство интернет-банка;
  • стоимость снятия наличных.

На тот момент во мне теплилась надежда что я смогу управлять своим счетом самостоятельно.

Результатом стал список из семи банков: Сбербанк, Модульбанк, Тинькофф Банк, Райффайзенбанк, Промсвязьбанк, Альфа-банк и банк «Открытие».

На первом месте, конечно, стоял Сбербанк и его пакет «Оптима». Мощная тяжелая артиллерия с отличными сервисами, хорошим интернет-банком, бесчисленными банкоматами. Как частное лицо, я держу часть денег в «Сбере» и не нарадуюсь на его мобильное приложение.

Обслуживание в «Сбере» самое дорогое из всех

Но, как адвокатский кабинет, с грустью признаю, что обслуживание в «Сбере» самое дорогое из всех: открытие счета 2600 рублей (для сравнения - в «Открытии» 1300, а в «Модуле» так и вовсе бесплатно), обслуживание счета 2100 («Модуль» – бесплатно, «Открытие» 750 рублей в месяц). Невероятно дорогая обработка бумажных платежек.

Для молодого бизнеса, только набирающего обороты, и для моего адвокатского кабинета с не всегда стабильным заработком, суммы непомерно велики. Впрочем, Сбербанк сладко ест и без меня. Вычёркиваю.

Райффайзенбанк и пакет «Малый бизнес». Тоже тяжелая надежная артиллерия. За надежность надо платить: 1700 за открытие счета и почти 2000 месячное обслуживание. Плюс довольно высокий процент за снятие наличных. Вычеркиваем.

Дальше на очереди был Промсвязьбанк с его пакетом «Малый бизнес». У Промсвязьбанка трагически мало банкоматов, что неудобно, плюс довольно дорогое снятие наличных. Прощаюсь.

«Модуль» заявил, что не работает с адвокатскими кабинетами, причин не озвучил

Самые хорошие условия были у Модульбанка и Тинькофф Банка. Но «Модуль» заявил, что не работает с адвокатскими кабинетами, причин не озвучил. Это было очень грустно, так как именно о «Модуле» я слышала немало рекомендаций своих друзей-ИПшников.

С «Тиньковым» вышла другая неприятная история. Помимо вполне стандартного набора документов (ИНН, паспорт, удостоверение) меня попросили представить некую бумагу, в которой я уведомляю Адвокатскую Палату г. Москвы об открытии адвокатского кабинета. Но такого уведомления у меня нет – заявление об открытии кабинета я написала прямо в Палате, и факт открытия кабинета подтверждался справкой Палаты. Саму справку, разумеется, банку я предоставила.

Но, видимо, у каких-то департаментов Тинькофф Банка случился сбой программы в голове, и в ответ на все мои предложения (запросить Палату, запросить налоговую, поверить справке) они продолжали настойчиво требовать несуществующее уведомление. Когда пошла вторая неделя бессмысленных переговоров, стало очевидно, что с таким отсутствием гибкости и оперативности кашу не сваришь. Пока, Тинькофф Банк.

«Альфа» снимает сливки даже там, где этого не делает жадноватый «Сбер»

Альфа-банк. Матерый, надежный участник банковского рынка, ему доверили свои деньги многие мои друзья-бизнесмены. Внезапно оказалось, что держать деньги в «Альфе» недешевое удовольствие. Причем, «Альфа» снимает сливки даже там, где этого не делает жадноватый «Сбер»: получение ключа клиент-банка, подключение интернет-банка, переводы на счета юрлиц и ИП тоже в целом дороже уже рассмотренной пятерки банков. Процент за снятие наличных тоже не самый низкий. Тариф «СтартАп», по-моему, явно не для стартапа. До свидания.

В итоге остался банк «Открытие». По заверениям банка, все должно было быть прекрасно: хорошие удобные тарифы, возможность работать со счетом максимально удаленно (это особенно устраивало, так как офисов у «Открытия» немного, головной находится на Садовом кольце, автомобилисты, вы меня поняли, да?)

Итак, что предложило мне «Открытие»: открытие счета 1300 рублей, обслуживание 750 рублей, беспроцентное снятие в любом банкомате по карте аффилированного Рокетбанка, бесплатное обслуживание карты, удобный и бесплатный интернет-банкинг.

На деле все не так радужно. Во-первых, рассмотрение документов заняло едва ли не неделю. В итоге, первично заявленный ими самими пакет бумаг банк не устроил и пришлось ехать в налоговую за дополнительным уведомлением. Минус в карму.

Самое веселое началось, когда я попробовала подключить интернет-банк.

Самое веселое началось, когда я попробовала подключить интернет-банк

Ребята, вы слышали, что Internet Еxplorer это прошлый век? Я не знаю никого, кто сегодня пользовался бы этим браузером. Вы позиционируете себя как молодой технологичный современный банк. Ну так откройте для себя Chrome, Firefox, Opera в конце концов. Explorer это просто неприлично, тем более, что вы не предлагаете ему никакой альтернативы и рядовому пользователю без посторонней помощи настроить всю эту систему практически невозможно.

Далее оказалось, что мобильное приложение именно для ИП - вещь практически несуществующая. По крайней мере ни у одного известного мне банка я такое приложение не обнаружила. И мне это кажется как минимум странным. Сегодня, когда практически вся наша жизнь так или иначе сосредоточена в планшетах и смартфонах, не иметь мобильного приложения для малого бизнеса – нонсенс.

Теперь любая несложная операция требует компьютера или ноутбука

В итоге теперь любая несложная операция требует компьютера или ноутбука (потому что «Открытие» оперирует исключительно флэшками, а, значит, ни планшет, ни телефон не помогут) и установленного неудобного несовременного браузера. Ну и целого бухгалтера впридачу. Эй, мы точно в XXI веке?

Еще оказалось, что «Открытие» не понимает разницы между просто адвокатом и адвокатским кабинетом. В результате пришлось переделывать карточку клиента, и это заняло ну очень много времени.

Для этого документы были отправлены в подразделение банка в Саратове. Да простят меня жители российских регионов, но по московским меркам решения принимаются крайне медленно, информация по маршруту Москва-Саратов-Москва следует со всеми остановками и опозданиями. Провинциальная неспешность непривычна и раздражает.

Так или иначе, но 7 рабочих дней при современных средствах связи, по-моему, чересчур. На мое недовольное удивление в банке отреагировали буквально «ачотакова?»

Во всех заполняемых мною документах целью открытия счета банком указывалось извлечение прибыли

Во всех заполняемых мною документах целью открытия счета банком указывалось извлечение прибыли: «Ну вы же ИП». Повторюсь – я не ИП, и, согласно указанному выше закону, не обязана получать прибыль. Я вообще могу, если захочу, оказывать свои услуги бесплатно.

Кстати, своей «зарплатной» карты у «Открытия» нет. Ну, или мне ее не предложили. Вместо этого дали бесплатную Visa от Рокетбанка. Единственное ее удобство – возможность бесконтактного платежа. Возможность снятия наличных ограничена очень небольшой суммой, которую можно снять за раз, мобильное приложение очень так себе, с ним мало что можно оплатить легко и просто. Ощущение, что Рокетбанк - это тоже какой-то стартап, причем не самый удачный.

В целом у меня создалось впечатление, что «Открытие» плохо понимает, что такое адвокатский кабинет, в чем его отличие от ИП.

В общем, «пока еще мы вместе», но я уже смотрю налево.

В общем, «пока еще мы вместе», но я уже смотрю налево

Если же всерьез говорить о выборе банка для малого бизнеса или вообще ненастоящего бизнеса вроде адвокатского кабинета, то идеалом был бы банк, с которым легко, надежно, мобильно, просто даже непрофессионалу, и недорого.

Будем искать.