Обзор ключевых показателей микрофинансовых организаций за 2016 год опубликован на сайте Банка России. По данным ЦБ, за 2016 год общий объем микрозаймов, выданных компаниями, вырос на 39,4% до 195,1 млрд руб. Большая часть микрозаймов (171 млрд руб.) пришлась на займы физлицам. Причем в структуре микрозаймов физлиц более половины (62,1%) займов выдавалось на короткий, до 30 дней, срок, в том числе и онлайн. 

Регулятор отметил, что объем выданных в 2016 году микрозаймов вырос несмотря на существенное уменьшение числа МФО — за год ЦБ сократил их количество почти на треть, или 1100 компаний. Это больше, чем число вновь вступивших в реестр в 2016 году компаний (696 организаций). В результате к концу 2016 года в реестре осталось порядка 2588 игроков. В обзоре поясняется, что "сокращение количества организаций по-прежнему в основном связано с работой Банка России по очищению реестра от недобросовестных игроков". При этом в 2015 году число исключенных компаний было вдвое меньше - на 12%, или 512 МФО. Большую часть ушедших с рынка компаний ЦБ исключил за нарушения законодательства, другие компании покинули рынок добровольно.

Несмотря на уменьшение числа работающих на рынке компаний, спрос на микрозаймы в 2016 году вырос

Впрочем, несмотря на уменьшение числа работающих на рынке компаний, спрос на микрозаймы в 2016 году вырос. Особенно активно это проявилось во втором полугодии 2016 года: за этот период компании заключили с клиентами более половины от всех заключенных в 2016 году договоров микрозайма. По словам гендиректора МФК «Быстроденьги» Юрия Провкина, в компании видят определенную динамику за счет новых клиентов, ранее не пользующихся услугами МФО. По его словам, скорее всего, на это влияют проводимые регулятором меры по сокращению серого рынка и повышению финансовой грамотности населения, к тому же хороший темп роста демонстрирует онлайн-сегмент.

«Второе полугодие традиционно является более активным на рынке микрокредитования, — указывает главный исполнительный директор МФК «Домашние деньги» Андрей Бахвалов. —Так, например, лето - время ремонта и строительства, когда население остро нуждается в дополнительных средствах, август – месяц отпусков и подготовка детей к школе, когда доходы не покрывают расходов, в декабре мы видим очередной скачок займов – в первую очередь, на подарки и новогодний стол». Кроме того, на рост выдач МФО повлияло и сокращение банковских офисов в период кризиса, при том что МФО активно работают в небольших населенных пунктах и даже деревнях.

На рост выдач повлияло перераспределение клиентуры покинувших рынок МФО

По мнению гендиректора онлайн-сервиса «Робот Займер» Сергея Седова, на рост выдач повлияло также перераспределение клиентуры покинувших рынок МФО среди других компаний, а еще высокий спрос на краткосрочные микрозаймы (в том числе и среди новых заемщиков). Кроме того, на рост выдач повлияли МФО, предоставляющие POS-займы (займы на товары и услуги).

При этом средняя сумма микрозайма, которую клиенты получали в МФО, снизилась. Так, например, средний чек по микрозайму для клиентов-физлиц в 2016 году снизился до 9 тыс. руб. (с 10,4 тыс. руб. в 2015 году). Чек по краткосрочным и онлайн-микрозаймам сократился на 0,2 тыс. руб. до 6,4 тыс. руб.

«Снижение средней суммы займов — долгосрочная тенденция, — поясняет Сергей Седов. —Объяснением стоит считать ежегодный прирост клиентов МФО. Беря займы впервые, новые клиенты предпочитают иметь дело с небольшими суммами (а во многих компаниях суммы более нескольких тысяч рублей новым заемщикам попросту недоступны), тем самым влияя на общую статистику». Также, по его словам, снижение связано с ростом объемов онлайн-кредитования, где максимальная сумма займа законодательно ограничена 15 000 рублей. Впрочем, не все участники рынка отмечают сокращение среднего чека по микрозайму. Так, по словам гендиректора сервиса онлайн-кредитования MoneyMan Бориса Батина, в 2016 году средняя сумма займа увеличилась за год на 23% до 12200 рублей.

Самым важным в 2016 году стало разделение МФО на два типа — микрокредитные и микрофинансовые компании (МКК и МФК)

Выделил ЦБ и основные регуляторные изменения, касающиеся рынка МФО. Самым важным в 2016 году стало разделение МФО на два типа — микрокредитные и микрофинансовые компании (МКК и МФК). Получение того или другого статуса зависит от капитала МФО (становиться МФК могут компании с капиталом не менее 70 млн руб.). Причем право привлекать деньги от клиентов-физлиц сохранили только компании, сумевшие получить статус МФК. На конец 2016 года таких компаний было немного (всего 5 штук), однако, сейчас их число заметно выросло. По разным оценкам, всего получить статус МФК смогут 50-100 компаний.

Участники рынка МФО считают, что объемы выдач микрозаймов продолжат расти и в 2017 году, хоть и меньшими темпами. По прогнозам Юрия Провкина, среднегодовой темп прироста объема выданных микрозаймов в 2017-2018 годах составит 10-20%. С рынка продолжат уходить игроки, не справляющихся с регуляторной нагрузкой, а также «серые» МФО. По оценкам Сергея Седова, в 2018 году выдачи вырастут на 10-15% за счет онлайн-кредитования и займов на товары и услуги. «Будет расти доля банковских МФО, еще активнее развиваться онлайн: его доля составит половину микрофинансового портфеля через 3 года. При этом наращивание клиентской базы пойдет меньшими темпами, — считает Юрий Провкин. — Офлайн-сегмент переходит в зрелую стадию развития, где основную долю составляют повторные заемщики — идет этап «переманивания» клиентов конкурентов».