Он привнесет серьезные изменения: ФНС расширяет спектр запросов по счетам и операциям юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также добавляет требования предоставлять сведения по физическим лицам.

Не каждый запрос подлежит исполнению

Один из выходов — реализовать в системе для электронного взаимодействия с ФНС функциональность автоматического поиска в тексте поступившего запроса определенных ключевых слов

Первое, о чем стоит сказать, — не каждый запрос от Федеральной налоговой службы банк обязан исполнять. В письме ФНС России от 29.05.2014 № ЕД-4-2/10322 есть разъяснение о том, что на запросы данных по физлицам финансовая организация должна отвечать только в том случае, когда они подтверждены резолюцией руководителя вышестоящего налогового органа. Если такой резолюции нет, то кредитное учреждение имеет право отказать в исполнении запроса. В связи с этим перед банками встанет вопрос: как автоматизировать процесс определения наличия этой резолюции в запросе? Ведь ручной метод разбора потребует дополнительных людских ресурсов и увеличения операционных расходов кредитного учреждения. Один из выходов — реализовать в системе для электронного взаимодействия с ФНС функциональность автоматического поиска в тексте поступившего запроса определенных ключевых слов, например таких, как «согласие», «руководитель», «подразделение». Наличие этих слов будет означать, что резолюция в документе есть. Определение ключевых слов, по которым возможно автоматизировать проверку необходимой резолюции, целесообразно делать после того, как в банк начнут поступать реальные запросы по физлицам.

Проблемы с идентификацией

Проблема идентификации также возникнет и при расхождениях в написании фамильно-именной группы в запросе и в базе банка на одну или несколько букв

Предположим, банк определил запрос от ФНС как тот, на который необходимо ответить. Тут может возникнуть проблема с идентификацией физического лица, о котором идет речь. Даже если в запросе от ФНС содержатся все необходимые данные о клиенте (имя, фамилия, ИНН и пр.), в базе банка, например, может не оказаться нужного ИНН, а людей с одинаковыми полными именами найдется сразу несколько. В таком случае банку следует отправить в ФНС ответ, что по присланным реквизитам идентифицировать физическое лицо невозможно. Проблема идентификации также возникнет и при расхождениях в написании фамильно-именной группы в запросе и в базе банка на одну или несколько букв. Это означает, что либо налоговая ошиблась в написании полного имени гражданина, либо присутствует ошибка в самой базе банка, либо, что самое вероятное, речь идет о другом человеке. В этой ситуации финансовая организация не может пойти по тому же пути, что и при взаимодействии с ФСФМ (Федеральной службой по финансовому мониторингу), когда при идентификации лиц, причастных к террористической деятельности, при совпадении в написании ФИО на 90% и более физлицо считается идентифицированным и в отношении него исполняется распоряжение органа власти. Это может привести к неправомерным действиям в отношении, например, однофамильцев. Гораздо правильней ставить такие запросы на ручную обработку, используя алгоритм поиска как подсказку для сотрудников банка.

Обращение к базам закрытых филиалов

Согласно законодательству, Федеральная налоговая служба имеет право в течение пяти лет запрашивать выписки по счетам клиентов, в том числе тех, которые обслуживались в уже не функционирующих подразделениях кредитных учреждений. Раньше это не доставляло особых неудобств, так как такие запросы приходили только по клиентам — юридическим лицам, которых, как правило, на порядок меньше, чем физических лиц, и банки не испытывали острой необходимости в подключении баз этих филиалов к своим автоматизированным системам. Но с вводом новых правил взаимодействия банков с ФНС объем запрашиваемых сведений резко возрастет, и у финансовых организаций появится необходимость постоянно обращаться к базам закрытых филиалов и искать там нужные сведения. Для этого им придется или осуществить достаточно трудоемкий перенос всей информации из баз закрытых филиалов в базы функционирующих офисов, или доработать эти устаревшие базы и интегрировать их в свои ИТ-процессы, чтобы АБС или система для обмена данными с ФНС могли запрашивать и получать оттуда необходимые сведения.

Списание средств с депозитных счетов клиентов

Банкам нужно реализовать в своих АБС процедуру исполнения инкассового поручения

Согласно Положению № 440-П, ФНС теперь может присылать поручения на списание средств с депозитных счетов клиентов — юридических лиц и ИП. К этой мере ФНС прибегает только в случае, если до этого в банк было направлено инкассовое поручение на списание средств со счета налогоплательщика, но в тот момент на этом счете не было денег. Списать денежную сумму с депозитного счета кредитная организация имеет право только после того, как закончится срок депозита (с учетом последней пролонгации). Однако есть вероятность, что после закрытия депозитного счета клиент переведет свои средства на другой счет. Поэтому, чтобы успеть выполнить поручение ФНС и удержать необходимые средства в пользу налоговой службы, банку нужно сразу по истечении срока депозита, установленного после последней пролонгации, перевести нужную сумму с депозитного счета на расчетный и уже с него произвести списание. Для этого банкам нужно реализовать в своих АБС процедуру исполнения инкассового поручения. Правила ее работы будут такими: поручение к депозитному счету исполняется только в случае, если не исполнено инкассовое поручение. Если к моменту истечения срока договора депозита инкассовое поручение не оплачено, то сначала депозит списывается на расчетный счет, а потом эти средства идут на исполнение инкассового поручения (при условии, что этих денег хватит, так как исполнение идет в порядке очереди). Также необходимо реализовать в АБС возможность вести список требований к депозитам, осуществлять их учет и отслеживать исполнение.

Сообщение о неисполнении или частичном исполнении требования

И, наконец, еще одно новшество, с которым столкнутся банки в конце августа, — теперь в случае невозможности исполнить полностью и в установленный срок инкассовое поручение, пришедшее от ФНС, кредитные учреждения должны уведомлять об этом госорган. Такое же сообщение они обязаны отправить при недостаточности средств для оплаты поступившего в банк поручения налогоплательщика по налоговым платежам и страховым взносам. Данное сообщение может быть дополнено информацией о том, что указанное поручение лежит в картотеке финансовой организации и будет исполнено сразу же, как это станет возможным. В связи с этим банкам придется разработать в АБС или в решении для электронного взаимодействия с ФНС функциональность для формирования и отправки в госорган сообщений о неисполнении (или частичном исполнении) поручений при их постановке в одну из картотек или в случае частичной оплаты.