Такие данные приводит компания EY в своем исследовании под названием «Проникновение финансово-технологических услуг в России и в мире» за июнь 2017 года. Лидером в этом плане является Китай (69%), за которым следует Индия (52%), затем идет Россия (43%), за которой идет Великобритания (42%). Средний индекс проникновения финтех-услуг в изученных EY 20 странах составляет 33%, а средний индекс проникновения на развивающихся рынках (Бразилия, Китай, Индия, Мексика и ЮАР) равен 46%.

Финтех-услуги освоили 46% жителей Москвы и Санкт-Петербурга, и 40% жителей городов-миллионников. По сравнению с прошлым годом индекс проникновения финтех-услуг в Москве и Санкт-Петербурге вырос сразу на треть - с 35% до 46%.

В исследование EY вошли 5 групп услуг: денежные переводы и платежи в режиме онлайн, финансовое планирование, накопление и инвестиции, денежные займы, а также страхование. К финтех-пользователям аналитики отнесли людей, воспользовавшихся двумя или более финтех-услугами за последние полгода.

В России большой популярностью пользуются услуги, характерные для развивающихся рынков

В целом, в России большой популярностью пользуются услуги, характерные для развивающихся рынков: онлайн-платежи (46%), перевод денег за рубеж (42%), а также небанковские денежные переводы (89%). Валютно-обменные операции в режиме онлайн осуществляет всего 18% россиян, однако, по оценке EY, этот показатель в будущем может утроиться. Также перспективны и возможности оплаты через телефон – число мобильных пользователей способно вырасти с нынешних 54% до 84%.

Несмотря на интерес к финтеху, россияне предпочитают общаться с банками по телефону (64%) и не ленятся ходить в отделение - 98% респондентов лично посетили банк за последние полгода. Причем 79% финтех-пользователей были в банке хотя бы раз за последний месяц, а 46% заходили туда несколько раз.

98% респондентов лично посетили банк за последние полгода

Интерес к финтех-услугам не связан с уровнем доходов: 57% пользователей зарабатывает на семью менее 70 тыс. рублей в месяц. В регионах доля таких потребителей еще выше — 67%. При этом не наблюдается значимого различия в плане образования между финтех-пользователями и теми, кто никогда не пользовался такими услугами. Средний возраст финтех-пользователя составляет 38 лет, 66% потребителей моложе 45 лет, и только 10% респондентов старше 55 лет.

Перспективы виртуальных банков

Никогда в жизни не пользовались финтех-сервисами 49% россиян

Никогда в жизни не пользовались финтех-сервисами 49% россиян. При этом услугами виртуальных банков пользуется лишь 21% россиян, а не доверяют им 11%. Тем не менее, перспективы данных банков EY называет «значительными». 26% пользователей финтех-сервисов, еще не являющихся клиентами виртуальных банков, заинтересованы в их услугах. Абсолютно все финтех-пользователи имеют банковские карты, а 82% — карты двух и более банков. Потребители финтех-услуг часто обращаются к онлайн-ресурсам своего банка: 75% делают это хотя бы раз в неделю.

Интересно, что приверженцы финтеха очень лояльны своему основному банку. Они не возражают против того, чтобы банки передавали данные о финансовых операциях провайдерам финансовых услуг при условии получения надлежащих гарантий безопасности (38% против 26% в среднем). А 28% пользователей в возрасте до 25 лет готовы и вовсе поручить кому-то другому заниматься их финансами.

Новые услуги

Драйверами роста в России являются также и услуги, типичные для развитых рынков

Впрочем, россиянам не чужды и услуги, популярные в развитых странах. «Оптимизм вызывают выводы исследования о том, что драйверами роста в России являются также и услуги, типичные для развитых рынков. Большой интерес проявляется к инструментам анализа расходов и планирования, к страхованию с помощью систем телематики, а также к нетрадиционным банкам, предоставляющим услуги в режиме онлайн. Мы спросили финтех-пользователей о том, какие услуги они собираются попробовать впервые. Лидерами стали валютно-обменные операции в режиме онлайн (30%), а также страховые услуги — страхование с использованием телематики (24%) и медицинское страхование с применением устройств, отслеживающих физическую активность пользователя (23%)», - поясняет управляющий партнер EY по России Александр Ивлев.  

За счет кого будет расти рынок

88% россиян хотя бы однажды пользовались финтех-услугами, и многие говорят о намерении попробовать и другие сервисы в ближайшее время. По подсчетам EY, к 43% финтех-пользователей может прибавиться до 40% других интернет-пользователей. В первую очередь, это будут люди, в меньшей степени заинтересованные в банковских услугах. Они реже ходят в банк — только 26% посетили его за последний месяц против 40% финтех-пользователей. 51% из них имеют карту более одного банка, тогда как среди финтех-пользователей таких респондентов гораздо больше - 74%.

Интерес к финтеху в мире

Чтобы было понятней, как Россия выглядит на фоне других стран, стоит упомянуть о том, что средний индекс проникновения финтех-услуг в вошедших в исследование странах составляет 33%. При этом средний индекс проникновения на развивающихся рынках (Бразилия, Китай, Индия, Мексика и ЮАР) – 46%. 55% глобальных потребителей используют финтех-услуги при осуществлении денежных переводов и платежей. 13% респондентов из 20 стран являются суперпользователями, это значит, что они постоянно пользуются, как минимум, пятью финтех-услугами.