— В группу ВТБ входит сразу несколько банков, которые сейчас находятся в процессе объединения. Скажите, пожалуйста, вы уже используете единый подход при разработке мобильных приложений для корпоративных клиентов всех банков или над ними пока работают разные разработчики?

— До начала процесса объединения в каждом банке группы ВТБ были свои системы ДБО и свои разработчики. Сейчас при разработке приложений мы движемся где-то параллельно, а где-то врозь, но в будущем, после объединения, планируем прийти к общим приложениям.

— Что будет происходить с разработкой корпоративных приложений в свете объединения банков Группы ВТБ?

— Процедура объединения сложная, она включает помимо вопросов по ИТ много юридических моментов. Говорить о том, как будут выстроены процессы разработки, можно будет лишь в конце объединения. 

— Какие функции мобильных приложений для юридических лиц вы считаете перспективными?

Скорость - это тоже товар, по этой причине моментальное проведение платежей - перспективный продукт

— Все банки продают примерно одни и те же услуги, так сложилось исторически. Перспективными я лично считают функции расширенной аналитики и возможность предложения умных услуг, соответствующих потребностями конкретного клиента. Например, если клиент регулярно покупает валюту, то стоит предусмотреть для него возможность подбора привлекательного курса. Скорость - это тоже товар, по этой причине моментальное проведение платежей - перспективный продукт. Огромную роль играет безопасность доступа к мобильным приложения. Способность одновременно обеспечить безопасный доступ и простоту использования – это перспективное направление для развития приложений. 

При работе с корпоративными клиентами мы фокусируемся на развитии приложений для iOS, потому что именно им пользуется большинство наших клиентов. 

— Как у вас распределяются доли пользователей приложений для iOS, Android и Windows Phone?

В массовом сегменте и сегменте малого и среднего бизнеса Android перехватывает лидерство у iOS

— iOS пользуется большинство наших корпоративных клиентов. Однако доля устройств на Android растет, и этот рост ускорится по мере развития мобильной платформы. Тем не менее, ситуация может изменится в любой момент, и доли пользователей разных платформ изменятся. Я не сомневаюсь, что в массовом сегменте и сегменте малого и среднего бизнеса Android перехватывает лидерство у iOS.

В ближайшем будущем мы не планируем развивать приложение для Windows Phone. Однако в 2018 году, когда будет активно расти массовый сегмент, приложение для Windows Phone обязательно появится.

Инвестиции должны приносить прибыль, поэтому сейчас мы, в первую очередь, развиваем iOS.

— Как вы обеспечиваете безопасность использования мобильных банков для корпоративных клиентов?

— Вопрос обеспечения безопасности мобильных приложений и систем ДБО является одним из самых важных для банков группы ВТБ, и требования к безопасности у нас очень высокие. Мы соблюдаем требования Банка России, а также свой внутренний регламент. Все наши предложения проходят внутренний аудит. Кроме того, для аудита наших системы мы привлекаем различные внешние организации, которые проводят тестирование безопасности. 

Если у банка возникает подозрение в том, что канал был скомпрометирован, то система переводит клиента на другой канал взаимодействия

Вопросы обеспечения безопасности не ограничиваются рамками мобильного приложения. Мы так или иначе оцениваем качество работы самого приложения и каналы взаимодействия клиента и банка. Если у банка возникает подозрение в том, что канал был скомпрометирован, то система переводит клиента на другой канал взаимодействия, например, голосовой, или предлагает ему перейти в личный кабинет для подтверждения своих действий. 

Для обеспечения безопасности услуги мобильного банка необходим комплексный подход на всех уровнях. Поэтому при обработке документов мы также используем внутренние системы фрод-мониторинга, чтобы оценивать и проверять попытки применения методов социальной инженерии и мошеннических действий.

— Некоторые банки сейчас приводят свои мобильные приложения и интернет-банк к единому виду: обеспечивается одинаковый набор функций и создается похожий интерфейс. Что вы думаете об этом?

— На мой взгляд, на рынке сейчас наблюдается такой тренд. Традиционно клиенты из корпоративного сегмента пользовались для своих нужд интернет-каналом. Однако сейчас растет потребность в мобильных приложениях и увеличивается количество их пользователей.

Я считаю, что перенос клиента с веб-интерфейса на мобильные приложения не всегда оправдан. Не стоит вынуждать людей переходить на устройства, которые могут им казаться неудобными. Переход с рабочих станций на мобильные устройства не всегда оправдан. В системе ДБО наши клиенты планомерно работают целый рабочий день, поэтому некоторые функции не стоит переносить в мобильное приложение. 

Наше мобильное приложение будет развиваться параллельно веб-каналу, его функциональное обогащение будет отталкиваться от потребностей крупных клиентов. Начав с самых востребованных функций, мы будем развиваться до максимального продуктового ряда.

— В России сейчас работает три сервиса оплаты с помощью телефонов: Apple Pay , Samsung Pay и Android Pay. Сбербанк объявил о внедрении эквайринговых решений на базе этих сервисов для компаний, у которых есть мобильные приложения. Насколько эта тема интересна ВТБ?

— Конечно же эта тема интересна ВТБ, мы нисколько не отстаем от Сбербанка и других банков. В ВТБ24 есть и Apple Pay, и Android Pay, и Samsung Pay. Но, поскольку мы говорим про корпоративных клиентов и обслуживающие задачи этого сегмента системы, то сейчас эти сервисы не востребованы клиентами корпоративного сектора.

Сейчас у нас имеется некоторая разнородность платформ, но после объединения банков группы ВТБ все перечисленные сервисы будут развиваться под единым брендом в едином ключе большого банка ВТБ.