На брифинге спикер подвел предварительные итоги по розничному бизнесу Сбербанка за первый квартал 2017 года и рассказал об agile-трансформации розничного бизнеса.

Agile home, расположившийся на Кутузовском проспекте,— это новый офис Сбербанка. В нем, в соответствии с подходом agile, разрабатываются розничные продукты и услуги.

— Сбербанк видит необходимость agile-трансформации своего бизнеса. Agile-манифест — это не что-то, придуманное Сбербанком, а манифест, который создали больше 30 лет назад. Именно тогда IT-компании впервые выработали для себя эти принципы. Они имели во многом философский смысл, но за ними стоят конкретные процедуры и регламенты. Мы понимаем, что вынуждены все больше конкурировать в сфере разработки IT-приложений, и потому не можем работать по-другому,— сказал Александр Торбахов.

В новом офисе сотрудники розничного блока и IT трудятся вместе, решая какие-то конкретные задачи. Одна из основных целей — ускорить срок вывода на рынок идей и продуктов. Сейчас эти сроки иногда могут составлять года два, а то и больше. Планируется сократить их до нескольких месяцев.

— Мы пытаемся не быть просто банком, то есть просто проводить платежи, выдавать кредиты, открывать вклады, а решать потребности клиента в целом. То, что вчера было нормой для клиента (заполнение анкет, проведение в отделении много времени для подачи заявки и т. д.), сейчас уже уходит в прошлое. Теперь можно оформить кредит или вклад без визита в банк,— сообщил спикер.

Например, сама по себе ипотека человеку не нужна, ему требуется купить жилье, желательно просто и быстро. Сервис «Домклик» позволяет клиентам Сбербанка получить кредит через интернет и другие сопутствующие решению квартирного вопроса сервисы.

Сбербанк продолжает движение с клиентами в цифровой мир, что удобно людям и выгодно нам

Говоря о ставках на рынке ипотеки, Александр Торбахов отметил, что Сбербанк снизил ипотечные ставки, возвращаясь по этому показателю к уровням 2010–2012 годов. По некоторым программам получить жилищный кредит можно даже под 8,4%. Ставки по потребительским кредитам тоже снижаются.

Клиенты, которые взаимодействуют с банком по цифровым каналам, получают дополнительные преференции. И эта тенденция продолжится.

— Сбербанк продолжает движение с клиентами в цифровой мир, что удобно людям и выгодно нам,— заявил Торбахов.

На рынке кредитования физлиц доля Сбербанка выросла (хотя и не такими темпами, как раньше) — меньше, чем на 1% за четыре квартала.

Спикер отметил активное участие банка в запуске карты «Мир». На сегодняшний день банк эмитировал 2,5 млн этих карт, и «их эмиссия будет планомерно расти».

— Очень большой акцент мы делаем на всевозможные способы заплатить без карты. Карта как физический носитель довольно скоро исчезнет. Мы верим, что этот кусок пластика — лишний. Его просто заменить на оплату с помощью смартфонов,— говорит спикер.

Точные прогнозы насчет того, когда пластик превратится в простой артефакт, он не дал. Ясно, что речь идет не о ближайшей паре лет, а может быть, и десятилетий. Пока за год количество активных пользователей карт Сбербанка выросло на 10%.

— Удаленные каналы обслуживания — это будущее, в которое мы верим. Мы верим в то, что клиенты будут все активнее ими пользоваться. Сейчас мы очень много усилий тратим на их функциональное развитие. Наше мобильное приложение должно превратиться в полнофункционального финансового помощника клиента. Много наших клиентов пользуется цифровыми сервисами: почти 50 млн (это 60% нашей активной клиентской базы). И я думаю, эти цифры будут и дальше расти,— уверен Александр Торбахов.

Еще один важный для банка проект — эквайринг.

— Можно сказать, что эквайринг — это дороги, по которым ездят машины (машины — это карты). Наша стратегия — агрессивное развитие эквайринговой сети. Количество торговых точек выросло на 30%, обороты растут еще более высокими темпами,— сообщил Торбахов.

Хотя еще лет пять назад было мнение, что россияне не будут пользоваться картами. Но «как только дали людям нормальный сервис, так и стали платить».

Сегодня одним из поводов прихода в Сбербанк нового клиента является то, что ему нужна карточка банка

Что касается депозитов, то темпы привлечения средств физлиц снизились. Но если раньше Сбербанк терял свою долю на рынке, то за последние несколько лет ее удалось стабилизировать и даже прирастить. На сегодня — 11 трлн руб. привлечений. В основном вклады открывают в рублях.

Платежи и переводы — еще один пункт стратегии Сбербанка. 17,5% в структуре платежей составляют автоплатежи. По данным за первый квартал 2017 года, было выставлено 30 млн смарт-счетов, 1,5 млн из них оплачено.

«Хитом Сбербанка» Торбахов назвал переводы. Сегодня одним из поводов прихода в Сбербанк нового клиента является то, что ему нужна карточка банка, чтобы переводить или получать деньги от других клиентов кредитной организации (своих родственников, друзей). Темпы роста этой p2p-услуги составили 53% за год.