Надо понимать, что нельзя играть в блокчейн как в технологию ради технологии: слово это модное, всем хочется приобщиться, но если нет понимания бизнес-кейса, нет гипотезы о том, как это дальше можно использовать, то ничего не получится. Очень большая неприятность может быть в том, что команда, которая будет делать такой эксперимент, увидит, что ее труд оказался никому ненужным, что он не дошел до конечного потребителя. В этот момент у людей могут «погаснуть глаза» и следующий кейс они станут делать с немного другим эмоциональным настроем. Важно избежать такой демотивации.

Не стоит также полагаться только на собственные силы. Это очень большая ошибка

Частенько айтишники думают так: сейчас мы покажем классную технологию и все ее тут же захотят. К сожалению, это случается нечасто. Лишь при наличии бизнес-идеи есть шанс на то, что новая технология будет успешно запущена в промышленную эксплуатацию.

Не стоит также полагаться только на собственные силы: мы в википедии что-то прочитали и сейчас сами все сделаем. Это очень большая ошибка. Технология блокчейн – новая, сырая, постоянно дорабатывается. В ней нет какого-то железобетонного стандарта. И здесь самое правильное – идти в комьюнити. Любое: российское, международное, с другими банками, со стартапами. Чем больше людей сейчас экспериментирует и делится этими результатами, тем всем в итоге будет лучше. Замкнуться в себе и решить, что мы сейчас сделаем внутри себя какой-то прорывной продукт и порвем рынок, пока еще опасно.

В философии блокчейна изначально заложено отсутствие централизованного контроля, управления, наблюдения кем-то из регуляторов. Это совсем другая бизнес-модель. Она настолько другая, что говорить сейчас о том, что же она даст клиенту банка, довольно сложно.

Блокчейн – еще одна технология, которая позволяет удешевить то, во что банки обычно вкладываются

Клиенты как всегда хотят больше за меньше. Они желают получить все и желательно бесплатно. В этом смысле блокчейн – еще одна технология, которая позволяет удешевить то, во что банки обычно вкладываются (в железо, в человеческий капитал), и потом закладывают это в конечную цену продукта.

В отличие от других модных технологий, блокчейн не предполагает высокий порог входа, уже сейчас этим может заняться любой банк. Нужно лишь желание. Здесь нет никаких ограничений. Здорово, если это станут делать локальные банки. Там это может получить большее развитие, чем у крупных игроков, зачастую неповоротливых. Потому что раскрутить внутри крупного банка эту историю на самом деле не так-то и просто.