Руководитель направления исследований финансовых технологий Аналитического центра НАФИ Сергей Антонян

Главные игроки рынка электронных средств платежа (ЭСП) — это банки, операторы электронных денежных средств и мобильные операторы связи.

Кредитные организации занимают здесь большую долю: они владеют своими сетями банкоматов, имеют лучшую культуру в обращении с клиентом и находятся ближе к регулятору. Все это позволяет им удерживать лидерство на рынке платежей по объему услуг.

Второе место занимают компании—операторы электронных кошельков, которые уже имеют сложившуюся клиентскую базу и не уступают по ассортименту услуг банковскому сектору, но в большей степени оптимизированы для работы с онлайн-аудиторией.

Конкуренция происходит преимущественно в области тарифной политики и партнерских программ с торгово-сервисными предприятиями

На третьем месте — операторы мобильной связи. Этот сегмент окончательно сложился в начале 2017 года, когда вся четверка основных операторов обзавелась собственными предложениями для рынка ЭСП. Их можно назвать новыми игроками, пока еще с маленькой долей рынка. В ближайшие год-два они будут расти за счет огромной базы абонентов и выгодных финансовых условий.

В целом по удобству совершения платежей, скорости проведения транзакций, функциональным возможностям продуктов между основными игроками нет серьезных различий. Конкуренция происходит преимущественно в области тарифной политики и партнерских программ с торгово-сервисными предприятиями.

Банковские карты

В России первые электронные банковские карты появились в начале 90-х годов.

Несмотря на то что глубина проникновения использования банковских карт уже достаточно высока (1,7 карты на человека на конец 2016 года), рынок ЭСП ежегодно растет на 3–5% по количеству используемых карт (приоритет остается за дебетовыми картами). Россияне все чаще используют банковские карты для совершения покупок товаров и услуг. Последние несколько лет количество таких операций ежегодно росло примерно на треть.

В денежном выражении операции по снятию наличных в банкомате примерно в два раза превышают безналичные платежи

Согласно исследованию НАФИ, у подавляющего большинства россиян (73%) есть банковские карты, примерно у трети их две или более. При этом большинство постоянно имеют при себе и регулярно пользуются только одной из них. Четверть наших сограждан не имеет ни одной карты (24%): в основном это люди со средним специальным образованием и ниже, молодежь до 24 лет, а также люди старше 45 лет. Две и более карты чаще имеют граждане с высшим образованием, в возрасте 25–44 лет.

Частота использования населением банковских карт как платежного средства растет, в то время как частота операций по снятию наличных остается неизменной. В денежном выражении операции по снятию наличных в банкомате примерно в два раза превышают безналичные платежи. В 2016 году доля операций по оплате товаров и услуг банковскими картами составила порядка 80% от всех транзакций, проведенных с помощью платежных карт.

Согласно данным ЦБ, количество банковских карт, эмитированных кредитным организациями, растет. Объем эмиссии увеличился за 2016 год на 4,5%, до 254,8 млн.

Количество расчетных и кредитных карт, эмитированных кредитными организациями

Источник: ЦБ РФ

Эмиссией и (или) эквайрингом платежных карт на конец 2016 года занимались 439 из 623 кредитных организаций. Их количество из-за политики ЦБ по оздоровлению банковского сектора постепенно снижается.

Количество кредитных организаций, осуществляющих эмиссию и (или) эквайринг платежных карт, на 1 января

Источник: ЦБ РФ

Структура расчетных и кредитных карт, эмитированных кредитными организациями на 1 января 2017 года

Источник: ЦБ РФ

ДБО и интернет-торговля

Сейчас бурный рост претерпевает развитие дистанционного обслуживания на базе приложений для смартфонов. Количество распоряжений по платежам, поданных в кредитные организации с использованием мобильного телефона, за последние три года росло примерно на 100% ежегодно. Однако в денежном выражении их доля от всего объема распоряжений (включая распоряжения на бумажных носителях) в 2016 году составила лишь 0,67%.

Мощным драйвером рынка ЭСП является интернет-торговля. По итогам 2016 года объем рынка e-commerce в России вырос на 21%, до 920 млрд руб. Россияне все чаще делают выбор в пользу покупок в зарубежных интернет-магазинах. Так, в прошлом году импорт посылок, заказанных онлайн, увеличился на 37% в денежном выражении и составил 301,8 млрд руб., достигнув трети всего рынка отечественной интернет-торговли. Китайский AliExpress стал самым популярным у нас интернет-ритейлером.

Еще одним драйвером развития ЭПС сегодня являются технологии бесконтактных платежей, реализованные как в банковских картах, так и с помощью мобильных телефонов, которые оснащены технологией NFC.

Электронные денежные средства

Электронные денежные средства (ЭДС) в России появились позже, чем банковские карты. Количество операторов электронных денежных средств последние три года практически не меняется.

Количество банков против количества операторов электронных денежных средств (в ед.)

Источник: ЦБ РФ

Несмотря на стабилизацию числа операторов ЭДС и количества электронных кошельков, количество транзакций растет. Главными драйверами этого роста стало развитие онлайн-продаж и переводов.

Количество и объем операций с использование ЭСП для перевода ЭДС (в млн ед./млрд руб.)

Источник: ЦБ РФ

Тренды

Конкуренция между игроками рынка ЭПС росла, и, чтобы удержать клиентов и привлечь новых, банки стали активно применять программы лояльности. Операторы электронных денег, конкурируя с банками на их поле, начали выпускать платежные карты и оказывать услуги платежного сервиса, сопоставимые с банковскими. Впоследствии операторы мобильной связи стали самостоятельными игроками, начав выступать в роли операторов средств платежа. В этом им помогли обширная клиентская база, инфраструктура и опыт. Сейчас уровень конкуренции между тремя сегментами находится на пике.

Конкуренция банков и небанковских организаций на рынке платежных услуг может иметь несколько последствий для эффективности осуществления розничных платежей и функционирования традиционных платежных систем.

  1. Расширение набора альтернативных способов платежей для конечных пользователей, обеспечение более быстрого или круглосуточного обслуживания, повышение уровня финансовой доступности, снижение себестоимости обработки платежей и, соответственно, размера комиссий.
  2. Небанковские организации могут начать конкурировать с банками в поиске новых рынков для определенных видов платежей.
  3. Банки будут вынуждены развиваться в технологическом смысле, разрабатывая и внедряя собственные инновации.

 

Рост конкуренции на рынке платежей

Фаза 1

Фаза 2

Фаза 3

Фаза 4

Фаза 5

Банки полностью владеют рынком платежей. Появление банковских карт — ЭПС

Развитие банковской сферы. Рост количества банков. Появление электронной коммерции. Появление новой ниши платежных услуг и занятие ее операторами электронных кошельков

Усиление конкуренции в банковской сфере. Начало партнерства с игроками транспортного и розничного сектора, мобильными операторами по формированию программ лояльности и выпуску кобрендинговых карт

Дальнейшее усиление конкуренции в банковской сфере. Развитие мультибрендовых карт. Начало выпуска собственных платежных карт альтернативными игроками рынка платежей («Яндекс.Деньги»)

Начало выпуска собственных платежных карт мобильными операторами