Накануне кризиса 2008–2009 годов рынок кредитных карт демонстрировал стабильный рост. Пластик становился все более востребованным среди банковских клиентов. И в 2007, и в 2008 годах общерыночный карточный портфель показывал годовой рост 20%. Лидирующие позиции в сегменте кредитных карт на тот момент занимали «Русский стандарт», «Хоум кредит», которые активно развивали перекрестные продажи кредитных карт, а также Ситибанк, продвигавший продукт на предприятиях. В 2007 году ряды игроков карточного рынка пополнили такие банки, как «Ренессанс кредит», мы также начали развитие это направление с перекрестных продаж, Тинькофф банк, который выбрал основным каналом продаж интернет, Кредит Европа банк, Бинбанк. Конкуренция за клиентов среди кредитных организаций начала принимать новые масштабы.

После кризиса рынок кредитных карт быстро восстановился. В 2010-м он продемонстрировал рост 18%. В 2011-м этот показатель был — 68%

В конце 2008 года наступили непростые времена для всех сфер экономики, в том числе и банковского бизнеса. Многие кредитные организации были вынуждены временно приостановить кредитование или совсем свернуть деятельность в определенных направлениях. Безусловно, на карточный бизнес это также повлияло. По итогам 2009 года общерыночный портфель продемонстрировал снижение на 4,5%. Однако среди сегментов необеспеченного кредитования этот показатель был наименьшим. Кредиты наличными за тот же период сократились на 14%, а POS-займы потеряли сразу 25%. Такая «сдержанная» реакция карточного рынка стала следствием особенностей самого продукта, а именно револьверности кредитного лимита — его автоматического восстановления после погашения. Поэтому даже когда выдачи новых кредитных карт уменьшались такими же темпами, как и выдачи новых кредитов, общий объем карточного портфеля имел отличную от других сегментов кредитования динамику — большинство действующих клиентов продолжали пользоваться своими кредитными картами как обычно.

После кризиса рынок кредитных карт восстановился очень быстро. Уже в 2010-м он продемонстрировал рост 18%. В 2011-м этот показатель был еще более внушительным — 68%, а в 2012-м и вовсе составил 92%. Кризисные периоды в экономике всегда способствуют росту уровня финансовой грамотности населения. А кредитные карты с точки зрения навыков их правильного применения — самый требовательный продукт по сравнению с другими видами розничных займов. Поэтому повышение финансовой грамотности россиян, в том числе, способствовало тому, что карточки смогли показать такие высокие результаты. Но эта причина далеко не единственная.

Количество кредитных карт, эмитированных кредитными организациями, тыс. шт. (на 1 января)

Источник: Центральный банк

 

В 2010 году кредитные карты стали приоритетным направлением для многих российских банков. Чтобы повысить интерес клиентов к продукту, финансовые институты начали использовать различные способы продвижения. В это время большую популярность приобрел кобрендинг в разных его форматах: получение миль, бонусов и прочих преимуществ от партнеров за использование карточки. Банки разрабатывали и собственные программы лояльности для держателей пластика. Одной из самых востребованных опций была функция cashback, когда, расплачиваясь карточкой за товары или услуги, клиент получает определенную сумму от совершенной покупки обратно на счет, а значит, экономит на своих тратах. Таким образом, в глазах потребителей кредитные карты становились все более выгодным платежным инструментом по сравнению с наличными.

С распространением NFC-технология на нашем рынке кредитная карта начала меняться с точки зрения форм-фактора

Следствием бурного развития рынка кредитных карт стал рост мошенничества в этой сфере, и банки начали активно внедрять новые технологии, повышающие безопасность использования карточек. Повсеместное распространение получила технология 3D-secure, которая требует от держателя пластика подтверждать каждую операцию по карте специальным одноразовым паролем, если он оплачивает покупки в интернет-магазинах, поддерживающих эту технологию. В то же самое время банки приступили к выпуску карт с чипом. Данные, которые записаны на чипе, надежно защищены. Скопировать их для использования в мошеннических целях практически невозможно. Внедрение этой технологии сделало карты более надежным и безопасным платежным инструментом.

Параллельно с чипами появилась NFC-технология, существенно повышающая скорость проведения операций по оплате карточкой товара или услуги. Наличие NFC позволяет держателю пластика рассчитываться за мелкие покупки «в одно касание», в большинстве случаев не вводя пин-кода. С распространением этой технологии на нашем рынке кредитная карта начала меняться с точки зрения форм-фактора.

Нашло свое отражение в карточном бизнесе и активное развитие интернета в нашей стране. Банки массово стали переходить к обслуживанию клиентов через дистанционные каналы, которые позволяют не только оформить кредитную карту, но и совершать операции по оплате услуг и переводу средств, не выходя из дома.

Спрос на кредитные карты в кризисные периоды повышается. Для многих людей потребность в наличии «финансовой подушки» становится очень актуальной

В 2013 году рынок кредитных карт перешел в стадию замедления. Темпы роста снизились более чем в два раза по сравнению с 2012-м и составили 41%. Замедление объясняется эффектом масштабов, которых достиг карточный бизнес. Что касается трендов, то фокус сохранился на увеличении клиентской выгоды от использования пластика и, как следствие, повышении лояльности к продукту и банку, а также на безопасности операций по картам.

Последние три года были достаточно непростыми для всего банковского бизнеса, в том числе и сегмента кредитных карт. Если в 2014-м рынок еще показывал положительную динамику — рост год к году составил 18%, то уже по итогам 2015-го эти показатели перешли в отрицательную зону — сегмент сократился на 5,4%. В 2016-м снижение составило 3,8%. Конечно, по сравнению с другими сегментами необеспеченного кредитования, падение было небольшим — вновь сработали особенности продукта. К тому же спрос на кредитные карты в кризисные периоды повышается. Для многих людей потребность в наличии «финансовой подушки» становится очень актуальной. А с этой точки зрения кредитные карты являются самым удобным розничным кредитным инструментом.

Конкуренция среди банков за качественных клиентов приобрела новые форматы и масштабы. Люди все более осознанно стали пользоваться кредитками, что привело к росту доли «грэйсеров». Это особая категория клиентов: они удовлетворяют за счет кредитных средств свои потребности, а потом возвращают банку долг в течение установленного льготного периода кредитования и не платят при этом никаких процентов. Выстроить грамотную и эффективную работу с «грэйсерами» — одна из основных задач для современного карточного банка. Поэтому кредитные организации сфокусировались на развитии высокотехнологичных сервисов, обеспечивающих удобство использования карты, на создании и продвижении различных программ лояльности для держателей пластика, а также стали экспериментировать с карточными продуктами с точки зрения форм-фактора — карты «обосновываются» в смартфонах, часах, браслетах.

За последние три года наш карточный рынок стал более профессиональным. Важным событием было создание в 2014 году Национальной системы платежных карт. В то же время банки, случайно зашедшие в сегмент в период бурного роста и высоких доходов, свернули здесь свою деятельность.

Перспективы дальнейшего развития карточного рынка видятся в следующих направлениях.

  • Банки все более активно будут работать с существующей клиентской базой, предлагая держателям пластика новые способы его выгодного использования.
  • Карточные продукты будут все больше ориентированы на интернет-покупателей. Число онлайн-шоперов каждый год увеличивается, и банкам необходимо разрабатывать и предлагать этим покупателям какие-то особые продукты и сервисы, которые будут максимально удовлетворять потребности потребителей.
  • Важную роль в дальнейшем развитии карточного бизнеса станут играть финтехкомпании, тесно интегрированные с банками.
  • Продолжится эволюция карточки как форм-фактора.